Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Управление социально ориентированной экономикой регионов России

Александр АЛИСОВ — заместитель заведующего кафедрой общего и специального менеджмента РАГС, кандидат

В статье рассматриваются концептуальные основы формирования системы регионального управления, адекватной стратегической цели государства, -обеспечению расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности человека как наивысшей ценности российского общества XXI века.

В Конституции страны Российская Федерация провозглашена как социальное государство, стратегическая цель которого -обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека1. Однако на пути от декларации до практической реализации этого важнейшего конституционного положения российскому обществу предстоит решить целый ряд сложных социально-экономических задач. Одной из важнейших задач современного российского общества является ускоренный рост социально-экономической эффективности общественного производства — базовой основы формирования условий устойчивого повышения уровня и качества жизни населения и ликвидации бедности.

Сейчас, когда после десятилетия государственного безвластия, развала экономики и массового обнищания людей стабилизируется социально-политическая ситуация, реализуются меры по укреплению вертикали власти, активно идет процесс становления и развития рыночных отношений, изменяются отношения собственности, сущность и характер управленческих отношений, появились реальные возможности для коренных преобразований хозяйственного комплекса страны, трансформации экономики регионов в высокоэффективную рыночную экономику, обеспечивающую общемировые стандарты жизнедеятельности населения. В то же время существующая система управления оказалась неспособной к реализации указанных возможностей; становится все более очевидным, что требуется создание новой системы регионального управления, где органы власти должны и могут значительно полнее и результативнее реагировать на потребности, интересы и ожидания населения, защищать жителей от дефектов рыночных отношений, стихии переходной экономики, снижения уровня и качества жизни.

В настоящее время система управления претерпевает радикальные преобразования вместе со всем обществом. Их необходимость вызвана тем, что рецидивы административно-командной системы, до сих пор сохраняющиеся в государственном управлении на местах, вошли в очевидное противоречие с новыми требованиями регионального развития, с развитием демократических начал в управлении, его децентрализацией, повышением роли местного самоуправления в решении социально-экономических задач. Развитие рыночных отношений накладывает новый отпечаток на формы территориальной организации: формируется региональное хозяйство как самостоятельный субъект экономики, который обладает определенной целостностью и самостоятельностью.

Однако отсутствие целостной концепции и научно обоснованных рекомендаций по радикальному обновлению существующей системы управления социально-экономическим развитием регионов не позволяет местным органам власти активно реализовать благоприятные условия.

Меры, принимаемые местными органами власти, без научного обеспечения процесса преобразований вместо обновления системы управления приводят к возрождению командно-административных методов и форм управления, подмене моделей рыночного и государственного регулирования автократическими моделями. В этих условиях. несмотря на создание дополнительных структур управления и рост численности персонала, эффективность управления экономикой регионов остается низкой и как следствие — положительная динамика уровня и качества жизни населения в большинстве регионов России практически отсутствует.

Подобная практика дискредитирует цель и смысл российских реформ в области управления экономикой регионов, тормозит процессы регионального развития, В течение длительного времени не возрастает число регионов — доноров и самодостаточных регионов. Первые из них составляют всего лишь 10-12%. а вторые — не более 20-22%. Крайне медленно сокращается число регионов — реципиентов федерального бюджета, 60 регионов имеют ВРП на душу населения ниже среднероссийского (67,4%) и только 19 — выше среднероссийского (21,3%)2, Рыночная инфраструктура и конкурентная среда в ряде регионов находятся на начальной стадии формирования, возможности развития малого предпринимательства. как базовой структуры регионального рыночного хозяйства и активного субъекта присущей ему конкурентной среды, недостаточно активно стимулируются и реализуются.

Анализ концепций, планов и программ социально-экономического развития регионов показал, что для многих субъектов Российской Федерации характерно отсутствие социальной ориентации этих важнейших управленческих решений. Человек, с его способностями, творческим потенциалом, условиями жизнедеятельности, как и в командно-административной системе, не стал главным объектом государственной региональной политики, разрабатываемых концепций, планов и программ социально-экономического развития регионов новой России.

Проблемы развития экономики регионов становятся первостепенными в формировании эффективного социально-экономического комплекса России.

Решение указанных проблем следует искать на пути формирования социально ориентированной системы управления экономикой регионов России, миссия и основная цель которой — обеспечение расширенного воспроизводства условий жизнедеятельности человека как наивысшей ценности российского общества XXI века.

Потребность в формировании принципиально новой системы регионального управления и выбор в качестве ее основы социальных ориентиров диктуются объективными предпосылками:

* переходом к построению в Российской Федерации социального государства, основной целью которого является обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека;

* необходимостью трансформации российской экономики в высокоэффективную социально ориентированную рыночную экономику, способную быстро адаптироваться к динамично изменяющимся рыночным условиям функционирования;

* отставанием в развитии теории регионального управления от практики реформирования экономики регионов.

