Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Служба для общества

Сергей Дудников — начальник Департамента службы занятости города Москвы

Проблемы в сфере занятости ощущают и те, кто ищет работу, и те, кто хочет нанять работника. В своем Послании Федеральному Собранию в мае 2003 г. Президент России В.В.Путин также говорил о них: в стране голод на квалифицированные кадры, на специалистов определенных профессий, на опытных и умелых управленцев. Что же происходит в этой важной для жизни общества сфере?

В минувшее десятилетие экономика страны переживала глубокие кризисы, нестабильным был и рынок труда. Только в конце 90-х обнаружила себя устойчивая тенденция увеличения потребности различных отраслей в высококвалифицированных кадрах качественно нового уровня. Их отсутствие в сочетании с другими социально-экономическими причинами обусловило, например, то, что сегодня у нас производительность труда в три раза ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой. Россия не может обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции по широкой номенклатуре изделий.

Но есть и иные трудности. В то время как на целом ряде производств и в сферах деятельности ощущается острая нехватка специалистов, в других отраслях их явный переизбыток. Сложились диспропорции в профессионально квалифицированной структуре российского рынка труда.

Многолетние исследования тенденций его развития, проводимые Московской службой занятости, показывают, что до сих пор не удается привести в соответствие спрос и предложение рабочей венных товаров, слесарей механосилы. И с каждым годом эта ситуация усложняется. Так, сегодня служба занятости располагает информацией о 160 тыс. вакансий, тогда как официально признанных безработных в Москве 36 тыс. Однако анализ этих цифр показывает, что на самом деле запросов на рабочую силу, реально подходящих для трудоустройства людей, значительно меньше. Разве можно считать предложение о найме привлекательным, если оно предусматривает зарплату ниже прожиточного минимума (а таких вакансий у нас около 20%)? В Москве традиционно непопулярны профессии водителей автомобиля, грузчика, каменщика, маляра, плотника, подсобного рабочего. Предприятия и фирмы задыхаются от нехватки продавцов продовольственных и непродовольственно-сборочных работ, слесарей-ремонтников, слесарей-сантехников, сторожей, токарей, фрезеровщиков, электрогазосварщиков. Такая же ситуация с воспитателями, инженерами, врачами-специалистами, инженерами-конструкторами, медицинскими сестрами, менеджерами и др.

Сегодня можно констатировать, что в городе около половины вакансий приходится на строителей, слесарей, водителей, дворников и продавцов. «Лидеры» заявленного в службе занятости спроса — рабочие строительных профессий. За ними каждое седьмое незанятое рабочее место.

В структуре спроса на должности служащих больше всего (также около 20%) руководителей различных уровней: требуются и директора, и мастера производст(ФОТОГРАФИЯ ВНИЗУ)венных работ. На втором месте — инженеры, нехватка которых по сравнению с 2000 годом возросла с 3 до 5 тыс. человек.

В то же время Москва обладает избыточными трудовыми ресурсами по должностям работников банков и финансовой сферы, экономистов, ведущих специалистов и экспертов в различных областях, секретарей-референтов, корреспондентов, табельщиков и др.

Сегодня можно говорить о том, что московская безработица имеет структурный характер, причиной которого является то, что рабочая сила, будучи более инерционной по сравнению с экономическими трансформациями, медленно реагирует на изменения на рынке труда. Как это ни парадоксально, но это положение поддерживается и системой образования, поскольку она также отстает от реальных потребностей рынка труда и подчас функционирует даже в полном от него отрыве. Учебные заведения по целому ряду профессий и специальностей готовят кадры по традиционным, сложившимся и отработанным программам, которые удобны для них, но не востребованы экономикой города.

Кроме того, хорошо известно, что важнейшим регулятором перераспределения трудовых ресурсов является заработная плата. Кадры мощным потоком устремляются в те сферы деятельности, где обеспечен высокий заработок; их дефицит ощущается на производствах с низким уровнем оплаты труда.

Именно здесь должно свою активную роль играть государство как институт управления рынком труда. Никакие реформы «не пойдут», если труд не будет достойно оплачиваться. Человеку нельзя мало платить. Это и экономически неэффективно, и неоправданно морально. Низкий уровень минимальной заработной платы, если он сравним с минимальным уровнем пособия по безработице, опасен с точки зрения изменения мотивации человека к труду: нет смысла работать, если помощь от государства в виде пособия равна авансу и получке. Так, прошлогоднее повышение минимального размера пособия по безработице на 15% увеличило число людей, обратившихся в службу занятости в целях его получения, особенно много среди них молодежи.

