Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Поиск оптимальных форм по руководству органами внутренних дел и государственной безопасности России (1802-2002 гг.)

Александр КОКУРИН — сотрудник Государственного архива Российской Федерации

Юрий МОРУКОВ — сотрудник МВД Российской Федерации

Образованное в 1802 году Министерство внутренних дел (МВД) Российской империи после Октябрьской революции 1917 года. было реорганизовано в Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) Российской Советской Республики, а затем, просуществовав 128 лет с 1918 года, в 1930 году было «закрыто». Почему было принято такое решение и как это произошло? Попробуем изложить имеющиеся у нас сведения по этому вопросу.

Расформирование НКВД РСФСР в 1930 году

Вопрос о ликвидации НКВД РСФСР обсуждался еще в 1923-1924 годах. Тогда в Наркомате рабоче-крестьянской инспекции РСФСР (НК РКИ), который в 1924-1925 годах возглавлял Н.М.Шверник, был подготовлен материал о ликвидации НКВД и передаче его функций в другие наркоматы и ведомства. 2 октября 1924 года уже нарком РКИ СССР В.В.Куйбышев докладывал на Политбюро ЦК РКП(б) о ликвидации НКВД (поскольку до 1934 года общесоюзного НКВД не было, здесь и далее речь идет только о НКВД РСФСР). Тогда, 2 октября 1924 года, в решении Политбюро ЦК РКП(б) по этому вопросу было записано следующее: «а) принять предложение Президиума ЦКК (Центральная контрольная комиссия РКП(б)) о том, что РКИ в настоящий момент снимает свое предложение о ликвидации НКВД: б) вопрос о ликвидации НКВД с обсуждения на фракции 11 сессии ВЦИК снять». (Отметим, что одной из основных функций наркоматов РКИ и СССР, и РСФСР была работа по усовершенствованию госаппарата.)

К апрелю 1930 года вопрос о ликвидации НКВД вновь обсуждался в аппарате НК РКИ СССР, а на состоявшемся 3 апреля 1930 года совместном заседании Президиума ЦКК ВКП(б) и Коллегии НК РКИ СССР было принято решение о ликвидации НКВД к 1 января 1931 года. Для «проработки этого вопроса» была создана комиссия под председательством секретаря ЦИК СССР А.С.Енукидзе. Но 5 апреля 1930 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) по заявлению И. В. Сталина было принято другое решение: «Предложить НК РКИ вопрос о НКВД отложить на 6 месяцев».

В том же 1930 году, находясь на отдыхе. И.В.Сталин 7 сентября пишет В.М.Молотову: «Говорят, что хотят отобрать у ОПТУ уголовных (свыше трех лет) в пользу Нквнудел. Это происки прогнившего насквозь Толмачева. .. Я думаю, что Нквнудел (надо) закрыть»1 (со 2 января 1928 года до 10 февраля 1931 года В.Н.Толмачев возглавлял НКВД РСФСР).

5 ноября 1930 года было принято следующее решение Политбюро ЦК ВКП(б):

1. а) НКВД союзных и автономных республик к 1 января 1931 года ликвидировать:

б) при совнаркомах союзных республик организовать управления коммунального хозяйства:

в) руководство уголовным розыском и милицией передать ОГПУ, а заведывание местами заключения — органам НКЮста.

2. Поручить комиссии в составе тт. Акулова (председатель), Толмачева, Ягоды, Енукидзе. Балицкого и Сулимова в 2-х недельный срок разработать практические мероприятия для проведения настоящего постановления в жизнь и представить на утверждение Политбюро. (В данном списке: И.А.Акулов — заместитель наркома РКИ СССР: В. Н.Толмачев — нарком внутренних дел РСФСР: Г.Г.Ягода — заместитель председателя ОГПУ при СНК СССР; А.С.Енукидзе — секретарь Президиума ЦИК СССР; В.А.Балицкий — член Коллегии ОГПУ. полномочный представитель ОГПУ по Украине, председатель ГПУ и нарком внутренних дел Украинской ССР; Д.Е.Сулимов — Председатель СНК РСФСР.)

