Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Модернизация российского образования рассчитана на несколько лет

«Мы должны понимать одну простую истину: достаточно бюджетных денег на образование может быть либо при развитом капитализме, либо при развитом социализме. Нам пока не грозит ни то, ни другое».

Модернизация российского образования рассчитана на несколько лет

Владимир ФИЛИППОВ – доктор физико-математических наук, профессор, министр образования РФ, академик Российской академии образования, почетный доктор РАГС

Российское образование строится на двух принципах – системности и стандартизации, что призвано в какой-то степени сохранить фундаментальность российского образования и в школе, и в вузах. Да, от этого некоторые страны отказались, никаких стандартов нет, например, в Америке, нет их и в Англии. И у нас тоже есть уже корпоративные университеты, скажем, в нефтяной, газовой промышленности, где принципы образования отвечают интересам корпорации и подход к подготовке специалистов прагматический. Но в целом мы намерены сохранить и принцип системности, и принцип стандартности на всех уровнях российского образования, о модернизации которого сейчас так много говорят. Поработать предстоит на всех уровнях образования: дошкольном, школьном, при переходе из школы в вузы. Коротко о том, что предстоит сделать.

1. Дошкольное образование. Это детские сады (8 млн. чел.). Здесь есть проблема равного старта: половина детей приходит в первый класс после дошкольного образования, половина – нет. Одни уже умеют читать и теряют интерес к происходящему, а другим трудно, они теряются рядом с продвинутыми. Мы примем стандарт, чтобы было известно, как подготовить ребенка к обучению в начальной школе. Стандарт нужен еще и для того, чтобы не шли поборы с родителей. Например, основы чтения, основы письма дети должны получать обязательно и бесплатно. Но в то же время стандарт должен давать возможность детским садам зарабатывать на дополнительных образовательных услугах. Например, фехтование, иностранные языки, пожалуйста: если родители хотят, пусть доплачивают.

Экономика дошкольного образования тоже будет меняться. Пока, начиная с 1992 г., действует постановление Верховного Совета России о платных детских садах, принятое в эйфории после крушения советской власти. Согласно постановлению, стоимость оплаты за детские сады составляет для всех – для богатых и для бедных – 20% от себестоимости. Эту систему надо менять. По Конституции у нас образование бесплатное и доступное, образование, а не содержание ребенка. А вот за содержание надо брать от 100% с богатых и до 0% с бедных. Должна быть другая экономика дошкольного образования и содержания в детских садах.

2. Школа. Самые сложные проблемы накопились именно в школе, которой теперь уже надо помогать. В школе есть три основные, главные проблемы – содержание школьного образования, экономика школы, управление. По всем трем направлениям будут приняты серьезные решения.

Содержание образования: чему учить? Уже три года 1734 школы отрабатывают новое содержание школьного образования по следующим основным направлениям: начало школьного обучения (не с 7 лет, а с 6); иностранный язык со второго класса; изучение основ владения компьютером (не основ информатики) в начальной школе; введение в программу предметов, которые готовят школьника к жизни, основ экономики, права; больше часов выделить на физкультуру (пока 34 часа в неделю, а в дальнейшем – хотя бы час в день, чтобы обеспечить двигательную активность школьника); обязательная разгрузка 9летней школы от изучения тонких разделов физики, химии и биологии и перенос их в профильную школу; введение 9-го пред-профильного класса, чтобы человек мог грамотно и осмысленно выделить свой профиль; введение профильного обучения в старших классах, чтобы ребенок мог выбрать 45 предметов и изучать их углубленным образом (взамен репетиторства, платных курсов, чтобы школьник смог максимально подготовиться к обучению в вузе). Система профильного обучения очень непроста, к ней надо готовиться серьезно, потому что есть колоссальная разница между профильной школой и профильным обучением. В стране 65 тысяч школ, из них две трети – в которых, как правило, один выпускной класс и в нем 810 выпускников. И в этом выпускном классе надо обеспечить все профили: и естественнонаучный, и технический, и гуманитарный, и социально-экономический. Вопрос о введении профиля ставится таким образом: по каждому предмету школьной программы будет разработана базовая программа и программа углубленная. А школьник для себя сможет выбрать предметы или на базовом уровне, или на углубленном. Но реализовывать это мы пока не готовы, и спешить здесь нельзя. Я доложил на правительственной комиссии по реформе образования, что, по мнению Министерства, сроки должны быть такие: до конца этого года надо утвердить новый стандарт школьного образования; в 2004 г. объявить проведение конкурса на новые учебники, учебно-методические пособия; в 20052006 гг. провести массовое повышение квалификации учителей. И только с 1 сентября 2005 г. мы сможем ввести 9-й предпрофильный класс, а переход на новое содержание стандарта школьного образования следует планировать только с 1 сентября 2006 г.; одновременно с 1 сентября 2006 г. 10-11-е классы перейдут на профильное обучение.