С февраля 2003 года законом планка минимального пособия по безработице поднята до 30% от прожиточного минимума. В Москве оно составляет почти тысячу рублей. Это ощутимые для бюджета семьи средства. В этом году в Москве из средних учебных заведений на рынок труда придет более 80 тыс. молодежи. Не сомневаюсь, что многих из них может привлечь возможность такого рода дохода, когда в службе занятости они получат официальный статус безработного и им станут ежемесячно обеспечивать тысячерублевый доход — работать не надо!

На этом фоне хозяйствующие субъекты пытаются заполнить свои малооплачиваемые вакансии с помощью привлечения иногородней и иностранной рабочей силы. Это вполне естественный процесс, протекающий во всем мире, в том числе в таких крупных мегаполисах, как Москва. В этом году городская экономика располагает квотой на привлечение иностранной рабочей силы в количестве немногим более 90 тыс. человек. Согласно введенному в 2002 году закону оформление разрешения на приглашение людей из-за рубежа с целью их трудоустройства начинается с государственной службы занятости. Работодатель обращается в один из десяти ее московских центров, где после двухнедельного рассмотрения получает либо ее поддержку, либо мотивированный отказ. Затем на этом основании миграционная служба принимает окончательное решение о целесообразности использования такого специалиста в Москве и выдает работодателю соответствующий документ. Так что и здесь роль государственных и местных органов власти очень велика.

А вот важной сферой деятельности, где встречаются, но редко пересекаются профессиональные интересы государственной службы занятости и частных фирм, работающих на рынке труда, является подбор персонала для работодателей. Сегодня частные кадровые агентства, первые из которых возникли еще в 1988 году, продолжают динамично развиваться, занимая свою нишу.

Они нацелены в первую очередь на подбор квалифицированных специалистов с высоким уровнем заработной платы.

Конечно, рекрутинговые агентства играют положительную роль в деле трудоустройства населения, но они не решают тех значительных социальных задач, которые возложены на государственную службу. Им не очень интересны граждане, не имеющие определенной квалификации, неопытная молодежь и люди предпенсионного возраста. Занимаясь их трудоустройством, частным агентствам не приходится рассчитывать на получение прибыли. В то же время именно на помощь этим категориям лиц направлена основная забота государства. Работая на одном рынке труда службы занятости, и частные агентства имеют как бы различные направления деятельности, и поэтому получается, что рекрутинговые бюро, которых, по некоторым оценкам, уже насчитывается в стране до 1000, скорее конкурируют между собой, чем с государством.

Чтобы выдержать конкуренцию, им приходится искать новые, перспективные для бизнеса направления работы. Как показало проведенное в конце 2002 года анкетирование 49 кадровых фирм, сегодня помимо подбора персонала для работодателей они предлагают и такие услуги, как:

— аутплейсмент (консультирование по трудоустройству высвобождаемых квалифицированных сотрудников, позволяющее им сориентироваться на рынке труда и быстро найти подходящую работу);

— консультирование по уровню заработной платы различных специалистов и трудовому законодательству;

— психологическое и профессиональное тестирование;

— психологическая поддержка бизнеса;

— лизинг (аренда) персонала, который очень удобен фирме-работодателю, не имеющей никаких обязательств перед временным работником.

В силу молодости и несовершенства российского бизнеса в работе кадровых агентств, как и в любом другом новом деле, есть и много негативного. Иногда при подборе персонала некоторые из них пользуются методом «переманивания» специалистов, нередок и прямой обман клиентов.

Справедливости ради следует отметить, что в последние годы и в деятельности частных кадровых агентств появилась некоторая социальная направленность. Они занимаются теперь подбором и трудоустройством сиделок, гувернанток и репетиторов, хотя это вызвано, в первую очередь, высоким спросом на эту категорию работников.

Получается, что государственные органы занятости и частные агентства как бы дополняют друг друга. Более того, службе занятости можно кое-что перенять у бизнесменов, которые, вне всякого сомнения, значительно мобильнее нас в поисках нового, но и им есть чему поучиться — наш опыт в этой работе богаче.

В сфере занятости у государства есть свои приоритеты: помощь инвалидам, подросткам и молодежи, женщинам и др., для которых разрабатываются специальные программы содействия.

Основной задачей этих мероприятий является трудоустройство безработных граждан, особо применения труда подростков и нуждающихся в социальной защите, на специально созданные работодателями рабочие места. При этом безработные получают не только заработную плату за фактически выполненную работу (не ниже прожиточного минимума), но и сверх нее из федерального бюджета доплаты для поддержки доходов не ниже минимального размера пособия по безработице, но не выше 50% от средней зарплаты работников крупных и средних предприятий города, а также компенсацию за транспортные расходы на проезд к месту работы.

