Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Гарантии для государственных служащих: понятие и соотношение с другими категориями

Александр ТАРАКАНОВ — кандидат юридических наук, первый проректор Института государственного администрирования

Статья посвящена анализу и разграничению понятий «гарантии» и «социальная защита» прав государственных служащих. Даются рекомендации по их правильному использованию в законотворческой и повседневной практике, предлагается структура соответствующего нового закона.

В Федеральном законе и законах субъектов Российской Федерации о государственной службе имеются статьи о гарантиях для государственных служащих. Однако они по своему содержанию столь существенно различаются, что не могут не вызывать определенных трудностей при их реализации на практике. По нашему мнению, это связано с тем, что в последние годы наряду с понятием «гарантия» в научный оборот прочно вошло понятие «социальная защита». Отсутствие четкого разграничения между ними привело к тому, что в указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных правовых актах понятие «гарантия» начало подменяться понятием «социальная защита».

Слово «гарантия» происходит от французского «garantie». что означает ручательство; условие, обеспечивающее что-либо. В качестве гаранта (франц. garant) — поручителя выступает государство, учреждение или лицо, дающее в чем-либо гарантию [1].

Термин «социальная защита» в российской научной литературе начал активно использоваться с 1992 года, хотя понятие «социальная защита населения», или «социальная безопасность», впервые появилось в США в 1935 году. В последующем оно распространилось во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода. болезни, рождения ребенка.

У нас же в стране под ним начали понимать систему органов власти различных уровней, предприятий и учреждений, обеспечивающих государственную поддержку различным категориям граждан: многодетным семьям, материнству, отцовству, детству, ветеранам, инвалидам, военнослужащим, уволенным из армии, и их семьям, пенсионерам, работникам социальной сферы, безработным.

Можно ли отнести в настоящее время к категории «социально уязвимых» государственных служащих? Представляется, что нет. Чиновники сегодняшней России — самые высокооплачиваемые категории в государственном секторе. Помимо должностных окладов они получают многочисленные надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы. Все это увеличивает в реальном выражении денежное довольствие государственных служащих в полтора раза.

Между тем в Постановлении Правительства Российской Федерации от 27 марта 1997 года N346, изданном в развитие Указа Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года N249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти», дается поручение Министерству финансов Российской Федерации предусматривать необходимые средства на обеспечение социальных гарантий федеральным государственным служащим и членам их семей в связи с настоящим постановлением. а также Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» [2].

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 года N25 «О некоторых мерах по обеспечению социальной защищенности работников центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» говорится о мерах социальной защиты федеральных государственных служащих реорганизуемых и ликвидируемых федеральных органов исполнительной власти [3].

Каков же перечень социальных прав, гарантированных федеральным государственным служащим? Он был впервые закреплен в пункте 15 Положения о Федеральной государственной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N2267 [41, а законодательно утвержден в статье 15 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Так, государственному служащему гарантировались:

1) условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей;

2) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными, правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

3) ежегодный оплачиваемый отпуск;

4) медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию;

5) переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

6) обязательность получения согласия государственного служащего на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

7) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей;

8) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей;

9) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы и др.

Гарантии распространяются на всех государственных служащих: федеральных, государственных служащих субъектов Российской Федерации, лиц, проходящих государственную службу в отдельных государственных органах (военную службу. службу в органах налоговой полиции, таможенных органах и др.). Кроме того, они носят комплексный характер.

В последние годы предпринимались попытки на законодательном уровне выделить определенные группы гарантий государственным служащим. Так, в названии главы 4 Модельного закона «О государственной службе» называются две группы гарантий — организационно-правовые и социально-экономические [5]. При этом перечисленные в статье 24 Модельного закона гарантии по своему содержанию не имеют принципиальных отличий от тех. что предусмотрены статьей 15 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».

По нашему мнению, из перечисленных в статье 15 Федерального закона гарантий можно выделить те, которые относятся только (или в основном) к служебным, другие — к социальным и, наконец, третьи — к материальным.

Предусматривая гарантии для государственных служащих, законодатели посчитали, что уровень их обеспечения определяется для федеральных государственных служащих федеральными законами, для государственных служащих субъектов Федерации — региональными, для государственных служащих отдельных государственных органов — нормативными правовыми актами этих органов в пределах. установленных бюджетом Российской Федерации.