В последние годы в работах отечественных ученых ведется оживленная дискуссия о путях трансформации экономики, возможностях и особенностях формирования социального рыночного хозяйства в России3. Вместе с тем анализ проводившихся исследований показывает, что в экономической науке еще недостаточно внимания уделяется изучению теоретических и методологических аспектов управления процессами формирования, становления и развития социально ориентированной рыночной экономики в регионах России.

На основании вышеизложенного автор доказывает необходимость разработки концепции управления формированием и развитием социально ориентированной рыночной экономики в регионах Российской Федерации, раскрывает сущность и обосновывает цели новой системы регионального управления. Достижение указанной цели потребовало решения следующих задач:

* раскрытия сущности управления социально ориентированной экономикой региона;

* выявления предпосылок и условий формирования социально ориентированной системы управления;

* разработки методологических основ регионального управления социально ориентированной экономикой (выявление основных принципов и механизмов, обеспечивающих интеграцию экономических и социальных процессов в территориальном народнохозяйственном комплексе, форм управленческого воздействия на социально-экономические процессы регионального развития);

* обоснования основных направлений формирования системы управления социально ориентированной экономикой, разработки методов и инструментов воздействия на социально-экономическую эффективность хозяйства региона;

* разработки модели интеграции экономических интересов федерального центра, регионов и муниципальных образований в условиях трансформации региональной экономики;

* систематизации и развития научно-аналитической и информационной базы управления социально ориентированной экономикой региона.

Результаты проведенного исследования по реализации указанных выше задач состоят в следующем.

1. Разработана концепция управления процессом трансформации экономики российских регионов в высокоэффективную социально ориентированную рыночную экономику, ее становления и развития как материальной базы устойчивого роста благосостояния общества, улучшения условий жизнедеятельности всех слоев населения, проживающего на данной территории, и ликвидации бедности.

2. Раскрыта сущность и особенности социально ориентированной системы управления экономикой региона. Содержание категории «управление социально ориентированной экономикой региона», в отличии от традиционных трактовок регионального управления, базирующихся на количественных и пространственных изменениях производительных сил региона, автор рассматривает с позиций качественных изменений объекта и субъекта управления — как совокупность принципов, методов, форм и средств управленческого воздействия на экономику региона в целях ее преобразования в социально ориентированную, динамично развивающуюся экономику, обеспечивающую расширенное воспроизводство условий жизнедеятельности населения региона как наивысшей ценности общества и стратегического ресурса экономического роста.

3. Выявлены предпосылки и условия формирования системы управления социально ориентированной экономикой региона:

* повышение экономической самостоятельности регионов;

* переход от патерналистской к активной модели решения социально-экономических проблем в регионе, необходимость кардинального роста экономической активности населения:

* институциональные преобразования и изменения экономических отношений субъектов хозяйствования:

* необходимость повышения конкурентоспособности субъектов хозяйствования российских регионов на рынках товаров и услуг ближнего и дальнего зарубежья;

* продолжающееся углубление дифференциации уровней экономического и социального развития регионов;

* трансформация и усложнение функций органов регионального управления как института социального обслуживания населения;

* формирование в Российской Федерации социального государства и развитие элементов гражданского общества.

4. Разработаны методологические основы управления социально ориентированной экономикой региона:

* раскрыты основные принципы управления:

* выявлены факторы, воздействующие на характер взаимодействия экономических и социальных процессов в регионе, их интеграцию и дезинтеграцию:

* обоснована классификация элементов организационной структуры управления и предложены пути ее формирования;

* раскрыты методологические основы формирования стратегических планов регионального развития. разработаны технологии индикативного планирования экономического и социального развития региона;

* обоснованы методы и формы использования современных инструментов управления социально ориентированной экономикой региона — регионального маркетинга и бенчмаркинга.

5. Предложена модель интеграции экономических интересов федерального центра, регионов и муниципальных образований, адаптированная к социально ориентированной системе управления.

6. Обоснованы меры по систематизации и развитию научно-аналитической базы управления социально ориентированной экономикой региона:

* уточнены критерии и показатели социально-экономической эффективности управленческой деятельности в регионе;

* разработана методика анализа и оценки уровня хозяйственной деятельности в регионе. Алгоритм расчетов по данной методике позволяет получить объективную характеристику состояния хозяйства региона и его места в народнохозяйственном комплексе страны, выявить реальный ресурсный потенциал обеспечения социальных потребностей населения.

Результаты обоснованных автором предложений использованы при разработке концепций, стратегических планов и программ социально-экономического развития ряда регионов и муниципальных образований России. Под его руководством (или непосредственном участии) разработаны проекты трансформации системы управления социально-экономическим развитием Калужской и Амурской областей, муниципальных образований Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов, Владимирской области.

1 См. Конституция Российской Федерации. М., 1995. Ст.7. С.6.
2 См. Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М., Экономика, 2000.
3 См. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., РАГС, 2001; Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика. М.: «Русская деловая литература», 1999; Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России. //Вопросы экономики. 1998. № 8. С.71; Зотов В.В. Социальная ответственность бизнеса. В кн.: Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. М., Экономика, 2002.

Written by admin

Ноябрь 9th, 2017 | 7:08 пп