Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Эксперимент в рамках Минобороны

Василий КРАСНОГОРСКИЙ — военный комиссар г.Москвы, генерал-майор

Согласно Конституции Российской Федерации, «защита Отечества является долгом и обязанностью» граждан нашей страны, которые несут военную службу в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе». В случае, если «убеждениям или вероисповеданию» гражданина противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, есть право на замену ее «альтернативной гражданской службой». Так записано в основном законе, а как обстоят дела в реальной жизни?

На федеральном уровне принято многоаспектное законодательство, а также введено и действует широкое поле подзаконных актов. Подготовка молодежи к военной службе и организация призыва граждан на военную службу возложены во многом на местные органы самоуправления и гражданские организации. Несмотря на качественные изменения в правовом характере и организационных механизмах совместного участия администраций муниципальных органов и военных комиссариатов в подготовке граждан страны к военной службе, отборе и их призыве на военную службу, введение адресности отправки по месту ее прохождения. целостный механизм, отвечающий всем нормам демократического, правового государства, еще только складывается.

Возможно, по этой причине возникает разное понимание и толкование понятий о средствах и механизмах, которые используются для того. чтобы обеспечить выполнение такой непростой задачи, как отбор количественного и качественного состава для несения военной службы в различных министерствах и ведомствах, где она предусмотрена по закону. А ведь более десятка ведомств и служб. Еще одна проблема. Она непосредственно касается города Москвы — столицы, где находятся государственные органы власти и управления, функционирует огромное количество учебных заведений, а также существует повышенная ежедневная миграция населения — здесь складывается особая ситуация для организации отбора призывного контингента.

Мы долго бились над проблемой поиска выхода из сложившейся ситуации. И этот выход был найден.

Уже более двух лет осуществляют военные комиссариаты Москвы персональный профессионалъно-психологический отбор призывников для прохождения военной службы по призыву. Для этого потребовалось создать новое направление службы, обеспечить ее программным продуктом, техникой и подготовленными специалистами.

Хочу подчеркнуть, что изучение в период учебы в РАГС целого ряда учебных дисциплин по тестированию и психологии государственных служащих помогло мне организовывать работу в столице применительно к нашей военной специфике. Практически это был прорыв, так как мы осуществили эксперимент в рамках Министерства обороны РФ. Об этом эксперименте расскажу более подробно.

Начали мы с разработки рабочей документации, обучения обслуживающего персонала. Основным документом, отражающим сведения профессиональной пригодности граждан к подготовке к службе на воинских должностях, является карта профессионального психологического отбора. Она, после заполнения в военном комиссариате района, направляется к месту прохождения военной службы гражданина, призванного на военную службу, вместе с его учетно-послужной карточкой; а для гражданина — кандидата для поступления на военную службу по контракту — с личным делом: для гражданина-кандидата для поступления в вуз — с личным делом кандидата.

Но для достижения востребуемого качества будущего воина важно осуществить качественную физическую профессионально-психологическую ориентацию граждан. Поэтому в столице России уже ряд лет проводятся ежегодные весенние и осенние спартакиады среди учащихся города Москвы на приз Мэра Столицы по спортивным и военно-техническим видам спорта, в которых участвуют свыше 50 тысяч человек («Сыны Отечества», «Защитники отечества» и др.). Ведется мониторинг состояния здоровья свыше 120 тысяч человек ежегодно (нам помогает в этом ассоциация «Народный спортпарк»).

Но конкурентный отбор призывников осуществить практически трудно из-за того, что демографическая ситуация в стране остается неблагоприятной. По прогнозам, укомплектованность Вооруженных сил солдатами и сержантами к 2012 году может составить только около 52 процентов от нынешних потребностей. В 90-е годы осуществлено значительное расширение оснований для предоставления отсрочек по призыву (22 основания), что привело к резкому сокращению реальной базы призываемого контингента (до 13%) от общей численности граждан, состоящих на воинском учете призывников. Но через призыв пока формируется четыре пятых воинского контингента. По состоянию здоровья освобождается каждый пятый из числа подлежащих призыву и более половины по причине обучения в учреждениях профессионального образования. В то же время каждый десятый на военную службу идет после судимости. Уклоняются ежегодно от военной службы несколько тысяч молодых людей (хотя, по прогнозам, из них годных к военной службе может быть только около 20-25%).

Анализ статистики за 90-е годы по городу Москве указывает на аналогичную по стране тенденцию. Снизилось количество граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет (более 10%). в 2,2 раза увеличилось количество граждан. освобожденных от призыва, прежде всего по состоянию здоровья. Растет и количество получающих отсрочки по тяжелому семейному положению.

На мой взгляд, меры. осуществляемые по добровольной подготовке основам военной службы, можно сгруппировать и классифицировать следующим образом: а) обязательная подготовка: получение начальных знаний в области обороны; подготовка по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального, профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций: военно-патриотическое воспитание; подготовка по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старших по направлению военного комиссариата: медицинское освидетельствование и медицинское обследование; проведение лечебно-оздоровительных мероприятий; б) добровольная подготовка через регулярные занятия военно-прикладными видами спорта.

С позиций выпускника РАГС хочу также отметить, что для управленцев высшего ранга и тех чиновников, которые работают в государственных и муниципальных учреждениях и готовят проекты важнейших решений по всем вопросам, в том числе и оборонным, важно преподавать специальный курс по «Мобилизационной подготовке». Считаю, что до выпуска все, получающие в РАГС диплом о высшем, пусть даже втором профессиональном образовании, офицеры запаса должны проходить военную переподготовку не менее одной недели на сборах. Сегодня управленцу нельзя не знать новых тенденций в организации мобилизационной работы. Нельзя не представлять или знать лишь «в общем» цели, задачи и механизмы осуществления военной реформы — это напрямую связано с обороной и национальной безопасностью страны. Надеюсь, что в РАГС. где осуществляется профпереподготовка чиновников разного уровня, появятся специальные разделы по поставленным вопросам в учебных дисциплинах.

Written by admin

Ноябрь 9th, 2017 | 3:43 пп