25 ноября 1930 года на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) вновь слушался вопрос о НКВД. На заседании присутствовали: И.А.Акулов, В.Н.Толмачев, Д.Е.Сулимов, А.С.Енукидзе, а также председатель ОГПУ при СНК СССР В.Р.Менжинский и нарком юстиции РСФСР Н.М.Янсон. Тогда было принято решение: «Пополнить комиссию Молотовым и Калининым и предложить комиссии внести проект постановления на основе обмена мнений к следующему заседанию ПБ. Созыв за Акуловым».

5 декабря 1930 года Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило следующее Постановление «О Наркомвнуделе»:

1. Наркомвнуделы союзных и автономных республик расформировать.

2. Организовать при СНК союзных и автономных республик главные управления коммунального хозяйства, которым передать полностью функции ликвидируемых НКВД по руководству коммунальным хозяйством, непромышленным строительством и пожарным делом. На главные управления коммунального хозяйства при СНК союзных и автономных республик возложить руководство местными отделами коммунального хозяйства.

3. Передать орготделам ЦИКов союзных и автономных республик. областным и краевым исполкомам:

а) вопросы советского строительства в тех частях, которые разрешались органами НКВД (административное устройство и др.):

б) регулирование деятельностью обществ, не преследующих целей извлечения прибыли.

4. Передать в ведение местных советов и исполкомов:

а) руководство деятельностью органов по регистрации актов гражданского состояния;

б) вопросы о приеме в гражданство СССР:

в) дела, связанные с культами:

г) регулирование деятельности обществ, не преследующих целей извлечения прибыли.

5. Находящиеся в ведении НКВнуделов места заключения, организацию ссылки с принудительными работами и принудительных работ без содержания под стражей передать наркомюстам союзных республик. Возложить на наркомюсты союзных республик изучение преступности и разработку методов борьбы с ней. Государственный институт по изучению преступности и преступников. находящийся в ведении НКВД РСФСР, передать в ведение Наркомюста РСФСР.

6. Организовать при совнаркомах союзных и автономных республик управления милицией и уголовным розыском. При краевых, областных и районных исполкомах и горсоветах организовать управления милицией в качестве самостоятельных отделов.

При этом:

а) особым секретным протокольным постановлением ЦИК СССР возложить на ОГПУ и его республиканские, областные (краевые) органы руководство деятельностью управлений милиции и угрозыска. Это руководство со стороны ОГПУ должно осуществляться путем оперативного подчинения милиции и угрозыска ОГПУ: назначения и смещения через начальников милиций руководящего состава: инспектирования всей деятельности милиции и угрозыска:

б) кредиты, предусматриваемые по республиканским и местным бюджетам на содержание милиции и угрозыска. передаются в централизованном порядке республиканским управлениям милиции и угрозыска:

в) численность милиции и угрозыска по республикам, а также оклады содержания, нормы и табеля для исчисления кредитов устанавливаются совнаркомами союзных республик по представлениям республиканских управлений милиции и угрозыска.

7. Признать необходимым пересмотреть как правовые, так и материальные условия работников милиции в направлении некоторого улучшения материального положения и создания условий для установления большей дисциплины. В материальном отношении высший, старший и средний комсостав милиции приравнять к соответствующим категориям работников ОГПУ. Поручить тт.Енукидзе. Янсону. Ягоде, Швернику (с правом замены Киркижем), Киселеву и Кацнельсону разработать соответствующее положение.

8. Выдачу заграничных паспортов передать ОГПУ через соответствующие исполкомы.

9. Передать органам НКТруда все вопросы, связанные с тыловым ополчением и трудгужповинностью.

10. Всю намеченную предыдущими пунктами реорганизацию закончить до 1 января 1931 года.

11. Предложить фракции ЦИК СССР на основе настоящего постановления издать не позднее 15 декабря 1930 года соответствующий закон»2 (по состоянию на 5 декабря 1930 года Н.М.Шверник занимал должность первого секретаря ВЦСПС, а И.Ф.Киселев и З.Б.Кацнельсон были представителями НКВД РСФСР и ОГПУ при СНК СССР соответственно).

13 декабря 1930 года на заседании Президиума ЦИК СССР был утвержден проект постановления ЦИК и СНК СССР о ликвидации НКВД союзных и автономных республик с поручением составления окончательной редакции этого документа секретарю ЦИК СССР А.С.Енукидзе.

