Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Конструктивные межэтнические отношения как путь к политической стабилизации российского общества

Екатерина АГЕЕВА — аспирантка 3 курса кафедры политологии и политического управления РАГС

Территории, входящие в Южный федеральный округ, постоянно требуют к себе пристального внимания со стороны властей с целью эффективного и целесообразного государственного управления. Здесь идут активные процессы изменения этнического и конфессионального состава населения, что делает эти территории зонами потенциальных конфликтов. Межэтнические противоречия проявляются как в открытой, так и в закрытой форме. Поэтому политика в регионе должна вестись комплексно. а действия властей всех уровней должны быть согласованными. Это касается всех республик, областей и краев, которые входят в округ, в том числе и Ставропольского края.

В Ставропольском крае представлена разнообразная палитра национальностей*. Большинство народов региона относятся к трем языковым семьям: северокавказской (нахско-дагестанская и абхазо-адыгская группы), алтайской (тюркская группа: карачаевцы, балкарцы, кумыки и др.) и индоевропейской (славянская, армянская, греческая, иранская группа: осетины, курды и др.). Исследователь современной этнополитической ситуации в регионе М.А. Аствацатурова отмечает, что в создании поликультурного ландшафта края принимали участие русские, представители автохтонных горских и кочевых народов, а также многие переселенческие этнические группы — диаспоры1.

В течение XX века на территории Ставропольского края сложились традиции совместного мирного обитания представителей различных национальностей. Однако история межнациональных отношений знает, что их дестабилизация может произойти несмотря на прежнее благополучное состояние. Под лозунгами о национальном возрождении представители этноэлит часто стремятся получить личную выгоду. Как отмечают В.А.Тишков и Р.Г.Абдулатипов. «…этничность… стала играть важнейшую роль… как орудие борьбы за власть и доступ к ресурсам»2, а национальный фактор действительно «оказался наиболее эффективным и доступным для мобилизации больших групп людей на действия»3. Межэтнические взаимоотношения могут быть легко переведены из области культурного взаимодействия в область такой политики, где начинается борьба в защиту якобы ущемленных прав. И здесь чрезвычайно важна скорейшая, результативная работа по гармонизации межэтнических отношений и созданию условий для сохранения политической стабильности.

Это очень актуально для Ставрополья, где вот уже в течение почти десяти лет наблюдаются вспышки межнациональных конфликтов, совершаются террористические акты. Так, в станицах и селах края местные жители выказывали открытую неприязнь к переселенцам — армянам, туркаммесхетинцам и др. В 1994 г. в станице Лысогорской Георгиевского района казаки самовольно учинили проверку паспортного режима и выселили армянскую семью, повредив ее имущество4. В 1997 г. прошел митинг, организованный казаками, с целью добиться выселения аварской семьи (причиной стало задержание главы семейства за совершение преступления)5. В августе 1999 г. в селе Иргаклы Степновского района местное ногайское население выступило против даргинцев6, даргиноногайские противоречия вылились в межэтнический конфликт, в котором с обеих сторон участвовали до 500 человек. В январе 2000 г. в селе Махмуд-Мектеб произошла ссора на почве личной неприязни между ногайцем и дагестанцем, переросшая в групповую драку, в которой приняли участие до 100 человек.

Террористические акты были совершены в Буденновске в 1996 г., дважды в Пятигорске в 1998 и 2000 гг., в Ессентуках в 2001 г., унесли жизни более пятидесяти человек в Минеральных Водах в 2001 г. Важно обратить внимание на территориальное положение Ставропольского края. Он фактически является пограничным районом по отношению к Чечне и другим республикам Северного Кавказа. Эти субъекты Федерации воспринимаются жителями Ставропольского края как источники преступности, политической и социальной нестабильности. Отсюда — растущее стремление отгородиться от Чечни и Дагестана «железным занавесом».

В целях решения задачи примирения людей разных национальностей и недопущения развития конфликтов в крае принимаются определенные меры.

