Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Научная политика и практика РАГС

Игорь БАРЦИЦ — директор Научно-информационного центра РАГС , доктор юридических наук

Экономический кризис 90-х годов больно ударил по состоянию науки и образования в нашей стране. Положение стало выправляться только в последние два года. Благодаря изменившейся к лучшему ситуации теперь интенсивно развиваются научные исследования и в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

За последние десять лет в российской науке произошли крупные структурные изменения. Из системы государственных вузов были выведены многие учебные и научные организации. В интеллектуальную сферу, как и в другие отрасли материального и духовного производства, начали проникать законы рынка. Исследования (прежде всего гуманитарной направленности) хотя и продолжались, но осуществлялись они либо с привлечением средств зарубежных или независимых отечественных фондов. либо по линии политических заказов, разовых поручений органов власти. Нередко перед учеными ставились конъюнктурные цели или задачи, решение которых требовало оперативного вмешательства. И ученые хватались за выполнение любых заказов, предоставляя свои материалы тому кто мог оплачивать интеллектуальные услуги. Как юрист я вижу, что именно из-за этого появилось, например, нынешнее противоречивое, несбалансированное российское законодательство: в угоду амбиций местных начальников и на деньги региональных бюджетов готовились правовые акты, грубо противоречившие федеральному законодательству, разрушавшие единство России. В то же время нельзя не признать, что в силу названных выше причин оставшаяся без серьезных академических научных подразделений государственная власть все больше нуждалась в объективной аналитической экспертизе своих действий со стороны специалистов.

На мой взгляд, для академической науки переломным стал 2000-й год, когда на исследования стали выделяться значительно более существенные государственные средства, чем раньше. Это позволило начать планомерную работу по формированию научной политики нашей Академии. В последнее время уже сложился алгоритм подготовки и утверждения плана научных работ. Ученый совет 22 ноября 2000 года рассмотрел вопрос «Об основных направлениях фундаментальных и прикладных исследований в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации в 2001 -2004 гг.» и определил в качестве главного направления научной деятельности РАГС программу «Государственность России и государственная служба: пути развития». В уточнение данного плана на основе Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства» после обсуждения ученым советом президент-ректор подписывает план научной деятельности Академии на текущий год.

В Академии и подведомственных ей образовательных учреждениях в рамках этой программы выполнен ряд фундаментальных и прикладных научных исследований. Научная работа организуется и проводится по пяти направлениям. первым из которых является исследование проблем укрепления российской государственности. Результатами усилий большого творческого коллектива в 2001 г. стали: разработка проекта концепции «Административная реформа в Российской Федерации», работы по конкретным вопросам оптимизации госуправления, взаимодействия федерального центра с субъектами Федерации, а также по проблемам межведомственной координации деятельности государственных органов в центре и на местах.

В ходе реализации второго направления научной деятельности — «Государственное управление и государственная служба» — в Академии разработаны проекты концепций государственной кадровой политики «Государственная кадровая политика и механизм ее реализации в Российской Федерации». «Система обеспечения информационной безопасности в соответствии с доктриной информационной безопасности Российской Федерации»: подготовлены аналитические записки в Администрацию Президента РФ по проблемам становления института муниципальной службы в системе властных отношении, аттестации кадров государственной службы, внедрения дистанционного образования в систему профессионального развития государственных служащих и т.д. В рамках данного направления под научным руководством профессора В.И.Кушлина разработана концепция развития нашей Академии на период до 2005 года.

Третьим направлением научной деятельности Академии является исследование роли и функций государственного управления в рыночных условиях. Два следующих направления научной деятельности Академии посвящены разработке основных направлений государственной политики в социальной сфере и сфере обеспечения гражданских свобод. Отдельным направлением научной деятельности стала работа по подготовке к изданию «Энциклопедии государственного управления».

Благодаря усилиям руководства Академии в последние два года финансирование научных исследований увеличилось почти в восемь раз. Существенно возросли и объемы хоздоговорных работ. Это привело к росту количества осуществленных проектов: так, если в 2000 году у нас работали 33 творческих коллектива, то в 2001 — почти в три раза больше — 92. К работе в ВТК было привлечено значительное количество специалистов: в 2000 году в составе коллективов было 373 исследователя, в 2001-м -481. В их числе преобладают ученые с докторскими степенями. Все это позволило наряду с изучением общих тем исследовать и прикладные темы. сконцентрировать внимание на актуальных проблемах страны.

