Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Программно-методический компонент повышения профессиональной квалификации государственных служащих

Владимир БЕЛИКОВ — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Магнитогорского государственного университета
Ия КУЧЕР — методист Управления подведомственных образовательных учреждений РАГС

В России сформировалась новая система управления. Актуальность внесения изменений в систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих, а также педагогов государственных образовательных учреждений, осуществляющих эти процессы, становятся отсюда очевидными.

В связи с этим назрела проблема разработки программно-методического обеспечения функционирования и развития системы образовательных учреждений профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников системы государственной службы и педагогов образовательных учреждений этой системы.

Повышение профессиональной квалификации государственных служащих и повышение профессионально-педагогической квалификации преподавателей мы рассматриваем во взаимосвязи. Поэтому для обозначения субъектов этих процессов мы используем общий термин «слушатели».

Особенности разработки и реализации программно-методического обеспечения повышения профессиональной квалификации слушателей определялись нами с учетом ряда методологических положений.

Во-первых, в центре процесса повышения их профессиональной квалификации должно быть не отношение к учебному предмету, а отношение к обучающемуся, отношение людей друг к другу, возникающее в процессе их совместной образовательной деятельности (Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика. 1986.239 с.).

Во-вторых, все компоненты профессиональной квалификации личности слушателя, уровень его профессионального образования формируются под влиянием внешней ситуации, внешней среды (концепция генерализации С.Л.Рубинштейна).

В-третьих, развитие личности слушателей определяется уровнем организации и уровнем овладения ими основными видами учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

В-четвертых, эффективность повышения профессиональной квалификации слушателей определяется оптимальным соотношением государственных образовательных стандартов и личностного саморазвивающего начала (Инновационное обучение: Стратегия и практика. Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования, Сочи, 3-10 октября 1993 г./ Под ред. В.Я.Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994. 203 с.).

Кроме того, мы в полной мере стремились учесть то, что программно-методические материалы в соответствии с государственным образовательным стандартом должны обеспечивать:
1.формулировку цели и задач повышения профессиональной квалификации:
2.разработку содержания профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации слушателей:
3.разработку и реализацию комплекса способов и средств активизации деятельности слушателей.

Общепризнанным фактом является то, что образовательный стандарт служит основой формирования базовых компонентов профессиональной квалификации специалиста. Это означает подчинение процесса профессионального образования требованиям государственного образовательного стандарта:
•-при разработке и уточнении учебных планов и образовательных программ по специальностям:
•-при разработке форм и методов повышения профессиональной квалификации:
•-при передаче и усвоении учебного материала и овладении видами деятельности по специальностям.

Разработку методических аспектов повышения профессиональной квалификации с использованием проблемно-исследовательских ситуаций, на наш взгляд, следует осуществлять с учетом особенностей и в сочетании теоретического и практического обучения.

Основными аспектами программно-методического обеспечения в области теоретического обучения слушателей мы выбрали:
•-использование интерактивных методов обучения (ролевые игры, проектная деятельность, кейсы, тренинги и т.д.):
•-реализация модульных технологий обучения:
•-организация самостоятельной работы слушателей таким образом, чтобы формировались умения и навыки поиска информации, работы в коллективе, дисциплинированность и т.д.:
•-аттестация слушателей и выпускников должна быть организована таким образом, чтобы оценивались не только профессиональные знания и умения по дисциплине, но и основные умения и навыки:
•-обеспеченность учебного процесса учебными пособиями, компьютерными программами, учебными лабораториями, преподавателями с высоким уровнем квалификации, которые должны уметь создавать самостоятельные учебные пособия, проводить практические занятия с помощью компьютеров и специального оборудования, планировать учебные занятия с использованием активных методов обучения.

Перспективным методом активизации деятельности слушателей является метод «портфолио». В процессе обучения по той или иной дисциплине, или группе дисциплин слушатели формируют папку-портфолио (кейс) по предложенной схеме:
•-выполненные практические задания;
•-отзывы преподавателей и руководителей исследовательских работ:
•-найденная и обработанная слушателями информация по проблемам профессиональной деятельности:
•-тексты выступления с докладами и сообщениями на семинарах, конференциях:
•-таблица с отметками преподавателя о посещении занятий и консультаций, о своевременности выполнения заданий:
•-планы, отчеты по самостоятельной работе слушателей.

А также другие материалы, которые используются для оценки уровня развития профессиональной квалификации слушателей.

При разработке программно-методического обеспечения мы исходили из того, что их основанием служит образовательная программа.

Концепция разработки и реализации образовательной программы предполагает создание документа, дающего представление о процессе повышения квалификации слушателей по данной программе, во-первых, как едином целом и, во-вторых, как компоненте системы их подготовки и переподготовки. В концепции отражаются новые педагогические и методические направления, способствующие усилению межпредметных связей, ориентации обучения на конечный результат.

