Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Защита от дискриминации: российские и европейские механизмы

Галина КОМКОВА — кандидат юридических наук, профессор, заведующая кафедрой конституционного права Поволжской академии государственной службы, и.о. проректора по научной работе

Термин «дискриминация» в переводе с латинского означает «различение». Энциклопедический словарь определяет его как «умаление прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т.п.».

В аспекте международного права этот термин впервые появился в Конвенции относительно дискриминации в области труда и занятий 1958 г., затем — Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования 1960 г.. Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г. и, наконец. Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

Во всех этих указанных документах прослеживается единое понимание дискриминации как любого различия, исключения, ограничения либо предпочтения по тому или иному основанию, имеющих целью ликвидацию либо нарушение равенства в осуществлении, признании, пользовании основными правами и свободами человека. Государства, подписавшие упомянутые конвенции, берут на себя обязательства не поощрять, не защищать и не поддерживать данные виды дискриминации. По справедливому замечанию Л.Д.Воеводина, «современная цивилизация достигла такого уровня, когда дискриминация людей по каким-либо внешним признакам рассматривается как отступление от высоких принципов общественного развития»1.

Опираясь на международные документы относительно ликвидации различных видов дискриминации, можно дать следующее обобщенное толкование данного понятия. Дискриминация — это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на каком-либо признаке человека, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления равенства прав человека и основных свобод.

Современные демократические государства выступают не только за отмену законодательных актов, способствующих существованию дискриминации, но и за установление законом наказания в связи с распространением идей и созданием организаций, поощряющих дискриминацию. При этом. «заключая международные соглашения по правам человека, государства добровольно отказываются от части своих суверенных прав в этой сфере и передают их международным органам, которые наделяются полномочиями «вмешиваться» в их внутренние дела»2.

Статья 19 Конституции Российской Федерации во исполнение положений международных документов гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В России запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой. национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Пунктом 2 статьи 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это — одна из важнейших гарантий прав и свобод гражданина со стороны государства. В соответствии с частью 5 статьи 13 Конституции РФ на территории России запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Принятый 27 июля 2002 г. Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». который впервые дал юридическое определение экстремизма, характеризует это явление как в том числе «пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности»3. Данный Закон устанавливает ответственность не только физических, но и юридических лиц за экстремистскую деятельность вплоть до ликвидации организаций в судебном порядке.

Запрет экстремистской деятельности соответствует моральным нормам, осуждающим дискриминацию. «Если акт дискриминации согласуется с принятыми в обществе нормами, найдется больше охотников его совершить. Если прибегающие к дискриминации стыдятся своих поступков, то дискриминация, возможно, будет встречаться реже»,-считает К.С.Санстейн4. Однако помимо морального осуждения российское законодательство содержит определенный механизм защиты от дискриминации.

В отечественной юридической литературе понятие «механизм» используется достаточно широко и применяется при изучении различных политико-правовых проблем. Механизм обеспечения равенства прав и свобод выступает в качестве совокупности трех взаимосвязанных элементов: механизм охраны, защиты и восстановления. Государство, охраняя, защищая и восстанавливая равенство прав и свобод личности, выполняет тем самым конституционную обязанность равного обеспечения прав и свобод человека на всей своей территории.

Так, Уголовный кодекс РФ содержит ст. 136 «Нарушение равноправия граждан», которая предполагает уголовное наказание за «нарушение равноправия граждан в зависимости от пола, расы, национальности. языка, происхождения. имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. причинившее вред правам и законным интересам граждан». К сожалению, данная норма на практике не применяется, примеры привлечения к уголовной ответственности по этой статье пока не известны.

Кроме того. права граждан могут быть защищены в процессе гражданского судопроизводства (ст. 11 Гражданского кодекса РФ) путем признания права, восстановления нарушенного права, признания акта, изданного органом государственной власти или местного самоуправления, противоречащим закону. Гражданское законодательство защищает нематериальные блага, в частности. честь и достоинство личности. право на свободу передвижения, неприкосновенность личности (ст. 150 Гражданского кодекса РФ). Еще одна возможность защитить себя от дискриминации — применить Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» при рассмотрении в суде исков на неправомерные действия должностных лиц и органов власти в случаях индивидуальной дискриминации.

Объектом защиты статьи 19 Конституции РФ является уважающее человеческое достоинство, справедливое, одинаковое отношение государства и органов государственной власти к человеку.

