Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Это наше будущее

Евгений ЕГОРОВ — министр правительства Москвы, руководитель Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы

Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы почти 10 лет. С 1993 года им руководит министр правительства Москвы Евгений Владимирович Егоров.

По меньшей мере, семь качеств требуется для того, чтобы стать министром правительства, которое возглавляет Ю.М.Лужков: быть неравнодушным; любить свое дело (а дело — это, прежде всего, люди, которые во многом зависят от решений министра); уметь и публично, и «за кулисами» отстаивать собственную точку зрения; глубоко знать суть проблемы, а значит, характер и наклонности тех, от кого зависит «дело министра»; уметь работать не вообще, а конкретно; знать нормативно-правовую базу своей отрасли; добиваться не взрывного, а эволюционного развития малого бизнеса.

Всеми этими качествами сполна обладает министр Егоров. Он прошел, что называется, огонь и воду, прежде чем стал членом московского правительства.

Служил подводником на Северном флоте. Здесь Егоров, по его словам, научился обходиться без удобств, держать себя в руках. Дружить. Чувствовать локоть товарища. Глубоко чувствовать боль предательства.

В подводники пошел, получив диплом авиационно-моторного техникума.

Тяга к знаниям — важная черта характера министра. Он закончил МВТУ им. Н.Э.Баумана. Хороший математик, системщик, аналитик.

Но, может быть, знание психологии предпринимателя, способность понимать его выработались у Егорова еще с той поры, когда он после 1990 года остался без работы и вынужден был приобретать опыт челнока.

Экономика России сегодня не в лучшем состоянии. Хотя страна и обладает колоссальными природными ресурсами. Но к их использованию нужно приложить руки и голову. Значит, нужны квалифицированные подготовленные кадры. Однако здесь мы проигрываем и по профессиональным качествам, и по навыкам.

Мне постоянно приходится встречаться и говорить с предпринимателями. Выясняется такая картина: строитель нанимает специалистов (маляров, штукатуров), и из десяти только двое умеют качественно работать.

Проблема? Да, думаю, что это проблема всего нашего общества. А основная его часть (хотим мы того или не хотим) — это малый бизнес. Воспитание этого слоя в конечном итоге даст прогресс экономическому росту.

Но экономический рост, кроме кадров, могут обеспечить и те рыночные институты, которые должны навести мостики между крупным, малым бизнесом, банковской и информационными системами. Но и они сегодня не в лучшем состоянии.

Я думаю так: ведь вот должна же быть идея у страны. У олигархов ее быть не может. У них идея одна — транснациональная. У них — кругом интересы. А вот предприниматель — это другое дело. Он сам производит, реализует и потребляет товар. Ему в стране жить. И мне кажется, что одна из граней идеи благополучия России это развитие малого бизнеса.

У нас нет в запасе времени. Значит, мы должны сегодня употребить государственный ресурс, чтобы ускорить процессы становления малого бизнеса.

Как решать эту проблему? Надо создать структуры, которые бы помогали предпринимателю, упрощали все процедуры, учили его, как строить бизнес, с чего начинать.

Вот Москва, первая по существу, такие структуры и создает — консультационные центры, например, где можно получить разноплановую информацию.

Существует у нас система финансовой поддержки начинающих предпринимателей, тех, кто не более двух лет отработал на рынке. Деньги на оборотку, своего рода субвенции, гранты получить не проблема. Создана для этого комиссия. Только в прошлом году такие гранты получили около четырехсот малых предприятий. Согласитесь, это реальная помощь молодому бизнесу. Речь не идет о миллионах, но средства, чтобы начать собственное дело, финансово поддержать начинающих предпринимателей, Москва выделяет.

Ежегодно проходит выставка инноваций. В этом году она была посвящена теме «XXI век оборонных предприятий». В 2002 году на этой выставке присутствовало всего 8 малых предприятий, которые представили порядка 60-ти разработок. В этом году мы принимали на выставке уже 21 предприятие. Они презентовали порядка 200 проектов. Одно из таких предприятий делает микроскопы. В этом году этот коллектив занял первое место, выиграл самый престижный приз.

Это — нанотехнологии, и они уже покупаются за рубежом. Такие предприятия вышли из оборонной структуры, но продолжили дело и стали производить гражданскую продукцию для научных исследований.

