Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Воспитание воина

Николай РЕЗНИК — начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных сил Российской Федерации, генерал-лейтенант, доктор политических наук

Правительство Российской Федерации утвердило концепцию реформирования российской армии. Итог десятилетней непростой общественной дискуссии ныне облачен в многостраничный документ. Но два понятия — «воспитание современного воина» и «национальная безопасность страны» — ключевые. Цивилизационная рубежность тысячелетий, к сожалению, не предложила формулы эволюционного развития без военной составляющей.

Не обусловленная смена власти в России на рубеже столетий, а состояние международной и региональной безопасности, характер и тенденции эволюции политических процессов на трансграничных направлениях определяют сегодня изменения в содержании работы военных органов и специальных служб. От этого зависит работа всей системы государственной власти в стране. Но с начала XXI столетия по-новому рассматриваются приоритеты и определяется содержание национальной безопасности в стране и для страны извне. Поэтому должен меняться механизм формирования и накопления потенциала военной силы в условиях обострения национальной безопасности, меняющегося места России в мире, выхода на мировую арену международного терроризма. Основа — воспитание и подготовка нового качества воинов.

Значимость воспитания повышается в нарастающем порядке по мере углубления военной реформы. От этого зависит совершенствование консолидированности «военной силы» как средства обеспечения безопасности и инструмента политики современного государства, и важнейший здесь компонент -социальная составляющая.

С утратой однопартийной идеологии в 90-е годы XX столетия слишком долго велся дискуссионный поиск национальной идеи. Аморфность и эпизодичность действий неустойчивого плюрализма не всегда приближали к наполнению ее содержанием. Хотя главным все же стал призыв: Крепить российскую государственность.

Оправдало себя и то. что воссоздано патриотическое содержание празднования славных и памятных дат русского оружия. торжества воинского духа и преданности Отечеству (дни воинской славы России — Полтавское сражение и Куликовская битва, День защитника Отечества. День Победы, Дни Военно-морского и Военно-воздушного флота). Для России в современных условиях важно сосредоточить внимание на создании и поддержании такой «военной силы», которая бы обеспечивала, с одной стороны, военно-силовое сдерживание любого возможного агрессора, а с другой стороны, успешно могли выполняться задачи при возможных вооруженных конфликтах.

В современных условиях существенно расширился круг опасностей и угроз национальной безопасности России, в том числе и в военной сфере. Угрозы действуют в тесной взаимосвязи, что в конечном счете может формировать совокупную (комплексную) угрозу безопасности государства. Специализированные силовые структуры, как многофункциональная единая система, активно способствуют безопасности государства, общества и личности. Из этого ныне исходит военно-политическое руководство страны, предпринимаются серьезные меры по разработке теоретических основ и практическому формированию такой системы.

Главными задачами, военной политики России можно считать: предотвращение войны и сохранение мира, обеспечение национальной. региональной и международной безопасности, защиту интересов государства посредством военной силы тогда, когда дипломатические средства окажутся недостаточными и неэффективными.

В случае навязывания войны главной задачей России будет защита суверенитета, территориальной целостности своей и союзников (отражение агрессии и создание условий для скорейшего прекращения войны, восстановление мира). Таким образом, в современных геополитических условиях использование военной силы становится одним из главных средств парирования внешних военных угроз и обеспечения национальной безопасности государства. В этой связи военно-силовая деятельность государства возможна и против радикальных экстремистских группировок внутри страны, чтобы защитить свободу граждан, принявших конституционно гарантированные демократические принципы жизнедеятельности .

Познание законов и закономерностей военно-силовой деятельности государства ныне позволяет выработать руководящие правила и принципы для практического применения. Среди них:

— принятие решения на применение военной силы — как прерогатива политического руководства государства;

— соответствие решений на применение военной силы положениям Конституции страны, законам государства, международным правовым актам;

— применение военной силы возможно лишь после исчерпания других невоенных средств и способов разрешения конфликтов, как крайнее средство;

— соответствие избранных средств силового воздействия военно-политическим целям государства (они не должны превышать разумных пределов);

— в случае даже применения военной силы оправдано комплексное, совместно с другими средствами силовое воздействие (политико-дипломатическими, экономическими, информационно-идеологическими и иными средствами);

— руководствуясь международными принципами, важно исходить из коалиционного характера возможного применения военной силы;

— необходимо использовать приоритет новых средств военно-силового воздействия, профессионализм современных воинов.

Поэтому в ходе преобразований по военной реформе важно исходить из необходимости наращивания содержательного развития Вооруженных сил Российской Федерации, в т.ч.:

— совершенствования военной организации государства, уточнения функций и задач, составляющих ее элементов;

— уточнения основных базовых законов и правовых актов государства, определяющих статус и функции Вооруженных сил, других элементов военной организации страны;

— улучшения финансово-экономического обеспечения процесса эффективного развития Вооруженных сил РФ;

— улучшения социального положения военнослужащих и членов их семей;

— перестройки системы оборонно-промышленного и научного комплексов страны;

— изменения кадровой политики в области военного строительства.

В центре внимания остается потребность коренного изменения отношения официальных структур управления в государстве к проблемам патриотического воспитания граждан, формирования оборонного сознания населения.

Над этим в нарастающем режиме трудится большой состав военных специалистов, расширяется взаимодействие с общественными объединениями, учеными. Укрепляются связи с РАГС, в том числе в форме системной переподготовки перспективных офицеров.

Если обратить взор в прошлое, когда мне пришлось учиться в академии на вечернем отделении, то должен и по прошествии уже восьмилетнего этапа подтвердить: в годы учебы нам прививался и прочно утверждался системный взгляд на проблемы, подходы к их решению. Об этом вспоминаю с благодарностью, так как официальная практика требует именно такого подхода при решении повседневных задач трудного воспитательного процесса.

Written by admin

Ноябрь 9th, 2017 | 4:01 пп