Нарушение принципа равенства неоднократно рассматривалось Конституционным судом РФ. Так. Постановление от 16 октября 1995 г. признало нарушением принципа равенства прав человека положение ст. 124 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», в соответствии с которым выплата пенсий пенсионерам, приговоренным к лишению свободы, подлежала приостановлению5. Между тем выплата трудовых пенсий осуществлялась не за счет государства, а за счет отчислений, произведенных пенсионерами в Пенсионный фонд в период их трудовой деятельности, поэтому все пенсионеры, независимо от их места нахождения, имели право получать заработанную ими пенсию. Практическая значимость Постановления Конституционного суда состояла в том, что оно позволило защитить право на трудовую пенсию почти 42 тысяч осужденных пенсионеров и их иждивенцев6. Кроме того, оно было учтено при принятии новых пенсионных законов.

Верховный суд РФ не остается в стороне от защиты принципа равноправия от необоснованных посягательств. Например, истица обратилась в суд с иском к НИИ о взыскании зарплаты, недоплаченной с декабря 1991 по февраль 1992 г. При этом она ссылалась на то, что в этот период работала инженером 1 категории. а зарплату ей выплачивали исходя из минимального размера, тогда как другим работникам были установлены новые оклады. Дело дошло до надзорной инстанции, поскольку нижестоящие суды в иске отказывали. Суд надзорной инстанции решение нижестоящих судов отменил и направил дело на новое рассмотрение, обосновав это тем, что каждому гарантируется право на труд без какой-либо дискриминации в соответствии со статьей 37 Конституции РФ. Данная норма предполагает, что работник вправе требовать равное вознаграждение за равный труд. Так как истица получила оплату за свой труд в меньшем размере, чем другой работник, выполнявший такую же работу, только потому, что она подлежала увольнению в связи с сокращением, то это было расценено как явная дискриминация7.

Усиление гарантий равенства прав человека и усиление ответственности за их нарушения в настоящее время невозможно без использования института омбудсмена как на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению А.Ю.Сунгурова, он «…является важнейшим институтом внесудебного рассмотрения жалоб и заявлений граждан, позволяющим не только исправить отдельные случаи несправедливости, но и выявить сбои и недочеты в механизме власти, сделать ее работу более эффективной»8.

Документы свидетельствуют. что уполномоченные уделяют проблеме дискриминации достаточно много внимания. Так, уполномоченный по правам человека в РФ О.О.Миронов, поднимая вопрос о необходимости законодательного закрепления принципа равных прав инвалидов и неинвалидов, запрещения дискриминации человека по причине инвалидности, отмечает: «…серьезные аспекты проблемы инвалидности связаны с наличием многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней»9. В поле зрения уполномоченного находятся также вопросы соблюдения прав женщин, мигрантов, военнослужащих и других категорий граждан, которые в той или иной степени подвергаются дискриминации.

Об обеспечении конституционного принципа равенства прав и свобод граждан в пределах Российской Федерации заботятся не только федеральные органы государственной власти. Субъекты Федерации также имеют в своем распоряжении определенный арсенал средств, позволяющих им эффективно защищать права человека от дискриминации.

Институт регионального уполномоченного по правам человека в той или иной степени присутствует в законодательстве ряда субъектов Федерации. В принятом в Саратовской области 23 сентября 1998 г. Законе «Об уполномоченном по правам человека в Саратовской области» говорится, что основная задача уполномоченного — установление фактов нарушений прав человека, предание этих фактов гласности с целью привлечения к ним внимания органов власти и должностных лиц, содействие в устранении нарушений. Однако его деятельность дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан. но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Так, защищая равенство всех граждан перед законом и судом, а также равенство прав мужчины и женщины (части 1 и 3 статьи 19 Конституции РФ), саратовский омбудсмен А.С.Ландо обратился к губернатору Саратовской области с предложением ходатайствовать перед федеральными органами о создании на территории области колонии для осужденных женщин. Отсутствие таких колоний, по мнению уполномоченного, ущемляет права женщин: нарушаются социальные связи, к ним не могут приехать на свидание мужья, дети или другие родственники, что явно не способствует улучшению психологического состояния осужденных10. К сожалению, данное предложение пока не реализовано.

В настоящее время российское государство не может в полной мере выполнять свою конституционную обязанность по защите равноправия граждан. Как считает В.Т.Кабышев, этому противодействует ряд факторов политического. социально-экономического, психологического и правового характера: смена конституционного строя, прежней политической и экономической систем, повлекшая переоценку ценностей в общественном сознании, а зачастую и неприятие определенной частью российских граждан нового курса реформирования российского общества и государства, нарастающий вал преступности, коррумпированности в разных эшелонах власти и т.д.11.