Малый бизнес очень активен в области медицины. Я не могу сказать, что все предложения приемлемы. Тут нужна экспертная оценка. Безусловно, без экспертов-профессионалов нам не обойтись. Но даже если 20% из того, что нам предлагают, пустить в дело, думаю, здоровье нации будет улучшаться. Это не только лекарства, но и методы общего анализа состояния здоровья человека. Диагностика как сфера бизнеса располагает многими нетрадиционными методами.

Но возникает парадоксальная ситуация. О малом бизнесе либо не хотят слышать, либо слышат, но мало что делают для его развития. Сейчас начнется избирательная кампания и только ленивый не скажет: «Я — за малый бизнес», хотя многим нужны не его проблемы, а электорат. Этот вывод я могу подтвердить тем, что закон, принятый в 1995 году, безнадежно устарел, уже вышли новые Бюджетный, Гражданский кодексы, а этот закон так и продолжает действовать, а ведь его надо переделывать. На протяжении шести лет мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, да и я, куда только не писали. Правда, в этом году Государственная Дума внесла на обсуждение данный вопрос, но там он застрял. Ну, сколько можно?

Возьмем налоговую систему, это же беда! Мы сегодня невольно (а может, и по злому умыслу) заставляем малый бизнес уходить в криминальные сферы. Из-за многих причин. Дело даже не в том, что действуют непомерные налоговые сборы.

Малому бизнесу не под силу заниматься бухгалтерией, как это от него требуют. Мы пытаемся решить проблему. Создали учетные центры, которые берут на себя обслуживание малых предприятий c учетом страхования от ошибок. Но сколько может взять один учетный центр на себя — пятьдесят, от силы сто предприятий, а их в Москве около 200 тысяч.

Я убежден в том, что в малом бизнесе должны заниматься своим делом — предпринимательством, торговать, производить, а не отчитываться перед вышестоящими организациями.

Оценим еще один аспект. Казалось бы, простой вопрос — регистрация предпринимателя без образования юридического лица. Получай свидетельство и начинай работать. Ан нет! Если, получив свидетельство, вы не пришли в районную налоговую службу в течение 10 дней, вы должны платить штраф. Если вы через несколько дней не открыли лицевой счет, вы должны платить штраф.

Если не встали на учет в Пенсионный фонд, вы вновь подвергаетесь штрафу. Этих инстанций 19. Зачем все это? Кому это нужно?

Чиновник должен работать на интересы предпринимателя, а получается наоборот: предприниматели работают на интересы чиновника. Я прихожу в банк и говорю: «Мне надо открыть счет». В банке мне дают инструкцию, из которой становится ясно, что прежде следует побывать в органах соцстраха, чтобы стать на учет. «Зачем мне учет, у меня нет подчиненных?» — «Нет, иди туда». Я бегу туда, там говорят: «Не нужно тебе этого». Я бегу обратно. В банке: «Ах, мы ошиблись».

Разве этих примеров мало, чтобы государство разработало прозрачные для всего малого бизнеса «правила игры».

Разве сегодня государство не обязано взять на себя все вопросы, связанные с регистрацией предпринимателя? Почему он должен бегать по инстанциям? Получил свидетельство человек — сообщите об этом всем заинтересованным органам. Другое дело — открыть счет в банке, потому что личная подпись требуется, иначе нельзя будет зарплату получить. Это единственное, что должен сделать предприниматель. А его заставляют бегать по кругу. Как он будет после этого относиться к власти?

Сейчас уже модно стало говорить, что правительство в основном работает на интересы олигархов. Наверное, это так. Наверное, до малого бизнеса у правительства руки не доходят. Сколько раз Председатель Правительства встречался с предпринимателями, и кто эти предприниматели? Это (ФОТОГРАФИЯ) олигархи. А с малым бизнесом? Почему Президент нашел время встретиться с ними, а в правительстве так и не нашли? Почему сегодня Министерство экономики, забрав себе огромнейшие полномочия, не желает досконально разобраться, что происходит в области малого бизнеса? В этом министерстве не только не знают проблем малого бизнеса, но и не хотят знать их. Ранее мы имели возможность давать кредиты. У нас был фонд как финансовая структура, который под небольшой процент мог выделить кредит малому предприятию для развития, для закупки оборудования. Банк такого кредита не даст из-за того, что сегодня порядка семидесяти процентов малых предприятий (даже московских, не говоря о региональных) имеют вложенный капитал от 5 до 10 тысяч долларов. Что это за капитал? Кто ему даст под этот капитал деньги? Никто не даст. Нам категорически запрещают использовать наши фонды в качестве финансовой структуры поддержки малого бизнеса. Весь мир живет на этом принципе, весь мир имеет возможность давать кредиты, нам же сегодня говорят: «Вы можете дать субвенцию». Но он же предприниматель, как можно ему два миллиона просто так дарить? Я не могу убедить ни господина Кудрина, ни господина Грефа, что это неправильно. Органам власти нужны права, чтобы вложить государственные деньги в этот фонд. Да, 7-10% не возвращается, но это нормальная практика всего мира. Зато 90% вложенных средств приносят прибыль. Это — главное.