Основная функция концепции, реализованная нами в ходе исследования, заключается в том, чтобы основные компоненты профессиональной квалификации (знания, умения, навыки и качества личности) оказались встроенными в различные части образовательной программы, а именно:
•-в процесс целеполагания и мотивации процесса повышения квалификации;
•-в процесс профессионального обучения, обеспечивающего повышение квалификации;
•-в результаты профессионального обучения (достигнутый уровень профессиональной квалификации слушателей):
•-в процесс оценки, призванный подтвердить то, что они овладели всеми необходимыми качествами профессионально компетентного специалиста.

Основополагающими документами для разработки концепции образовательной программы повышения профессиональной квалификации слушателей, на наш взгляд, являются:
•-содержание нормативных требований к уровню профессиональной квалификации;
•-перечень основных компонентов профессиональной квалификации, полученных в результате оценки сферы профессиональной деятельности слушателей и анализа профессиональных стандартов;
•-нормативные документы, определяющие содержание образовательной программы (в первую очередь, образовательный стандарт).

При разработке концепции учитываются ресурсы учебного заведения, осуществляющего повышение профессиональной квалификации, по внедрению в учебный процесс активных методов обучения, условия организации учебного процесса и т.д.

Концепция разработки базовой профессиональной образовательной программы повышения профессиональной квалификации слушателей включает в себя ряд основных разделов.
1.Введение. Общая характеристика образовательной программы (государственный образовательный стандарт, формы обучения, уровни подготовки, уровень обеспечения квалификации, сроки обучения).
2.Характеристика сферы профессиональной деятельности слушателей, обеспечиваемой данной программой (характеристика сферы деятельности, профессиональные стандарты или квалификационные характеристики, объекты профессиональной деятельности, виды профессиональной деятельности, занимаемые должности, данные оценки рынка труда, социальные партнеры).
3.Сопряжение с другими образовательными программами (сопряжение с уровнем среднего профессионального образования, сопряжение с уровнем высшего профессионального образования, социальное партнерство в сфере образования, договорные отношения с учебными заведениями).
4.Требования к слушателю (психологический портрет, базовый уровень образования, ценностные ориентации) и уровню его подготовки (общие требования к образованности, требования к уровню подготовки по учебным дисциплинам, требования к уровню подготовки по профессиональной практике, общие квалификационные требования).
5.Организация учебного процесса (теоретическое обучение, профессиональная практика, учебный план, аттестация слушателей).
6.Воспитание (формируемые качества личности, мировоззрение, воспитательные мероприятия).
7.Учебные кабинеты, лаборатории, необходимые для обеспечения повышения уровня профессиональной квалификации слушателей.
8.Трудоустройство выпускников (если речь идет собственно о слушателях учебных заведений системы РАГС).
9.Дополнительные образовательные программы и квалификации.

С учетом выделенных положений нами разрабатывались экспериментальные программы повышения профессиональной квалификации слушателей образовательных учреждений системы государственной службы. В значительной степени они носили авторский и инновационный характер.

Разработка и внедрение авторских образовательных программ осуществлялись нами на основе дифференцированного подхода. В процессе повышения профессиональной квалификации дифференциация образовательного процесса происходит на основе максимально полного учета уровня:
•-сформированности профессионального интереса:
•-развития профессионально значимых способностей личности:
•-общего развития слушателей:
•-сформированности их ценностных ориентаций:
•-овладения слушателями основными видами профессиональной деятельности:
•-овладения слушателями профессиональными знаниями. Дифференциация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения профессиональной квалификации осуществлялась нами по следующим направлениям, а именно: разработка комплекса заданий диагностического характера: разработка содержания основных видов профессиональной деятельности: выделение основных компонентов знаний, умений и навыков профессиональной направленности в содержании общеобразовательных и специальных дисциплин: разработка комплекса профессионально ориентированных ситуаций по развитию профессиональной квалификации.

Мы выделили основные компоненты процесса повышения профессиональной квалификации слушателей — общеобразовательная, теоретическая, методическая, практическая и рефлексивная подготовка.

В конечном итоге образовательная программа должна была иметь следующие признаки:
•- целостности профессионального образования как системы:
•- воспроизводимости процесса и его компонентов в конкретной среде для достижения поставленных целей образования:
•- нелинейности образовательных структур, реализуемых в процессе, и приоритетности тех факторов и условий, которые оказывают непосредственное влияние на реализуемые процессы:
•- адаптации образовательного процесса к личности слушателя и его познавательным способностям:
•- потенциальной избыточности учебной информации, создающей оптимальные условия для формирования профессионально значимых знаний и умений:
•- результативности процесса (в нашем случае результатом является формирование у слушателя основных компонентов профессиональной квалификации).

В соответствии с этими требованиями нами были разработаны и реализованы несколько вариантов образовательных программ.

Назначение каждой разрабатываемой образовательной программы состояло в определении основного содержания профессионального образования личности слушателей по реализуемой ими профессиональной деятельности с учетом общих принципов образования — научности, доступности, систематичности, последовательности и других принципов.

При разработке образовательной программы в полной мере учитывались следующие требования:
1.Структурное соответствие.
2.Актуальность и обоснованность.
3.Диагностируемость.
4.Преемственность.
5.Соответствие оформления структуре программы.

