Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Переход России к устойчивому развитию: проблемы и перспективы

Александр РОМАНОВИЧ — кандидат политических наук, член исполкома Российской партии жизни, председатель совета директоров издательского дома «Друг»

Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации (под редакцией М.И.Залиханова, В.М.Матросова, А.М.Шелехова). М., Издание Государственной Думы, 2002.

В 2002 г. состоится Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (ЮАР), который еще называют встречей в верхах Рио+10, поскольку она проходит спустя десять лет после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г. — ЮН-СЕД), принявшей беспрецедентное решение о смене курса развития всего мирового сообщества. Речь идет о переходе человеческой цивилизации к новой модели (стратегии) развития, которая на английском языке получила наименование «sustаin-аblе development», что было переведено на русский язык как «устойчивое развитие». Переход к новой форме цивилизационного развития (которая пока существует лишь в виде политических деклараций и теоретико-концептуальных разработок, среди которых одной из главных для России является рецензируемая книга) вызван в основном причинами, связанными с экологией и обеспечением безопасности в самом широком смысле.

Если мировому сообществу не удается реализовать эффективные шаги к устойчивому развитию, то уже в текущем столетии может разразиться социально-экологическая катастрофа планетарного масштаба либо иная, скажем, связанная с действиями международного терроризма, могущего использовать ядерное, химическое, бактериологическое или другие средства технологического характера. XXI век может стать веком перехода мирового сообщества к устойчивому развитию и тем самым выживания цивилизации и сохранения биосферы как естественного фундамента человеческой жизни либо самым трагическим столетием в истории цивилизации, приблизившим «конец света» в его глобальном варианте.

Россия, подписавшая документы ЮНСЕД, приняла «Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой были изложены основные положения и требования такого перехода. В Указе Президента РФ N 441 от 1 апреля 1996 г., утвердившего эту Концепцию, было поручение Правительству РФ разработать Государственную стратегию устойчивого развития РФ. Такой проект был разработан рабочей группой Правительства РФ и одобрен в декабре 1997 г. на заседании кабинета министров (под председательством Черномырдина B.C.). Еще несколько месяцев ушло на доработку проекта, но окончательно он так и не был принят из-за отставки премьер-министра, а в дальнейшем из-за частой смены глав упомянутого кабинета и последовавших достаточно серьезных критических замечаний в адрес доработанного проекта со стороны авторитетных ученых. Как отмечается в книге, в 1998 г. доработанная редакция проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации была представлена для обсуждения в Комиссию по законодательному обеспечению проблем устойчивого развития Государственной думы РФ второго созыва. Документ и был рекомендован к кардинальной переработке. Комиссия по проблемам устойчивого развития Государственной думы третьего созыва провела в октябре 2000 г. парламентские слушания на тему «О формировании проекта стратегии устойчивого развития России», на которых был заслушан доклад Минэкономразвития РФ и была принята рекомендация создать при Комиссии рабочую группу для доработки проекта стратегии. Эта рекомендация была подтверждена на парламентских слушаниях 1 июня 2001 г. В июле 2001 г. рабочая группа при Комиссии по проблемам устойчивого развития была создана.

Рабочую группу возглавил депутат Государственной думы академик РАН М.Ч.Залиханов.Эта рабочая группа тщательно проанализировала еще раз проект Государственной стратегии устойчивого развития РФ, разработанный в 1998 году, и наметила направления его переработки.

5 октября 2001 г. на очередных парламентских слушаниях, организованных Комиссией, были приняты рекомендации Президенту РФ, Государственной думе. Правительству РФ и другим органам государственной власти по реализации стратегии устойчивого развития. Рабочей группе было рекомендовано продолжить переработку проекта стратегии устойчивого развития Российской Федерации (что и было сделано к концу 2001 года) и опубликовать новый проект в издательстве Государственной думы ФС РФ.
Научная основа стратегии устойчивого развития РФ
Данное издание «Научная основа стратегии устойчивого развития РФ» обосновывает новую парадигму развития нашей страны, содержание социальных приоритетов и экономики развития, комплексный баланс факторов устойчивого развития российского общества в гармонии с природой.

