Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Энергия для талантливых

Михаил Иванов

Энергия для талантливых.

По мнению нобелевского лауреата, академика Жореса Алферова, XXI век будет веком атомной энергетики, которая выросла из открытий квантовой физики. Знаменитый ученый уверен в том. что углеводородные источники энергии исчерпаемы, атомная же энергия, напротив. пределов не знает. Она уже сейчас во многих отношениях безопаснее, чем энергия электростанций, работающих на угле и даже на мазуте.

Убежденность физика… Она всегда основана на глубоких знаниях и подкреплена опытами.

Знания и практические результаты как раз и являются духовной энергией талантливых молодых людей, которые выбрали физику в качестве основного предмета своих исследований. Энергия эта сродни атомной — по ее силе и надежности.

Директор лицея «Физико-техническая школа» (ФТШ), замечательный преподаватель и интеллигентный человек Михаил Георгиевич Иванов считает, что отечественные физматшколы являются, может быть, одним из самых ценных достижений советской образовательной системы. «Эти школы не имеют прецедента в мире», — говорит он.

В справедливости этих слов мы убедились, побывав на улице Хлопина, 8 в Санкт-Петербурге, где находится лицей «Физико-техническая школа» при Физико-техническом институте им. А.Ф.Иоффе Российской академии наук.

Председателем Совета лицея является академик Жорес Алферов.

Коротко о самом лицее. Он основан в 1987 году по инициативе группы сотрудников Ленинградского физтеха. ФТШ — чуть более 15 лет. Основная цель ее деятельности — содействие формированию исследователя. Здесь обучается 181 человек. Функционируют восемь классов: 8-й и 9-й — по одному, 10-й и 11-й — по три.

Прием в лицей конкурсный. Обычно ребята поступают сюда после 8 или 10 классов средней школы. Профилирующими предметами являются физика, математика, информатика, английский язык.

Обучение в лицее бесплатное (многие ребята поступают сюда именно по этой причине). Учится в основном питерская молодежь. В лицее нет своего общежития. Поэтому мальчики и девочки с окраин России, желая сюда поступить, должны подумать, где и как они будут жить в Санкт-Петербурге.

С 1989 по 2002 год лицей окончили 641 человек, а вот на различных олимпиадах медали и дипломы получили большее число учащихся — 695. Любопытный факт: с золотой медалью за эти 15 лет из стен лицея вышел только один выпускник.

Строгость и требовательность в оценке знаний — непреложный закон, действующий в этом лицее. А начинается все с критериев отбора ребят для поступления в лицей. Чтобы успешно заниматься исследовательской деятельностью, необходимы определенные качества, которые должны быть присущи лицеисту. Здесь упор сделали на шесть качеств:
•- нестандартность — как мышления, так и личности (независимость мышления, интуиция, воображение, одаренность):
• — мотивация к исследовательской деятельности (энтузиазм, настойчивость, сосредоточенность на задаче):
• — интеллект (логика, память, абстрагирование, концентрация внимания):
• — этика (принципы, управляющие поведением):
• — контакт со средой (наблюдательность, технические навыки):
• — социальность (понимание себя и других, организация других, лидерство).

Концепция преподавания физики в Физико-технической школе выражена в формуле: «Мы рассчитываем на учащихся, которые сами проявили желание заниматься физикой, что не освобождает нас от необходимости развивать и поддерживать этот интерес».

Здание лицея кажется роскошнее передовых европейских норм образовательной архитектуры.

Ничего удивительного в этом нет. Это ведь не только и не столько школа. Здесь, кроме ФТШ, действуют студенческий базовый факультет и научно-образовательные лаборатории Физико-технического института. Есть общий для всех спорткомплекс, культурно-развлекательный центр и многое другое.

Архитектурные достопримечательности лицея и его замечательные интерьеры — вещи важные, но не главные. Прорыв был сделан в другом.

До появления лицея ФТШ Российская академия наук не имела собственных учебных заведений. Академия и Министерство образования существовали порознь.

Таков был типичный советский путь строгого разделения фундаментальной академической науки и образования.

Типичный западный путь, в особенности американский, — сосредоточение именно в университетах фундаментальной науки. Это разумная мысль: учить должны те, кто сами делают реальную науку, а учиться и полезнее, и эффективнее, если ученик не отрывается от разработчиков научных достижений.

И вот в нашей стране сделан, наконец, важный шаг — рядом с лицеем строится новое здание Физико-технологического университета Российской академии наук. Теперь уже не только лицей, но и университет станет образовательным учреждением РАН. Это не советский и не западный тип учебного заведения. Это — плод конвергенции.

Созданием в Санкт-Петербурге средней специальной и высшей школ под эгидой Академии наук преследуется несколько целей. Во-первых, лицей «Физико-техническая школа» становится отныне естественным звеном в системе непрерывного образования.

Что из этого следует? Прежде всего, произойдет важное кадровое пересечение университетских и лицейских преподавателей, которые смогут одновременно участвовать в школьном процессе и, учитывая особенности собственных учебных программ, производить (в случае надобности) их стыковку.

Но это еще не все. Вторая идея заключается в том, что в одном потоке сольются две струи — струя научная и струя образовательная. Академию наук и университет породнят и сблизят профессионалы-исследователи, которым предстоит напрямую работать с начинающими учеными, да и преподаватели получат возможность участвовать в тех или иных исследовательских проектах. Таким образом, будет устранен двойной стандарт, когда от учащегося требовали отчета о практическом результате зачастую те, кто сам забыл, когда он его получал, и получал ли когда-нибудь вообще.