Н. наконец. 15 декабря 1930 года был утвержден окончательный вариант проекта постановления ЦИК и СНК СССР о ликвидации наркомвнуделов союзных и автономных республик. В преамбуле которого было записано следующее: «Народными комиссариатами внутренних дел в годы гражданской войны и восстановительного периода была проведена большая работа по восстановлению разрушенного войной коммунального фонда и организации коммунального дела, по борьбе с преступностью, по организации охраны общественной безопасности и революционного порядка и по осуществлению общего административного надзора, а также по организации мест заключения.

Период развернутого наступления на капиталистические элементы города и деревни, социалистической реконструкции всего народного хозяйства вызывает необходимость большего приспособления советского аппарата к задачам социалистического строительства. Коммунальное хозяйство требует специального планового руководства и строгой увязки его со всем местным хозяйством страны, с темпами ее индустриализации: обострение классовой борьбы требует от органов по борьбе с преступностью и по охране общественной безопасности и революционного порядка — милиции и уголовного розыска — большей дисциплины, а также большей самостоятельности в управлении ими.

На новом этапе в условиях социалистической реконструкции народного хозяйства Союза ССР народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, объединяющие руководство различными, органически не связанными между собою отраслями управления и народного хозяйства — коммунальным делом. милицией, уголовным розыском. местами заключения, стали излишними звеньями советского аппарата.

В соответствии с этим Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют…». Далее почти дословно шел текст Постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1930 года3.

В тот же день, то есть 15 декабря 1930 года. Председатель ЦИК СССР М.И.Калинин. Председатель СНК СССР А.И.Рыков и секретарь ЦИК СССР А.С.Енукидзе подписали совершенно секретное Постановление ЦИК и СНК СССР «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», где было записано следующее: «Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР считают необходимым обеспечить твердое, единое для всего Союза ССР, руководство деятельностью милиции и уголовного розыска со стороны органов ОГПУ.Исходя из этих соображений Центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров Союза ССР постановляют:
1.Возложить на органы ОГПУ руководство деятельностью управлений милиции и уголовного розыска при советах народных комиссаров союзных и автономных республик и местных управлений милиции и уголовного розыска на указанных выше основаниях.
2.В составе Объединенного государственного политического управления образовать Главную инспекцию по руководству деятельностью милиции и уголовного розыска.
3.Образовать в составе полномочных представительств ОГПУ по ЗСФСР и Средней Азии особые инспекции по руководству деятельностью милиции и уголовного розыска.

Этим особым инспекциям подчиняются управления милиции и уголовного розыска при советах народных комиссаров республик, входящих в состав ЗСФСР, УзССР, ТУркССР и ТаджССР по принадлежности.
4.Все распоряжения Главной инспекции обязательны для особых инспекций и всех управлений милиции и уголовного розыска.
5.Местные управления милиции и уголовного розыска. подчиняясь на общих основаниях соответствующему исполнительному комитету и городскому совету, ведут работу под руководством соответствующих органов ОГПУ.
6.На Главную инспекцию, на особые инспекции по ЗСФСР, Средней Азии и местные органы ОГПУ по принадлежности возлагается:
◦а) оперативное руководство деятельностью милиции и уголовного розыска:
◦б) инспектирование всей деятельности милиции и уголовного розыска:
◦в) назначение и смещение руководящего состава милиции и уголовного розыска.
7.Начальники милиции и уголовного розыска республик, являющиеся начальниками управлений милиции и уголовного розыска при Совете народных комиссаров, назначаются и увольняются соответствующими советами народных комиссаров по представлениям ОГПУ.
8.Назначение и смещение руководящего состава работников милиции и уголовного розыска производится соответствующими начальниками милиции и уголовного розыска по предложениям соответствующих органов ОГПУ.
9.Начальники местных управлений милиции и уголовного розыска назначаются и смещаются начальниками милиции и уголовного розыска республик по предложениям ОГПУ. Местные исполнительные комитеты и городские советы имеют право отвода начальников управлений милиции и уголовного розыска.
10.Начальники управлений милиции и уголовного розыска могут быть назначаемы ОГПУ на руководящую работу в его органы по совместительству.
11.Численность милиции и уголовного розыска по республикам, оклады содержания, нормы и табеля для исчисления кредитов устанавливаются советами народных комиссаров союзных республик по представлениям республиканских управлений милиции и уголовного розыска, согласованных с ОГПУ.
12.Приравнять в материальном отношении высший старший и средний комсостав милиции и уголовного розыска к соответствующим категориям работников ОГПУ, поручив последнему в двухнедельный срок разработать и внести на утверждение СНК Союза ССР соответствующий проект постановления.
13.Поручить ОГПУ пересмотреть как правовые (устав). так и материальные условия работников милиции и уголовного розыска в направлении некоторого улучшения их материального положения и создания условий для установления большей дисциплины и внести в двухдекадный срок соответствующий проект постановления на утверждение СНК Союза ССР.
14.Выдача заграничных паспортов и регулирование правового положения иностранцев производится органами ОГПУ через местные исполнительные комитеты и городские советы (ст. 3 Постановления ЦИК и СНК Союза ССР о ликвидации наркомвнуделов).
15.Поручить Совету труда и обороны Союза ССР в декадный срок рассмотреть вопрос о дальнейшей мобилизационной работе. До принятия соответствующих решений функции наркомвнуделов по мобилизации возложить на республиканские управления милиции и уголовного розыска»4.

