Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

…И в нашем парке старом

Александр Зорин — директор Государственного учреждения культуры ЦПКиО им. Горького

И в маленьком городке, и в огромном мегаполисе одним из самых любимых и посещаемых жителями мест является парк культуры и отдыха. Социологические исследования свидетельствуют: в парки ходят чаще, чем в театры и концертные залы, музеи и библиотеки, клубы и кинотеатры. И это понятно, ведь здесь горожане имеют возможность цивилизованно провести свободное время, побыть в кругу семьи и установить контакты с другими людьми, выработать навыки социального поведения, окунуться в игровую атмосферу, просто отдохнуть.

Одни приходят в парк, чтобы найти простор для собственных увлечений и интересов, другие — испытать острые ощущения с помощью аттракционов, третьи — померяться силами в конкурсах и соревнованиях, показать свои способности.

Из более чем двухсот московских парков, отличающихся друг от друга и масштабами, и профилем деятельности, около трех десятков находятся в Центральном округе столицы. Здесь есть и самый знаменитый из — Парк культуры и отдыха, им.М.Горького.

Начало его истории было положено в 1922 году декретом ВЦИК об организации на месте

огородов у Крымского моста и прилегающих к Нескучному саду, Всероссийской сельскохозяйственной выставки.

В 1928 году Президиумом Моссовета было принято решение о создании на этой территории Парка культуры и отдыха как «крупного многофункционального учреждения культуры на открытом воздухе», на которое возлагался комплекс культурно-просветительных и физкультурно-оздоровительных задач. Строительство парка явилось первым опытом подобного рода не только для Москвы, но и для всей страны.

За многие десятилетия своего существования парк неуклонно расширял сферу своей деятельности, совершенствовал формы работы. Каждый год здесь реализуется множество интереснейших собственных проектов и проектов, подготовленных в сотрудничестве с организациями и отдельными представителями культуры, искусства, спорта.

Московское правительство видит в парке важного партнера для реализации своих программ в интересах различных социальных, профессиональных, этнических и других групп населения Москвы.

Из запомнившихся мероприятий последнего времени стоит назвать благотворительные праздники (Московский Фонд культуры), конкурс молодых исполнителей популярной музыки «Золотой микрофон» (районная управа «Якиманка», радио и ТВ, газета «Вечерняя Москва»), фестиваль московских журналистов (Союз московских журналистов), фестиваль газеты «Вечерняя Москва» (редакция газеты), детский фестиваль «Сладкая сказка» (кондитерская фабрика «Красный Октябрь»), культурно-общественная акция «В ХХI век — без вредных привычек» (совместно с общественной организацией «Здоровое поколение») и другие.

В своей деятельности парк не вправе оставаться равнодушным к проблемам социально уязвимых групп населения: одиноких пожилых людей, детей и взрослых-инвалидов, многодетных и неполных семей, лиц, занятых поисками возможностей и способов дополнительного заработка. На территории Центрального округа функционирует 20 специальных учебно-воспитательных учреждений, в которых обучается более 3,5 тысяч учащихся — детей-сирот, детей-инвалидов, трудных подростков и т.д. Руководствуясь социальной и морально-этической ответственностью, парк по мере своих сил и возможностей регулярно организует для них благотворительные акции: выезды в детские дома и интернаты с концертными программами, выставки работ детей-инвалидов «Дети рисуют Москву», приглашения в парк на новогодние представления, бесплатное катание на аттракционах и т.д.

Среди важнейших направлений социально-культурного взаимодействия парка с партнерами нужно выделить сохранение общественной стабильности в столице. На протяжении последних двух лет парком были внимательно изучены результаты исследований межнациональных отношений в Москве и в частности на территории Центрального административного округа. Это позволило внести существенные коррективы в содержание годовых планов и программ.

В последнее время в Москве отмечается активизация общественных образований и движений, целью которых является решение собственных насущных проблем. В числе постоянных партнеров парка — ветеранские организации, их на территории ЦАО зарегистрировано 9, общественные объединения афганцев (2), участников военных действий в Чечне (3), общественные объединения чернобыльцев (2), общества инвалидов (3). Активно работают женские и молодежные организации, которые находятся в постоянном контакте с парком при проведении совместных мероприятий. Существенно влияют на содержание работы ЦПКиО им.М.Горького профсоюзные организации.

Достаточно широк и спектр религиозных организаций, являющихся потенциальными клиентами парка, который строит с ними отношения на основе Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Парк располагает уникальными возможностями постоянного воспроизводства необходимой коммуникативной среды для обеспечения цивилизованного, равноправного и богатого по содержанию культурного диалога представителей различных социальных слоев и групп.

