Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Со статусом донора

Виктор Архангельский — доктор экономических наук, профессор кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС

Москва — крупнейший мегаполис, играющий важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны. На его территории постоянно проживают более 8,5 млн человек, это примерно 6% населения России. Около 62,3% работающих москвичей заняты в непроизводственной сфере, что определяет специфику города как финансового, культурного и научного центра.

В Москве сосредоточен огромный экономический потенциал. Здесь создается 9,5% ВВП России. Основные направления развития экономики — промышленность, строительство, наука, управление, финансово-кредитная деятельность. В сфере обслуживания (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение) и социальной сфере (ЖКХ, бытовое обслуживание, здравоохранение, физкультура и спорт, социальное обеспечение, образование и т.д.) занято 46,9% работающего населения, в инфраструктуре рынка — 6,1%.

Создаваемый в столице валовой региональный продукт (ВРП) составил в 2001 г. 158 тыс.руб. на одного работающего, что превышает среднероссийский показатель более чем в 3,6 раза. Общий оборот торговли и услуг на одного жителя — 129 тыс.руб. Это выше среднероссийского уровня в 4,8 раза. Во столько же раз выше и фондоемкость ВРП.

Приведенные цифры свидетельствуют об эффективном экономическом развитии Москвы, которое объясняется прежде всего эффективным управлением экономикой города. Напомню, что доход от московской схемы приватизации соответствует доходу от приватизации во всех других регионах России, вместе взятых. Определенные успехи достигнуты в социальной сфере: в частности, введена «карточка москвича», дающая известные льготы, пенсионеры получают прибавку к пенсии из городского бюджета, сети магазинов «Ветеран» и др. В Москве есть возможность получить муниципальное жилье или приобрести его, прибегнув к льготному ипотечному кредитованию. Правительство города отстаивает свои энергетические интересы, благодаря чему в столице нет перебоев с подачей тепла и электроэнергии.

Москва — единственный регион России, сохранявший статус «донора» в течение всего периода перехода к рыночной экономике, притом что 65% налоговых поступлений передаются в федеральный бюджет.

Как субъект Федерации Москва входит в экономическую систему России и, естественно, переживает все сложности социально-экономического развития страны. Правда, как регион-донор она имеет более устойчивые социально-экономические показатели и может допустить локальные отклонения формируемого механизма управления, предусмотренные российским законодательством.

Экономические успехи было бы неправильно сводить к положению Москвы как столицы России, тем более что выплаты из федерального бюджета за выполнение столичных функций в полной мере не поступают. Главную роль играет рациональное управление развитием города. Вместе с тем целый ряд проблем все еще не решен.

Так, сохраняется тяжелая экологическая ситуация. Объемы образования твердых бытовых отходов (ТБО) достигают 3100 тыс.тонн, или 1,68 куб.м на одного жителя. Финансовые затраты на их утилизацию должны составлять 3-5% от общегородского бюджета, или 5,56-9,27 млрд руб. В настоящее время объем инвестиций на реализацию экологической программы на 2003-2005 гг. — 8970,6 млн руб., в том числе из городского бюджета — 7838,9 млн. В среднем в год бюджет города выделяет на решение этой проблемы около 2,6 млрд руб. Ежегодный суммарный предотвращенный экологический ущерб составит около 10 млрд руб. Вместе с тем при осуществлении предполагавшейся полной промышленной переработки промышленных отходов к 2010 г. возникает немало сложностей. Действующие мусоросжигательные заводы могут переработать лишь 680 тыс.тонн ТБО. Остальное (около 78%) идет на захоронение на полигонах Московской области.

Оставляет желать лучшего криминогенная обстановка. Достаточно сказать, что по рассчитанному по международной методике рейтингу безопасности жизни в отдельных городах мира в 2003 г. Москва находится на 184-185 месте — 48,5 балла. Для сравнения: первое место занимает Люксембург — 133,5 балла, далее следуют Берн, Женева, Хельсинки, Сингапур, Цюрих — 126,5 баллов1.

К коррупционному бизнесу следует отнести скупку земли под промышленными предприятиями и жилыми зданиями, скупку акций и долгов достаточно успешно работающих предприятий с целью их банкротства, смены владельца или прекращения производственной деятельности, допускаемые российским законодательством. Московское правительство принимает меры к недопущению таких ситуаций, однако они по-прежнему имеют место. Необходимо, на мой взгляд, принятие городского законодательного акта, ограничивающего возможность подобных операций. Так, для предотвращения намеренных банкротств предприятий целесообразно ввести объективную городскую экспертизу их финансово-хозяйственного состояния, которую проводили бы Московское управление Министерства по антимонопольной политике и Комитет по банкротствам.

Не решена транспортная проблема, многим москвичам ежедневно приходится преодолевать многокилометровые пробки, сложности с парковкой в центральной части города. Намеренные автомобильные аварии стали доходной частью криминального бизнеса, и защиты от них практически нет.

В Москве достаточно хорошие показатели развития основных градообразующих сфер деятельности, к которым относятся наука, промышленность, строительство. Немало делается для решения жилищной проблемы. Правда, цена квартир весьма высока — в среднем около 700 долл. за квадратный метр. Снижения цен можно ожидать при насыщении рынка жилья.