Возросло количество монографий и учебников, вышедших из-под пера преподавателей РАГС. Если в 2000 году их было соответственно 112и 16, то в 2001 году- 146 и 28.

В 2002 году подходы в области проведения научных исследований в нашей Академии несколько изменились. Раньше из-за скромного финансового положения профессорско-преподавательского состава действовал негласный принцип дать всем немного «подзаработать» на науке, и люди нередко предлагали то, что у них «пылилось в запасниках», то. что они не в состоянии были обнародовать. опубликовать ранее. Теперь же, несмотря на то что финансирование исследовательской деятельности из государственного бюджета увеличилось. количество созданных временных творческих коллективов сократилось.

Но по-прежнему острым остается вопрос, как организовать работу, чтобы проводить действительно актуальные исследования, серьезно подготовить их методологическую базу, выбирать ранее не рассматривавшиеся темы и направления. Начали мы с корректировки плана научной деятельности на 2002 год. В него было включено 76 тем, по ходу выполнялись и оперативные проекты. Однако уровня 2001 года (а тогда у нас действовало 92 ВТК) мы и не стремились достичь. Правда, основной принцип остался: наряду с фундаментальными проблемами, такими, как реформа системы государственного управления, институт главы государства. укрепление взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти в Российской Федерации, были и такие вызванные потребностями дня темы. как: религиозно-политический экстремизм и терроризм, проблемы развития русского Севера, муниципальная кадровая политика и другие.

Но мы предполагаем изменить процедуру выбора тем. Метод удовлетворения заявок кафедр будет корректироваться с учетом способностей и возможностей научного коллектива. актуальности и конкурентоспособности темы, востребованности научного результата. В этом важный инструмент повышения эффективности исследований.

В нынешнем году несколько проектов получили особенно высокую оценку тех органов-заказчиков, для которых они готовились. Назову лишь часть из них. Так, серьезным комплексным исследованием стала работа о полномочиях, статусе, компетенции института Президента Российской Федерации. В ее рамках творческий коллектив смог проанализировать юридические. социальные, политологические аспекты проблемы. был обобщен большой зарубежный материал, который, мы надеемся, послужит для дальнейшего совершенствования всей системы высшей власти Российской Федерации.

По заказу полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе был подготовлен аналитический материал о современном состоянии и перспективах развития федеральных округов и института полномочных представителей. Его авторы, изучив историю территориального развития нашей страны на протяжении веков и особенно в последнее время, смогли соотнести ее с юридическим оформлением изменений положения регионов, рассмотреть ментальные особенности областей и республик нашей страны, обрисовать современные задачи власти по консолидации российского общества и оптимизации системы управления.

Значительный интерес в Министерстве внутренних дел Российской Федерации вызвала аналитическая записка о миграционной ситуации в Российской Федерации, также оперативно подготовленная учеными Академии. В ней авторы постарались объективно показать плюсы и минусы переселенческого движения в нашу страну, обрисовали наиболее актуальные направления политики в этой сфере. Оригинальные выводы, сделанные в записке, по отзывам должностных лиц. которые ответственны за проведение этой политики, изменили подходы к проблеме, позволили оценить ее в объеме существующих противоречий.

Особо хотел бы подчеркнуть активное участие в исследовательской работе представителей подведомственных РАГС академий. Тут тоже произошли определенные изменения: если раньше коллеги из Петербурга или Саратова. Волгограда или Ростова работали, как правило. в составе сформированных в нашей Академии и руководимых нашими учеными временных творческих коллективов, то теперь, и это особенно характерно для 2002 года, отдельные темы полностью отданы в руки региональных академий. Причем и выбор проблем, и состав коллективов — в компетенции коллег из подведомственных вузов.