Данное Постановление ЦИК и СНК СССР было разослано ЦИК РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР, ТуркССР, ТаджССР и ОГПУ. Добавим, что указанное Постановление было одним из последних. которое подписал в качестве Председателя СНК СССР А.И.Рыков: 19 декабря 1930 года Президиум ЦИК СССР «удовлетворил просьбу т.Рыкова Алексея Ивановича» об освобождении его от обязанностей Председателя СНК СССР и Совета труда и обороны. В тот же день на эти должности был назначен бывший секретарь ЦК ВКП(б) В.М.Молотов (Скрябин).

На основании Постановления ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года «О ликвидации наркомвнуделов союзных и автономных республик» Президиум ВЦИК 20 декабря 1930 года принял Постановление, где, в частности, было записано следующее: «Предложить СНК РСФСР и ЦИКам автономных республик к 1 января 1931 года расформировать Народный комиссариат внутренних дел РСФСР и народные комиссариаты внутренних дел автономных республик», а 31 декабря 1930 года Председатель ВЦИК М.И.Калинин. Председатель СНК РСФСР Д.Е.Сулимов и секретарь ВЦИК А. С. Киселев подписали постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О мероприятиях, вытекающих из ликвидации Народного комиссариата внутренних дел РСФСР и наркомвнуделов автономных республик», в котором преамбула отсутствовала, а постановляющая часть, в основном, повторяла Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 года. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 31 декабря 1930 года вновь организованным Главному управлению коммунального хозяйства при СНК РСФСР и Главному управлению милиции и уголовного розыска при СНК РСФСР было предложено в месячный срок внести на рассмотрение СНК РСФСР проекты положений о названных главках5.

Постановлением Президиума ВЦИК от 10 февраля 1931 года В. Н.Толмачев был освобожден от исполнения обязанностей наркома внутренних дел РСФСР. В дальнейшем он работал начальником Главдортранса при СНК РСФСР. 25 ноября 1932 года Толмачев был арестован «за участие в антисоветской деятельности» и 16 января 1933 года осужден Особым Совещанием ОГПУ на три года заключения. 30 марта 1933 года он был вновь арестован и 20 сентября того же года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден к ВМН также «за контрреволюционную деятельность». 23 августа 1962 года В. Н.Толмачев был посмертно реабилитирован6.

Бывший начальник Главного управления местами заключения (ГУМЗ) НКВД РСФСР и начальник Центрального управления конвойных войск СССР Е.Г.Ширвиндт Постановлением СНК СССР N281 от 16 апреля 1931 года был назначен членом Коллегии Наркомата водного транспорта СССР (в Наркомводе СССР Ширвиндт занимал должность начальника Мобуправления), а после образования 20 июня 1933 года Прокуратуры СССР Ширвиндта назначили Главным прокурором по надзору за местами лишения свободы и начальником соответствующего отдела Прокуратуры СССР. 9 января 1934 года Постановлением Президиума ЦИК СССР Е.Г.Ширвиндт был утвержден старшим помощником прокурора СССР. Напомним, что с 21 июня 1933 года прокурором СССР работал бывший в 1931-1932 годах 1-м заместителем председателя ОГПУ И.А.Акулов. а с 3 марта 1935 года до 31 мая 1939 года прокурором СССР являлся А.Я. Вышинский. 11 марта 1938 года Е.Г.Ширвиндт был арестован, а с 20 июня 1939 года Военной коллегией Верховного суда СССР осужден на 10 лет лагерей. После освобождения из лагеря 2 апреля 1948 года по решению ОСО при МГБ СССР был направлен на спецпоселение. После освобождения из ссылки и реабилитации 5 марта 1955 г. в 1954-1958 годах работал старшим научным сотрудником Спецбюро — Научно-исследовательского отдела ГУЛАГа МВД СССР. Умер 23 сентября 1958 года.

