Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Правовые основы жилищной политики

Людмила ПЧЕЛИНЦЕВА — профессор, кандидат юридических наук, кандидат философских наук, заведующая каф

Всеобщей декларацией прав человека (ст. 25) установлено, что жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включает такой обязательный компонент, как жилище. Это право закреплено и в других основополагающих международных актах. Однако в различные исторические периоды и в разных государствах критерии достаточной обеспеченности жильем были разными, а потому потребность человека в крыше над головой удовлетворялась не одинаково. Это зависело от у ровня развития, от материальных возможностей общества. Как известно, в СССР жилье нуждающимся в улучшении условий по установленным тогда нормам предоставлялось бесплатно за счет государства. Привлечение личных средств граждан для решения этой проблемы носило эпизодический характер и получило распространение лишь в последний период существования СССР.

Иные возможности для реализации гражданами права на жилище создаются в настоящее время в Российской Федерации. Это право закреплено в Конституции; в соответствии с ее 40-й статьей государство обязано также вести жилищную политику. Это означает гарантированную для каждого возможность иметь и использовать постоянное жилище, которое неприкосновенно и произвольно неотчуждаемо: возможность улучшать жилищные условия.

Сегодня свои квартиры и дома большинство граждан Российской Федерации используют либо на условиях договора социального найма с государственными или муниципальными органами, либо на условиях договора коммерческого найма, а также приобретают или строят за собственные средства, с использованием безвозмездных субсидий, банковского ипотечного кредита, ссуд на возвратной основе и т.д.

Одна из самых распространенных форм реализации гражданами права на жилище — получение квартиры по договору социального найма в домах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования. Бесплатно в бессрочное пользование жилье предоставляется нуждающимся в улучшении условий и имеющим на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации: инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним лица, инвалидам труда, инвалидам с детства, ветеранам войны, семьям погибших при исполнении государственных обязанностей, семьям с доходами ниже официально установленного прожиточного минимума.

Это право может быть предоставлено и другим категориям граждан и сегодня распространяется на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, судей и прокурорских работников, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, героев Российской Федерации, героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, а также на некоторые другие категории граждан. В нашей стране предусматривается и в дальнейшем сохранить практику бесплатного предоставления жилья в муниципальном и государственном фонде наиболее нуждающимся категориям граждан.

Однако структура жилищного фонда в Российской Федерации по формам собственности кардинально изменилась: так, доля частного «сектора» в 2000 г. составила более 63% по сравнению с 33% в 1990 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 34, 8%. Основную роль на этом рынке стали играть частные и индивидуальные застройщики -более 60% новых «квадратных метров» вводят в строй именно они, в то время как за счет бюджетных источников в 2000 г. сдано только 19% жилья.

Тем не менее государственная политика в этой сфере уже достаточно ясно сформулирована. Действует Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., в которой определены четыре основных ее направления: осуществление реформы жилищно-коммунального хозяйства: обеспечение доступности жилья для граждан: дальнейшее проведение жилищного строительства: выполнение текущих обязательств государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Среди форм исполнения обязательств по обеспечению граждан жильем достаточно эффективным является предоставление бюджетных субсидий с использованием государственных сертификатов. В 2002-2010 гг. Программой предусматривается приобретение гражданами с использованием государственных жилищных сертификатов 287 тыс. квартир. В отработке этого механизма свою положительную роль сыграл опыт обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в рамках Программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. Сейчас этой Программе придан статус президентской.

Безвозмездная субсидия на приобретение жилья гражданам -участникам Программы предоставляется в виде денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом лицевом счете получателя субсидии, которая используется на оплату стоимости (части стоимости) приобретения жилья и подтверждается государственным жилищным сертификатом, т.е. именным свидетельством. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. метров — для одиноких граждан, 42 кв. метров — на семью из двух человек и по 18 кв. метров -на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Расчетная стоимость покупки жилого помещения определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра на территории данного субъекта Российской Федерации.

Владельцы сертификатов имеют право приобретать на первичном и вторичном рынках жилья у любых физических и юридических лиц жилые помещения (в том числе индивидуальный дом или часть дома), отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенные применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания. Подобрав в течение срока действия сертификата вариант приобретения жилья, владелец сертификата заключает договор купли-продажи помещения.

Если при решении своей жилищной проблемы владелец сертификата использовал только средства выделенной ему безвозмездной субсидии и собственные средства, то он становится полноправным собственником приобретаемого жилого помещения. Если же кроме этих средств банк предоставил ему на недостающую сумму ипотечный кредит, то приобретаемое жилье используется в качестве обеспечения возврата кредита.

К сожалению, с 1998 по 2000 гг. с использованием государственных жилищных сертификатов приобретено только около 22 тыс. квартир. Программа оказалась «замороженной» из-за высокой стоимости «квадратных метров», не покрываемой суммой безвозмездной субсидии. Да и ее финансирование было плохим: всего 38% от запланированного объема. В этот период осталось нереализованными свыше 20 тыс. сертификатов.

В 2000 г. был увеличен размер субсидии, теперь жилье оплачивается государством практически целиком для военнослужащих, увольняемых со службы, и граждан, отслуживших 25 и более лет. С марта 2002 г. это положение было распространено на участников Программы независимо от продолжительности их военной службы. Однако проблем с распределением государственных жилищных сертификатов было более чем достаточно.

Всего в период с 1998 по 2001 гг. выдано 77452 государственных жилищных сертификата, что составило только 46% от их первоначально планировавшегося количества. Около трети военнослужащих и других лиц, имеющих право на приобретение жилья с помощью сертификатов, отказались от их использования, т.к. были лишены собственных средств для покрытия высокой стоимости жилья. В связи с невозможностью реализации сертификатов увольняемыми военнослужащими Минобороны России, внутренних войск МВД России и ФСЖВ России в 2000-2001 гг. было возвращено 1124 жилищных сертификата стоимостью 236, 8 млн рублей. Немало было и злоупотреблений в ходе реализации Программы: так, только 50 тыс. государственных жилищных сертификатов было использовано теми, кто имел право участвовать в программе, остальные же «ушли» не по назначению.

Для повышения эффективности Программы «Государственные жилищные сертификаты» в 2002 г. она была включена в состав Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Это значит, что сфера использования сертификатов будет расширяться.

Что касается обеспечения жильем государственных служащих, то норма Федерального закона от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» о предоставлении жилой площади носит во многом декларативный характер, поскольку пока порядок ее предоставления законодательно на федеральном уровне не определен. Практика показала, что эта проблема решается значительно оперативнее на региональном уровне — в субъектах Федерации. В частности. Законом г.Москвы от 29 октября 1997 г. «О государственной службе города Москвы» и распоряжением мэра Москвы от 18 сентября 2000 г. введен особый, льготный порядок обеспечения жилыми помещениями государственных служащих столицы.

Для федеральных же государственных служащих внеочередной порядок предоставления жилых помещений введен распоряжением Президента Российской Федерации от 26 мая 1998 г. лишь для иногородних специалистов, приглашаемых в Москву для работы на высших должностях. Назрела необходимость выработать принципы решения проблемы обеспечения жильем всех без исключения категорий государственных служащих, причем как в федеральном центре, так и в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти. Разработка подобного законопроекта может быть осуществлена Комиссией по вопросам реформирования государственной службы Российской Федерации, образованной распоряжением Президента Российской Федерации от 15 августа 2001 г. Правда, подобные меры ограничены двумя факторами: финансовыми возможностями государства и степенью развитости рынка жилья.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:31 пп