В 1999 г. была разработана программа гармонизации межэтнических отношений на 1999 — 2005 гг., целью которой стала реализация Федерального закона «О национально-культурной автономии» и «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации». В рамках данной Программы необходима разработка нормативных актов по проблемам гармонизации межэтнических отношений, проведение мероприятий по формированию межэтнических советов края, городов и районов, а также деятельность в поддержку создания и развития национально-культурных автономий и объединений. Средства на реализацию Программы предполагалось выделить из краевого бюджета. Но, к сожалению, в нем пока подобная статья отсутствует и все расходы на реализацию Программы перекладываются на плечи городов и районов.

В том же 1999 г. был принят также план первоочередных действий губернатора Ставропольского края, в котором была поставлена задача наладить взаимоотношения с Министерством национальной политики Российской Федерации, вести работу по взаимодействию с республиками Северного Кавказа, подписать договоры о дружбе и сотрудничестве с Краснодарским краем. Ростовской областью, постоянно проводить социологические опросы населения для выявления возможных конфликтов в межэтнической сфере, а также мониторинг миграционных процессов.

Вопросы национальной политики и межэтнических отношений рассматриваются и Государственной думой Ставропольского края. в частности ее Комитетом по социальной политике, науке, курортам, работе с общественными организациями и казачеством. В городах созданы постоянные комиссии по социальным вопросам. Что же касается исполнительной власти, то при администрации Ставропольского края в 1994 г. был образован Комитет по делам национальностей, преобразованный в Департамент по делам национальностей и казачества, а затем в отдел национальной и региональной политики Совета по экономической и общественной безопасности Ставропольского края.

Деятельность вышеназванных учреждений во многом основывается на научной базе. Различные подходы к созданию и реализации программных действий анализируются в работах А.В.Авксентьева, В.А.Авксентьева, Л.Л.Хоперской, М.А.Аствацатуровой, В.А.Колосова, И.О.Бабкина, В.С.Белозероваидр.

За истекший год совместная работа научных сотрудников и государственных служащих позволила добиться некоторых положительных результатов в реализации краевой Программы. Так, был сформирован банк данных об этнических группах региона, проводились дни культуры народов Ставрополья и Северного Кавказа, конференции по проблемам межэтнических взаимоотношений. в вузах в учебные курсы были введены лекции и семинары по этим проблемам. Постоянно проводятся мониторинги межэтнических взаимоотношений, социологические опросы.

И все же полностью эти усилия не снимали возникшей напряженности. В сознании российских граждан, особенно старшего поколения, этническая и гражданская идентичность далека от гармоничного сочетания.

Это подтвердил и проведенный нами опрос среди жителей Кавказских Минеральных Вод для выяснения сегодняшней этнополитической ситуации.

В первую очередь нас интересовало отношение представителей различных национальностей друг к другу и, в частности, к мигрантам из стран ближнего зарубежья. Значимыми явились также и вопросы о доверии населения властям в области политического управления межэтнической ситуацией в крае.

Основываясь на положении Статьи 26 Конституции Российской Федерации, в которой сказано: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности», мы просили респондентов назвать свою национальность.

В опросе участвовали 150 человек в возрасте от 18 лет. Респондентами явились представители различных профессий и национальностей, проживающих на территории Кавказских Минеральных Вод.

В целом жители региона достаточно спокойно относятся к совместному проживанию представителей различных национальностей (Табл. 1). Нетерпимое отношение выражено со стороны наиболее радикально настроенных жителей (13,3% ногайцев и 16,6% чеченцев), а также небольшой процент (2%) составляют русские. Возможно, подобная картина объясняется некоторой личной неприязнью к представителям иных национальностей. Немалый процент «терпимого» отношения говорит о том, что скрытое недовольство «соседями» все же присутствует, значит, стабильными межнациональные отношения в регионе назвать пока нельзя.