После передачи ГУМЗ из НКВД РСФСР в Наркомюст РСФСР оно было реорганизовано в Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУНТУ) НКЮ РСФСР. начальником которого и начальником Конвойных войск СССР был назначен бывший заместитель полномочного представителя ОГПУ по Московской области И.А.Апетер. В 1934 году ГУНТУ и Конвойные войска были переданы в организованный 10 июля 1934 года НКВД СССР: ГУНТУ в ГУЛАГ а Конвойные войска в Главное управление пограничной и внутренней охраны (ГУПВО) НКВД СССР.

После организации в составе ОГПУ Главной инспекции по милиции и уголовному розыску (ГНМ и УГРО) ее начальником (по совместительству) был назначен начальник Административно-организационного управления (АОУ) и начальник Главного управления пограничной охраны и войск (ТУПО и войск) ОГПУ И.А.Воронцов. С 25 июля 1931 года начальником ГИМ ОГПУ работал А.М.Шанин, а с 18 августа 1931 года — Н.М. Быстрых. 5 июня 1932 года начальником ГНМ ОГПУ был назначен начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ) при СНК РСФСР Д.Н.Усов (по совместительству).

16 декабря 1932 года Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос «О паспортной системе и разгрузке от лишних элементов», в результате чего были решены вопросы об установлении единой паспортной системы по СССР и обязательной прописки. Для объединения работы органов милиции было принято решение о создании при ОГПУ Главного управления милиции, начальником которого тогда же был утвержден заместитель председателя ОГПУ Г.Е.Прокофьев. 27 декабря 1932 года были подписаны соответствующие постановления ЦИК и СНК СССР об образовании ГУРКМ при ОГПУ СССР и о назначении начальником этого главка Г.Е.Прокофьева. С 4 января 1934 года начальником ГУРКМ при ОГПУ работал Л.Н.Бельский. который 10 июля 1934 года был утвержден начальником ГУРКМ НКВД СССР.

И, наконец, совместным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20 июля 1931 года Главное управление коммунального хозяйства при СНК РСФСР было реорганизовано в Народный комиссариат коммунального хозяйства РСФСР. Этим же Постановлением наркомом коммунального хозяйства РСФСР был утвержден Н.П.Комаров.

Напомним вкратце те реорганизации, которым подвергались органы управления полицией (политической и уголовной), местами заключения и городским (коммунальным) хозяйством в 19 веке в царской России:

— Особенная канцелярия Министерства полиции, а затем -МВД (25 июня 1811 — 3 июля 1826 гг.);

— Департамент полиции исполнительной (25 июня 1811-15 ноября 1880 гг.):

— Департамент полиции (6 августа 1880 — 10 марта 1917 гг.):

— Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан при МВД Временного правительства России (10 марта — 25 октября 1917 года);

— Главное тюремное управление МВД (27 февраля 1879 — 13 декабря 1895 гг.);

— с 13 декабря 1895 года -Главное тюремное управление (ГТУ) Министерства юстиции Российской империи:

— с 26 апреля 1917 года — Главное управление местами заключения (ГУМЗ) Министерства юстиции Временного правительства России. После Октябрьской революции 1917 года местами заключения управляли как Наркомат юстиции, так и НКВД РСФСР, а с 1922 года все места заключения были подчинены ГУМЗ НКВД РСФСР; места заключения политических заключенных подчинялись ВЧК-ГПУ-ОГПУ. в составе которого 25 апреля 1930 года было организовано Управление лагерями (УЛАГ) ОГПУ а с 1 октября 1930 года — ГУЛАГ ОГПУ.