О финансировании школ. Многочисленные проблемы по задержкам заработной платы сложились таким образом: есть несколько десятков райцентров в отдельных областях, где школа находилась полностью на местном муниципальном уровне, ее не финансировал даже бюджет субъекта Федерации, финансирование должно было идти из местного бюджета. И если нет никакого градообразующего предприятия в этом райцентре, значит, нет налогов, а стало быть, доплат учителям. Я благодарен В.В.Путину за поддержку принципиальнейшего решения, и вопреки мнению, что все надо передавать на места, в органы местного самоуправления, 7 июня Президент подписал принятый Федеральным собранием закон, согласно которому школа возвращается на государственный уровень, на уровень субъекта Федерации. На этот уровень выходит финансирование (вместе с налогами) школ по зарплате учителям и финансирование учебных расходов. А за местными властями, как учредителями, остается ремонт школ, коммунальные услуги, подготовка к новому учебному году. И теперь местные власти не скажут, что все деньги ушли на зарплату. Теперь это вопрос субъекта Федерации. Финансирование и оплата труда учителей – это отдельный вопрос и очень серьезный. Если учитель получал заработную плату в зависимости от количества часов, то делали так, что увеличивали нагрузку на ребенка, чтобы у учителя была больше зарплата. Теперь предстоит разработать систему, при которой учитель, как и ученики, будет находиться в школе целый день – так это происходит в частных школах. Думается, правильный шаг в этом направлении – школы продленного дня, которые сейчас появились в ряде районов Москвы.

Управление. Очень много вопросов возникает по жизни школы. Регламентировать сверху жизнь каждой школы невозможно. В Законе об образовании записано, что у нас управление системой образования должно носить государственно-общественный характер. В вузах есть ученый совет, конференция, которая избирает ректора, а в школах ничего такого нет. Во исполнение Закона об образовании разработан проект еще одного закона, который только что внесен в Государственную думу. Это закон о создании при каждой российской школе или управляющих советов школы, или попечительских советов. Конечно, есть Указ Президента РФ от 1 сентября 1999 г. о создании при каждой школе таких советов с двумя функциями: привлечение средств; контроль за укладом жизни школы (качеством учебного процесса и внеучебной работы). 90% школ решили такие советы не создавать именно из-за второго пункта, не желая общественного контроля. В Указе можно только рекомендовать что-либо, но не обязать, поэтому необходим закон, чтобы создать государственную, общественную систему управления школой. И хотя у нас есть неплохо работающие родительские комитеты, все же родители – очень зависимые люди: от директора, от классного руководителя… Управляющий или попечительский советы будут состоять, как задумано, из бывших выпускников школы, из представителей местных органов власти, общественности и родителей. У таких советов будут две функции: во-первых, оказание помощи школе; во-вторых, привлечение внебюджетных средств в школу, причем не от поборов с родителей. Например, в Америке развито спонсорство со стороны бывших выпускников. До конца года мы разработаем всероссийский Интернет-сайт: все 65 тыс. наших школ, их адрес и внебюджетный счет в Интернете, и наши бизнесмены смогут адресно перечислять деньги на счета школ.