Таблица 1. Степень толерантности представителей различных национальностей друг к другу
В % от общего количества опрошенных

Национальности респондентов Отношение к представителям национальностей, проживающих в регионе:
терпимое уважительное нетерпимое
Русские 76 22 2
Украинцы 100
Греки 40 60
Армяне 16 84
Грузины 10 90
Ногайцы 53,3 26,6 13,3
Ингуши 70 30
Чеченцы 50 33,3 16,6
Азербайджанцы 20 80
Мордвины 100
Татары 87,5 12,5
Евреи 50 50
Немцы 100
Корейцы 100

Хотя на вопрос об отношении к начальнику иной национальности 60.6% респондентов ответили. что для них главный критерий — профессиональные качества (Табл. 2).

Таблица 2. Отношение к начальнику иной национальности
В % от общего количества опрошенных

Главное для меня — профессиональные качества 60,6
Испытывал бы скрытое неуважение
Затрудняюсь ответить 39,4

 

В ходе опроса мы стремились выявить отношение респондентов не только к гражданам, долго проживающим к регионе, но и к мигрантам (Табл. 3).

Таблица 3. Отношение респондентов к мигрантам из ближнего зарубежья
В % от общего количества опрошенных в группах

Национальности респондентов Негативное (возрастает безработица) Положительное (приток рабочей силы, новых идей; воссоединение семей) Это должно интересовать местные органы власти, а не рядовых жителей
Русские 52 20 28
Украинцы 14,2 85,7
Греки 100
Армяне 28 72
Грузины 40 60
Ногайцы 33,3 46,6 20
Ингуши 100
Чеченцы 16,6 83,3
Азербайджанцы 20 80
Мордвины 50 50
Татары 37,5 50 12.5
Евреи 100
Немцы 100
Корейцы 100

 

Эти данные показывают, что в целом жители региона не имеют ничего против притока мигрантов, хотя есть и другие суждения на этот счет. Так, больше половины русских считают данный процесс негативным. Приток мигрантов в качестве причины безработицы назвали 37.5% опрошенных татар, 16,6%-чеченцев, 20% — азербайджанцев, 33,3% — ногайцев, 28% — армян и 14,2% — украинцев. Негативное отношение русских, составляющих в Ставропольском крае большинство населения (79,3 %), можно объяснить тем, что приток новых жителей рассматривается многими как покушение на исконные территории.

Решения проблем, связанных с притоком мигрантов, с конфликтами в социальной, экономической сфере, люди ждут в первую очередь от органов власти. Вот как распределились мнения респондентов по этому поводу (Табл.4 и 5).

Таблица 4. Оценка наиболее эффективных способов воздействия на органы власти с целью отстаивания своих интересов
В % от общего числа опрошенных; предлагалось выбрать несколько вариантов

Участие в выборах 48
Участие в митингах и демонстрациях 8
Участие в забастовках и голодовках
Участие в деятельности политических партий 8,6
Участие в деятельности общественных и национально-культурных организаций 12,6
Обращение в СМИ 6
Самостоятельные действия через свои личные связи 18
Обращение в суд 11,3
Считаю, что эффективных способов влияния в России на власть не существует 29,3

 

Таблица 5. Оценка эффективности органов власти, способных эффективно решать межэтнические проблемы в России
В % от общего числа опрошенных

Президент Российской Федерации 33
Федеральное собрание 37
Силовые структуры 18
Общественные национально-культурные организации 10,7

 

В своем большинстве опрошенные (48%) доверяют органам власти, однако немало и тех, кто полагает, что сегодня нет эффективных способов влияния на власть с целью отстаивания интересов и решения проблем (29,3%).

Во время опроса мы хотели выяснить также, как люди оценивают деятельность национально-культурных и общественных организаций (Табл. 6).