Предшественниками Главного управления коммунального хозяйства (ГУКХ) НКВД РСФСР в царской России были:

— Департамент государственного хозяйства и публичных зданий МВД (7 июля 1811 -28 сентября 1833 гг.):

— Хозяйственный департамент (руководство городским хозяйством) (4 ноября 1819 -8 апреля 1904 гг.);

— Совет по делам местного хозяйства (22 марта 1904 — 25 октября 1917 гг.):

— Главное управление по делам местного хозяйства (22 марта 1904 — 25 октября 1917 гг.)7.

А вот какие варианты реорганизации НКВД РСФСР предлагались в 1924 и в 1930 годах. 1924 год: милицию и УГРО передать ОГПУ. организовав в составе последнего Главное управление милиции (ГУМ): руководство коммунальным хозяйством передать Высшему совету народного хозяйства (ВСНХ): ЗАГС и ГУМЗ передать в НКЮст.

В 1924 году высказывались следующие соображения о ликвидации НКВД РСФСР. Председатель ОГПУ Ф.Э.Дзержинский был за слияние милиции с ОГПУ. Заместитель председателя ОГПУ В.Р.Менжинский считал, что «если НКВД будет расформировано. то милицию необходимо влить в ОГПУ». Член Коллегии НК РКИ СССР В.Н.Манцев говорил, что НКВД надо усилить, влив в него Наркомпочтель и ЦСУ, а ГУКХ из НКВД изъять. Заместитель наркома юстиции РСФСР Н.В.Крыленко. выступая против упразднения НКВД по политическим соображениям, сказал: «Считаю политически вредным расширение внесудебных компетенций ГПУ на тысячи работников милиции и считаю, что такое упразднение органов союзных республик необоснованно и противоречит Конституции не только по форме, но и по духу». По мнению секретаря ВЦИК А. С. Киселева, «целый ряд функций. выполняемых НКВД (выдача иностранных паспортов, административная высылка, надзор. поддержание революционного порядка и ряд других), принадлежит и ОГПТУ, поэтому с административной точки зрения возражений к ликвидации НКВД нет. Мысль о выделении ГУКХ в отдельное управление ВСНХ — хорошая, так как при НКВД ГУКХ держится искусственно. Конституционный вопрос и другие вопросы — организационного характера». Нарком внутренних дел РСФСР А.Г.Белобородов: «Расформирование НКВД повлечет за собой ломку Конституции. Положение о НКВД (имеется в виду Положение, утвержденное 10 июня 1921 года и опубликованное 24 мая 1922 года) так составлено, что оставляет желать много лучшего и за все время действия полностью в жизнь не проводилось вследствие большой путаницы, которую оно вводит в схему организации Наркомата и полнейшей неясности и условности в формулировке задач Наркомата. Несомненно, что раз этот недостаток обнаружился, его нужно изменить, но изменить так, чтобы была закрыта всякая возможность создания при Президиуме ВЦИК нового Наркомата — отдела по «советскому строительству». Начальник ГУМЗ НКВД РСФСР Е.Г.Ширвиндт: «Что касается пенитенциарной стороны вопроса. то изъятие Птавумзака из ведения НКЮ дало некоторые отрицательные результаты как для Главумзака. так и для органов юстиции и для советской карательной политики в целом: отрыв судов от того органа, который обязан осуществлять его приговоры. С этой точки зрения обратная передача Главумзака в ведение НКЮ является безусловно целесообразной».

Высказывалось и такое мнение: «Наиболее важные и крупные работы проводятся и выполняются на местах административными отделами совместно с органами ГПУ, причем в отношении некоторых из них роль ГПУ является основной. Взять, к примеру, дело регулирования выдачи иностранных паспортов или вопросы религиозных обществ и т.д. В этих отраслях вся фактическая работа, выяснение всех моментов, определяющих решение в положительном или отрицательном смысле, само решение в смысле несения ответственности за него возложены на органы ГПУ, а органы НКВД в этих вопросах являются по определенным политическим соображениям только ширмой, прикрывающей роль ГПУ».

В 1930 году соображения о ликвидации НКВД РСФСР были следующими:

а) (мнение одной группы чиновников) НКВД ликвидировать, а вместо него создать Наркомат коммунального хозяйства и строительства, одной из функций которого будет руководство пожарным делом и дорожным строительством; милицию и угрозыск передать в ОГПУ: ГУМЗ и ЗАГС передать в Наркомюст:

б) (мнение другой группы чиновников) передать в ОГПУ милицию и угрозыск, заведывание всеми местами заключения и организацию принудительных работ, влив их в Центральное управление лагерей; войска конвойной стражи включить в войска ОГПУ: передать в ОГПУ выдачу заграничных паспортов и регулирование вопросов, связанных с правовым положением иностранцев.