Несколько слов о контрольной деятельности. Проверять малые предприятия, конечно, нужно. Среди малых предприятий сегодня и «шпаны» много. Нас очень беспокоит качество товаров и услуг малого бизнеса. Но качество не зависит от того, какого уровня будет проверка, или от личного желания предпринимателя. Малому бизнесу требуются современное оборудование, удобное помещение, курсы обучения. Вот после этого ему контрольный орган может сказать: «Если качество не выдашь, закроем на всю жизнь». Таких «драконовских методов» не надо бояться, если мы создадим все условия для работы.

Малым бизнесом, повторяю, нужно заниматься. Когда я начал работать в правительстве Москвы, у меня было правило раз в неделю посещать какое-то малое предприятие. Порой приходишь, всем не поможешь, ведь денег не хватает на всех. Начинаешь разговаривать: «Здесь вот так сделай, посмотри вот это, может, получится…», — и смотришь — глазки засияли, все пошло. Ничем вроде не помог. Человеку нужно в большей степени общение, и когда приезжаешь сам, он по-другому начинает себя чувствовать, он нужен, он востребован.

Но востребованным оказывается не все, что нужно обществу. Как можно было снять с лицензирования игорный бизнес? Он сейчас душит Москву.

Любой, кому не лень, начинает открывать игорные дома. Зачем это нам нужно? Вот позиция: из огня — в полымя бросаемся. А это ведь законодательство федеральное, это не местное законодательство.

Еще об одной проблеме хочу сказать, заметив, что в Москве она решаемая. Слава Богу, есть мэр Лужков, есть правительство, есть префекты. В свое время директорам были отданы все нежилые помещения. К сожалению, работать в новых условиях они не смогли. Кто-то ушел, кто-то продал свои акции, но наладить производство в рыночной экономике не сумели. Кто им помог? Их вытащил малый бизнес, который пришел на их площади, их содержал, производил продукцию. Сегодня эти предприятия постепенно начинают вставать на ноги и малый бизнес им теперь не нужен.

Вот Москва сегодня и приняла решение по обеспечению нежилыми помещениями предприятий. Мы хотим построить уже до 2005 года дополнительных 2 миллиона квадратных метров для малого бизнеса. Уже строим. Мы строим многофункциональные деловые центры (14 тысяч квадратных метров, 15 тысяч квадратных метров, 30 тысяч квадратных метров). Причем строим по несколько центров в каждой префектуре. Строится жилой дом: первый этаж — под малый бизнес. Арендуй, занимайся, решай свои проблемы. Мы хотим на территории ЗИЛа построить до миллиона квадратных метров под малый бизнес. Там может быть инновационный, производственный, торговый, да какой угодно малый бизнес. Территория пустует. Малому бизнесу нужна особая структура, своя

архитектура, своя планировка. Тогда он будет процветать.

Б.Г.Гилядов – руководитель ЗАО «Вторсырьепереработка» (слева).

И в Москве есть типовые площади и для торговли, и для производства. У нас самая лучшая инфраструктура. Комиссия ООН приняла решение о слушаниях по опыту развития малого бизнеса в Москве.

Ранее в СССР всякая частная деятельность была запрещена напрочь. Мой дядя категорически отказался работать на государство, стал шить сапоги, всю жизнь шил сапоги и оплачивал стоимость патента. А мы сегодня этот патент не можем внедрить. Патент предпринимателю без образования юридического лица — это выход. Пусть он купит этот патент на год, на квартал, на полгода, и не трогайте его. Но как достучаться туда, где принимают решения на федеральном уровне?

Многие ссылаются на опыт Швейцарии. В свое время там ситуация была не лучше нашей: и пьянство было, и экономика была на очень низком уровне. И как-то после очередных выборов пришедший президент сказал так: «Мы должны принимать только такие решения, которые не вредят народу». Потом это стало политикой государства.

Создаем мы и торговую сеть для малого бизнеса. Есть сеть магазинов «Рамстор». Она развивается. Очень хорошая ветвь. Очень хорошая с точки зрения качества и использования отечественных товаров. Но этим самым монополизируется торговля. В магазинах «Рамстор» цена на товар назначается сверху и, будь здоров, продавай по этой цене.

