Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

«Электронное правительство» и компетентность госслужащих

Павел БЕСПАЛОВ — кандидат технических наук, доцент, начальник Управления компьютерной техники и информационных систем РАГС

Непрерывный процесс обновления, техники, и технологии в условиях современного производства, демократизация и гуманизация всех сфер жизни нашего общества предъявляют все возрастающие требования к профессионализму и компетентности кадров государственной службы. В этих условиях обеспечение необходимого уровня профессиональной и личностной компетентности становится одной из главных задач системы учебных учреждений государственной службы.

В рамках концепции «Электронное правительство» преобразуются традиционные способы и методы руководства (governance) и управления (management) страной. Правительства, которые обычно структурировали свою деятельность по географическим признакам (о эти властные вертикали! ), должны теперь пересматривать свою роль и место в новом полносвязанном коммуникационном мире.

Наряду с позитивным влиянием на общество новые технологии порождают и новые проблемы. Эксперты компании «Gartner», анализируя возможные пути строительства электронных правительств в странах Европы, выделяют три группы таких проблем:
•серьезные противоречия между политическими целями внедрения э-правительства, практическими преимуществами, достигаемыми с его помощью и возможностями предоставления этих преимуществ всем членам общества;
•трансформация традиционных взаимоотношений «правительство — граждане»;
•необходимость разработки новых подходов к архитектуре поддержки онлайновых взаимоотношений, подготовке кадров, информационному обеспечению и планированию.

Ниже на примере стран Европы рассматриваются особенности организации электронных правительств с точки зрения разрешения перечисленных проблем.

Согласно установившемуся определению, доминирующей задачей электронного правительства является трансформация внутренних и внешних взаимоотношений традиционного правительства на основе применения информационных технологий и коммуникационных сетей с целью оптимизации предоставления услуг населению и бизнесу, а также расширения степени участия граждан в процессах руководства и управления страной.

При этом понятие «электронное руководство» (управление) включает в себя разработку законов и регламентов, необходимых для функционирования цифрового общества и цифровой экономики, а также для обеспечения легитимности и эффективности деятельности э-правительства. В стратегическом плане оно должно охватывать все основные сферы жизни общества: социальную, технологическую, экономическую, экологическую и политическую.

Э-правительство фактически побуждает к трансформации все сферы деятельности общества. При этом в каждой из них существуют стимулы и факторы, способствующие формированию э-правительства, и барьеры, препятствующие этому.

Созданию э-правительств в определенной степени способствовало желание граждан в какой-то мере контролировать выполнение властями своих обязательств. При этом возникли и утверждаются новые реальности, которые связаны, в частности, с появлением новых профессий, возникновением конкуренции на уровне правительство-правительство (G2G) и правительство -бизнес (G2B), с развитием технологий и средств многоканальной доставки информации гражданам (G2C), с использованием новых кадровых стратегий и стратегий финансирования деятельности э-правительства, а также с утверждением новых принципов взаимоотношений общества и власти.

Равной движущей силой формирования э-правительства стал переход к новой или цифровой экономике и к информационному обществу.

Для того чтобы предоставить гражданам наибольшие преимущества, необходимо, чтобы э-правительство было доступно каждому и в любом месте. Именно исходя из этого все европейские страны разрабатывают свои программы и планы по его формированию.

1. Трансформация традиционных взаимоотношений «правительство-граждане»

Четыре фазы трансформации правительства. В процессе перехода от традиционного правительства к полностью электронному специалисты выделяют четыре основных фазы.

1. Первая фаза — организация Wеb-сайта правительственных органов и его регулярное обновление, что требует соответствующего контента и сопровождения. Поскольку застывший Wеb-сайт не имеет ценности, необходим персонал и процедуры, которые будут оперативно предоставлять пользователям новую информацию в круглосуточном режиме.

2. Вторая фаза состоит в организации интерактивного взаимодействия правительства с гражданами и бизнесом. Все предоставляемые документы и файлы должны быть проиндексированы. Соответственно, необходимы эффективные инструменты поиска нужных Wеb-сайтов и данных. На этой фазе необходимо решить проблемы общественных документов. Одни и те же документы, которые находятся на общественном домене и в бумажном варианте, могут иметь различный правовой статус.

3. На третьей фазе реализуется обработка транзакций и одной из серьезных проблем становятся платежи и безопасность работы. Важную роль играют интерфейсы со старыми информационными системами, поддержка возможностей самообслуживания граждан, а также распределенные инфраструктуры и обеспечение безопасности работы с ними.

