Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Практика и теория налоговой службы

Вячеслав ПОТАПОВ – руководитель Управления МНС России по Ярославской области, государственный советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Ирина ЛЬВОВА – кандидат экономических наук, доцент Ярославского государственного университета им.Демидова

Создание государственной налоговой службы крупного экономически развитого региона – это прежде всего формирование кадрового потенциала, соответствующего ее задачам и функциям. Первоначально в штат Государственной налоговой инспекции по Ярославской области, образованной в соответствии с приказом Министерства финансов РСФСР от 25.04.90 «О функциях государственных налоговых инспекций и их примерной структуре», перешли служащие финансовых органов, имеющие достаточный опыт профессиональной и административной деятельности и желание реализовать неисчерпанные еще возможности профессионального роста. Ряд вакансий был заполнен оставившими свои должности главными или старшими бухгалтерами государственных предприятий.

Задача, которую предстояло решить налоговым инспекторам первого созыва, была сформулирована законом «О Государственной налоговой службе РСФСР», принятым в 1991 г.: контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей.

За более чем десятилетний период существования областной налоговой инспекции ее структура и содержание деятельности существенно изменились. В июле 1999 г. она была преобразована в Управление МНС России по Ярославской области. В 1998 г. в связи с ликвидацией Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию все выполняемые им функции были переданы налоговым органам. С 1999 г. на налоговые органы была также возложена обязанность проведения валютного контроля. В 2000 г. появилось еще одно направление работы МНС – лицензирование деятельности по оптовой торговле табачными изделиями.

В течение 2001 г. проведена модернизация налоговых органов, которая сопровождалась укрупнением инспекций и переходом на типовые организационные структуры. В результате реорганизации на территории нашей области сложилась современная система налоговых органов. Она включает 13 районных и межрайонных инспекций, мобилизующих налоговые платежи и контролирующих выполнение налогового законодательства на подведомственных территориях.

Каждый год на региональные налоговые органы возлагаются все новые задачи и функции: контроль за поступлением платежей во внебюджетные фонды, государственная регистрация юридических лиц и др. В 2003 г. начала действовать новая упрощенная система налогообложения малого бизнеса, изменился единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, введен транспортный налог. В рамках подготовки бюджета 2004 г. предполагаются новации в части исчисления НДС, ЕСН, НДФЛ, введение технических поправок в главу 25 ч. II НК РФ, регламентирующую налог на прибыль организаций, и другие изменения налогового законодательства. Как и в прежние годы, новые правила налогообложения будут проходить испытания на местах и прежде всего в районных и межрайонных инспекциях, подчиненных областным управлениям МНС.

Содержание труда налоговых инспекторов существенно меняется с внедрением в сферу налогообложения информационных технологий. В 2002 г. в инспекциях области установлено более 300 современных компьютеров. В инспекциях Ярославля, Углича, Рыбинска, Ростова и Тутаева смонтированы новые локальные вычислительные сети. Быстрыми темпами развиваются средства коммуникации. Одним из главных каналов общения налоговых органов с налогоплательщиками становится Интернет.

В новых условиях определились квалификационные требования к специалисту ИМНС, составляющие основу его профессиональной деятельности:

— глубокое знание законодательного и нормативного регулирования налогообложения юридических и физических лиц;

— знание основ бухгалтерского учета на предприятиях разных организационно-правовых форм и видов деятельности;

— понимание современных тенденций в развитии бухгалтерского учета, допускающих альтернативные варианты оценки имущества и обязательств, составления бухгалтерских записей, формирования отчетных показателей;

— знание правил налогового учета и умение соотнести их с нормативами бухгалтерского учета;

— владение технологиями компьютерной обработки информации, консультационными, бухгалтерскими и другими программами для ПЭВМ;

— обладание коммуникационными навыками, способностью излагать, обсуждать и отстаивать позицию налоговых органов в процессе общения с налогоплательщиками.

Наиболее квалифицированные специалисты налоговой службы Ярославской области имеют диплом экономического факультета Ярославского госуниверситета им. П.Г.Демидова. Университетское образование получили 34 руководителя инспекций, отделов и их заместителей и 42 главных специалиста налоговой службы. Как правило, они прошли обучение по специальности «Бухгалтерский учет и аудит»; таких специалистов более 80%.

Современный подход к обучению специалистов по бухгалтерскому учету и аудиту предполагает изучение дисциплин, составляющих четыре цикла: гуманитарные и социально-экономические дисциплины, естественнонаучные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины и специальные дисциплины.

Профессиональные навыки будущих специалистов на студенческой скамье формируются на основе глубоких знаний правоведения, философии, математики, информатики, иностранных языков, отечественной истории, экономической теории, истории экономики и бизнеса и др. Подготовка экономистов в университете, и в этом ее преимущество в сравнении с другими вузами, позволяет привлечь для преподавания указанных дисциплин ведущих ученых, представителей других факультетов и межфакультетских кафедр.

Гуманитарная, социально-экономическая и математическая подготовка формирует понимание места и роли экономики в современном мире, помогает осознать сложные взаимосвязи между сферой профессиональной деятельности экономиста (налогового инспектора) и обществом, различными группами людей и их интересами.

