Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Диплом РАГС — вещь стоящая!

Валерий БАКУШЕВ — заведующий Отделением вечернего обучения и экстерната РАГС, доктор политических наук, профессор

ДИПЛОМ РАГС — ВЕЩЬ СТОЯЩАЯ!

Вечернее отделение Российской академии государственной службы при Президенте РФ было создано в 1992 году. Требовалось организовать учебный процесс без отрыва от основной деятельности. Но это были не курсы, а создавалась одна из основ подготовки профессиональных государственных служащих. Не допускалась никакая партидеология. За десять лет, только по завершению программ второго высшего профессионального образования, получили дипломы 1122 человек, в т.ч. «с отличием» более 300 выпускников.

Вечернее обучение — дело не из легких. Прошедшие конкурсный отбор проходят еще тесты на «прилежание» и «способность» к учебе. За 10 лет около 12% из числа зачисленных так и не сумели освоить программы. Им пришлось покинуть академию. Причин здесь несколько: не всем оказалось под силу учиться в зрелом возрасте, у кого-то не складывалась служебная карьера, а у кого-то возникли трудности в семье.

Обучать взрослых, порой имеющих и ученые звания, было не просто. Учиться приходилось всем — и опытным преподавателям, и новым молодым ученым, часто не имеющим педагогического опыта. Вначале среди слушателей большинство было тех, кто уже имел за плечами опыт аппаратной работы в иной политической системе. Но постепенно происходила ротация кадров. и на государственную службу стали приходить молодые люди. Им потребовались и новые знания, и новое понимание специфики работы аппарата. Сроки обучения по программам получения второго высшего профессионального образования увеличились до 2,5-3-х лет при четырехразовой в неделю организации учебного процесса.

В последние годы, кроме государственных и муниципальных служащих московского мегаполиса, стали формироваться специализированные группы из представителей коммерческих структур столицы, представителей различных фондов и агентств. Они обучаются на компенсации затрат за обучение и занимаются, как правило, в более позднее время, чем государственные служащие. Учебный процесс на отделении организован до 22 часов, а в субботние дни — с 9 часов утра и до 15 часов.

Кроме организационных вопросов, требовалось обновлять учебные программы по каждой специализации, за что содержательно всегда отвечали кафедры. В этой связи велось немало дискуссий о «предметных полях» и исключении «дублирования». Целостные программы появились лишь в последние 3-4 года.

Хорошо себя зарекомендовал подход с формированием специализированных групп из ряда федеральных структур: Администрации Президента Российской Федерации, аппарата федерального Правительства, палат Федерального собрания. Московской областной думы. Выполнялся также заказ департамента образования г.Москвы и других органов управления.

Можно считать определенным достижением (ныне это непререкаемая норма) внедрение в учебный процесс с 1994 написания курсовых работ. Изначально введенные на отделении как переводные на очередной курс, ныне они стали общепринятыми на всех формах обучения. Ранее ежегодно уточнялись подходы, а в последние два года в рамках академии стандартизированы требования к написанию всех письменных работ. Для лиц, занятых в министерствах и ведомствах нормотворческой и законодательной работой, стала традиционной в течение 7 лет трехнедельная (преддипломная) стажировка в палатах Федерального собрания Российской Федерации.

Академия, опираясь на кафедры, постоянно расширяла возможности для учебы на вечернем отделении. Например, была подготовлена учебная программа в форме экстерната для лиц, находящихся в резерве кадров, как правило, из числа работников старших должностей государственной службы в аппаратах Администрации Президента, Правительства Российской Федерации, палатах Федерального собрания Российской Федерации. За два выпуска дипломы специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности «Государственное и муниципальное управление» и специализацией «Государственная служба и кадровая политика» получили 112 человек. Более 120 студентов ныне продолжают обучение по индивидуальным планам и графикам, получая первое образование, а 14 человек — по программе второго высшего профессионального образования.