При СНК союзных и автономных республик организовать главные управления коммунального хозяйства.

Наркомюстам союзных и автономных республик и их местным органам передать ЗАГС, Государственный институт по изучению преступности и преступников.

Органам Наркомтруда передать все вопросы, связанные с ополчением и трудгужповинностью.

Предлагалось также наркомюстам передать только ЗАГСы, а Госинститут по изучению преступности и преступников передать в ОГПУ, поскольку все места заключения должны были сосредоточиться в Центральном управлении лагерей ОГПУ.

А вот личное мнение помощника прокурора РСФСР по отделу наблюдения за местами заключения И.Я.Беспалова: «Я считал и считаю нецелесообразным передачу милиции, мест лишения свободы и аппарата по организации принудработ в ведение ОГПУ, потому что ОГПУ -есть орган борьбы с особо социально-опасными элементами со специфическими методами борьбы, тогда как милиция, управление местами лишения свободы — есть органы широкого массового действия с совершенно иными методами работы. В результате слияния может наступить изменение лица ОГПУ или распространение методов ОГПУ на деятельность вышеуказанных органов, что не будет отвечать сущности как той. так и другой организации».

Точка зрения Наркомата РКИ РСФСР была изложена следующим образом: «В ведении НКВД в настоящее время искусственно и чисто механически (по случайному историческому наследству от старого МВД) объединены две отрасли управления, которые не имеют между собой решительно ничего общего, а именно: а) административная (уголовный розыск милиции и места заключения); б) коммунальное хозяйство (жилищное и дорожное дело, коммунальные предприятия, городские земли. пожарное дело). Резкое различие этих двух отраслей работы по их содержанию и формам естественно создает для народного комиссара и Коллегии НКВД значительные трудности к надлежащей постановке руководства каждой из них и целесообразного приспособления к ним аппарата НКВД.

Вхождение Управления коммунального хозяйства в состав НКВД, ввиду преобладания в последнем административных функций, неизбежно вело к тому, что ГУКХ в аппарате НКВД всегда занимал второстепенное положение. Если с таким положением вещей можно было мириться в период гражданской войны и в восстановительный период, то оно становится совершенно недопустимым в период полной реконструкции нашего хозяйства и при взятых темпах социалистического строительства, когда с каждым годом увеличивается объем нового жилищного строительства, растет число коммунальных предприятий и учреждений по бытовому обслуживанию трудящихся, приступлено к постройке целых городов нового социалистического типа, капиталовложения в коммунальное хозяйство по пятилетке достигают громадной суммы в 2,7 миллиарда рублей, вопросы коллективизации быта приобрели актуальное значение».

И наконец, точка зрения о местах заключения: «Необходимость передачи мест заключения и принудительных работ в ведение ОГПУ вызывается следующими соображениями:
1.По существующим законам осужденные на срок свыше 3-х лет поступают в лагеря ОГПУ. Осужденные же до одного года подвергаются только принудительным работам. Таким образом, в тюрьмы, находящиеся в настоящее время в ведении Наркомвнудела. попадают только осужденные от 1 до 3 лет, а они составляют 20% общего числа осужденных.
2.70% следственных, содержащихся ныне в тюрьмах Наркомвнудела, числятся за органами ОГПУ. Для числящихся за ОГПУ выделяются отдельные коридоры, корпуса, устанавливается особый режим и т.д.
3.Принудительные работы осуществляются через органы милиции. Ввиду того, что милиция переходит в органы ОГПУ, и принудительные работы нужно передать в ОГПУ, иначе будет происходить разрыв между осуждением и приведением его в исполнение.
4.Если передать тюрьмы из Наркомвнудела в Наркомюст, то это будет означать необходимость создания новых специальных аппаратов по наблюдению за всем этим делом, в то время как в ОГПУ такие аппараты существуют и их увеличение не потребуется.
5.Передача тюрем в Наркомюст вызовет необходимость создания специальной охраны, тогда как конвойная охрана передается в ОГПУ.
6.Само собой разумеется, что передача тюрем в ОГПУ должна сопровождаться постановкой на должную высоту надзора со стороны Наркомюста за тюрьмами и создания облегченного режима для осужденных до 3 лет».