Оно представлено к публикации коллективом авторов:

Г.Н.Селезнев — Председатель Государственной думы ФС РФ. В.Б.Христенко — заместитель Председателя Правительства РФ, М.Ч.Залиханов — депутат Государственной думы, академик Российской академии наук (РАН), Д, С.Львов — академик РАН, В. М. Матросов — академик РАН, А.Г.Гранберг — академик РАН, В.К.Левашов — доктор социологических наук (ИСПИ РАН), А.Д.Урсул — академик Академии наук Молдовы, заведующий кафедрой экологии и управления природопользованием РАГС при Президенте РФ, А.М.Шелехов — депутат Государственной думы, доктор физико-математических наук.

Первые публикации издания «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации» на сайте Комиссии по проблемам устойчивого развития Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации: www.duma.gov.ru /sustainable состоялись в январе 2002 года под названием «Основные положения стратегии устойчивого развития России», а также была предварительная публикация в журнале «Безопасность Евразии» (2001, N4), а в дальнейшем и в специальных номерах журнала «Экос» (2002, N 2, 3).

Непростой процесс создания этой книги, которая является, по сути дела, научным обоснованием стратегии развития России на весь XXI век, объясняется как трудностями переживаемого периода реформирования России, так и спецификой российского подхода к созданию такого рода работы. Если другие страны ООН быстро «изготовляли» подобные документы как национальные стратегии (концепции, программы) устойчивого развития в виде «мини-копий» принятой ЮНСЕД суперпрограммы мирового развития «Повестки дня на XXI век», то наша страна пошла иным путем.

Главное в подходе российских ученых, политиков и общественных деятелей, заинтересованных во вхождении страны в новую парадигму развития мирового сообщества, заключается в научном обосновании и возможности реализации как самого перехода на путь устойчивого развития мирового сообщества, так и особенностей подобных трансформаций для России. И такого рода научные разработки уже были подготовлены рядом крупных научных коллективов. Один из них начал работу под руководством академика РАН В.А.Коптюга в Новосибирске, а второй — в РАГС при Президенте РФ под руководством заслуженного деятеля науки РФ, профессора А.Д.Урсула (он единственный из авторов, который участвовал во всех рабочих группах написания этого документа). Заслугой нынешней комиссии ГД ФС РФ является то, что она объединила эти и другие научные коллективы и ряд ученых (которые упоминаются во введении книги) и сформировала коллектив, способный создать научную основу для последующих действий по переходу России к устойчивому обществу.

Казалось бы, стратегия развития, принятая первыми российскими реформаторами после периода перестройки, которые взяли курс на переход к демократии и рыночным отношениям (модернизационная стратегия), и является той путеводной нитью, которая обеспечит нам дальнейшее поступательное движение и вхождение России в мировой процесс. Однако уже во второй половине XX в. стало понятным, что если человечество хочет выжить, необходимо коренным образом трансформировать процесс развития, изменить даже общечеловеческие ценности и ориентиры прогресса, поскольку они сформировались в модели неустойчивого развития (так на ЮНСЕД была названа та форма развития, по которой продолжает пока развиваться наша цивилизация). Ни одна даже самая высокоразвитая страна (а тем более развивающийся мир) не сможет перейти на путь устойчивого развития, не изменив кардинальным образом механизмы развития, не выбрав новые цели своего национального развития и обеспечения безопасности, которые были намечены в «Повестке дня на XXI век» и других официальных документах ООН.

И это уже требует не только от России, но и от всех других стран мирового сообщества перехода на новую стратегию развития — уже не модернизационно-догоняющую, а трансформационно-опережающую, только благодаря которой и можно будет обеспечить выживание человечества и сохранение его природного фундамента существования — биосферы.

В книге отмечается, что термин «устойчивое развитие» получил широкое распространение после публикации доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. упомянутой Международной комиссией по окружающей среде и развитию (с. 17) под руководством Г.Х.Брундтланд.

Как правило, в современной научной литературе используется понятие устойчивого развития, которое дано в книге «Наше общее будущее» и широко использовалось на ЮНСЕД. Устойчивое развитие — это такое развитие. при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности1. Новая стратегия развития цивилизации исходит не из приоритетов сегодняшнего дня, а делает попытку поставить нынешнее и будущее поколения на одну ступень, приравнять их по возможностям удовлетворения жизненных потребностей (принцип равенства возможностей развития поколений).

Более широкое определение, пригодное для всех сфер деятельности человека, а не только социально-экономической и природоохранной, звучит более широко: «Стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми и между обществом и природой»2.