Его деятельность как сложного многофункционального социально-культурного института определяется целым рядом социальных, историко-культурных, инфраструктурных факторов и условий, обусловленных жизнедеятельностью большого города.

Содержательная наполненность проектов и программ при всем многообразии их тематики концентрируется вокруг нескольких заглавных, ведущих направлений. Это искусство и литература, художественная культура, в том числе народная культура во всем богатстве ее этнических и жанровых разновидностей; это история и политика, нравственная культура и экология, труд и быт, спорт и т.д.

Любой проект или программа — это модель организации досуга в конкретных местных условиях, культурного воспитания и духовного развития детей, молодежи и взрослых, использования новых социально-культурных технологий и форм занятий. При их подготовке учитываются социальные, психологические, возрастные, индивидуальные особенности аудитории посетителей и участников, их интересы и возможности. Парковые программы всегда социально ориентированы и потому востребованы, они учитывают потребности жителей Москвы и гостей столицы.

Социально-культурные программы, осуществляемые на бюджетной или коммерческой основе, могут реализовываться в течение всего года или, напротив, только в определенный сезон, часть из них специально готовится к праздникам. Именно поэтому практически все рекреативные программы, которые парк делает для города и вместе с городом, базируются преимущественно на одном или нескольких типах культурного обслуживания посетителей.

В рамках природоохранной программы разработан и реализуется комплекс мероприятий по благоустройству паркового пространства. Он опирается на результаты неоднократно проводившейся ландшафтной оценки состояния территории. Среди факторов, определяющих ценность ландшафта, специалисты выделяют качество зеленых насаждений (деревьев, кустарников, травяного покрова) и их компоновку, рельеф, наличие видовых точек и панорам.

Экологическое воспитание — одно из главных направлений работы с различными группами посетителей в рамках комплексной природоохранной программы. В процессе разработки и реализации этой крупномасштабной по объемам и срокам программы специалисты исходили из того, что никакая архитектурно-планировочная и хозяйственная деятельность в парке не может быть оправдана, если выгода от нее не превышает наносимого ущерба.

В соответствии с Положением о государственном парке культуры и отдыха гор. Москвы в ЦПКиО определен и осуществляется жесткий комплекс природоохранных мер. Экологическую экспертизу проходит любой внутрихозяйственный проект, реализуемый в парке. На больших земельных площадях природоохранного и рекреационного назначения не допускается не только размещение площадок, павильонов, киосков и других объектов сервисного характера, но и проведение зрелищных, спортивных и других массовых мероприятий, для которых отведены специальные места.

Уникальность Москвы заключается в особенностях общественного разделения труда, в процессах социально-культурного расслоения, в специфических особенностях городской культуры, социальной коммуникации, самого образа жизни москвичей. Учитывать все эти особенности помогает программно-целевой подход к организации деятельности парка. Он лежит в основе массовых кружковых форм работы, побуждает персонал ЦПКиО к творческой деятельности, создает благоприятные условия для возникновения инновационных социально-культурных проектов.

Одна из основных, масштабная по своему значению задача парка — сделать все для того, чтобы и юные, и взрослые посетители получили наглядное представление о том, как традиционно в Москве люди проводят свое свободное время, как отдыхают, как развлекаются. «Москва… как много в этом звуке…» — под таким девизом парк приглашает горожан и гостей столицы на развлекательно-игровые и информационно-просветительные программы, встречи, конкурсы, фестивали, на выставки и концерты, праздники и презентации. Их тематика говорит сама за себя: «Московские парки и усадьбы», «Московские меценаты», «Москва купеческая», «Москва театральная», «Москва в творчестве поэтов России» и другие.

Работа парка в значительной мере подчинена и задачам массового эстетического воспитания посетителей. В условиях, когда у многих людей, особенно детей и подростков, преобладает интерес к видам и жанрам массовой культуры, не требующим интеллектуальных усилий, парк не может и не должен оставаться на позиции стороннего наблюдателя.

Даже в таком огромном мегаполисе, как Москва, трудно найти более идеальную, по своим масштабам и открытости, арену для знакомства с лучшими образцами мирового искусства, регулярных контактов с художественными ценностями, организации концертной деятельности, студийной и просветительной работы, чем парк.

Более того, по своей природе он предназначен и для воссоздания форм непосредственной, устной передачи традиций от мастера к ученику, для устранения границ между сценой и зрителем, для импровизации во всем — в пении, играх, танцах, конкурсах и спортивных состязаниях.

Приглашая своих гостей на встречу с мастерами, парк в состоянии закрепить у детей, подростков, молодежи интерес к традиционному народному творчеству, утвердить у каждого из них ощущение своей сопричастности к неповторимому культурно-эстетическому облику родного города, пробудить интерес к промыслам и ремеслам.

