Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Что выявили проверки в органах власти

Екатерина БЕРЕЖНАЯ — главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации

ЧТО ВЫЯВИЛИ ПРОВЕРКИ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ.

Высокоразвитая динамичная экономика требует государственного служащего нового типа. Его профессиональная деятельность должна обладать высоким творческим интеллектом, сопровождаться научно-теоретическими амбициями, высокой степенью государственной ответственности, карьерным честолюбием и энергией менеджмента, соответствующего новым экономическим отношениям.

Проверки Счетной палаты РФ в министерствах и ведомствах. исполнительных структурах власти субъектов Федерации, результаты этих проверок позволяют сделать некоторые обобщения относительно проведения административной реформы и реформирования государственной службы.

Замечу прежде всего (если говорить в целом), что процесс реформирования госслужбы начался поздновато. К нему нужно было приступать с момента внедрения и утверждения в экономике страны новых, рыночных отношений, то есть с начала 90-х годов. И приступить, затрагивая не только «основы», а саму сущность госслужбы.

Но время было упущено. И как результат — за годы экономических реформ лучшие кадры из системы государственного аппарата перетекли в бизнес. Частный бизнес просто перекупил лучшие управленческие мозги, которые не были по достоинству оценены государством. Другими словами, переход к рынку в российской экономике не сопровождался изменением роли государства как конкурентоспособного партнера на рынке управленческого труда. В госструктурах продолжает сохраняться значительное количество кадров, воспитанных в дореформенный советский период, в условиях командной экономики с ее сопротивлением новизне, чрезмерным административным рвением, зарегулированностью, инертностью и неспособностью к освоению передовых технологий управления. Многие работники госаппарата рассматривают свои должности как источник хотя и невысокого, но стабильного пожизненного дохода и обязательных социальных гарантий. По оценкам экспертов, сегодня от 50 до 70 процентов чиновников получают доходы и заказы на услуги не только и не столько от своего прямого нанимателя — государства. А это ведет к сохранению питательной среды коррупции в высших эшелонах власти. В результате российское госчиновничество по результативности управленческой эффективности проигрывает и западному менеджменту, и менеджменту крупнейших отечественных корпораций.

Поэтому целью реформы государственной службы объективно должно стать формирование российской управленческой системы и аппарата нового типа, системы государственного управления будущего, адекватно отражающего повышенные политико-экономические амбиции России в мировой геополитической системе. Сутью ее, как мне представляется, должно быть повышение эффективности государственной службы, ее привлекательности, формирование механизмов качественного, профессионального (в том числе — критериального) отбора кадров, устранение стимулов для корыстной деятельности, стандартизация всех этих процедур.

На мой взгляд, в формировании. государственного служащего качественно нового типа особая роль принадлежит Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), где вырабатывается методология и многие научные проработки ее функционирования.

Подтверждаю это как выпускница академии и как специалист, по долгу службы участвовавшая через два года после ее окончания в проверке РАГС Счетной палатой Российской Федерации. Академия осуществляет планомерную подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих на основе государственного заказа, а также договоров с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В настоящее время 32.5 процента от общего числа обучающихся по программам высшего профессионального образования и около 20 процентов на курсах повышения квалификации составляют слушатели Российских министерств и ведомств, руководство которыми в соответствии с Конституцией РФ возглавляет непосредственно Президент Российской Федерации.

В рамках государственного заказа апробирована новая форма координации обучения государственных служащих -учебно-методические семинары для руководителей кадровых служб федеральных органов исполнительной власти, ректоров и директоров, заведующих кафедрами учебных заведений системы подготовки государственных служащих.

Вместе с тем у академии есть резервы, чтобы стать в полной мере учебно-методическим центром подготовки государственных управленческих кадров нового типа. Об этом. в частности, свидетельствует качественный состав слушателей, направляемых на учебу министерствами и ведомствами. Как правило, это больше «специалисты», а не «руководители». В числе проходящих профессиональную переподготовку снижена доля лиц, занимающих главные и ведущие должности. Из-за отсутствия нормативно-правовых документов почти не охватываются обучением первые лица федеральных и региональных органов власти. Да и темпы подготовки специалистов по государственному заказу остаются пока весьма низкими. Если принять во внимание, что ныне в стране более 1,1 млн чиновников, а потенциал РАГС -11,5 тыс. слушателей и аспирантов, то специалистам нетрудно подсчитать темпы обновления кадрового потенциала госслужащих.

Встречные проверки в высших исполнительных органах власти выявили, что в министерствах и ведомствах отсутствует система подготовки резерва на выдвижение на руководящие должности, а также механизм определения потребности в обучении, формировании перспективного плана обучения такого резерва. Следовательно, при уточнении Концепции реформирования государственной службы важно внести необходимые дополнения и уточнения в квалификационные требования к госслужащим, замещающим государственные должности. Поэтому весьма актуальной является разработка нового Государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования, включающего профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих. Весомое слово в решении данной проблемы могли бы высказать эксперты РАГС. Назрела необходимость в проведении специальных семинаров для заместителей министров, заместителей председателей госкомитетов, ведомств, а также кадров на уровне заместителей губернаторов и других категорий управленческих кадров данного уровня государственной власти.

И, наконец, последнее. Реформирование государственной службы — это не одноразовый, одномоментный процесс. Когда говорят, что реформа начнется в 2003 году и завершится через три года, — это нонсенс с точки зрения и теории, и практики. Именно такой подход привел к тому, что страна вынуждена наверстывать десятилетнее упущение в совершенствовании госслужбы.

Важно придавать государственной реформе статус непрерывного процесса. Ведь государственная управленческая машина должна находиться в состоянии постоянного совершенствования. И чем меньше в управленческой системе будет «шоковых» скачков, тем более эффективной будет сама система, и развитие экономики будет основываться на политически выверенных решениях.

Written by admin

Ноябрь 9th, 2017 | 3:41 пп