В книге излагаются концептуальные основы стратегии устойчивого развития, приводятся основные его принципы, цели, задачи и показатели устойчивого развития России, особенности ее перехода к устойчивому будущему. Особый интерес представляют соображения авторов о стратегических задачах геополитики и внешних отношений России с другими странами, которые, согласно системной концепции устойчивого развития, в книге именуются социально-эколого-экономической политикой (с.36). В работе проводится мысль, что необходимо использовать геополитическую специфику России как «сердцевины Евразии» (а также других ее особенностей — наличия пока еще мощного интеллектуального потенциала, большой площади — более 60% от всей территории страны — мало- либо незатронутой хозяйственной деятельностью, колоссальных запасов природных ресурсов — во много раз больше, чем в США и т.п.) для оптимального участия в процессе глобализации. Да и глобализацию важно повернуть в сторону реализации целей устойчивого развития, направив геополитические, геостратегические и геоэкономические процессы на планете не на дальнейшее разрушение природы и усиление потребительских тенденций (в совокупности ведущих к самоуничтожению человечества), а на создание нового мирового порядка, на становление эколого- и социально-ориентированной цивилизации.

Формирование единой социальной, экологической и экономической системы устойчивого развития (в отличие от нынешней одномерной рыночно-экономической системы) предполагает, как показывают авторы книги, становление экономики устойчивого развития. Предполагается, что создание такой биосферосовместимой экономики должно проходить через «гуманизацию социально-экономической жизни общества, обеспечение действенного контроля за эффективностью использования природно-ресурсного потенциала Земли в интересах всего населения планеты, соблюдения прав и свобод граждан, социальной защиты населения на путях более равномерного распределения доходов и капиталов» (с. 91).

Экономика должна совместно с экологией составить самоорганизующуюся синергетическую систему, которая сможет как обеспечить рациональное потребление и производство, устойчивое природопользование, так и охрану окружающей природной среды, сохранение природно-ресурсного потенциала для будущих поколений. Наиболее действенным механизмом социально ориентированного устойчивого развития является природная рента, на долю которой, по мнению авторов, приходится 75% от общего прироста совокупного дохода России, т.е. примерно 40-45 млрд. долл. США в год. Рентный доход России важно направить на цели устойчивого развития, так же, как и виртуальные финансы, не вкладываемые в реальный сектор экономики (которая пока продолжает работать на модель неустойчивого развития). Финансирование (а в перспективе — самофинансирование) перехода к устойчивому развитию в первую очередь должно преследовать цели реализации экологической политики (и прежде всего «Экологической доктрины РФ», принятой Правительством РФ), обеспечить противодействие угрозам природного и техногенного характера, переход к устойчивому рациональному природопользованию, о чем идет речь в соответствующих разделах книги.

Раскрывая социальный смысл стратегии устойчивого развития, авторы подчеркивают, что он «заключается в минимизации материальных и духовных диспаритетов, возникающих в процессе коэволюции природы и общества. Проведение государством активной социальной политики является целью и основным содержанием стратегии устойчивого развития и предопределяется статусом социального государства,

закрепленным в Конституции РФ» (с. II 9). Главной целью социальной политики РФ является формирование и функционирование гражданского общества устойчивого развития, в котором совпадают и согласовываются жизненные интересы и права большинства граждан, что и создает фундамент социально-политической консолидации.

В ходе реализации государственной политики по обеспечению перехода к устойчивому развитию возникают новые задачи в области науки и образования. Наука должна создать интеллектуально-теоретическую базу для такого перехода, обосновать возможность самой модели будущего устойчивого общества, чем она до сих пор не занималась (причем сама книга и является одной из таких обстоятельных попыток нового подхода). В свою очередь устойчивое развитие предполагает, что роль образования состоит не только в передаче знаний и вообще социальных результатов из поколения в поколение, но и в том, чтобы готовить человека к выходу из всевозможных и прежде всего глобальных кризисов и катастроф, ибо преодолеть их может только человек, вооруженный знаниями. «Образование XXI века призвано, в конечном счете, на протяжении нескольких поколений кардинально изменить сознание людей, сформировать новые общемировые ценности, во многом отличающиеся от ценностей индустриального и постиндустриального общества» (с. 134).

В книге речь идет и о многих других аспектах перехода России к устойчивому развитию, например, рассматривается регионально-территориальный аспект, который объективно обусловливается тем, что социально-экономические процессы, структура производства и его специализация имеют четко выраженный региональный характер. На это оказывают существенное влияние территориальные различия природно-климатических условий, неравномерность распределения природных ресурсов, сложившаяся система расселения населения, традиции хозяйственного уклада. Социально-экономическое развитие, использование природных ресурсов и охрана окружающей среды во всех случаях соотносятся с определенной территорией.