3 Переход из школы в высшее образование.. При 1 млн 350 тыс. учеников 11 класса в прошлом году в вузы были приняты 1 млн 200 тыс. абитуриентов. Пропорция такова, что у нас поступают в вузы в 2 раза больше, чем в техникумы и ПТУ вместе взятые. В итоге происходит перепроизводство, часто из-за моды на некоторые специальности: право, экономика, менеджмент, гуманитарные специальности. В Чувашии на одно место будущего юриста приходится 40 заявлений. Сейчас в стране вообще очень много желающих получить высшее образование. Поэтому Минобразования разрабатывает вместе с Минтрудом и Минэкономразвития прогноз, и в декабре я буду докладывать на правительственной комиссии М.М.Касьянову о структуре приема после 9го и после 11го класса (сколько нужно принимать школьников в ПТУ, техникумы и вузы).

Очень важная проблема – единый государственный экзамен. Цель государственного экзамена – сделать высшее образование более доступным, потому что сейчас многие дети из далеких регионов не могут ехать в Москву, Санкт-Петербург для того, чтобы не поступить, а только попробовать сдать вступительные экзамены. Кроме того, всем известно, что при каждом московском вузе есть свои репетиторы, платные курсы, договорные школы, целевой прием. Единый государственный экзамен позволяет, никуда не выезжая, все сдавать на местах. В дальнейшем система будет такая: все дети в школе взамен выпускных и вступительных экзаменов будут сдавать пять экзаменов – два обязательных (математика и русский язык) и три экзамена по выбору. У единого экзамена есть еще одна задача – оценить качество школьного образования. Наши школьные аттестаты не котируются ни в одной развитой стране мира. Хоть и говорят, что наше российское образование одно из лучших в мире, но я могу сказать, что это не так, хотя бы потому, что были идеологизированы история и литература. Правда, у нас одно из лучших в мире математическое и естественнонаучное образование.

Одна из главных проблем образования – это качество. Проблема многоплановая: это и само качество, и материальная база, и оплата труда, но важнее всего качество учебного процесса, связанное с содержанием того, что мы преподаем. То качество, которое появилось из-за большого количества частных вузов и из-за большого сектора платного образования. У нас есть такие вузы, где можно платить всего 300 долларов в год (особенно на периферии) и учиться там 10 15 лет.

Еще одно новшество: ГИФО – государственные именные финансовые обязательства. Президентом Российской Федерации поставлена задача, и Правительством принята среднесрочная программа в социальной сфере и здравоохранении, в образовании, в сфере услуг – уйти от сметного финансирования к финансированию по объему и качеству оказанных услуг, предоставляемых знаний. Суть государственных именных обязательств заключается в следующем: конечно, мы на 50% будем финансировать вузы, что касается коммунальных расходов, а вот деньги на заработную плату, на стипендию, на научные приборы и т.д. должны прийти в вуз вместе с человеком. Это примерный принцип. Три субъекта Федерации участвуют в эксперименте по ГИФО: сдается единый госэкзамен, и если человек набирает больше 70% баллов, то такие баллы позволяют ему учиться бесплатно. Если он не добирает 10%, то должен будет доплачивать 10% за обучение, 20% соответственно 20% и т.д.

В образовании должен также работать принцип конкуренции в социальной сфере. Нельзя финансировать просто по смете: у нас существует Единая тарифная сетка, и зарплата у всех одинаковая, невзирая ни на что. М.М.Касьянов подписал Постановление об увеличении численности Минобразования на 95 единиц для создания аттестационной службы контроля качества образования. Новая экономика тесно связана с прозрачностью и контролем качества.

Наша справка

По информации Госкомстата РФ, на территории России в начале 1994 учебного года действовало 626 вузов, а в начале 2003 года в полтора с лишним раза больше – 1039. При этом количество студентов выросло более чем в два раза: по сравнению с 1994 годом, когда было 2,613 млн студентов, в 2003м их стало 5,947 млн. Основной прирост в системе высшего образования идет за счет платного обучения в государственных вузах.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:48 пп