Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Природные ресурсы: пользуйся, если умеешь

Олег ИВАНОВ – доктор геолого-минералогических наук, профессор Сибирской академии государственной службы

Природные ресурсы составляют более 90% национального богатства России, обеспечивают свыше 60% экспортных поступлений в федеральный бюджет и, что особенно важно, в подавляющей своей части находятся в государственной собственности.

Очевидно, что огромный природноресурсный потенциал России, являющийся основной движущей силой экономического возрождения страны, требует ответственного, рационального и высокоэффективного управления. Организация и реализация такого управления – одна из важнейших функций исполнительной власти всех уровней, один из главных приоритетов государственной службы России.

Не менее очевидно, в свою очередь, что преподавание знаний о состоянии природных ресурсов и об управлении ими должно занимать подобающее место в системе отечественной высшей школы и прежде всего в подготовке специалистов по государственному и муниципальному управлению.

К сожалению, эта важнейшая задача не только не решается, но по существу даже не ставится. В государственном образовательном стандарте (ГОС) высшего профессионального образования по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» полностью отсутствуют дисциплины, которые могли бы дать будущим работникам властных органов знания по состоянию природных ресурсов и вопросам управления ими. Подобная ситуация для страны, живущей в значительной степени за счет природных ресурсов, вызывает по меньшей мере недоумение.

Устранить пробел упомянутого стандарта проще всего путем включения в него новой обязательной учебной дисциплины «Государственное управление природными ресурсами». Оптимальное содержание этой дисциплины представляется следующим.

Природные ресурсы и их классификации. Мировые проблемы ресурсообеспеченности. Роль природных ресурсов в экономике России. Право государственной собственности на природные ресурсы. Принципы построения государственной политики в природноресурсной сфере. Состояние в России и в мире основных видов природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных, биологических, рекреационных. Структура органов государственного управления природными ресурсами в России. Основные аспекты государственного управления природными ресурсами (с учетом специфики каждого вида): правовое обеспечение управления, государственные природноресурсные программы, государственный учет природных ресурсов, регламентация доступа пользователей к ресурсам, система платежей за их пользование, государственный контроль в природноресурсной сфере.

Опыт преподавания данной дисциплины уже имеется. В Сибирской академии государственной службы разработана соответствующая детальная программа, читается курс лекций, издано учебное пособие.

В действующих государственных образовательных стандартах по некоторым специальностям предусматривается учебная дисциплина «Природопользование». Казалось бы, в рамках этой дисциплины вполне можно дать необходимые знания. Но дело осложняется тем, что в содержании самого понятия «природопользование» большинство вузовских программ и учебников принципиально расходятся с официальными государственными органами, которые занимаются реальным природопользованием.

Если проанализировать официальные документы последних лет, исходящие из центральных органов государственной власти и относящиеся к сфере природопользования, то сформулировать определения наиболее важных для данной сферы понятий, отвечающие этим документам, можно следующим образом.

Природопользование – это сфера хозяйственной деятельности, которая состоит в использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов.

Природные ресурсы – это компоненты природной среды, природные объекты, которые используются (или могут быть использованы) при осуществлении хозяйственной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства, предметов потребления и имеют потребительскую ценность.

Последняя формулировка практически тождественна той, которую дает действующий Закон РФ «Об охране окружающей среды». Принципиально важным является то, что к природным ресурсам данный закон относит только те компоненты природной среды и природные объекты, которые имеют потребительскую ценность.

В зависимости от характера используемого природного ресурса выделяют различные виды природопользования, а именно:

— недропользование;

— водопользование;

— лесопользование;

— землепользование;

— пользование животным миром и т.д.

Природопользователь – это физическое или юридическое лицо, производственная деятельность которого состоит в эксплуатации конкретного природно-ресурсного объекта в соответствии с предоставленным ему правом пользования.

Приведенная трактовка является наиболее распространенной и, что самое главное, официальной. Именно в таком понимании термин «природопользование» используется в официальных документах.

Вместе с тем данная трактовка не единственная. Так, в словаре-справочнике «Природопользование», подготовленном Н.Ф.Реймерсом (1990), приводятся шесть определений термина. По своей смысловой нагрузке они могут быть разделены на две принципиально различные группы. Кстати, в «Большом Энциклопедическом Словаре» (1998) даются именно эти две трактовки.