В книге подчеркивается, что специфика регионов требует безусловного учета их различий в выработке и проведении в жизнь стратегии устойчивого развития. При единой методологической основе и единых глобальных критериях конкретный инструментарий достижения целей устойчивого развития в каждом регионе должен иметь существенные отличия, учитывающие специфику региона и решаемых в нем проблем. Иными словами, каждому региону предстоит выработать на основе общей стратегии устойчивого развития свою конкретную стратегию регионального устойчивого развития.

«Методологическая и практическая важность регионального аспекта стратегии устойчивого развития, — отмечают авторы, -определяется тем, что такое развитие России в целом возможно лишь при устойчивом и гармоничном развитии всех ее регионов и сбалансированности межрегиональных социо-эколого-экономических отношений» (с. 136).

Вполне естественно, что книга завершается разделом, связанным с реализацией стратегии устойчивого развития, выявлением основных механизмов и средств перехода к новой цивилизационной парадигме. Авторы показывают, что основным механизмом такой реализации выступает государство, государственное управление таким переходом, что ведет к кардинальному изменению традиционных общественных функций государства и появлению новых, пока еще не существующих в модели неустойчивого развития. Переход к устойчивому развитию формирует новый тип государственности, способный наиболее эффективно осуществлять свои функции не только в плане социально-экономического развития, но и гармоничного взаимодействия общества и природы.

И хотя понятие устойчивого развития возникло под определяющим влиянием поиска решений проблем экологии (и других глобальных проблем), тем не менее в настоящее время речь должна идти не только об обеспечении экологической безопасности стабильного социально-экономического развития. Как подчеркивается в книге: «Особое значение для устойчивого развития приобретает международное сотрудничество в сфере противодействия международному терроризму» (с.41).

Современное общество, столкнувшись с угрозой глобального терроризма, должно выработать правовые и другие инструменты для решения проблемы. Только в рамках легитимных глобально-международных правовых механизмов можно объединить усилия мирового сообщества и снять религиозную, этническую и иную окраску с проблемы терроризма.

Авторы книги считают необходимым принятие конвенции по борьбе с международным терроризмом, предусматривающей, в частности, правовые обязательства государств по борьбе с международным террором. «Те государства, которые не признают международное антитеррористическое право, международную конвенцию и решения соответствующего международного суда, подлежат (согласно этому же праву) остракизму или санкциям» (с. 41).

Тем самым обсуждение проблемы экологической безопасности в связи с развитием привело к рассмотрению авторами взаимосвязи безопасности во всех ее формах и видах с новой стратегией цивилизационного развития.

Как подчеркивается в книге, «безопасность, понимаемая в самом широком смысле, является одной из целей устойчивого развития и необходимым условием реализации стратегии устойчивого развития. Любое общество, государство, экономика не могут обеспечить свою долговременную стабильность и безопасность без перехода на путь устойчивого развития» (с. 204). Однако к стабильности и безопасности стремится даже неустойчивое общество — это необходимое условие создания государственно-правовой, экономической и иной базы для перехода к устойчивому развитию. Подобную позицию занимает и Генеральный секретарь ООН, подчеркнувший, что «справедливое устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решать одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла» (там же),

Российские ученые, политические и общественные деятели наконец создали документ, который представляет собой научную базу перехода страны к устойчивому развитию. Авторы считают, что в книге освещены все важнейшие стороны проблемы перехода к устойчивому будущему страны, и поэтому данное исследование может стать фундаментом политического доклада Президента Российской Федерации В. В. Путина на предстоящем Саммите ООН в Йоханнесбурге (с. 6).

Для России эта книга может сыграть такую же роль, как и для мирового сообщества принятая ЮНСЕД в 1992 г. «Повестка дня на XXI век». Сейчас важно, чтобы позиция российского государства и общества, обстоятельно изложенная в рецензируемой книге, была адекватно воспринята как населением страны, так и мировым сообществом, стремящимся в XXI веке кардинальным образом изменить курс своего дальнейшего поступательного движения, обеспечивая выживание цивилизации и ее дальнейшее непрерывное развитие.

1 Наше общее будущее. Пер. с англ. М., 1989. С.50.
2 Наше общее будущее. Пер. с англ. М., 1989. С. 68.

Written by admin

Октябрь 7th, 2017 | 3:31 пп