Для повышения эффективности социально-экономического развития города следует выделить основные направления и создать экономические и организационные механизмы их интенсификации.

1. Развитие научного потенциала и использование его возможностей в экономике города.

Москва является единственным городом России, где сосредоточено более одной трети научного потенциала страны, представляющего не только важнейшую отрасль народно-хозяйственной специализации экономики этого мегаполиса, но и национальное богатство, на сохранение которого должно быть обращено внимание Правительства Российской Федерации.

К сожалению, средства, выделяемые на развитие отечественной науки, составили в 2001 г. менее 0,3% ВВП и 1,85% государственного бюджета вместо 4%, установленных Законом РФ «О научно-технической политике». За последние 10 лет расходы на науку в ВВП сократились в 22 раза (главным образом за счет внебюджетных источников), а из государственного бюджета — в 6 раз. Естественно, что московский научный комплекс понес большие потери.

Вместе с тем правительство Москвы проводит научно-техническую политику, позволяющую поддержать науку города в пределах, допускаемых имеющимися возможностями и потребностями. Из городского бюджета на развитие науки стабильно выделяются не менее 500 млн руб., размещаемых на конкурсной основе и направляемых на решение важнейших научно-технических задач. В конкурсах участвуют все желающие, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности. Таких организаций несколько сотен.

Для Москвы принципиально важно разработать систему наиболее полного использования научных достижений города в его экономике. Это позволит обеспечить переход к выпуску новой продукции, конкурентоспособной на мировом и внутреннем рынках, развитие материально-технической базы производства на основе передовых современных технологий, повышающих качество товаров и услуг и снижающих издержки производства, а также материально-технической базы градообслуживающих отраслей и предприятий. Кроме того, достижения науки как товар могут реализовываться на российском и мировом рынках. Это потребует решения ряда сложных организационных и экономических задач, связанных с реструктуризацией науки и производства, лучшим использованием научного потенциала, введением системы постоянной оценки и экономического анализа результативности НИОКР, их направленности на получение реального экономического эффекта, который нашел бы отражение в росте ВРП и дохода городского бюджета, улучшении социального положения москвичей. Такая работа в городе ведется, но пока не очень интенсивно.

Необходима рационализация отраслевой структуры московского научного комплекса. Известны далеко не единичные примеры, когда научные организации, особенно отраслевого профиля, существуют только в формальных списках. Многие из них передают свои площади, а зачастую и оборудование, в коммерческое пользование, не связанное с их основной деятельностью. В результате квалифицированные кадры уходят, а организации фактически превращаются в «балласт» научно-технического потенциала.

К сожалению, российские рыночные условия не стимулируют инновационные процессы. Бизнес эксплуатирует приватизированную собственность, но не заботится о ее развитии. Другая сложность — в отсутствии средств заказать эффективную научно-техническую разработку. Собственных ресурсов у предприятий, работающих с рентабельностью 10-12%, нет, а кредиты на эти цели получить нереально. Высока степень риска.

Наука как сфера деятельности, приносящая высокие экономические результаты, но с большим временным лагом и высокой степенью риска, не привлекает бизнес. Пока она финансируется в основном из государственных источников. Поэтому важно создать условия для привлечения внебюджетных средств, разработать механизмы внедрения научно-технических достижений с участием города.

Важнейшим инструментом реализации Закона «Об основах научно-технической политики города Москвы» от 24 октября 2001 г. является разработка системы городских научно-технических программ на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Это позволит повысить экономическую, в том числе бюджетную и социальную эффективность, возвратность городских ресурсов, выделяемых на науку и технологическое развитие производства.

Для реализации программно-целевого подхода в соответствии с Законом необходимо решить несколько важных институциональных и методологических проблем. Речь идет о разработке:

* методов оценки экономических и неэкономических видов эффектов, ожидаемых от осуществления научно-технических программ;

* процедуры формирования программ, которая предусматривала бы включение в эти программы создания техники, а также ее внедрения на конкретных производственных объектах;

* методов сведения социально-экономических и научно-технических программ в общегородскую, отражающую социально-экономическую политику, проводимую в Москве;

* финансирования всех работ из всех источников на основе создания кредитной линии;

* мониторинга программных исследований с установлением административной и финансовой ответственности за невыполнение намеченных заданий.

Одновременно возможно создание механизма повышения ответственности пользователей за конечные результаты расходования бюджетных средств.

2. Государственное регулирование развития промышленности.

В результате разработки и реализации собственного метода приватизации Москве, по сравнению с другими регионами России, удалось значительно снизить экономические и социальные потери рыночной трансформации, сохранить промышленную базу, используя для этого в том числе и бюджетные инвестиции.

Большой заслугой правительства Москвы является проведение мер экономической поддержки промышленного производства, которые включают в себя, в частности, приобретение пакетов акций градообразующих предприятий в собственность города, выделение бюджетных кредитов предприятиям. Методы государственного регулирования широко применяются развитыми странами, особенно в периоды экономического спада и кризисов, и в этом отношении Москва лучше использует возможности рыночной трансформации, чем Россия в целом.

