Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Все, что хорошо для Москвы, — хорошо для России

Юрий ЛУЖКОВ — мэр города Москвы.

Ответы на вопросы журнала «Государственная служба».

Юрий Михайлович! Во многих телепередачах о Москве, в газетных публикациях о столице Москва рассматривается чаще как особый город России, мощный мегаполис со всеми его плюсами и минусами. И это имеет право на жизнь. Но не кажется ли Вам, что при этом занижается роль Москвы как столицы крупнейшего мирового государства? Какова все же Москва на государственном уровне? Какие государственные проекты выполняет? Как это происходит? Какие организации в этом участвуют?

— Некорректно противопоставлять «особый город» Москву — столице Российского государства. Это взаимосвязанные части целого, их отличает смысловое, органичное единство. Москва стала особым городом благодаря географическому положению, но и потому, что ей выпала роль собирательницы русских земель, а потом и столицы страны.

Она стала ядром российской государственности. Москва была и есть местом сосредоточения органов власти государства и центром, куда со всех концов страны стремились самые талантливые, самые активные, самые предприимчивые. В результате Белокаменная становилась не только административным, но и промышленным, финансовым, научным, а также культурным центром державы.

Москва не зазнается, не стремится отгородиться от российской глубинки. Наоборот, город открыт для всего позитивного, интересного. Его власти стараются работать для жителей и цивилизованных гостей города, решать конкретные животрепещущие проблемы, заботящие их. Муниципальные власти действуют, чтобы насущные вопросы городского хозяйства не были тяжелым бременем для горожан. Но отличие Москвы — ее столичный статус. Мы в первую очередь несем ответственность за то, какой имидж нашей родины возобладает, как ее воспринимают в мире. Отличие Москвы — и в особенных, повышенных обязанностях, взятых на себя. В столице концентрируются органы власти страны, посольства иностранных государств. Город обязан обеспечить благоприятные условия их функционирования. И здесь не обойтись без сотрудничества правительства Москвы с федеральной властью. Наивно было бы полагать, что от обилия органов государственной власти столице достаются исключительно почет и уважение. Есть немало нерешенных болезненных проблем. Городские власти многие из них решают в тесном взаимодействии с федеральной властью. Столица — это крупный транспортный узел, ворота страны, отличающиеся очень интенсивным пассажиропотоком, который мы должны обеспечивать, и, во-вторых, есть необходимость поддержания на мировом уровне соответствующей инфраструктуры. Это задача государственного уровня, которую мы каждодневно решаем в сотрудничестве с федеральными органами и службами.

Москва — город-первопроходец в наиболее важных для страны делах. Так, в свое время столица отстояла у себя особую модель приватизации, которая выказала свою жизнестойкость, ведь тем самым создались мощные дополнительные возможности для развития города. В сложные 1990-е годы мы сохранили для России строительный комплекс, современные строительные технологии, которые именно теперь оказались востребованы регионами страны. Москва всегда была инициатором договоров между регионами Российской Федерации, предполагающих более интенсивный экономический обмен, культурное общение. Реформа жилищно-коммунального хозяйства впервые начала отрабатываться в сердце страны — в Москве. И у нас в этой области есть мощные наработки, которые, уверен, также будут высоко востребованы. Московский опыт развития и поддержки малого бизнеса абсолютно уникален. «Столичный задел» в области социальной политики, например, в том, что касается борьбы с безработицей, поддержки молодых семей, носит новаторский характер и во многом служит ориентиром для государственной политики в целом, а также для перенимания накопившегося опыта другими регионами страны, в частности. Сегодня мы очень много работаем над внедрением в городскую систему управления, в организацию жизнедеятельности мегаполиса новейших информационных технологий. Это веление времени — и мы адекватно реагируем. Есть уверенность, что программа «Электронная Москва», которую тщательным образом дорабатывают специалисты, будет востребована и на российском уровне.

Наконец, мы никогда не сторонились участия в крупнейших государственных проектах, поддерживали и инициировали многие интересные идеи, воплотившиеся в дела. У нас есть свое системное видение таких базовых реформ, как административная, муниципальная, реформа энергокомплекса, межбюджетных отношений.

— В течение последнего десятилетия российская власть подвергалась критике со стороны разных политических сил страны. А московская вертикаль власти при этом словно жила самостоятельной жизнью. Это, конечно, не так. Однако есть ли у московской вертикали власти, по Вашему мнению, собственные особенности построения, функционирования и саморазвития?