Широкий спектр общепрофессиональных дисциплин, включая мировую экономику, менеджмент, маркетинг, статистику, финансы, налогообложение, теорию бухгалтерского учета, расширяет границы представлений об экономических (в том числе налоговых) механизмах общества и возможностях их развития.

При изучении специальных дисциплин, таких, как бухгалтерский финансовый учет, бухгалтерский управленческий учет, аудит, бухгалтерская финансовая отчетность, анализ финансовой отчетности, большое внимание уделяется развитию аналитического, концептуального мышления в противовес механическому заучиванию положений действующих законодательных и нормативных актов и копированию технических приемов бухгалтерской работы.

Из истории известно, что еще в XIX веке преподавание техники заполнения учетных регистров сменилось обучением сущности бухгалтерского учета. Сегодня заучивание процедуры ведения учетных регистров становится ненужным и невозможным. Обычно современный подход к обучению связывают с использованием вычислительной техники. К этому надо добавить изучение вариантов организации учета, включая выбор формы бухгалтерского учета, формирование регистров налогового учета, рабочего плана счетов и других элементов учетной политики предприятия.

Анкетирование работников налоговой службы из числа выпускников экономического факультета Ярославского госуниверситета, проведенное в конце 2002г., показало, что университетское экономическое образование создает достаточно прочный запас знаний. Спустя (в среднем) 15 лет выпускники достаточно высоко оценивают уровень своей теоретической подготовки: 54% из них считают, что теоретические знания, полученные в вузе, достаточны для выполняемой ими работы; 41% полагает, что они недостаточны; и лишь 5% налоговых инспекторов не удовлетворены своей теоретической подготовкой.

Оценка выпускниками практических знаний, полученных в вузе, более осторожна. Лишь 20% из них убеждены, что эти знания достаточны для выполнения порученной им работы. Примерно 54% оценивают практическую подготовку специалиста на студенческой скамье как не вполне достаточную, а 26% – как недостаточную. Характерно, что требования к практической стороне вузовской подготовки больше выражены у молодых специалистов, выпускников последних лет и заметно снижаются с опытом работы. Продвижение по служебной лестнице изменяет характер потребностей в знаниях и навыках: руководители и главные специалисты в большей степени ощущают недостаток теоретических знаний.

Навыки активизации накопленного запаса знаний, безусловно, должен прививать вуз. Активные методы обучения, включая проблемные лекции, семинары, деловые игры, написание курсовых и дипломных работ с элементами научно-методического поиска, всегда были неотъемлемыми элементами учебного процесса на экономическом факультете университета. Сегодня необходимо наполнить учебный процесс новыми задачами и современными способами (форматами) их разрешения. Например, ситуационная задача по бухгалтерскому учету должна содержать условия, необходимые для разрешения поставленной проблемы как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Задача по курсу «Налоги и налогообложение» – предполагать расчет налоговой базы и суммы исчисленного налога при разных условиях сделки.

Большую возможность активизировать учебный процесс и приблизить его к нуждам хозяйственной практики открывают дисциплины по выбору, удельный вес которых в современных учебных планах неуклонно растет. Удачно, например, вписалась в учебные планы подготовки бухгалтеров и менеджеров дисциплина «Учетная политика организации», овладение которой поможет решать проблемы выбора методов и приемов бухгалтерского и налогового учета, допустимых действующими законодательными и нормативными актами.

Опыт показывает, что к завершению процесса обучения студент, как правило, в состоянии оценить эффективность системы учета и налогообложения на предприятии и представить свои соображения на этот счет. Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки аналитических записок или письменной информации руководству экономического субъекта по результатам дипломных работ, выполненных студентами по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Новое поколение выпускников в большей степени, чем прежнее, подготовлено для решения задач в быстро меняющейся экономической ситуации. Непрерывные преобразования в сфере экономики и необходимость корректировать в связи с этим свои знания и навыки сопровождали их в течение всего процесса обучения. Для них профессиональная подготовка и переподготовка неотделимы друг от друга.

Государственная служба, привлекавшая ранее надежностью рабочего места и неизменностью должностных обязанностей, ныне приобретает иной смысл и значение в профессиональной карьере. Первостепенным становится желание углубить свои знания в области налогообложения юридических лиц, приобрести практику составления налоговых деклараций, усвоить правила работы с ИМНС. Не секрет, что налоговые органы в последние годы стали выполнять еще одну функцию, не предусмотренную нормативными актами, – подготовку кадров для коммерческих структур, включая аудиторские и консалтинговые фирмы. На первый взгляд, это досадная потеря времени и сил опытных и квалифицированных кадров. Процесс этот, однако, имеет и позитивные следствия: потеря работника для ИМНС оборачивается приобретением квалифицированного и законопослушного налогоплательщика.

Налоговые органы, в сравнении с коммерческими структурами, не в меньшей, а, может быть, и в большей степени удовлетворяют потребностям кадрового роста специалистов. Средний возраст выпускника экономического факультета Ярославского госуниверситета, работника налоговых органов, составляет 37,5 лет, из которых 9 лет отданы работе в финансовых и налоговых органах. Необходимы, как правило, четыре года для того, чтобы получить очередное повышение в должности.

Ежегодно штат инспекций МНС по Ярославской области пополняется молодыми специалистами с университетскими дипломами. Они составляют основной кадровый потенциал налоговой службы.

Written by admin

Январь 11th, 2018 | 2:40 пп