Парк последовательно осуществляет идею создания Российского творческого дома.

По существу, это еще одна крупная долгосрочная программа клубного типа: гостям предлагается развернутая экспозиция народного декоративно-прикладного искусства народов нашей страны.

В такие дни многие уголки парка превращаются в самобытные ремесленные мастерские. Парковые павильоны и площадки отдаются в распоряжение партнеров — Московского Дома ремесел, фольклорных и этнографических центров, фондов и ассоциаций поддержки народных умельцев и мастеров, специализированных школ, мастерских народного творчества, профессионально-художественных училищ и т.д.

Российский творческий дом приглашает гостей на национальные праздники и гулянья, ярмарки народного творчества, на выставки и презентации работ умельцев, фестивали детского и семейного фольклорного искусства, выступления самодеятельных театров, молодых исполнителей в жанрах эстрады, вокала, циркового искусства.

Парковая деятельность напрямую связана с организацией полноценного семейного досуга москвичей и гостей столицы. Значительная часть проектов и программ своей задачей имеет организацию свободного времени подростков и молодежи.

Для парка крайне актуальна типичная для больших и малых городов проблема стихийных, спонтанно возникающих подростковых и молодежных групп и компаний. Велико число действующих на протяжении короткого отрезка времени случайных компаний, например группы ребят, собравшихся поиграть в волейбол, встретившихся в павильоне игровых автоматов или на площадке для картинга. Продолжительность существования такой компании невелика. В течение дня подросток может быть участником нескольких подобных кратковременных объединений. У таких групп отсутствуют четко зафиксированные цели, а структура и нормы взаимоотношений никем и ничем не регламентируются.

Несколько иной статус у товарищеских компаний. Здесь основными мотивами объединения в группу являются принадлежность к профессии, воинской службе в определенном роде войск, взаимная симпатия, дружеские чувства. Эти группы достаточно стабильны, их участники, как правило, собираются по очень важным для них поводам, совместно отмечают знаменательные даты, праздники, дни рождения.

Еще более распространены в парке стихийно появляющиеся группы социальной адаптации — компании подростков и молодежи, как и пожилых людей, ветеранов, у которых нет четких, стабильных групповых интересов и целей, поскольку каждый из участников находится на этапе самоутверждения, поиска своего места в системе межличностных отношений. Чаще всего такие группы избирают местом для своих «тусовок» танцпол, танцевальную площадку или попросту один из излюбленных парковых «пятачков». Участники компании не обязательно представляют какой-либо один микрорайон, одну школу или одно предприятие; здесь могут быть люди из разных районов Москвы, Подмосковья, других городов.

И, наконец, самые дорогие сердцу парка творческие группы и объединения по интересам и увлечениям. Здесь мы почти всегда имеем дело с инициативными лидерами-энтузиастами, выражающими цели группы. Ребят связывают общие интересы и предпочтения.

На огромной парковой территории можно найти массу площадок, городков, просто закоулков, где постоянно «прописаны» и размещены профессиональные и любительские студии, мастерские, клубы, салоны, секции.

Словом, деятельность ЦПКиО многообразна, разнопланова, нацелена на привлечение посетителей, на создание для них хороших условий организации досуга.

Конечно, она сопровождается и множеством проблем — экономических, социально-психологических, организационных.

Большинство из них обусловлено объективными противоречиями между растущей социально-экономической и воспитательной значимостью парковой деятельности и существующим сегодня ограниченным ее обеспечением материальными и финансовыми средствами; между прежними и современными принципами и подходами к организации дела; между признанием объективной необходимости тесного взаимодействия парков с другими социальными институтами и отсутствием на практике должного взаимопонимания и сотрудничества партнеров.

Судьба парков во многом зависит от отношения к ним городских администраций, от позиции «отцов города», поскольку именно они обладают правом распоряжаться ресурсами, устанавливать налоговые режимы. Для такого сезонного «предприятия», как парк, это очень важно. Между тем в регионах местные власти требуют от парков перехода на полный хозрасчет.

По расчетам специалистов, на создание современного парка для среднестатистического областного города России нужно не менее полутора-двух миллионов долларов. Несмотря на столь внушительную стоимость, проект, при правильном ведении дела, может окупиться уже через три-четыре года. Правда, тогда заинтересованный инвестор вправе потребовать значительного перепрофилирования всей его деятельности.

Сегодня взаимодействие с инвесторами стало самым актуальным вопросом тактики и стратегии деятельности парков. В течение последних десяти-пятнадцати лет в Центральном округе, как и в столице в целом, расширилось экономическое пространство, изменились и формы собственности, и формы хозяйствования. В результате приватизации многие предприятия обрели самостоятельный статус. В сферу торговли, сервиса, досуга пришел новый субъект экономической деятельности — предприниматель. ЦПКиО не может не считаться с интересами и потребностями малого и среднего бизнеса как своего клиента и партнера. Однако учет этих интересов не может и не должен вестись в ущерб работе парка.