— Мы, конечно же, никогда не жили исключительно своей жизнью. Напротив, развивались вместе с Россией, были едины «и в радости, и в горе», что бы ни случалось. Законы Российской Федерации предоставляют регионам большие права в сфере строительства структуры местной власти. Создавать ли огромные и недееспособные местные парламенты или, напротив, — небольшие и работоспособные; вводить ли пост председателя, скажем, областного правительства или вовсе обходиться без него — это решается на местах. Мы воспользовались своим правом сполна и в результате упорного коллективного труда создали в Москве вполне эффективную оригинальную модель власти. У столичного правительства всегда был набор достаточно простых в применении, но очень принципиальных правил, которых оно и до сих пор придерживается. Они базируются на неизменном постулате, что власть — единство прав и обязанностей. Когда дееспособная власть принимает решения, помогающие людям достойно жить — работать, учиться в своем городе и государстве, значит, такая власть эффективна. А нет — никакие новомодные схемы менеджмента, корпоративной вертикали и тому подобные изыски не в состоянии помочь. Мерило тут одно — умение отвечать конкретными делами перед избравшими тебя. Поэтому мы никогда не увлекались игрой в политику, но вплотную занимались решением практических вопросов жизни города, обеспечением высокого уровня жизни москвичей. Правительство Москвы не подчиняет работу каким-то отвлеченным теориям: вот, мол, надо все приватизировать, так давайте займемся в первую очередь приватизацией всего и вся; надо бы стать либералами: давайте выполнять все, какие ни есть, рекомендации МВФ. Мы отчетливо осознавали особую меру огромной ответственности за жизнь огромного города и населяющих его миллионов россиян и гостей. И мы занимались решением практических вопросов. Особенностью организации московской власти является как раз ее приспособленность для эффективного решения именно практических вопросов. И то, что сегодня Москва выглядит лучше и чище, чем десять лет назад, что лучше стали дороги, и повсюду в административных округах строители возводят благоустроенные дома улучшенной планировки и привлекательные внешне, то, что ощутимо лучше стали жить рядовые москвичи, говорит о главном — организована структура власти крепко, толково. По уму, как сказали бы в старину…

— Руководители Москвы неоднократно выступали с самыми различными международными инициативами. Все они, как правило, были направлены на отстаивание интересов России в мире. Назовите наиболее значительные из таких инициатив.

— Мы выступаем за равноправное взаимодействие государств как сильных партнеров. Главным организатором и координатором международной деятельности Российской Федерации является МИД, к компетенции которого в общегосударственном плане и отнесены вопросы защиты интересов России в мире. Основное направление всех международных инициатив федерального правительства: Россия как сильное государство. И Москва полностью поддерживает курс международной политики, взятый нашим Президентом, и всемерно помогает его реализации. Столицы, в силу своего статуса, способны оказывать неоценимую помощь руководителям своих государств на этом поприще. Международные связи Москвы весьма многообразны. Наш город поддерживает устойчивые партнерские контакты с более чем 150 столицами и мегаполисами мира, принимает активное участие в работе ежегодных конференций крупных городов мира. Москва участвует в деятельности ряда международных неправительственных организаций, таких как Конгресс местных и региональных властей Европы, Международная ассоциация столиц и крупных городов, Международная организация городов мира, Организация олимпийских городов. В соответствии с официально полученными полномочиями в 2004 году Москва будет принимать у себя Третью конференцию мэров городов мира. Основное внимание в расширении партнерских связей мы концентрируем на привлечении зарубежных инвестиций в столицу (7-8 миллиардов долларов США), экономическом сотрудничестве, охране окружающей среды, современных методах управления городом. Подобный обмен опытом, вне всякого сомнения, приносит огромную пользу городу. По многим вопросам именно Москва является примером для других столиц и мегаполисов мира. А это, в свою очередь, напрямую содействует укреплению международного авторитета страны. Наконец, буквально на днях Правительство России, Олимпийское движение России поддержали наше предложение по выдвижению кандидатуры Москвы на проведение Олимпийских игр 2012 года. Это поистине государственное дело, но и одновременно борьба за конкурентоспособность и достойное место в мире. Мы сумеем провести Олимпиаду на самом высоком мировом уровне и так поддержать авторитет державы.

