Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Ведомственное нормотворчество: понятие и функции

Юрий АРЗАМАСОВ – кандидат юридических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Барнаульского юридического института МВД России

Для раскрытия понятия и функций ведомственного нормотворчества следовало бы опираться на положение, согласно которому ведомственное нормотворчество является одним из компонентов механизма правового регулирования, то есть составной частью слаженной системы в государстве, при помощи которой осуществляется результативное правовое воздействие на общественные отношения [1]. Однако анализ юридической литературы показал, что позиции теоретиков относительно соотношения понятий «нормотворчество» и «механизм правового регулирования» довольно часто не совпадают. Так, например, Л.С.Явич в учебной литературе отмечал, что нормотворчество осуществляется еще до самого процесса правового регулирования и поэтому не включается в его механизм [2]. В.А.Шабалин же в качестве элементов механизма правового регулирования выделил правотворчество, юридические нормы, законность и правоотношения [3].

Под правотворчеством понимают и один из основных признаков государства. Поскольку среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны. В.Х.Чхиквадзе говорил о правотворчестве, как о важной отрасли государственной деятельности [4].

Главной функцией правотворчества является создание нормативных актов. Другие функции – отмена, изменение действующих актов – носят вспомогательный характер. К.Н.Дмитриевцев предложил следующее понятие правотворчества: «Правотворчество – это деятельность специально уполномоченных государственных органов и должностных лиц, заключающаяся в создании (институировании, санкционировании) правовых норм, отражающих существующие тенденции развития личности, общества и государства, деятельность, представляющая собой нахождение компромисса, возникающего в результате учета общего и частного в интересах всех социальных объектов; деятельность, направленная на формирование общественного, группового и индивидуального правосознания с целью упорядочения и регламентации общественных отношений, объективно имеющих правовую природу» [5].

В странах континентального права правотворчество реально способствует воплощению замыслов о регламентации общественных отношений в современную действительность в форме нормативных документов. Законодательная деятельность является главным видом правотворчества. Создание подзаконных актов, в том числе министерствами и ведомствами (государственными комитетами, федеральными комиссиями, службами, надзорами, российскими агентствами), также выступает в роли необходимого процесса в механизме правового регулирования.

Нормотворчество – это определенная форма государственной деятельности, направленная на создание, дополнение и отмену норм права.

Нормотворчество – это деятельность не только государственных органов, но и должностных лиц. Именно они – должностные лица (министры, лица, исполняющие их обязанности, руководители ведомств) – чаще всего, а реже коллегии, принимают решение о необходимости издания нормативных актов в министерствах и ведомствах.

Анализ ведомственного нормотворчества показывает, что данная деятельность осуществляется как на компетенционной, так и на делегированной основе. При этом пределы нормотворческой компетенции министерств и ведомств ограничены, как правило, их функциями, закрепленными в положениях об этих министерствах и ведомствах, определенными высшими органами государственной власти.

Нормативные акты министерств и ведомств принимаются либо в силу прямого указания Федерального закона, либо по поручению Президента Российской Федерации, либо по поручению Правительства. Сегодня действует долгосрочное поручение в форме Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 г. № 1009. Согласно данному документу, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти издаются в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Министерства и ведомства принимают нормативные акты внешнего действия, регулирующие отношения не только с другими органами власти, но и с гражданами. Такие акты издают Государственный таможенный комитет, Центральный банк, Министерство финансов, Министерство общего и профессионального образования, МВД и др.

Ведомственное нормотворчество можно назвать также одним из средств выражения административной политики государства*, поскольку с ее помощью можно определить содержание и формы государственного управления не только в сфере обеспечения правопорядка, но в значительной мере и политический (государственный) режим.

Однако не всегда результаты ведомственного нормотворчества (нормативные акты) являются образцом законности. Во времена сталинского тоталитарного государственного режима в подобных актах часто содержались установления, направленные на ущемление человеческого достоинства, прав и свобод гражданина. В современных условиях также встречаются ведомственные акты, которые ограничивают права и свободы личности.

Одной из основных проблем сегодняшнего дня стала переориентация содержания ведомственных нормативных актов, главная цель которых должна заключаться в защите, а не в ущемлении, как в недавнем прошлом, прав человека и гражданина. Однако характер правоохранительной деятельности довольно противоречив. Осуществляя «полицейские» функции, сотрудники спецслужб, налоговой полиции, органов внутренних дел и других «силовых» министерств вторгаются в сферу «естественных, неотчуждаемых» прав и свобод граждан.

Все это обусловливает необходимость жесткой регламентации деятельности правоохранительных органов. И ведомственное правовое регулирование помогает «разгрузить» акты высших органов государственной власти от деталей «технологического порядка».

Помимо подготовки ведомственных нормативных актов, министерства и ведомства работают над проектами законодательных и правительственных актов. Участие в разработке нормативных актов высших органов государственной власти – это не нормотворчество министерств и ведомств в чистом виде, а выполнение лишь отдельных нормотворческих функций.

Сейчас увеличивается объем законопроектов, подготовленных ведомствами. Министром внутренних дел Российской Федерации 1 марта 1996 года было подписано распоряжение №1/3927 «О мерах по укреплению взаимодействия с Федеральным Собранием». Данный документ утвердил закрепление главных управлений и управлений Министерства внутренних дел Российской Федерации за конкретными комитетами и комиссиями Федерального собрания и, самое главное, закрепление подразделений центрального аппарата и их должностных лиц за подготовкой и сопровождением законопроектов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел и внутренних войск. Например, Следственный комитет МВД был закреплен за Комитетом по законодательству и судебно-правовой реформе Государственной думы, а также за Комитетом по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам Совета Федерации.

Конечным итогом нормотворческой работы является нормативный акт, то есть такой документ, который содержит нормы права, действующие во времени и пространстве, затрагивает определенный круг лиц. Таким образом, ведомственное нормотворчество – это деятельность компетентных лиц министерств и ведомств, которая представляет собой исходный компонент механизма правового регулирования, осуществляемая на делегированной и компетенционной основе, состоящая в установлении, изменении и отмене нормативных актов, регулирующих как внутренние, так и внешние общественные отношения.

Литература

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966. С.150; Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. С.55; Исаков В.Б. Механизм правового регулирования // Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С.Алексеева. М., 1987. С.266; Абрамова А.А. О понятии механизма правового регулирования // Правовая реформа в Российской Федерации: общетеоретические и исторические аспекты: Межвузовский сборник статей. Барнаул: Изд-во АГУ, 2002. С.45.

2. Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Сов.государство и право. 1969. № 10. С.124125.

3. Шабалин В.А. Системный анализ механизма правового регулирования // Сов.государство и право. 1969. № 10. С.124125.

4. Государство, демократия, законность. Ленинские идеи и современность. М., 1967. С.364.

5. Дмитриевцев К.Н. Процесс правотворчества в Российской Федерации Автореф. дис. канд. юрид. наук. Н.Новгород, 1994. С.20.

* Обычно выделяют два понимания административной политики: узкое и широкое. Первое – это направление деятельности государства в борьбе с административными правонарушениями, применение мер административного принуждения. В широком смысле слова административная политика связывается с определением основных направлений осуществления государственного управления.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:44 пп