4. Четвертая фаза характеризуется активным переходом на новые технологии и приложения. поддерживающие возможности использования межведомственной информации и новых видов услуг. Эта фаза фактически завершает процесс перехода от традиционного правительства к электронному.

Э-правительство и приоритеты граждан. Э-правительство должно выдерживать баланс между интересами бизнеса и граждан, а также между государственными и социальными приоритетами.

Проблемы бизнеса включают: налогообложение, конкуренцию, защиту собственности, качество правительственных услуг. Для граждан наиболее важными являются свободный доступ к информации, сохранение персональных данных, ответственность правительства и выполнение им своих обязательств. В странах Европейского союза законодательство традиционно было ориентировано на граждан, однако со временем законы сделались более благоприятными для бизнеса, особенно в таких областях, как мобильная связь, электронная коммерция и телекоммуникации. В США растет интерес к сохранности персональных данных.

Классификация моделей э-правительства. Модели э-правительства различаются в зависимости от того, ориентированы ли они на его внутреннюю организацию или на его внешнюю деятельность. В настоящее время сформировались четыре основных модели э-правительства. Каждая из них выполняет свою роль и в разной степени приближается к идее полной реализации э-правительства.

1. Кибернетический офис: начальная стадия трансформации правительства в электронное, когда электронное управление в основном фокусируется на предоставлении гражданам электронных услуг. Модель ориентируется на внутреннюю деятельность и отражает наиболее низкий уровень развития э-правительства. В настоящее время распространяется в Италии, Германии и Японии.

2. Бюрократическая, структура: интеграция различных министерств сопровождается появлением проблем сохранения государственной тайны и поддержки безопасности. Предоставление услуг гражданам остается в руках правительства. Модель также ориентирована на внутреннюю деятельность, но, в отличие от предыдущей, отражает более высокий уровень развития э-правительства и инициируется сверху.

3. Сервисное агентство: получение гражданами новых услуг начинает осложняться проблемой их выбора и низким качеством доставки потребителю. Модель ориентируется на внешнюю деятельность, но отражает относительно низкий уровень развития электронного управления. В настоящее время такая модель характерна для Голландии и США.

4. Полностью электронное правительство: эксперты считают, что на создание такой модели потребуется от двух до пяти лет. При этом необходимо затрачивать постоянные усилия на интеграцию стратегических планов формирования электронного правительства и планов перехода к цифровому обществу. Стремление к подобному наивысшему уровню развития электронного правительства характерно для Великобритании, Австрии и Сингапура.

По прогнозам аналитиков, к 2005 г. около 80% национальных стратегических планов формирования электронных правительств, которые не интегрированы с планами построения цифрового общества, не оправдают ожидания общества в области предоставления требуемых услуг и будут провалены.

Эффективность стратегии электронного правительства определяется достижением баланса между предоставляемыми гражданам услугами, экономической выгодой и получаемой политической отдачей. Юридические лица рассматривают взаимодействие с ведомствами как коммерческое предприятие, приносящее им преимущества за счет создания прогрессивного имиджа или повышения показателя возврата инвестиций. Для этого ведомства в свою очередь должны предоставлять потребителям удобный доступ к услугам через различные каналы. Взаимоотношения между правительством и гражданами являются более сложными, чем с бизнесом, из-за наличия связи между практической пользой э-услуг и требованием политической отдачи от их внедрения. В зависимости от ценности услуг, предоставляемых гражданам, политическая отдача становится реальным фактором, который способен либо продвигать, либо тормозить инициативы электронного правительства.

Если политическая отдача обеспечивает стабильность и полный консенсус в обществе, если деятельность максимально эффективна, а предоставляемые услуги отличает самый высокий уровень качества, то можно говорить о сбалансированности действий э-правительства и характеризовать его стратегию как успешную и рациональную. В числе основных мер. способствующих успеху стратегии, важное значение имеют анализ достижений и допущенных ошибок; использование пилотных проектов и эксперименты с новыми финансовыми или кадровыми моделями; привлечение специалистов по ИГ к принятию политических решений; выработка твердых программ во всех трех перечисленных сферах с ясными конкретными целями и объектами и т. д.

Согласно прогнозу «Gartner», к 2004 г. более 70% услуг э-правительства, не имеющих конкретной ценности, высокой эффективности и политической отдачи, не оправдают ожиданий граждан. В то же время эксперты считают, что возможны ситуации, когда стратегия э-правительства в той или иной степени может оказаться успешной, однако вероятность таких ситуаций, по их оценкам, не превышает ОД.