Нужно развивать оптовый рынок. Оптовый рынок — это независимость. На оптовом рынке можно купить товар. Государству проще контролировать оптовый рынок, и хотя он огромный, но его видно, о нем все известно.

Конкуренция не должна развиваться только внутри малого бизнеса. Конкуренция должна быть между малым и крупным. Вот тогда это конкуренция.

Я — за оптовую сеть. Поставки на оптовый рынок будут идти со всей страны. И продаваться они будут не дирекцией этого рынка, а теми, кто товар поставляет. Поставщики устанавливают цену. И если вы сравните стоимость товаров на оптовом рынке и стоимость тех же товаров в магазинах «Рамстор», то на оптовом они дешевле на 20-30%.

Предприятия-монополисты уже не будут монополистами. Я понимаю: будут развиваться магазины для богатых, наверное, будут предлагаться экологически чистые продукты, у которых особая цена. Но далеко не все имеют возможность покупать товар за особые цены.

Москва активно разрабатывает нормативно-правовую базу по развитию малого бизнеса, и этой базой пользуются многие регионы.

Москва начала создавать информационное поле для малого бизнеса. У нас есть вся информация по малым предприятиям, в Интернете можно получить данные о регистрации, о других вопросах деятельности малого предпринимательства.

Столице принадлежит первенство по обучению. Мы первыми создали Фонд подготовки кадров. Что такое Фонд подготовки кадров? Мы на это выделяем порядка 120 миллионов в год. Мы привлекли для обучения ведущие вузы страны. 49 столичных вузов на конкурсной основе выигрывают тендеры по той или другой теме для обучения работников малых предприятий. Мы учим не только финансистов, бухгалтеров, обучаем не только маркетингу, управлению, вычислительной технике. Мы начинаем обучать специалистов. А для этого требуется базовая структура, оснащенная необходимым оборудованием для практических занятий.

За три прошедшие года обучили порядка 80 тысяч предпринимателей, а их около 2 миллионов. Нам сегодня необходимы рабочие кадры.

Мы сегодня определили стержень московской инфраструктуры, которая должна обеспечить потребности малого бизнеса: консультационные, информационные, финансовые, обучающие структуры. Все это у нас уже создано.

Наше будущее — цивилизованный рынок с высоким качеством товаров.

Малый бизнес является неотъемлемой частью экономической системы городского хозяйства Москвы. В этом секторе экономики работают более 1/3 от числа экономически активного населения города, более 32% налоговых поступлений в нашей столице обеспечивает малый бизнес.

Проведен комплекс мероприятий по возрождению ремесленничества, эффективности которого в значительной степени способствовало принятие Закона г. Москвы «О ремесленной деятельности в городе Москве».

Интенсивное развитие межрегионального делового сотрудничества позволило расширить рынки сбыта продукции московских малых предприятий. Системы межрегиональных маркетинговых центров созданы в 67 регионах Российской Федерации и 8 странах ближнего и дальнего зарубежья. Региональные маркетинговые центры созданы во всех областях Центрального федерального округа.

В настоящее время в городе работают около 190 тыс. малых предприятий, на которых трудятся более 1,86 млн человек и более 170 тыс. предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ). По количеству малых предприятий на 1000 жителей (20,4) Москва приближается к оптимальным показателям, характерным для крупных мегаполисов (25). Эти данные приведены без учета предприятий, которые по формальным признакам в силу действующего законодательства не могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, хотя по своей сути таковыми являются.

Малый бизнес Москвы осуществляет деятельность во всех отраслях экономики города. Более 55% малых предприятий города работают в сфере торговли и общественного питания, более 12% — в строительстве, около 12% занимаются производством товаров, около 13% — в научной сфере, обще-коммерческой деятельностью по обслуживанию рынка занимаются 7,5% субъектов малого предпринимательства города; работают малые предприятия также в сфере бытового обслуживания населения, связи, на транспорте, в жилищно-коммунальном хозяйстве и других.

Малые предприятия города ежегодно получают от организаций инфраструктуры более 100 тысяч квалифицированных консультантов по различным аспектам ведения бизнеса, причем 1/5 их часть — бесплатные. Количество обращений к ресурсам системы информационного обеспечения малого предпринимательства Москвы превышает 7 миллионов. Ежегодно более 2,5 миллионов страниц информации и обучающих материалов прочитывается предпринимателями на сайте «Дистанционный консалтинг». В последнее время ежегодно в рамках программ, реализуемых структурами городской системы обучения предпринимателей, проходят профессиональную подготовку и переподготовку более 30 тыс. руководителей и работников малых предприятий.