В соответствии с выделенными требованиями структура образовательной программы включала в себя ряд компонентов.
1.Информационная карта, в которой указывались:
◦-отдел (кафедра, направление повышения квалификации, факультет):
◦-специальность:
◦-преподаватель, автор и исполнитель программы:
◦-авторское название программы:
◦-вид программы:
◦-продолжительность освоения программы:
◦-предметная область (или направленность) программы:
◦-уровень освоения программы:
◦-формы организации образовательного процесса.
2.Пояснительная записка с указанием:
◦1) для кого предназначена программа:
◦2) актуальность предметной области, рассматриваемой в программе;
◦3) особенности программы:
◦4) обоснование структуры программы:
◦5) этапы изучения программы:
◦6) цель и задачи образования, реализуемые с помощью программы:
◦7) компоненты профессиональной компетентности, формируемые с помощью программы:
◦8) предполагаемые результаты реализации программы:
◦9) формы и методы контроля за уровнем образования слушателей:
◦10) критерии и показатели эффективности программы.
3.Тематическое планирование с указанием тем занятий, количества часов на теоретическое обучение и практическую подготовку, видов деятельности слушателей на каждом занятии.
4.Содержание занятий с указанием:
◦1) темы занятия:
◦2) основных понятий и положений, подлежащих усвоению на занятии:
◦3) плана занятия (вопросы для изучения);
◦4) методов и видов деятельности, реализуемых на занятии:
◦5) практических умений, формируемых на занятии:
◦6) вопросов и заданий для контроля и самоконтроля:
◦7) рекомендуемой литературы.

Важным аспектом разработки программно-методического обеспечения мы считаем необходимость учета уровневого характера повышения профессиональной квалификации слушателей. Это означает, что на каждом уровне профессионального обучения решаются определенные дидактические задачи со своими приемами и закономерностями их выполнения (осознание, осмысление, обобщение, текущее повторение, тематическое повторение, формирование и совершенствование умений, стандартное применение, эвристическая деятельность, творческое применение, исследование). Нарушение любой закономерности приводит к снижению качества знаний.

Близким к реализуемому в нашем исследовании подходу является подход В.П.Беспалько об уровнях овладения деятельностью:
•-узнавание объектов познания при повторном восприятии ранее изученного материала и выполнение действий с ними:
•-репродуктивное действие путем самостоятельного воспроизводства ранее выполняемых действий:
•-продуктивное действие по получению новых знаний путем действий по образцу:
•-творческое действие, направленное на самостоятельное получение новых знаний (Беспалько В.П., Татур Ю.Г.Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высш. шк.. 1989. 141 с. С.70).

Эти уровни мы и учитывали при разработке образовательной программы повышения профессиональной квалификации слушателей.

Особенности процесса повышения профессиональной квалификации легли в основу разработанной нами концепции образовательной программы.Упор был сделан на цель ее реализации в процессе повышения профессиональной квалификации слушателей.

В соответствии с этой целью нами выделено четыре уровня ее реализации:
• 1) актуальный (наличный) уровень повышения профессиональной квалификации слушателей:
• 2) базовый уровень максимально полного выполнения требований образовательного стандарта и образовательного заказа:
• 3) адаптивный уровень повышения профессиональной квалификации образования в рамках существующих организационных форм, методических систем и технологий:
• 4) неадаптивный уровень повышения профессиональной квалификации в рамках инновационных подходов, методик и технологий, обеспечивающих высокий уровень активности слушателей.

На первых двух уровнях основной является общеобразовательная и профессиональная подготовка, которая предполагает овладение слушателями следующими компонентами образования:
• -общеобразовательный базовый компонент знаний, умений и навыков:
• -учебные и познавательные умения обобщенного характера:
• -мировоззренческие знания и качества личности.

Третий и четвертый уровни обеспечивают овладение слушателями теоретическими знаниями, формирование практических умений по профилю повышения профессиональной квалификации.

При разработке программно-методического обеспечения процесса повышения профессиональной квалификации возникает проблема определения перечня умений и навыков, формируемых на основе образовательной программы с помощью дидактических и методических материалов. Решая данную проблему, мы получаем возможность формирования профессионально квалифицированной личности специалиста.

Для этого при разработке программы и других материалов максимально полно должен быть реализован следующий алгоритм действий разработчика программно-методического обеспечения. Этот алгоритм включает:
•анализ содержания профессиональных стандартов или квалификационных требований по выбранной специальности или профессии:
•изучение результатов исследования регионального рынка труда и мнений отдельных работодателей:
•выбор формата разрабатываемой образовательной программы, т.е. определяется, является ли данная программа основной или дополнительной, форма ее реализации (очная, очно-заочная, заочная, экстернат), уровень образования (уровень профессионального образования), длительность, объем контактных часов и т.д.;
•анализ возможного состава слушателей: возраст, предыдущий опыт работы и учебы, пол, цели обучения и т.д., а также имеющихся ресурсов: финансовых, материальных, человеческих, временных:
•разработка и реализация концепции программно-методического обеспечения.

Реализация указанного выше алгоритма обеспечивает разработку эффективной методической концепции, учитываемой в программе. Кроме того, реализованные в программе положения находят свое отражение в подготовленных методических пособиях, указаниях, рекомендациях.

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 3:04 пп