Одна из наиболее важных для Москвы международных инициатив — поддержка наших соотечественников, проживающих за рубежом. Моральный долг обязывает нас защищать и отстаивать их интересы: не абстрактно, а конкретно — каждого гражданина, каждого человека. И недавнее учреждение поста замминистра иностранных дел по этим вопросам показывает значимость проблемы. Мы полностью сходимся с Президентом В.В.Путиным по этому вопросу. Москва активно работает со странами Прибалтики, где жизнь русскоязычного населения складывается трудно. Мы всемерно поддерживаем и будем поддерживать наш Черноморский флот, проводим большую шефскую работу по Севастополю, Крыму, на Северном флоте и Балтике. Еще одно крайне важное направление — развитие взаимодействия с бывшими республиками Советского Союза, которые являются геополитическим ядром, базисом международной политики России. Москва сотрудничает с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, другими странами СНГ. Хочу напомнить, что президентская политика с приходом В.В.Путина также направлена на возвращение утраченных позиций на пространстве СНГ: это и двухсторонние отношения, и создание новых экономических союзов, и договоров о безопасности. Так что Москва предвосхитила то, что потом начали реализовывать другие российские регионы. В этом плане функция столицы была выполнена более чем на 100 процентов.

— Безусловно, что одним из главных достижений Москвы последнего десятилетия является создание крепкой финансовой системы мегаполиса и защита ее в интересах москвичей. Этот опыт наверняка заинтересует наших читателей, так же как и самостоятельность, инициатива и смелость руководства Москвы в решении задач управления городом. Как вырабатываются такие решения, кто участвует в этом, как они проводятся в жизнь?

— Правительство города — хорошая, отлаженная команда единомышленников, имеющих четкое видение проблем города и путей их решения. У каждого сотрудника за спиной опыт хозяйственной работы и успешного ведения бизнеса. Но при этом мы открыты для новых идей и подходов. Ни одна управленческая команда не станет работать эффективно, если будет действовать в изоляции, вне постоянного контакта с людьми, с гражданами. Вся финансовая деятельность в Москве осуществляется на основе единого бюджета города и Закона города «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве». Одним из базовых компонентов бюджетной политики, стратегии, города являются принимаемые правительством Москвы среднесрочные и долгосрочные программы развития. На данный момент действуют 68 таких программ. Значительное внимание уделяется поддержке промышленности и науки. Финансовая поддержка научных комплексов, работающих в приоритетных для страны и города направлениях, осуществляется за счет формирования городского заказа на исследования и разработки. Поддержка производственного сектора экономики осуществляется также и с помощью предоставления налоговых преференций. Так, «московские» льготы по налогам отдельным отраслям и производителям оцениваются в 5 млрд рублей. Они направлены исключительно на поддержку предприятий, участвующих в реализации программ города, осуществление благотворительной деятельности. Реструктуризация долгов и предоставление отсрочек по налогам тоже немаловажный вопрос, учитывая трудное состояние дел в экономике. На отдельных предприятиях «маховик» штрафов убивает даже саму мысль о подъеме предприятия. Политика администрации города предусматривает систему помощи тем предприятиям, которые стремятся встать на ноги. Департаментом науки и промышленной политики совместно с региональным отделением ФКЦБ разработана схема поддержки промышленных предприятий, привлекающих инвестиции с помощью корпоративных облигаций. Помощь города в этом случае заключается в том, что власть берет на себя часть купонных выплат, тем самым снижая стоимость заимствований для предприятия и стимулируя его активность на фондовом рынке. Без фондового рынка, без рынка ценных бумаг нет развитого рынка. Иначе мы не вправе говорить о полноте формирования рыночной экономики. Если мы с вами найдем способы, которые не заставляют, не навязывают некие решения, а приглашают наших хозяйственников становиться активными участниками фондового рынка, это и будет решением первоочередной важнейшей задачи. Это нужно для того, чтобы раскрутить инвестиционный процесс и режим развития предприятий. Мы стараемся максимально защищать все финансовые вложения — ведь это деньги москвичей. Любой проект прорабатывается на всех уровнях, и деньги выделяются только после проведения этой работы. Дело и в репутации московского руководства как надежного добросовестного партнера, которая складывалась годами. Мы никого никогда не обманывали, мы были честны и откровенны с нашими партнерами, мы предлагали им сотрудничество в реализации совершенно реалистичных и взаимовыгодных проектов. Город старается не просто

окупить проекты, но еще и получить прибыль. У нас деньги работают — так и должно быть у рачительных хозяев. Только благодаря устойчивости описанной финансовой системы удалось нам избежать в этом году жесточайшего бюджетного кризиса.

— Юрий Михайлович, за время Вашего пребывания на посту мэра в столице введено в строй немало культурных объектов, которые имеют и общероссийское значение. Как взаимодействуют в этом творческие элиты Москвы и регионов?