Таблица 6. Отношение респондентов к деятельности национально-культурных и общественных организаций
В % от опрошенных в группах

Национальности респондентов % участия в деятельности национально-культурных и общественных организаций
Стоит участвовать Не стоит участвовать
Русские 100
Украинцы 100
Греки 70 30
Армяне 76 24
Грузины 40 60
Ногайцы 73,3 26,7
Ингуши 50 50
Чеченцы 100
Азербайджанцы 60 40
Мордвины 100
Татары 50 50
Евреи 100
Немцы 100
Корейцы 100

 

Показательно, что русские и украинцы не считают необходимым участвовать в национально-культурных и общественных организациях с целью защитить свои интересы в государстве, а вот представители других национальностей, напротив, находят деятельность этих организаций эффективным средством решения своих проблем. В регионе Кавказских Минеральных Вод в 2000 г. были зарегистрированы 8 национально-культурных организаций армян, 11 — греков, 3 — немцев. 1 — ногайцев, 1 — корейцев**.

Это показывает, что в представлении жителей региона национально-культурные объединения в основном способствуют восстановлению связей между народами, участвуют в сплочении людей одной национальности, укрепляют традиции. Однако часть опрошенных негативно оценивают само наличие таких организаций, так как, по их мнению, последние создаются для того, чтобы под прикрытием культурного возрождения разжигать национальную рознь.

Несмотря на противоречивое отношение к этническим общественным организациям, создание Советов по проблемам меньшинств как совещательных центров при органах местного самоуправления большинство респондентов рассматривают положительно. Подобные Советы, безусловно, в большей степени могут оказывать влияние на принятие решений, настроены на конструктивное сотрудничество.

Все вышеприведенные данные позволяют сделать два основных вывода.

Во-первых, территория Кавказских Минеральных Вод Ставропольского края остается зоной потенциальных межэтнических конфликтов. Поэтому работа по цивилизованному предупреждению конфликтов должна проводиться постоянно. Этому процессу во многом обязаны способствовать национально-культурные организации. Советы и комиссии по делам национальностей.

Во-вторых, несмотря на активизацию деятельности таких организаций, доверие им среди населения пока невелико.

Результаты проведенных социологических исследований убеждают в том, что органы государственной власти и местного самоуправления должны постоянно, в режиме мониторинга, следить за ситуацией и информировать население о работе всех структур управления.

Таблица 7. Оценка респондентов направлений деятельности национально-культурных объединений
В % от общего числа опрошенных

Восстановление культурных связей между различными национальностями, проживающими в регионе 47,3
Сплочение одной нации, привитие молодому поколению традиций их предков 26
Разжигание национальной розни, развитие сепаратистских тенденций 11,3
Влияние на власть в целях скорейшего решения национальных проблем 15,3

Таблица 8. Оценка необходимости создания при местных органах власти Советов по проблемам этнических меньшинств
В % от общего числа опрошенных

Создавать Советы следует 72,7
Создавать Советы не следует 27,3

* Численность представителей различных национальностей, проживающих в регионе Кавказских Минеральных Вод (КМВ), представлена следующим образом (в %): русские — 79,3. армяне — 6,8, украинцы — 3,6, греки — 3,3, карачаевцы — 1.2, белорусы — 0,69. ногайцы — 0,53, грузины — 0,41, осетины — 0.34. даргинцы — 0,22, чеченцы — 0,18.
1 См.: Аствацатурова М.А. Ценность этносов и этнические ценности в поликультурном пространстве,/ Ценностные основания государственной власти и управления России на рубеже веков.
2 Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М., Наука. 2001. С.41.
3 Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., Славянский диалог. 2000. С.48.
4 См.:Ставропольская правда. 1996, 27 июня, N 122. 123.С.1.
5 См.: Вечерний Ставрополь. 1997, 17июня, N 113. С. 1.
6 См.: Ставропольская правда. 1999, 11 августа. N 167. C.I.
** По данным администрации Кавказских Минеральных Вод.

Written by admin

Октябрь 7th, 2017 | 4:01 пп