Но реальная практика подает разные примеры. Так, на территории московского ПкиО «Сокольники» хозяйственно-экономической деятельностью заняты 49 арендаторов и 10 собственников зданий. С парком их связывают только земельно-правовые отношения, платежи за аренду поступают в Москомзем, а «Сокольникам» не возвращается ни копейки. По подсчетам директора парка А.Н.Демакова, за счет неполученных платежей давно можно было бы значительно обновить инженерную инфраструктуру, системы водоснабжения и освещения, благоустроить многочисленные пруды.

Серьезную тревогу и озабоченность вызывают примеры и фактического закрытия некоторых парков, входивших в структуру районных культурно-досуговых центров. Не раз звучал в этой связи вопрос: а действительно ли нужен парк современному городу? Разве заботы о поддержании его хозяйства в нормальном состоянии и о качественном отдыхе горожан — это удел одних только работников парков?

По свидетельству директора ПкиО «Измайлово» В.И.Кухаренко, по нормативам только на содержание зеленых насаждений ежегодно требуется 120 миллионов рублей, в то время как бюджетное финансирование парка в целом колеблется на уровне 5 миллионов. Мнение руководителя однозначно: сохраняя государственный статус, парки должны хотя бы частично использовать свою территорию под коммерческие инвестиционные проекты. Средства от предоставленных в аренду 5% территории тем инвесторам, чья деятельность отвечает задачам парка, помогут покрыть расходы на содержание остальных 95%!

Всем ясно, что без привлечения к сотрудничеству банков, крупных фирм или предприятий паркам попросту не выжить. Московский ПкиО «Сокольники» нашел для этого нетрадиционную форму партнер(Фотография справа)ского взаимодействия с фирмами и компаниями, работающими на его территории, — был создан Благотворительный Фонд поддержки парка «Сокольники». Для каждого ассоциированного члена из числа коммерческих структур определяется строго дифференцированный размер вступительного и ежегодного взносов.

Но самого пристального внимания требуют создание и отработка механизмов взаимодействия парка с органами исполнительной власти, государственными и негосударственными, коммерческими и общественными учреждениями и организациями. Нужен инвестиционный механизм перераспределения «зон ответственности» между законодательными и исполнительными органами, муниципальными службами и предприятиями, отдельными юридическими и физическими лицами.

Поиск денежных средств (фандрайзинг) для парков, как и других учреждений отрасли, превратился в особую область профессионального управления — со своей стратегией и тактикой, принципами и технологиями. На работу в парки пришли высококвалифицированные специалисты, способные так же, как и их коллеги из развлекательных центров Запада, эффективно пополнять бюджет своих организаций. Зарубежный опыт вполне применим и у нас: например, значительную часть финансовых поступлений крупнейших парково-развлекательных комплексов в США составляют взносы, иногда весьма незначительные, большого числа частных лиц; гаранты благотворительных фондов и организаций; пожертвования коммерческого сектора — фирм, банков, страховых агентств. И лишь на последнем месте там стоят государственные вложения, субсидии, распределяемые правительственными службами.

Совершенно иначе складывается структура бюджета российских государственных парков. Подавляющая его часть — это государственные, муниципальные средства: их «доля» иногда доходит до 80-90%. Правда, ежегодное снижение объемов госбюджетного финансирования заставляет сегодня парки искать и иные источники доходов. Однако контакты со многими отечественными и зарубежными организациями, на (Фотография сверху)которые выходят парки в этих поисках, к сожалению, остаются краткосрочными: заканчивается грант — прекращается финансирование, тогда как программа или проект требуют его продолжения. Российским паркам пора научиться самим решать свои проблемы, привлекая к сотрудничеству другие секторы городского сообщества. Научиться оценивать свои возможности, затраты и ресурсы — задача не столько экономическая, сколько управленческая.

Сотрудничество персонала парка и представителей городской общественности в стратегическом и тактическом планировании его деятельности обеспечивает успешность продажи им развлекательных, оздоровительных, информационных и других услуг. Парк становится конкурентоспособным, а это является основой его существования. Успешная организация социально-культурного маркетинга предполагает проведение кропотливой исследовательской работы; четкий контроль за реализацией конкретных проектов и программ; анализ ошибок и упущений; корректировку дальнейших действий.

И все же, несмотря на множество проблем, парк каждый день широко открывает свои двери навстречу кипучей городской жизни, своим посетителям. И люди охотно приходят сюда. Парк живет.

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 3:14 пп