Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Невежество против несправедливости. Счет 0:0

Михаил Жванецкий как политолог

Олег ГОРЕЛОВ кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Российской государственности РАГС

Писателя Андрея Битова «подмывало» написать крупное культурологическое эссе о творчестве Михаила Жванецкого. Но, насколько мне известно, на сегодняшний день подобных серьезных исследований не выходило.

Один из моих знакомых, политолог, заметил: «Если бы обсуждался вопрос о присуждении Жванецкому ученой степени «по совокупности», я бы проголосовал «за».

А почему нет? Предлагаю вниманию читателей попытку аналитического вычленения концептуальной составляющей творчества Жванецкого в части его политологических и историософских подходов.

Первое, на чем хотелось остановиться, – методологическая база общественно-политических представлений М.Жванецкого.

В общем и целом М.Жванецкий говорит о России как о стране европейской, но стране «второго эшелона» общемирового развития, или стране «догоняющей» модели, сопряженной с болезненными трудностями преодолевания своего отставания. Вполне рельефно методологическая позиция автора просматривается в работе «И видится Ему из космоса»:

«… где-то посередине скалой стоит хорошая жизнь и подбираются к ней с разных сторон какие-то люди. Через крепостное право добирались – не попали, рядом прошли. Через коммунизм добирались – не вышло: слишком в сторону отвалили. Кто-то сказал: через рынок ближе всего, только надо отойти и половину продуктов выбросить, чтоб налегке разогнаться. Отошли назад, стали разгоняться. Пока набирали скорость, потеряли ориентиры, где именно та хорошая жизнь находится. Чувствуют: где-то рядом, и запах гонит, и музыку слышно.

С криками, воплями проскочили мимо, чуть обратно в феодализм не попали. Снова разворачиваться начали корму об камни бьет, нос на мель лезет. Некоторые вообще кричат: «Давайте в сторону, езжайте своим путем». Своим путем – это опять путем холода и недоеданий, путем отсутствия целей и больших человеческих потерь.

Так и запомнится Господу эта незабываемая картина: стоящая посреди космоса хорошая жизнь и кружащая вокруг нее лайба со всеми своими концами и пробоинами».

С какого времени в России началась полоса проблем? В одной из своих работ М.Жванецкий пишет, что японцы «на старом месте построили новую страну. Мы на новом месте ухитрились сделать наоборот». Жванецкий подразумевает, по всей видимости, перемещение, миграцию центра государственности из юго-западной Руси в северо-восточную, становление Московской Руси. Последняя, в свою очередь, характеризовалась, как это рассмотрено в серьезных исторических работах последнего времени (например, в книге Л.В.Милова «Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса». М., 2001), неблагоприятными природно-климатическими условиями, вызывавшими, при всех попытках и стремлениях властей что-то подправить, естественные неудачи в преодолении природы, тупиковость ориентиров, «ошибки» власти и недовольство ею со стороны населения. Так было и в недавней отечественной истории.

«Конечно, управлять они могут, но не знают куда».

Горбачевская «перестройка» не оказалась исключением в цепи незавершенных реформ и преобразований в России.

«Вся страна огромная реанимация… Никто не подходит. И постепенно человек плюет на окружающих, потом на самого себя и ловит высшее наслаждение не мочась, не лечась и не работая».

«Наша перестройка веселая, как любовь, когда фригидность снизу, а импотенция сверху».

«Вялость» осуществления преобразований в рамках «коммунистической парадигмы» привела Жванецкого (как и многих из нас в ельцинскую пору увлечения монетаризмом) к мысли об использовании потенциала самоорганизации общества, о синергетическом подходе к общественному развитию.

«Что не должно быть, знают все. И что должно быть, знают все. Перехода не знает никто, поэтому сдается мне: а) перестать думать; б) перестать действовать; в) оставить все в полном покое. Организм, возможно, соберет себя сам. И медленно начнет совершенствоваться».

«Совершенствование организма», однако, пошло далеко не в ту сторону, в которую хотелось, в том числе и Жванецкому. «Может, что-то в консерватории подправить?». Поэтому особое внимание он уделил проблемам социокультурной динамики России, стал внимательнейшим образом изучать объективные ментальные составляющие, препятствующие нормальному эндогенному развитию страны. В частности, Жванецкий приходит к выводу, что встать на путь западноевропейского варианта развития России мешают, в числе прочего, ее «родимые пятна», ее ментальность, уравнительность, укорененная в генотипе.

«Поговорите с людьми, сидящими на письмах и жалобах, они вам скажут, какая главная струна – зависть. У него машина, шляпа, велосипед, у меня только телевизор. Откуда у него? Судя по зарплате, у него должен быть только велосипед».

«Земля, фермеры, свободные зоны… Жратвы нет. Но как кто-нибудь возьмется выращивать, все на него наваливаются и он распластанный все это бросает и лежит пока…».