В качестве итога научного исследования ценится не только простой отчет о проделанной работе с изложением хода исследования и полученных результатов, но и материалы, подготовленные с использованием «прикладных жанров» -научного доклада, аналитической записки, проекта закона или проекта решения институтов государственной власти. Академия как раз и стремится работать с учетом запросов конкретных органов власти. Этот путь ведет к востребованности итогов научных исследований, к тому, чтобы идеи и предложения ученых РАГС ложились в основу управленческих решений. Показательно. что в ответ на полученную от нас научную продукцию наши заказчики — Администрация Президента РФ, Правительство РФ, министерства и ведомства РФ все чаще обращаются с просьбами вновь вернуться к тем или иным проблемам, рассмотреть другие.

Конечно, академическая исследовательская работа не лишена недостатков. Одна из главных бед научных исследований — оторванность от практики, излишнее, неоправданное теоретизирование. Разумеется, общее знание, понимание развития социальных тенденций дает возможность осмыслить конкретные, частные явления и процессы. Однако увлечение только теорией приводит к тому, что наши исследовательские усилия в области экономики или социальной политики никак не воздействуют ни на экономику, ни на социальную политику.

В то же время очень важно, чтобы за сиюминутными, лежащими на поверхности темами, мы не упустили развития новых тенденций и процессов. Иногда можно услышать мнение, будто те или иные темы из жизни Российского государства, не имеющие прямого отношения к государственной службе, не должны рассматриваться в рамках наших научных проектов. Полагаю, что это неверный подход. Мы никуда не можем спрятаться от таких проблем нашей страны, как распространение наркомании или обострение миграционной ситуации, рост экстремизма или падение нравов. Я убежден, что одной из задач научной работы в системе РАГС должна остаться профессиональная экспертиза самых разнообразных, противоречивых, явных или скрытых общественных процессов.

Это и определяет планы научно-исследовательской работы Академии на 2003 год. Это будет год парламентских выборов, что уже задает особое направление в проведении исследований. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации стала признанным специалистом в социологическом сопровождении кампаний такого масштаба. Академическая независимая экспертиза всегда была в цене и у федеральных органов власти, и в регионах, и у отдельных политиков, государственных деятелей, которые принимали участие в выборах, боролись за места в парламенте.

Научное обеспечение сферы государственного управления является одной из главных и перспективных функций Академии, которая призвана не только готовить кадры профессионалов государственного дела, государственных деятелей, ной обеспечить научную проработку основных проблем государственного управления и государственной службы, изучение государственной службы в контексте исторических, политических, управленческих, социокультурных аспектов реформирования государства и власти. Академии надлежит выступить в качестве значимой научной силы, содействующей реализации концепции современного управления и государственной службы в России, исследующей проблемы разделения властей в контексте новой государственности, оптимизации управленческой деятельности с применением новых информационных технологий, формирования резерва кадров органов государственной власти, создания информационно-аналитической базы, характеризующей качественный состав корпуса государственных служащих. Однако одной нашей убежденности в потенциале Академии в перечисленных вопросах недостаточно. Этот потенциал надо подтверждать в острой конкурентной борьбе.

Вся наша научная деятельность имеет и еще одну. может быть, главную цель. Мы ведем исследования для того, чтобы свежая информация, добытое знание были переданы в аудиториях Академии нашим слушателям и аспирантам, чтобы был обеспечен учебный процесс. В 2003 г. взаимодействие научных исследований и учебного процесса должно стать много теснее. Этим целям послужит планируемый Научно-информационным центром совместно с Центром образовательных технологий и консалтинга (Берестова Л.И.) проект «Развертывание системы виртуальной информационно-образовательный среды в РАГС». предполагающий объявление в Академии конкурса проектов на разработку электронных научно-образовательных изданий.

Жизнь и каждого из нас, и всей страны стремительно меняется. Мы должны понимать суть всех этих перемен, чтобы быть готовыми к новым. В заключение следует подчеркнуть. что если для иных научных заведений по-прежнему остается актуальной задача интеграции науки и производства, то для РАГС это проблема звучит иначе: мы должны обеспечить в наших исследованиях интеграцию науки и политики, науки и управления, науки и власти.

Written by admin

Октябрь 7th, 2017 | 3:55 пп