Осложняет защиту от дискриминации и то, что в России пока нет специальных органов, занимающихся проблемами предотвращения дискриминации, ни на федеральном уровне, ни на уровне субъектов Федерации, ни в муниципалитетах. По данным экспертного опроса в Казани, посвященного формированию правового государства в России и Республике Татарстан (июль 1999 г.), на вопросы: «Считаете ли Вы, что в нашей стране уже действительно все равны перед законом и судом?» и «Считаете ли Вы, что в нашей стране права и свободы человека действительно являются высшей ценностью?» ответили отрицательно 92,8 и 84% респондентов соответственно12.

Ныне нормы международного права не только обязывают государство обеспечить закрепленные в международных соглашениях основные права и свободы человека, но и представляют индивиду право требовать от государства выполнения его международных обязательств.

Спустя 25 лет после принятия Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод ее участниками стали все государства-члены Совета Европы — наиболее авторитетной и представительной организации, объединяющей около 40 европейских государств, в том числе Россию.

Российская сторона четко признала первостепенное значение верховенства права и уважения прав человека, прежде всего прав национальных меньшинств, и обязалась «стремиться к постепенному достижению совместимости своего законодательства с законодательством Сообщества» (ст. 55 Соглашения).

После принятия 20 февраля 1998 г. Федерального закона о ратификации упомянутой выше Европейской конвенции у каждого россиянина появилась возможность в случае, если нарушаются его права и свободы и исчерпаны все внутригосударственные средства защиты, обратиться в Европейский суд по правам человека, который упростил порядок обращения частных лиц. Его решения обязательны для всех участвующих сторон и обеспечиваются мерами международной ответственности государства за нарушения прав граждан в своей стране. Исполнение решения Суда означает обязательство соответствующих участвующих государств выплатить компенсацию подателю жалобы и избегать в будущем подобных нарушений.

Рассматривая ряд дел. Европейский суд постановил, что «равенство нарушено, если различие не имеет никакого объективного и разумного оправдания», и что «если такое оправдание существует, то оно должно быть оценено с точки зрения цели и эффективности рассматриваемой меры, с учетом принципов, которые превалируют в демократическом обществе». Таким образом, прецедентное право Европейского суда по правам человека основано на сочетании законности и целесообразности, что по отношению к принципу равенства прав человека выглядит как возможность существования оправданных в демократическом правовом государстве неравенств.

Более внимательно к осуждению дискриминации во всех его формах относится Суд Европейского сообщества. По мнению К.Борхарда. «Суд наделен компетенцией формулировать принципы, на которых зиждется правопорядок ЕС, тем самым обеспечивая прочный фундамент процесса европейской интеграции»13.

Обязательность решений суда ЕС, невозможность их обжалования подкреплены ответственностью за их невыполнение. Государства-члены Европейского союза, систематически нарушающие права человека, могут быть подвергнуты различным санкциям, вплоть до исключения из Союза.

Одной из характеристик правового государства является то, что оно. подчиняясь добровольно взятым на себя международным обязательствам, предоставляет своим гражданам возможность защиты от дискриминации со стороны государственных органов, применяя не только внутригосударственные, но и международные механизмы. Россия, являясь европейским государством, не должна отказывать своим гражданам в этом праве.

1 Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.. 1997. С.68.
2 Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. М., 1995. С.40.
3 Российская газета. 2002. 30 июля.
4 Санстейн К. С. Об экспрессивной функции права // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1996. N 2(15). С.40.
5 СЗ РФ. 1999. N14. Ст.1666.
6 См.: Комментарий к постановлениям Конституционного суда Российской Федерации/ Отв. ред. Б.С.Эбзеев: В 2 т. М., 2000. Т.2 . С. 646.
7 Бюллетень Верховного суда РФ. 1995. N10.
8 Сунгуров А.Ю. Вместо введения: институт омбудсмена и политическая модернизация в России/ На пути к региональному уполномоченному по правам человека/под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб. 2000. С.7.
9 Специальный Доклад уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова «Права и возможности инвалидов в Российской Федерации» //Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2001году. М., 2002. С.240.
10 См.: Доклад уполномоченного по правам человека в Саратовской области о деятельности по защите прав человека в 2000 году. Саратов. 2001. С.50.
11 См.: Кабышев В.Т. Защита прав человека — главное направление правовой политики России// Правоведение. 1998. N 1. С. 125.
12 См. Российский бюллетень по правам человека. 2001. N14. С.27.
13 Борхард К.Д. Азбука права в Европейском сообществе. М., 1994. С.28.

Written by admin

Октябрь 7th, 2017 | 5:12 пп