Реализация возможностей промышленного потенциала города связана с решением трех важнейших проблем: маркетингового обоснования товарно-технологической структуры промышленности; разработки эффективных направлений инвестиционной политики; создания экономических механизмов стимулирования инновационно-инвестиционной деятельности.

3. Концепция маркетинга в промышленной политике.

При определении будущей структуры промышленности Москвы, выработке инвестиционной политики и мер государственного управления необходимо учитывать потребности внутренних товарных рынков в товарах и услугах; возможности выхода на российский и мировые рынки с конкурентоспособными товарами; сложившуюся технологическую специализацию промышленности и имеющийся научно-технический задел; инвестиционные возможности предприятий, региона, государства и коммерческих финансово-кредитных структур. Все это не означает, что следует ограничивать бизнес. Промышленность города в значительной степени приспособилась к рыночной системе взаимоотношений. Около 40% промышленных предприятий полностью адаптировались к рыночным условиям. Еще около 25% могут эффективно работать при оказании им определенной поддержки со стороны города. Вместе с тем примерно 15% предприятий являются «претендентами» на банкротство, а еще 20% потребуют либо индивидуальных мер поддержки в связи с их высокой градообразующей ролью, либо — в случае высоких затрат и недостаточной эффективности инвестиций — реструктуризации или банкротства.

С экономической точки зрения в основе промышленной политики Москвы лежат следующие положения:

* удовлетворение производственных и непроизводственных потребностей города в промышленной продукции и услугах;

* максимизация социально-экономических результатов путем увеличения налогооблагаемой базы, доходов от эксплуатации государственного имущества и т.д.;

* активизация межрегиональных и внешнеэкономических связей, обеспечение превышения вывоза (экспорта) над ввозом (импортом), создание положительного сальдо внешнеэкономической деятельности в сфере обрабатывающей промышленности;

* снижение издержек производства, экономия материальных и энергетических ресурсов и улучшение экологической ситуации.

Таким образом, эффективность промышленного производства зависит от структуры производимых товаров (услуг) и может быть достигнута только на основе товарной специализации промышленности, соответствующей потребностям рынков и поддерживаемой московской экономической системой.

Товарная специализация промышленности Москвы представляет собой некоторый установленный на основе маркетинговых исследований экономический оптимум, отражающий максимальные объемы реализации товаров на внешних и внутренних рынках при высокой рентабельности их производства и выигрыша в конкурентной борьбе, что обеспечивается технологической базой производства, учитывающей территориальное разделение труда.

В таблице 1 приведена группировка некоторых товаров по основным рынкам сбыта.

Таблица 1. Товарная специализация промышленности Москвы по основным рынкам сбыта, %

Наименование товара Объем потребления в Москве
Товары внутреннего потребления
Мукомольно-крупяные изделия 99,99
Металлоконструкции 99,06
Рыбопродукты 98,08
Строительно-дорожные и коммунальные машины и механизмы 95,21
Продукция деревообработки 90,8
Мясомолочная продукция 88,4
Изделия электронной промышленности 82,6
Продукция медицинской промышленности 80,5
Товары с ориентацией на вывоз
Продукция авиационной промышленности 70,2
Твердые сплавы, тугоплавкие и жаропрочные металлы 66,2
Продукция судостроительной промышленности 66,1
Услуги по ремонту машин и оборудования 62,4
Экспортная специализация Объем экспорта
Радиоаппаратура производственного назначения 28,0
Ремонт машин и оборудования 25,7
Сплавы, тугоплавкие и жаропрочные металлы 22,0
Подшипники 20,9
Тракторная и сельхозтехника 20,7

 

Как видно, в первую очередь к товарной специализации промышленности Москвы относятся перспективные товары внутреннего массового потребления, конкурентоспособные товары высоких технологий, в том числе для развития инфраструктурных отраслей. Соответствующие предприятия должны иметь приоритет в получении льготных кратко- и среднесрочных инвестиционных кредитов. Техническое перевооружение этих производств с одновременным переходом на выпуск конкурентоспособной продукции позволит увеличить товарооборот, оживить легкую промышленность и некоторые отрасли машиностроения, создать квалифицированные рабочие места. Научно-техническим обеспечением эффективности инвестиций должны быть созданные в этих отраслях технологический и товарный заделы или закупленные зарубежные лицензии.

Особую роль в развитии товарной специализации промышленности играет определение перспективных, потенциально эффективных и конкурентоспособных товаров (товарных групп), которые разработаны научными организациями и промышленными предприятиями, но еще не выпускаются, а являются «товарным» заделом. Налаживание производства этих товаров должно стать основным условием поддержки предприятий правительством Москвы в рамках региональной промышленной политики.

В целом можно сказать, что Москва достойно поддерживает роль крупнейшего научно-промышленного и социально-культурного центра России, имеющего значительные потенциальные возможности социально-экономического развития, реализация которых зависит от проводимой правительством города политики, экономического взаимодействия с федеральным правительством, применяемых методов экономического и организационного управления.

1С м.: Наша власть: дела и лица. № 3(28). 2003. С.20.

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 3:10 пп