К первой группе относятся определения, близкие к сформулированному нами выше. Вторая группа определений сводится к тому, что под термином «природопользование» понимается вся система взаимодействия человека с окружающей природной средой. Природопользование, таким образом, предлагается считать понятием прежде всего экологическим. Но это лишь частная точка зрения экологов, которая не отражена в официальных экологических документах.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды», в списке из 36 основных экологических понятий, специально перечисленных в статье 1, термин «природопользование» вообще отсутствует. В тексте же самого закона он хотя и встречается, но не как синоним или составная часть понятия «охрана окружающей среды», а исключительно в значении использования природных ресурсов. Иными словами, согласно данному закону, «природопользование» не принадлежит к числу основных экологических понятий.

Суть разногласий сторонников первой и второй трактовок термина «природопользование» можно свести к вопросу: разделять (различать) ли понятия «природопользование» и «охрана окружающей среды» или отождествлять (объединять) их.

В органах государственной власти эти понятия четко различают, что находит свое отражение не только во всех официальных документах МПР России, но и в названии его территориальных органов. В этой связи важно подчеркнуть, что правомерность такого разделения определена Конституцией Российской Федерации.

С точки зрения государственного управления «природопользование» и «охрана окружающей среды» имеют существенное различие еще и в том отношении, что с первым из них связаны доходы бюджетов всех уровней, а со вторым – преимущественно расходы.

Трудно объяснить в свете изложенного выше, почему так получилось, но в вузах России возобладала сугубо экологическая трактовка термина «природопользование». Фактически он отождествляется с термином «охрана окружающей среды». Типичным примером может служить ГОС по специальности 351200 «Налоги и налогообложение», содержание учебной дисциплины «Природопользование» в котором представлено в следующем виде.

«Предмет и задачи курса; взаимодействие общества и природной среды в процессе производства; природные ресурсы как важнейшие объекты охраны окружающей среды; экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий; планирование рационального природопользования и охраны окружающей среды; финансирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию; социальные аспекты экономики природопользования; управление природопользованием и правовая защита природной среды; научно-технический прогресс и направления улучшения природопользования; экономические стимулы рационального использования и охраны природных ресурсов; основы экологического нормирования; региональные эколого-экономические проблемы Российской Федерации и других членов СНГ; международное сотрудничество в природоохранной деятельности».

Как видим, задача дать необходимые знания о состоянии основных видов природных ресурсов и о специфике пользования каждым из них здесь даже не ставится. При подобном восприятии природопользования, когда природные ресурсы преподносятся не как основа экономики страны, а «как важнейшие объекты охраны окружающей среды», рассчитывать на получение полноценных природно-ресурсных знаний, конечно же, не приходится.

Вполне естественно, что в большинстве учебников по курсу «Природопользование» излагаются в основном сведения не о природных ресурсах и о пользовании ими, а об охране окружающей среды. По существу, эти учебники являются пособиями по экологии или, точнее, по охране окружающей среды.

Во избежание кривотолков хочется подчеркнуть, что охрана окружающей среды – дело не менее важное для общества, чем природопользование. Просто это совершенно разные вещи, и путать их не следует.

Очевидно, что для обеспечения качественного преподавания природно-ресурсных дисциплин в вузах России надо незамедлительно привести существующие учебные программы и пособия по природопользованию в соответствие с официальной трактовкой.

В целом информационная основа учебной дисциплины «Природопользование» должна быть сходна с предложенным выше содержанием дисциплины «Государственное управление природными ресурсами». Однако при сходной информационной основе обе эти дисциплины могут заметно отличаться по своей целевой направленности настолько, насколько управление природными ресурсами со стороны государства отличается от управления ими со стороны природопользователя.

Таким образом, приходится с сожалением констатировать, что уровень преподавания природно-ресурсных знаний в вузах России явно не отвечает той роли, которую природные ресурсы играют в отечественной экономике. Чтобы поправить положение, необходимо:

1) ввести для ряда специальностей (особенно связанных с подготовкой сотрудников государственной службы) преподавание новой учебной дисциплины «Государственное управление природными ресурсами»;

2) привести существующие вузовские программы и учебники по курсу «Природопользование» в соответствие с официальной трактовкой данного понятия.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:40 пп