— Своеобразие современной жизни в том-то и заключается, что творческие люди могут свободно общаться, обмениваться опытом, идеями. Главная же задача властей — не мешать им, но посильно помогать. На это и направлены договоры о культурном сотрудничестве Москвы с регионами. Давайте поставим вопрос шире. Мы живем в новом, динамичном мире. Человек действительно творческий должен иметь только одно принципиальное внутреннее ограничение — хорошо усвоенные моральные принципы. А экономические границы между классами, политические границы между государствами для культуры, творчества — день вчерашний. Власть, шагающая в ногу со временем, помогает людям цивилизованно преодолевать эти границы.

Поэтому мы целенаправленно поддерживаем и науку. Существует целый ряд стипендиальных программ правительства Москвы, постоянно выплачивают прибавки преподавателям, научным сотрудникам. Мало кто не слышал про открытие Московского международного дома Музыки в Москве. Талантливая молодежь со всего мира соберется летом в Москву на конкурс им. П.И.Чайковского. По числу новейших выставок в сфере культуры и искусства Москва прочно вошла в число мировых городов-лидеров.

Москва — культурная столица страны, где сосредоточены ведущие культурные и научные учреждения. Здесь происходят самые значимые культурные события. Оттого в московском правительстве никому не придет в голову делить творческую элиту на московскую и региональную. Москва всегда притягивала и людей творческих, цвет культуры, интеллигенции, молодежь, которая хочет многого добиться, сделать карьеру. Москва жива талантами России, ее лучшими, самыми активными людьми. В этом всегда был источник ее развития. Что ж, это правильно, ведь и культурная отдача стране от Москвы большая, это неоспоримо. С точки зрения культуры Москва — город открытый для одаренных людей культуры. И поэтому, когда заходит речь о каких-то культурных проектах, Москва рассматривает их охотно. И пусть художники, творческие люди и дальше встречаются, общаются в Москве.

— Всем россиянам известны Ваши довольно прямые и жесткие высказывания о проблемах безопасности жителей и гостей столицы. Какие меры намечаются московским руководством по радикальному решению этой проблемы?

— Мы рады гостям, но мы не хотим развязывать руки террористам всех калибров. Процедура регистрации позволяет в условиях демократической системы обеспечить приемлемый уровень безопасности в городе. У нас существует комплекс действенных мер, направленных на обеспечение безопасности, которые всякое уважающее себя государство должно осуществлять с той же методичностью, с какой цивилизованный человек следит за чистотой и опрятностью в своем доме. Слов нет, было бы, конечно, хорошо решить проблему безопасности кардинально, но, к сожалению, это сделать пока не представляется возможным — и не только в Москве, но и в любой другой крупной мировой столице, крупном городе мира. Конечно, Москва как столица, как относительно процветающий город чрезвычайно привлекательна для преступников всех мастей. Они хлынули к нам отовсюду в надежде легко поживиться… По-настоящему бороться с нечистоплотным элементом можно, только повышая уровень жизни на всем пространстве России, и решать эту проблему можно только на федеральном уровне. Россияне должны всем миром бороться с этим злом. Мы же у себя можем бороться не столько с болезнью, сколько с ее симптомами, но в задачу властных структур столицы входит использование всех имеющихся эффективных средств.

Обеспечение безопасности сегодня в очень большой степени определяется нашим умением жить цивилизованно, способностью получить и подерживать высокий уровень знаний и культуры для того, чтобы избежать тяжелых техногенных катастроф.

Мы будем и дальше внедрять программы по социальной защите бюджетников — учителей, врачей, разных слоев малоимущих и молодых семей. Правительство обеспокоено состоянием здоровья горожан, связанным с напряженной экологической обстановкой в столице. В связи с этим целенаправленно выделяются значительные средства на переоборудование транспорта, ужесточается контроль над состоянием сбросов в реки города. Особо пристальное внимание уделяется планомерной разгрузке московских дорог от пробок. Дороги стали лучше, пробок — меньше. В городе снижается уровень шума, идет борьба с задымленностью и загазованностью. Мы теперь даже дороги моем специальным составом, чтобы горожанам легче дышалось.

— Москва, как и другие города России, также испытывает на себе все тягости современной жизни: безработица, бомжи, беспризорники, пробки на дорогах… Как Вы оцениваете удачи в борьбе с этими общероссийскими трудностями, и что еще не удалось сделать?

