Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

СНГ: нужна новая модель

Дмитрий Мацнев – кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и специального менеджмента РАГС

Рубеж ХХ и ХХI веков характеризуется существенным возрастанием экономической взаимозависимости государств планеты. Это усиливает нестабильность в мировом экономическом пространстве. В условиях глобализации целенаправленно укрепляет позиции наш исторический и географический сосед Европейский союз, развивая интеграцию своих участников вглубь и вширь. А что же СНГ? Ему похвастать пока нечем. Рассмотрим сложившуюся ситуацию и попытаемся обосновать некоторые рекомендации по развитию интеграционных процессов в Содружестве.

Интеграционные процессы в СНГ проходят в условиях глубокого системного социально-экономического кризиса. Существенно ослабли хозяйственные связи между государствами Содружества. Доля товарооборота между ними во всем товарообороте стран СНГ уменьшилась с 69% в 1990 г. до 28% в 2000 г. Экономические реформы в государствах Содружества сопровождаются глубоким спадом производства и снижением уровня жизни населения. ВВП в среднем по СНГ в 2000 г. составил лишь 63,2% по сравнению с 1990 г. Резко сократилась роль государств Содружества в динамично растущей мировой экономике. По расчетам ученых РАН, в 1990 г. доля стран СНГ в ВВП мира (по паритетам покупательной способности) составляла 7,6%, а в конце 90х годов – 2%. В экономике государств Содружества произошла глубокая формация воспроизводственного процесса в сторону чрезмерного развития ресурсопроизводящих отраслей промышленности для нужд мирового рынка, объективно препятствующая экономической интеграции.

Деинвестирование экономики и деиндустриализация производства, рост удельного веса добывающих отраслей в промышленности, усиление натурализации сельского хозяйства свидетельствуют о направленности вектора структурной перестройки производства не в постиндустриальное, а в доиндустриальное общество, что неизбежно вытесняет государства Содружества на периферию мирового развития.

В силу известных обстоятельств СНГ был создан скоротечно, без серьезной предварительной подготовки, прежде всего научной. Его история убедительно показала, что простое копирование опыта Евросоюза в принципиально иных условиях не привело к успеху. Однако такой ход событий может и должен быть остановлен. Страны СНГ до сих пор обладают немалым интеллектуальным, научно-техническим и экономическим потенциалом, запасы основных видов природных ресурсов составляют в совокупности около 25%. В современных условиях развитие экономики Содружества во многом определяется эффективностью управления.

Упрочить свое положение в глобальной экономике страны СНГ могут лишь путем формирования регионального объединения государств, способного стать составной частью мирового постиндустриального центра в виде его четвертого регионального компонента наряду с ЕС, НАФТА и АТЭС. В противном случае они будут неизбежно вытеснены на отсталую периферию с господством добычи невоспроизводимых минерально-сырьевых ресурсов и производства низкотехнологичной, трудоемкой и ресурсоемкой продукции. Первый шаг в преодолении такой перспективы освоить успешный опыт Евросоюза.

Следует подчеркнуть, что интеграция в ЕС основана на научном осмыслении и умелом применении на практике исторически сложившейся особенности экономических систем стран Западной Европы – развитой конкуренции их субъектов хозяйствования. Стратегия наднационального регулирования экономической интеграции в Евросоюзе направлена на всемерное использование данной особенности, то есть на интенсификацию конкуренции. Это достигается, во-первых, увеличением количества конкурирующих субъектов хозяйствования путем добровольного объединения растущего числа стран, а во-вторых, освобождением конкуренции от различных препятствий. Такой подход обеспечивает самообъединение стран ЕС «снизу», под воздействием их конкурирующих субъектов хозяйствования. Прочный научный фундамент европейской интеграции позволяет усиливать позиции Евросоюза в современном мире, несмотря на динамизм происходящих изменений.

С точки зрения интеграции народнохозяйственный комплекс бывшего СССР обладал двумя принципиальными особенностями, обусловленными централизованным управлением административно-командного типа. Во-первых, практически полностью отсутствовала конкуренция субъектов хозяйствования как внутри союзных республик, так и между ними. Крупные специализированные предприятия дополняли друг друга и были связаны между собой не торговлей, а стабильными технологическими контактами, которые устанавливались по командам союзного центра. Во-вторых, экономика союзных республик в течение многих десятилетий решающим образом зависела от межреспубликанских связей, в которых особую роль играли поставки из России – экономического донора остальных союзных республик.