Конвергенция руководства. Власть является правовой организационной структурой, обеспечивающей принятие решений в области выбора предоставляемых видов услуг, а также применяемых в конкретных организациях типов архитектур, стандартов и пр. Э-руководство в целом охватывает разработку, распространение и поддержку политики, законов и создание регулирующих структур, необходимых для формирования цифровой экономики, э-правительства и информационного общества. При этом в рамках э-руководства выделяются три основных элемента:
1.развитие и внедрение ИГ, необходимых для ежедневного функционирования правительства;
2.глобальное управление, охватывающее деятельность различных департаментов и министерств на основе унифицированной информационной архитектуры;
3.проведение управляющей политики и регулирования в масштабах всей страны.

Когда эти три элемента будут полностью разработаны и реализованы в рамках единой архитектуры (она получила название «кооперативная архитектура» и будет рассмотрена ниже), можно говорить о едином и унифицированном электронном руководстве. Однако, согласно прогнозу, к 2003 г. не более 10% министерств и ведомств будут задействованы в проектах или структурах, направленных на создание э-правительства, и преодолеют все культурные, финансовые и политические проблемы, необходимые для достижения такой цели.

Следует признать, что на сегодня из всех регионов России именно Москва в наибольшей степени продвинулась по пути реализации идеи «электронного правительства».

2. Реализация московского информационного портала «Инфоград»

Москва должна войти в информационное общество как информационный город — Инфоград. Это означает, что Москва должна стать:
•городом с развитой информационно — телекоммуникационной инфраструктурой, отвечающей всем современным требованиям;
•городом, экономический фундамент которого формирует экономика, основанная на знаниях, где экономический рост и создание рабочих мест определяются инновационной активностью, которая подразумевает успешную коммерциализацию результатов исследований и разработок;
•городом, в котором будет иметь место массовое и эффективное использование ИКТ во всех областях экономической, социальной и культурной жизни;
•центром конкурентоспособной информационной индустрии, где производство информации, информационных технологий и услуг станет важнейшей отраслью городской экономики;
•городом, где доступ к социально значимой информации и базовым информационно -телекоммуникационным услугам будет обеспечен для всех горожан, независимо от пола, возраста и социально-экономического положения.

(Из Концепции движения Москвы к информационному обществу, утвержденной Мэром столицы Ю.М.Лужковым 20.07.2001).

Социальная направленность проекта «Инфоград» означает, что все горожане, от детей до пенсионеров, независимо от социального и образовательного статуса, уровня доходов, являются нашими будущими абонентами.

Более того, именно самые незащищенные слои населения: дети, пенсионеры, инвалиды, домохозяйки, студенты, молодые специалисты — наши приоритетные пользователи. Ведь им информация портала «Инфоград» нужна для решения проблем с устройством на работу, для учебы, для защиты своих гражданских прав, для получения тех или иных социальных льгот и многого другого,

Очень важно, что «Инфоград» создается как некоммерческое предприятие и предоставляет свои услуги населению бесплатно.

Проект «Инфоград» должен стать частью программы социального развития города.

«Инфоград» поможет москвичам:
•получать подробные и обновленные информационно-справочные материалы по всем аспектам жизни с привязкой по месту жительства к району, улице и дому:
•находить всю требуемую информацию или заказывать услуги в одном месте с отработкой запросов по множеству партнерских информационных ресурсов:
•проводить поиск информации и заказ информационных услуг с использованием удобных и интуитивно понятных пользовательских средств, таких, как карты-схемы городских районов и интеллектуальные информационные агенты:
•получать полные комплексные информационные услуги на основе имеющихся в городе информационных ресурсов с проведением оптимизации пользовательских запросов;
•в полной мере воспользоваться преимуществами информационного общества для улучшения качества жизни, работы и отдыха в городе.

Использование технологии «Электронного правительства» предъявляет новые требования к информационной деятельности государственных служащих, такие, как анализ и хранение информации, ее первичная и вторичная переработка, принятие и передача информации по разным каналам, оценка ее полезности. Использование информационных технологий в профессиональном обучении требует осведомленности о сторонах информационной подготовки (владение ключевыми понятиями, понимание сущности информационных процессов и технологий, усвоение приемов применения информационных технологий в компьютерных видах деятельности, наличие устойчивых навыков работы с автоматизированными системами информации), владения методами обучения использованию информационных технологий.

Written by admin

Октябрь 7th, 2017 | 3:35 пп