Между государством и обществом в условиях России сложились довольно своеобразные отношения, когда в условиях неблагоприятных природно-климатических реалий и ментальности населения, настроенного максимум на производство минимума продукта, необходимого максимум для прожиточного минимума, государство вынуждено оказывать «давление», «прессинг», насильственное принуждение к производству прибавочного продукта, необходимого государству, чтобы быть Державой. Максимум, что удается в этом отношении, – выглядеть Державой.

«Хозяйство практически проедает то, что производит. А производство то, что производит, тут же переплавляет, выделяя при этом газы в среду обитания, потому что больше некуда. А нельзя выключить, потому что тогда мы не будем похожи на Державу. А сейчас похожи. И все действительно видят дымы, всполохи, составы».

Петр назначал промышленников и приписывал к заводам крепостных; Аракчеев их еще вооружил пищалями и заставил выполнять функции ФПС; Сталин у них оружие отобрал и раздал конвоирам НКВД, возложив на них функции контроля за дисциплиной производства и госприемки продукции; Ельцин произвел назначение нескольких десятков Биллов Гейтсов и разрешил вооруженную конкуренцию в крупном, среднем и малом теневом бизнесе. Ничего не помогает. В лучшем случае «внешним видом овладели».

Народ придумывает массу различных ухищрений, в рамках которых всю историю России идет своеобразное «соревнование» государства и народа.

«Дорожание, повышение, урезание, талоны это оно нас. Цикл прошел, теперь мы его ищем. Ага, нашли: бензин у самосвалов, трубы на стройке, мясо на бойнях, рыбу у ГЭС. Качаем, озабоченно глядя по сторонам. Так что и у нас, и у государства результаты нулевые, кроме, конечно, моральных. Нравственность совершенно упала у обеих сторон. Надо отдать должное государству оно первое засуетилось».

Засуетилось, надо сказать, не в первый раз. Ученые отмечают, что вся история России сплошные попытки реформ и преобразований. Какие же основные периоды преобразований выделяет М.Жванецкий?

«Нашу жизнь характеризует одна фраза: «Так больше жить нельзя!»

…Наш человек эту фразу слышал и триста лет тому назад, двести, сто и, наконец, семьдесят лет назад…».

Таким образом, периодами глубоких общественно-политических реформ Жванецкий считает, видимо, время Петра Великого, Екатерины Великой, Александра Освободителя и просто Ленина. В другом месте Жванецкий пишет, что страну « разворачивают уже шестой раз в попытках поставить по течению». Следовательно, к числу «революций сверху» Жванецкий причисляет сталинские «заморозки» и хрущевскую «оттепель». Чем же заканчиваются преобразования в России, каков ее основной ритм и историческое «пульсирование»?

«Наведение порядка кончается беспорядком, переходящим в наведение порядка, переходящего в беспорядок, переходящий в наведение порядка».

Практически дословно подобный ритм России определен в работах многих современных политологов, историософов и культурологов (см.работы Александра Янова, Александра Ахиезера и др.). Почему все возвращается (возвращалось, во всяком случае) на круги своя?

«Быть борцом за правду у нас либо прославиться, либо сесть, но, конечно, не добиться правды или порядка. Просто потому, что это никому не нужно. Во всеобщем бедламе всегда можно построить дом, бесплатно съездить на север и подключиться к ТЭЦ. При порядке за все это надо платить».

Такова грустная констатация Жванецкого. Центральная формула, определяющая специфику социокультурного развития страны, выведенная Жванецким, суровая, но научно выверенная и справедливая:

«История России борьба невежества с несправедливостью».

Несправедливая власть, однако, оказывалась в России инициатором попыток, как бы мы их не называли, вырваться из «circulus vitiosus». Так было и в последний раз:

«Разговор о демократии пошел сверху…».

«Такое время. Когда всего мало и всего много. У каждой позиции железная логика. Есть факты для любых теорий… Это время историки будут пропускать — никаких идей, памятников, событий…
Какой же выход? Наверное, сомневаться. Во всем. Сомневаться и решительно поступать. Колебания руля, чтоб машина шла прямо, но решительность, потому что машина должна выехать.»

Пришлось Жванецкому признать экзогенный характер российского общественного развития, особую роль власти в осуществлении преобразований. А раз так, то большая доля ответственности за развитие страны ложится на власть. И не всегда она в полном объеме отвечает высокой планке требований к ней. Жванецкий обращает внимание на то, что генетически и биологически в природе мало людей и руководителей, умеющих думать:

«Людей, умеющих решить, мало, умных среди них еще меньше. Много решительных дураков. А когда человек безапелляционно говорит, тебя так и тянет выполнить; уже когда бежишь обратно, громыхая ведром, думаешь: зачем поливать, когда идет дождь?».

При всей достаточной пессимистичности политологической концепции Жванецкого он верит в будущее и всматривается в него с оптимизмом:

Но как власти определиться с выбором курса и не наделать вновь ошибок, не наступить на очередные «грабли»?

«Если мы изменим положение в своей стране, оно изменит положение во всем мире».

Дело за малым…

P.S. Прошу рассматривать данную публикацию ВАКом в качестве официального положительного отзыва оппонента при рассмотрении «дела Жванецкого».

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:47 пп