Лицей — школа — будущий университет создадут научно-образовательный центр нового типа. Уже сейчас школьники, мечтающие об углубленном занятии физикой, имеют возможность, окончив лицей, перейти на «пятый этаж», где расположен базовый факультет Политехнического университета. В новом же университете студенты смогут учиться только на 5 и 6 курсах, частично получив высшее образование на «пятом этаже».

Лицеисты ФТШ отнюдь не считают. что они учатся в элитной школе, возможно, потому, что по горло заняты делом. Большая персональная нагрузка — традиция лицея. Ребята учатся успевать делать все, они нацелены на то, чтобы именно в школьные годы познакомиться с широким спектром явлений; иметь возможность выбора занятий, соответствующих их натуре.
Директор лицея «физико-техническая школа» Михаил Георгиевич Иванов
В 1995 году в одном из классов ФТШ окончили 23 человека: 15 юношей и 8 девушек. Это был класс нынешнего директора лицея Михаила Георгиевича Иванова. По его данным, 8 человек стали аспирантами Технического университета, физтеха, 7 человек учатся и работают в университетах Гарварда, Принстона, Пенсильвании, Берлина и др., программистами стали два лицеиста, один — экономист, есть среди выпускников врач, филолог, журналист, политик.

Не стоит удивляться такому разнообразию выбора профессии. В лицее серьезно озабочены гуманитарным образованием своих воспитанников. Техническая интеллигенция нуждается в духовном тренинге — это хорошо понимают преподаватели ФТШ, поэтому объем работ гуманитарного профиля очень значительный. База для этого есть: два театра, факультативы по литературе, поэтические вечера, капустники — все это составляет неотъемлемую часть учебного процесса.

Конечно, пластичная душа юных не застрахована от влияния подростковой массовой культуры. Как могут в лицее отвлечь учащихся от соблазнов улицы?

«Только занятостью, — говорит директор школы Иванов, — если ребятам не до того, если в лаборатории ученик готовит важные материалы для конференции и ему надо довести до конца контрольные проверки, оформить в электронном виде доклад… Это — серьезная вещь».

«Эмоциональных сил ребенку хватит на все, если он не будет занят пустяками», — заключает Михаил Георгиевич.

А еще в школе учат размышлять и анализировать, вырабатывают привычку не принимать все на веру. Не быть членом масс. Книги, мнения других — да, надо знать! Но главное — собственная голова.

Социализация исследовательского процесса, умение работать в команде? Как к этому относятся в школе? Здесь считают, что время одиночек в физике прошло. Хотя никто не может предугадать, когда талантливый творец перерастет в организатора науки. Да и зачем это?

Важно другое: всегда есть конкретные достижения петербургской науки. Есть талантливое решение практических проблем на уровне самых высоких теорий. Вспомним, чего достигли его гениальные ученые: Менделеев, Павлов, Бехтерев, Жорес Алферов и многие другие.

Петербургу чужда схоластика. Может, поэтому он стал всероссийской кузницей кадров.

Город готовит отечественных ученых, организаторов производства, интеллигентов больше, чем требуется самому городу. Но это не кадровая экспансия. Просто таков внутренний ритм и такова социальная природа удивительной северной столицы России, в которой достойное место занял лучший лицей физики XXI века. Школа для талантливой молодежи.

ЛИЦЕИСТЫ

ЯНА ДОМРАЧЕВА.

Она не согласна с теми, кто считает, что в физике все открыто. «Я так не думаю, — утверждает она. — Много интересных и непонятных вопросов остается». «Каких? — переспрашивает Яна и сама отвечает на свой вопрос: — Например, античастицы. Что такое нейтрино? Как они могут без массы проникать буквально через любую структуру?».

Яне очень нравится, что литературу в лицее преподают, избегая штампов. «Я могу написать в сочинении все что угодно, — говорит она. — Если в этом будет смысл и какая-то завершенность, мне скажут: «Да! Это здорово!»»… «Я пишу, — продолжает она, — о том, о чем думаю по тому или иному вопросу. Я не собираюсь угождать взглядам учителя. Я даже могу ему возразить и всегда услышу в ответ: «Интересная точка зрения. Может, об этом стоит поговорить?»».

АНТОН КУЗНЕЦОВ.

Он тоже увлечен физикой. «Мне интересно понять, как связаны между собой пространство и время», — говорит Антон. Хорошей литературы, по его мнению, на эту тему в России он не встречал. Проблемой больше занимаются в Америке — там проводили опыты.

Антону, как и Яне. нравится преподавание в лицее литературы. Он утверждает, что ничего подобного не встречал ни в одной школе, когда одновременно на одну и ту же проблему по-разному смотрят два учителя. В обычной школе, по его мнению, ученик вынужден принимать точку зрения учителя. У него нет выбора. А здесь есть простор для мысли. «Не случайно, — замечает Антон, — наши ребята хорошо выступают на олимпиадах по литературе, многие пишут стихи, прозу». «Чтобы идти далеко, литература необходима», — заключает Антон.

МЫСЛИ ЛИЦЕИСТОВ-ВОСЬМИКЛАССНИКОВ:

Я люблю любоваться своей домашней работой, если удалось решить много задач.

Я разрешаю себе плюнуть на задачу, только если даже дедушка не может ее решить.

Я чувствую, что каждую пятницу я знаю больше, чем в понедельник. Раньше я за собой этого не замечала.

В классе девочек так мало, что все они умные.

Пока есть такая школа, для человечества еще не все потеряно.

В других школах я всегда грустил…

Written by admin

Декабрь 5th, 2017 | 2:47 пп