Таким образом, союзное экономическое пространство представляло собой жесткую, замкнутую, лишенную свойств саморегулирования систему, состоявшую из крупных отраслевых и национально-территориальных подсистем. Они экономически дополняли друг друга и благодаря стабильным межотраслевым и межреспубликанским связям, формировавшимся по командам единого центра, были объединены в целостный народнохозяйственный комплекс. Сложилась система типа «механизм» с жестко пригнанными друг к другу основными частями. Она принципиально отличается от экономических систем с развитыми рыночными отношениями, которые можно свести в единый тип, условно назвав его «организм». К такому же выводу приходят и другие авторы.

Указанные особенности стали двойной преградой интеграционным процессам в Содружестве. Они были проигнорированы при выборе стратегии интеграции по примеру Евросоюза. Освоение опыта ЕС свелось к формальному копированию его действий по регулированию интеграционных процессов, поэтому следование «еврорецептам» не оказало никакого положительного влияния на Содружество. Кроме того, особенности экономических систем союзных республик активно использовались мировым рынком против интеграции в Содружестве. Страны СНГ, действуя порознь, изначально попадали в глубокую зависимость от мирового рынка и могли поставлять туда только продукцию национальных ресурсопроизводящих отраслей. Это стало объективной экономической основой для образования в Содружестве дезинтеграционных механизмов отраслевой и региональной природы, которых никогда не было в ЕС.

Интеграцию стран СНГ необходимо регулировать принципиально иначе, чем в Евросоюзе. Согласно разработанной автором концепции, такое регулирование должно быть межгосударственным и обеспечивать:

* добровольное самообъединение воспроизводственных процессов государств Содружества в основном «сверху», то есть исходя из их общих и национальных целей;

* сохранение государственных регуляторов экономических систем стран СНГ как основы их суверенитета в условиях глобализации;

* согласованное установление государствами Содружества определяющих макроэкономических параметров для регулирования национальных воспроизводственных процессов и связей между ними.

Эти требования способна реализовать система межгосударственного макроэкономического регулирования, которая наряду с государственным макроэкономическим регулятором и наднациональным регулирующим влиянием мирового рынка должна задействовать третий – межгосударственный макроэкономический регулятор.

Создание такой системы даст возможность каждой стране СНГ стабильно и динамично развиваться в условиях глобализации, строить эффективные рыночные отношения и расширять социальную базу демократических преобразований. Одновременно межгосударственное регулирование позволит всему Содружеству осуществить интеграцию входящих в него государств, несмотря на особенности их экономических систем, интенсифицировать хозяйственные связи между ними и в сжатые сроки стать одним из региональных центров мировой экономики.

Для реализации предлагаемой концепции автором разработана теоретическая и методологическая система межгосударственного макроэкономического регулирования экономической интеграции СНГ. Ее исходным моментом являются общие и национальные цели развития государств Содружества, которые с помощью специальной ЭММ балансируются с их ресурсами. В результате складываются различные варианты систем значений первых и третьих регуляторов для всех стран СНГ. На основе принципа консенсуса государства Содружества выбирают устраивающий всех вариант. Для каждой страны СНГ определяются темпы и пропорции социально-экономического развития и необходимые для их достижения укрупненные показатели ее межстрановых экономических связей в Содружестве. Темпы и пропорции становятся основой для действий государственного регулятора конкретной страны в соответствии со сложившейся в ней моделью управления. Укрупненные показатели ее межстрановых связей в ходе переговоров с соответствующими государствами Содружества, а затем – между субъектами хозяйствования данной страны и субъектами хозяйствования других государств Содружества детализируются и перестраиваются в систему целенаправленных хозяйственных договоров. Их реализация совместными усилиями обеспечивает объединение национальных воспроизводственных процессов стран СНГ в воспроизводственный процесс Содружества в соответствии с национальными и общими целями.

Изложенная система позволяет сформировать по существу новую модель экономической интеграции в условиях глобализации. Модель обобщает и развивает опыт Евросоюза и теоретически может быть использована для широкого круга интеграционных образований различного уровня – субконтинентальных, межгосударственных, государственных, макрорегиональных. Она пригодна, в частности, для применения в любом из существующих в настоящее время региональных объединений стран СНГ.