— Пока эти проблемы существуют в России, будут они и в Москве. Тем более что Москва страдает от них в первую очередь. Для многих россиян и жителей ближнего зарубежья столица является очень притягательным городом, и не все они ведут себя, как бы того хотелось… Но на фоне успехов в создании современной инфраструктуры мегаполиса эти проблемы выглядят более выпукло, а значит, и более раздражающе, чем в ином областном центре… Но правительство города пытается в пределах имеющихся у нас возможностей бороться со всеми негативными социальными явлениями. Безработица в Москве намного ниже, чем в других регионах. Всякий, кто хочет, в принципе, может найти работу. И ни для кого не секрет, что наш город обеспечивает работой все ближайшее Подмосковье. Да и многие другие регионы.

Количество беспризорников в городе уменьшается. Вы знаете, что у нас сейчас вводится система «Всеобуч», которая может серьезно продвинуться в вопросе учета, обучения беспризорных детей, улучшения их жизни.

Но беспризорничество — в мирное время! — это страшная болезнь общества. У большинства беспризорных детей к тому же есть живые родители — алкоголики, наркоманы или просто бессердечные люди. Мы можем вернуть конкретного ребенка в его, если можно так выразиться, дом, но он же все равно оттуда убежит. Это большая беда, и решать ее нам надо всем вместе, всем обществом.

Все крупные города мира так или иначе сталкивались с проблемой дорожных пробок. Сейчас разработана новая система организации движения в Москве. Завершаются работы по созданию третьего транспортного кольца, строится линия быстрого метро в Южном Бутово. Есть новые проекты совершенствования дорожно-транспортной системы. Но, как всегда, на масштабные дела городу нужны время, силы, средства. В этом деле должно бы объединить усилия Москвы, регионов и федерального правительства. Нельзя же сделать так, чтобы только в этом регионе не было безработицы, а в стране она бы оставалась?! Мы, со своей стороны, всегда готовы предоставить свой опыт, свои ресурсы. Москва открыта к сотрудничеству в решении общероссийских проблем.

— Недавно Вы высказались за реализацию проекта переброски части стока сибирских рек на юг России и далее — в Центральную и Среднюю Азию. Известно, что ранее и сейчас этот проект подвергся серьезной критике ученых. Почему Вы решили выступить в его поддержку?

— В XXI веке пресная вода станет едва ли не важнейшим экономическим ресурсом, таким как нефть и газ сегодня. И нужно с умом, в интересах страны, народа, распоряжаться этим ресурсом. Продаем же мы нефть и газ за рубеж, и наш бюджет от этого только выигрывает. Когда я ознакомился с масштабностью, с глубиной проработки проекта, меня приятно поразили детальность, дотошность, тщательность всего, что было сделано для его обоснования и защиты. Это не какая-то модная идея — это долгий труд. Нельзя допустить, чтобы такой мощный проект, в котором принимали участие крупнейшие ученые, пылился на полках. Проект должен стать основой для новых проработок с учетом современных реалий. А недостатки надо выявить и поправить в рабочем порядке. Мы живем в век воды, и от решения проблем эффективного использования возобновляемых пресных источников — этого уникального богатства России — не уйти. И средства на реализацию проекта можно взять не из бюджета, не из кармана россиянина. Транснациональный консорциум может справиться с реализацией столь масштабной задачи. Ему по силам объединить финансы юридических и физических лиц и стран — участниц проекта. Деятельность консорциума заключалась бы в разработке инвестиционных планов, их презентации потенциальным инвесторам, организации и получения инвестиций и управления ими.

В этом проекте у нас есть свои геополитические интересы, выгода и цель. Это не помощь, это не меценатство, это не те имперские, как говорится, замашки. Мы говорим о выгоде для России. И этот проект выгоден для России. Это яркий пример необходимости работы по крупным, амбициозным, прорывным национальным проектам, о которых в своем Послании говорил Президент РФ В.В.Путин. Ну а критика… А какое хорошее дело у нас не критиковали? Всякая новая, всякая неожиданная идея встречает немало противников. Самим ходом истории, логикой развития цивилизации поворот части стока сибирских вод будет решен. Рано или поздно этот проект будет претворен в жизнь.

— Вы написали несколько книг, которые хорошо известны как москвичам, так и остальным жителям России. А какую из них Вы сами считаете наиболее удачной?

— Задайте этот вопрос своим читателям. Им ведь решать. Для меня же главное, чтобы мои работы были востребованы, то есть были полезны. Рано подводить итоги. Лучшая моя книга, верю, еще не написана.

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 3:07 пп