В 2000-2001 гг. в Москве была создана система льгот, предоставляемых субъектам малого предпринимательства при прохождении ими процедуры государственной регистрации (распоряжения мэра Москвы от 24.06.99 № 670-РМ «О первоочередных мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства» и от 11.02.2000 № 162-РМ «О внесении изменений в распоряжение мэра Москвы от 24 июня 1999 года № 670-РМ «О первоочередных мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства».

Чрезвычайно важное значение для решения комплекса задач по дальнейшему развитию малого предпринимательства имеют принятые правительством Москвы постановления от 18.12.2001 № 1141-ПП «О создании общегородской системы центров развития предпринимательства в городе Москве» и от 11.06.2002 № 429-ПП «О концепции и основных направлениях Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2002-2010 годы».

В соответствии с Постановлением № 1141 в целях дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечения исчерпывающими информационными, консультационными и аналитическими услугами юридических и физических лиц малого предпринимательства в городе Москве и повышения эффективности управления процессом развития малого предпринимательства на окружном и районном уровнях создан «Московский центр развития предпринимательства» и создаются территориальные центры развития предпринимательства во всех административных округах.

Завершается разработка Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2002-2010 годы, включающая программу первоочередных мероприятий на период до 2005 года. Реализация Городской целевой программы постановлением правительства Москвы признана приоритетной задачей для префектур административных округов.

Предусматривается по результатам реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями среднегодовая площадь нежилых помещений, переданных в аренду субъектам малого предпринимательства, до 5 млн квадратных метров.

***

В день субботника Е.В.Егоров приехал на ЗАО «Вторсырьепереработка», которое возглавляет И.Г.Гилядов. Основной вид деятельности предприятия — сбор, переработка твердых бытовых отходов (ТБО), строительство и развитие сети приемных пунктов по приему вторичного сырья у населения Москвы. В целях расширения масштабов деятельности ЗАО «Вторсырьепереработка» организовало работу цехов (линий) по переработке вторичного сырья и производству товаров народного потребления на основе новейших мировых технологий. Предприятие принимает самое непосредственное участие в решении проблем оздоровления экологической, природоохранной обстановки и улучшения противопожарной безопасности в столице и ближнем Подмосковье, способствуя сокращению количества свалок, средств на их содержание и транспортных расходов. При этом положительно решаются социальные проблемы: создаются дополнительные рабочие места, появляется возможность реального приработка для социально необеспеченных слоев населения.

За это время предприятие приобрело большой опыт работы по внедрению селективного (раздельного) сбора твердых бытовых отходов.

Экономически оправданная вторичная переработка ценного сырья и экологически разумное отношение к отходам — это проблемы, решение которых требует в высшей степени компетентности и опыта.

На собственные средства ЗАО «Вторсырьепереработка» приобретено и введено в эксплуатацию итальянское оборудование по переработке текстильных отходов, на котором производится продукция, востребованная рынком. Данное оборудование частично снимает проблему утилизации текстильных отходов, образуя замкнутый цикл. В настоящее время ЗАО «Вторсырьепереработка» создает сеть приемных пунктов для населения столицы во всех округах. По данной программе совместно с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства подготовлен проект распоряжения мэра Москвы «Об организации сети павильонов приема, сортировки, упаковки вторичного сырья ЗАО «Вторсырьепереработка». В соответствии с распоряжением мэра Москвы планируется создать свыше 40 приемных пунктов во всех административных округах столицы.

Для продвижения своих услуг предприятие принимает активное участие в выставках и воспитании подрастающего поколения. Нами разработан листок учета экологических добрых дел и проводятся своими силами ежегодные акции «Сделаем город чище».

Совместно с немецкими и чешскими партнерами ЗАО «Вторсырьепереработка» разработан и внедрен в производство оцинкованный евроконтейнер.

В настоящее время ведутся работы по внедрению мини-цехов по переработке бумажных и древесных отходов. Разрабатывается программа по утилизации компьютеров и бытовой техники. При этом эксплуатируется оборудование мирового класса с соблюдением всех норм экологически чистого производства. Параллельно с этим осваиваются выделенные округами земельные участки, ведется разработка исходно-разрешительных документов, строительство и размещение оборудования по переработке вторичных полимерных продуктов.

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 3:12 пп