Каков же общий итог? Об этом лучше говорят как отзывы выпускников, так и эксперты, в т.ч. лицензировавшие программы обучения в академии, включая зарубежных специалистов, при выполнении совместных проектов по программам ТАСИС и Трансформ. Они высоко оценивали фундаментальность и глубокий проблемный подход в сложившемся академическом обучении.

Наша академия — не единственная высшая школа, которая подключилась к обучению чиновничества. особенно для промышленно-экономической сферы. И вот для того, чтобы удержать марку РАГС в конкурентной борьбе за слушателей, понадобилось быстро освоить прикладные технологии обучения, принципы и методы открытого образования. А тут еще в аппараты государственных органов управления стали приходить молодые специалисты без навыка подготовки политических и государственных решений. Мы не могли не учитывать это важное обстоятельство. Научить тому, как получить «прибыль», оказалось проще, чем увлечь приемами подготовки решений во имя «общественного блага». Для этого требуется не только другой уровень преподавания, но и настрой обучающихся на овладение методами многомерного мышления. Убежден, что при подготовке лидеров для политики и государственного управления такой подход должен оставаться.

Но наряду с этим необходимо учитывать практические интересы специалистов. Новые цели и задачи государственной службы требуют пополнения профессиональных кадров через каждые 4-5 лет. Чтобы успеть обучать хотя бы большую часть аппаратов, нужны современные программы. Передовые страны идут по пути деления профессионального обучения на два уровня: первый (уровень бакалавриата за 3-4 года) и второй (магистратура до 2-х лет). Для аппаратов востребуется не научный ее крен, а практический.

Поствузовские, возвышающие программы могут реализоваться в нашей академии в двух направлениях: для предпринимателей и бизнесменов — это МВА-программы («Мастер делового администрирования»). а для карьерных чиновников — это МРА- и МРР- программы («Мастер администрирования в публичной (общественной) сфере» и, соответственно, «Аналитик/эксперт общественной политики»). Их освоение позволяет присваивать дополнительно новую квалификацию за 1,5-2 года обучения.

В подписанной Президентом страны 15 августа 2001 года Концепции реформирования системы государственной службы впервые за годы реформ подчеркнута необязательность получения второго управленческого или юридического образования для занятых на государственной службе. Закон об основах государственной службы в стране, принятый ранее (в 1995 году), закреплял обязательность управленческого высшего образования. Поэтому ныне стоит задача перестроить основной учебный процесс под реализацию дополнительных образовательных программ с присвоением новых квалификаций тем, кто успешно их освоит.

Для вечернего отделения в РАГС открывается новая перспектива — отработка адаптивных к МРА- и МРР- программ обучения. Это новые, свыше одной тысячи учебных часов программы дополнительного профессионального образования. Новые программы используют интегральный принцип при своем построении и реализации, то есть одновременно изучается предметная теория и осуществляется процесс «научения». Осваиваются новые технологии для решения управленческих и политических (в рамках региона и страны) задач, упор делается на тренинги с применением компьютерной техники. Это практика и глубокий анализ проблем различных сфер управленческой деятельности и подготовка обоснований к их реализации.

Уже удалось подготовить и получить одобрение в государственных органах первых таких программ с присвоением выпускникам квалификации: Специалист по парламентаризму (парламентской деятельности) и Менеджер в области природопользования и охраны окружающей среды. Их реализация начнется уже с 2003 года.

Еще одна особенность. Совместно с Институтом «МИРБИС» положено начало реализации совместного проекта по подготовке лиц. ориентированных на карьеру в бизнесе, с получением двух дипломов, один из которых серии МВА — «Мастер делового администрирования». Таким образом, отделение утверждает себя в качестве экспериментального подразделения академии.

Многие выпускники не порывают связь с академией и после ее окончания. Два десятка выпускников стали преподавателями в РАГС. А всего около ста выпускников связали себя с преподавательской и научной работой в различных учебных заведениях. У большинства наших выпускников состоялась служебная карьера.

Written by admin

Ноябрь 9th, 2017 | 3:40 пп