Эта программа не только обеспечивает временную занятость, но и способствует адаптации людей на рынке труда. В 2001-2002 годах предприятия — участники этих программ более половины направленных к ним для временного трудоустройства безработных взяли к себе в штат на постоянную работу.

Исключительную важность для экономики представляет проблема трудоустройства молодежи — главного источника пополнения трудовых ресурсов. Специальные программы временной занятости подростков и молодежи предусматривают организацию работ в выездных трудовых лагерях Подмосковья, а также в городских трудовых лагерях на базе школ.

В основном подростки работают там, где не требуется специальной подготовки и навыков: это профессии курьера, официанта, расклейщика объявлений, грузчика, упаковщика, рекламного агента, сборщика подписей, продавца и пр. Но работодатели видят более широкие возможности для молодежи, высказывают мнение о том, что для них подходит любой вид деятельности, как в производственной сфере, так и в сфере предоставления услуг. При разумной организации дела занятость молодежи может быть и экономически выгодной, и социально ориентированной.

Эффект от реализации программы занятости подростков заметен и в других сферах: как показывает практика, приобщение 1% подростков к трудовой деятельности снижает рост преступности среди них на 10%.

Создавая рабочие места для подростков и молодежи, предоставляя им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором профессии, приобрести опыт трудовой деятельности, организуя подготовку и обучение молодых работников, предприятие включается в реализацию молодежной политики.

Как мы видим, ситуация на рынке труда во многом зависит от тех, кто работает в самой службе занятости. А она за десять лет своего существования прошла очень динамичный и тернистый путь. Были здесь и период становления, превращение «контор» в современные учреждения, адаптация иностранного опыта к нашим условиям, работа в условиях самостоятельности в рамках государственного фонда занятости, переход на централизованное финансирование из федерального бюджета и т.д. Общее впечатление об этих годах — это был период становления, а потом и перестройки службы занятости. Был приобретен и богатый отрицательный опыт.

С начала 2001 года Московская служба занятости полностью перешла в федеральное подчинение, содержание ее деятельности и все программы финансируются централизованно из бюджета России. И все бы хорошо, если бы не многочисленные «но». Последняя реорганизация сопровождалась резким снижением численности персонала, переходом большей части сотрудников из категории госслужащих в категорию работников бюджетной сферы. А это другая система оплаты труда. На деле наши сотрудники потеряли около 40% зарплаты.

Слабая социальная поддержка работников, низкий уровень оплаты их труда привели к тому, что текучесть кадров в 2002 году составила 33,4%, укомплектованность штатов — 85%. Сегодня уже вызывает трудности осуществить набор кадров в ее аппарат: должностной оклад специалиста I категории составляет 1260 рублей, а при наличии надбавок, материальной помощи и премий не превышает 2300 рублей в месяц (при прожиточном минимуме в Москве более чем в 3 тысячи рублей).

Ситуация заставляет покидать службу занятости работников высокой квалификации: экономистов, юристов, специалистов в области информационных технологий и т.д. За 2002 год и I квартал 2003 г. из Московской службы занятости уволились 102 из 477 руководителей разного уровня. Как правило, это работники, проработавшие уже более 5 лет, обладающие опытом и знаниями в области управления, неоднократно прошедшие переподготовку и переквалификацию. Причина одна — на новом месте заработная плата, по крайней мере, в два раза выше. Эта тревожная тенденция развивается и дальше.

В таких условиях выполнение показателей программы занятости обеспечивается за счет напряжения сил сотрудников. Именно здесь проявляются их профессионализм, преданность делу и исключительно добросовестное отношение к людям. Их труд нужен Москве, России.

Впереди у нашей страны также нелегкие времена. Согласно принятой 6 мая 2003 года Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы численность населения в трудоспособном возрасте возрастет на 800 тыс. человек (или на 0,9 %), хотя уже, начиная с 2006 года, Россия будет испытывать абсолютное сокращение трудоспособного населения. Это будет происходить на фоне все возрастающего предложения рабочей силы над ее спросом наряду с устойчивым дефицитом специалистов на локальных рынках труда. Сохранится низкая конкурентоспособность отдельных категорий граждан. Все это диктует необходимость принятия мер по совершенствованию действующего законодательства; повышению качества трудовых ресурсов; выработке мер по обеспечению отраслей экономики рабочими и специалистами определенных профессий и квалификаций; стимулированию создания и сохранения рабочих мест; совершенствованию форм социального партнерства; регулированию трудовой миграции; содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, и других.

Так что служба занятости без работы не останется.

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 3:16 пп