На практике такой подход привел к существенному разрыву в предоставлении гарантий. Например, по закону Республики Саха (Якутия) «О государственной службе в Республике Саха (Якутия)» (2001 г.) государственному служащему гарантируется процентная надбавка к должностному окладу за ученую степень доктора наук — 30 процентов: кандидата наук — 15 процентов; за почетное звание (СССР, РСФСР, Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) — 20 процентов.

В Республике Бурятия государственным служащим гарантируется жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов.

По закону города Москвы государственным служащим гарантировано предоставление ежегодно бесплатной или льготной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов и др. [6].

Необходимо отметить, что предоставленная в 1993 году Положением о Федеральной государственной службе гарантия для федеральных государственных служащих на ежегодный оплачиваемый отпуск с оплатой стоимости проезда к месту отдыха и обратно за девять лет его существования так и не была реализована.

Подобный разрыв в предоставленных гарантиях будет по-прежнему вызывать отток квалифицированных государственных служащих из одних органов в другие, из федеральных органов в региональные.

Хуже всего, что законодательство о гарантиях для государственных служащих представлено совокупностью многочисленных правовых актов, изданных различными государственными органами. Следствием такого многообразия правовых источников является разбросанность. малодоступность, а иногда и противоречивость отдельных норм, что, естественно. затрудняет осуществление государственными служащими своих прав. Отсюда очевидна необходимость научной систематизации и совершенствования законодательства о государственной службе.

Одним из его направлений должно стать принятие федерального закона об основных гарантиях для государственных служащих. По своему содержанию он также мог бы быть рамочным, как и Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». На его основе субъекты Российской Федерации и государственные органы в пределах своей компетенции и средств, выделяемых из соответствующих бюджетов. вправе устанавливать дополнительные гарантии. При этом весьма важно предусмотреть, что перечень гарантий остается открытым, но их содержание не должно быть ниже государственных минимальных социальных стандартов, основных показателей качества жизни, определенных федеральным законом.

В законе также важно разграничить полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере предоставления гарантий государственным служащим.

По нашему мнению, примерная структура предлагаемого закона могла бы выглядеть следующим образом.

ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

Глава 1. Общие положения.

1. Понятия, используемые в настоящем Законе.

2. Отношения, регулируемые настоящим Законом.

3. Законодательство об основных гарантиях для государственных служащих.

4. Цели государственной политики в интересах государственных служащих.

5. Предметы ведения Российской Федерации в области обеспечения гарантий для государственных служащих.

6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области обеспечения гарантий для государственных служащих.

Глава 2. Основные направления обеспечения гарантий для государственных служащих.

7. Законодательные гарантии для государственных служащих.

8. Содействие государственному служащему в реализации и защите его прав и законных интересов.

9. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни государственных служащих.

10. Обеспечение гарантий для государственных служащих при повышении квалификации и профессиональной переподготовке.

11. Обеспечение гарантий для государственных служащих на отдых и охрану здоровья.

12. Обеспечение гарантий для государственных служащих при увольнении с государственной службы.

Глава 3. Организационные основы обеспечения гарантий для государственных служащих.

13.Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие гарантии прав государственных служащих.

14. Государственный заказ на подготовку и переподготовку государственных служащих.

15. Целевые программы защиты прав и законных интересов государственных служащих.

16. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах государственных служащих.

17. Государственный доклад о положении государственных служащих в государстве.

Глава 4. Гарантии исполнения настоящего Закона.

18. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Закона.

Глава 5. Заключительные положения.

Эффективность деятельности государственных служащих в немалой степени зависит от их защищенности. Поэтому проблема гарантий для них остается актуальной.

Литература
1.Словарь иностранных слов. 14-е изд., испр.М.: Рус. яз., 1987.
2.Собрание законодательства РФ, 1997, N 13, ст.1551.
3.Там же, 1996, N3, ст. 193.4. Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 52, СТ.5073.
4.Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, 1998, N 18.С.103-128.
5.Ведомости Московской думы. 1998, N 1, ст.49.

Written by admin

Ноябрь 9th, 2017 | 7:07 пп