Какие из предложенных вариантов были выбраны тогда, в ноябре-декабре 1930 года, мы уже знаем из приведенных выше документов Политбюро ЦК ВКП(б), ЦИК СССР, ВЦИК. СНК СССР и СНК РСФСР .

Какие из перечисленных вариантов будут использованы в 1934 году в период общей централизации управления правоохранительных органов, когда на базе ОГПУ при СНК СССР будет создан общесоюзный Наркомат внутренних дел — НКВД СССР. мы увидим в дальнейшем нашем повествовании о поиске оптимальных форм по руководству органами внутренних дел и государственной безопасности России.

В заключение представим некоторые цифры, характеризующие состояние милиции, уголовного розыска и мест заключения НКВД РСФСР на момент его ликвидации. Всего в органах милиции, угрозыска и в местах заключения числилось — 98194 человека, из них: милиция государственная -15381 — начсостав, 16229 — рядовой состав; милиция ведомственная — 3251 — начсостав, 51496 — рядовой состав: УГРО -166 — начсостав. 4106- рядовой состав: места заключения — 667 -начсостав, 6880 — рядовой состав.

Текучесть кадров в государственной милиции составляла около 50%, в местах заключения — 70% среди начсостава, 98% -среди рядового состава. По социальному положению в органах милиции, УГРО и в местах заключения положение было следующим: из 98194 человек рабочие составляли 23,9%, крестьяне — 60%, служащие — 14,8%, прочие — 1,3%. Членов ВКП(б) -14,5%, членов ВЛКСМ — 4,6%. По РСФСР насчитывалось около 130000 членов Общества содействия милиции и уголовному розыску (Осодмил). В местах заключения НКВД РСФСР содержалось -152000 заключенных. Всего было 278 мест заключения, из них: домов заключения -173, фабрично-трудовых колоний открытого и закрытого типа — 58. сельскохозяйственных колоний — 37, больниц для заключенных — 3. труддомов для несовершеннолетних правонарушителей — 7. Количество обслуживающего персонала в 276 местах лишения свободы (без частей Конвойных войск, несущих наружную охрану) — 11700 человек.

Годовая стоимость содержания всех мест лишения свободы составляла около 20 млн рублей. из которых около 5 млн рублей были запроектированы как возвратные пособия по госбюджету. Остальная сумма изыскивалась внутри самой системы ИТУ, находящихся на самоокупаемости. Производственная программа ИТУ на 1931 год была запланирована в сумме около 94 млн рублей.

С момента переезда НКВД РСФСР из Петрограда в Москву в 1918 году Наркомат занимал по порядку следующие здания: дом N 4 по Настасьинскому переулку (до мая 1919 года), дом N 2 по улице Лубянке (до октября 1920 года), дом N1/2 (здание бывшей Московской гостиницы) на площади Революции (до июля 1924 года), дом N 21а по улице Ильинке (до расформирования Наркомата в 1930 году). Количество сотрудников в указанные годы было следующим: 1918 год -311 человек, 1919 год — 989, 1920 год — 1 129. 1921 год-3019, 1922 год-2607, 1923 год — ИЗО. 1924 год — 698, 1925 год — 496, 1926 год — 521. 1927 год — 495, 1928 год — 347, 1930 год -315 человек.

1 «Письма И.В. Сталина В.М. Молотову. 1925-1936 гг.». Сборник документов. М.,1995 г., стр.214.
2 Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). ф. 17.оп.3,д.806.лл. 16-17.
3 Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). ф.Р- 33 16. оп. 13. л. 12. лл.204-204об.
4 ГА РФ, ф.Р-5446, оп. 12а, д.1141, лл. 61-63.
5 ГА РФ. ф.Р-1235. оп.44., д. 64, лл. 1-5.
6 Более подробно см.: Владимир Некрасов. «Тринадцать «железных» наркомов» М.. 1995 г., стр. 129-154.
7 Более подробно см.: «Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801 — 1917 гг.». Т.2, СПБ. 2001 г.

Written by admin

Октябрь 7th, 2017 | 3:59 пп