Предлагаемая новая модель экономической интеграции в СНГ весьма реалистична, поскольку в ней аккумулированы проверенные практикой идеи и опыт двух Союзов – Европейского и Советского. От Евросоюза взята фундаментальная идея добровольного самообъединения суверенных государств, которую для стран СНГ реализовать объективно намного проще, так как их народы объединены многовековой дружбой и способны приходить к согласию в самых сложных ситуациях. Опыт СССР касается решения сложных макроэкономических проблем. Подобные модели в течение нескольких десятилетий активно применялись на уровне Союза в целом и отдельных союзных республик. Их методическое и программное обеспечение, квалифицированные специалисты и необходимые информационно-компьютерные системы имеются во всех странах СНГ.

Параметры системы межгосударственного макроэкономического регулирования формируются государствами Содружества в результате последовательного выполнения двух циклов:

1) концептуального, в котором определяются общие и уточняются национальные цели стран СНГ, рассчитываются и согласуются между собой национальные темпы и пропорции, а также необходимые для их достижения укрупненные показатели межстрановых связей. Эти параметры формируются в ходе разработки концепции социально-экономического развития СНГ на рассматриваемый период. Подготовка и анализ вариантов концепции осуществляются государствами Содружества на основе принципа консенсуса в ходе многочисленных итераций. Вариант концепции, одобренный Советами глав государств и правительств стран СНГ, становится основой для последующего цикла расчетов и согласований;

2) регулирующего, в рамках которого на основе установленных в концепции развития СНГ национальных темпов и пропорций, а также необходимых для их достижения укрупненных показателей межстрановых связей разрабатывается система межгосударственного макроэкономического регулирования. Каждая страна СНГ самостоятельно определяет показатели национальной системы государственного регулирования, а совместно с взаимодействующими с ней государствами Содружества – целенаправленные договора между их субъектами хозяйствования. Процедура формирования обоих регуляторов – национального и межгосударственного – также имеет итерационный, циклический характер, требующий, в случае необходимости, корректировки поставленных целей и путей их достижения.

Обеспечивать интерактивное взаимодействие государств Содружества в ходе разработки системы межгосударственного макроэкономического регулирования мог бы Исполнительный комитет СНГ, создавая необходимые методические, информационные, организационные и технические условия.

Предложенное межгосударственное регулирование экономической интеграции в СНГ обладает специфическими чертами, в основе которых принципиально новое явление – макроэкономическое саморегулирование системы суверенных государств Содружества. Они добровольно согласовывают национальные и устанавливают общие цели, а затем, исходя из них, самостоятельно определяют макроэкономические регуляторы своих воспроизводственных процессов. Итерационный характер такого саморегулирования дает возможность находить взаимоприемлемое соотношение между экономической эффективностью и социальной ценой согласованного развития.

Использование целевых и макроэкономических параметров государств Содружества в совместных итерационных расчетах и межстрановом анализе полученных результатов требует их качественной исходной разработки. В результате интенсифицируется научное обеспечение системы межгосударственного макроэкономического регулирования в СНГ. Одновременно такие расчеты способствуют объективизации и повышают уровень реалистичности национальных целей и приоритетов в социально-экономической политике, создавая тем самым необходимые условия для совершенствования деятельности соответствующих макроэкономических регуляторов государств Содружества. Совместная деятельность стран СНГ в ходе согласованного определения национальных темпов и пропорций, а также анализа степени их реализуемости соответствующими моделями управления формирует предпосылки для межстранового бенчмаркинга процессов государственного регулирования национальной экономики.

В соответствии с приведенными выше циклами взаимодействия государств Содружества система межгосударственного макроэкономического регулирования может применяться для стратегического контроля экономической интеграции в СНГ. При этом в рамках концептуального цикла возможно измерение достигнутых результатов и их сопоставление с заданными, а в составе регулирующего – определение необходимых корректирующих воздействий.

Важным свойством системы является то, что с ее помощью возможно объединение регулирующих воздействий на процессы экономической интеграции в странах СНГ на макро, мезо и микроуровнях. В результате, во-первых, существенно возрастает регулируемость данных процессов, а во-вторых, обеспечивается совместимость с существующим механизмом экономической интеграции в Содружестве в виде зоны свободной торговли, действующим главным образом на микроуровне. Это создает дополнительные условия для реализации предлагаемой системы.

Только укрепив интеграционные процессы, можно в полной мере задействовать экономический потенциал Содружества в национальных интересах его участников, преодолеть нынешнее отставание от постиндустриальных государств Запада и Востока, активно использовать процессы интернационализации и глобализации, успешно защищать суверенитет и дружбу наших народов в стремительно теряющем стабильность мире.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:43 пп