Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Кадровый потенциал АПК

Алексей ГОРДЕЕВ — министр сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации

В современных условиях на первый план выдвигается задача интеграции аграрного образования в мировую образовательную систему.

Агропромышленный комплекс страны — это один из крупнейших секторов отечественной экономики, вклад которого в национальном доходе составляет примерно около трети. Здесь занята огромная армия рабочих, специалистов, руководителей различного уровня. Кроме того, управленческие функции осуществляют десятки тысяч руководителей на региональном и федеральном уровнях.

Результаты социально-экономических преобразований в агропромышленном комплексе в значительной степени определяются уровнем профессиональной компетентности, управленческой культуры. Многое зависит и от психологической устойчивости кадров, умения работать в кризисных и экстремальных ситуациях, их деловитости, созидательной активности, инновационного подхода к делу.

Что касается моей оценки кадрового потенциала непосредственно сельского хозяйства, то должен сказать — он сравнительно высокий. На предприятиях сельского хозяйства трудится около 180 тысяч специалистов с высшим и 305 тысяч со средним специальным образованием. Большинство из них имеют солидный стаж трудовой и непосредственно управленческой деятельности, хорошо знают специфику производства, успешно осваивают принципы рыночной экономики.

В то же время нельзя отрицать того, что кадровые проблемы, возникающие с той или иной степенью остроты и ранее, дают о себе знать и сейчас.

Ухудшение за последние годы условий труда и быта сельских тружеников, низкая заработная плата, снижение эффективности производства, неплатежеспособность хозяйств отрицательно влияют на престижность сельскохозяйственного труда, обостряют проблему обеспечения АПК высококвалифицированными кадрами руководителей и специалистов. По сравнению с 1991 годом численность специалистов в сельскохозяйственном производстве уменьшилась более чем на 300 тысяч. Удельный вес руководителей сельхозпредприятий, имеющих высшее образование, снизился с 86 до 68 процентов. В целом по России каждый пятнадцатый руководитель вообще не имеет специального образования. В Вологодской, Костромской, Кировской, Тюменской областях таких руководителей (без специального образования) 14-18 процентов, а в Архангельской и Амурской областях -четвертая часть.

Среди всех категорий главных специалистов высшее образование имеют 53 процента, что на 8 процентов меньше, чем было в 1991 году. В 37 регионах этот показатель значительно ниже среднероссийского уровня: в Удмуртской Республике, Кировской и Нижегородской областях главных специалистов с высшим образованием 42 процента, а в Псковской, Тверской, Смоленской и Читинской областях -лишь 30-33 процента.

Высокой остается сменяемость руководителей хозяйств. За последние пять лет их заменено более 77 процентов. Ныне свыше 45 процентов руководителей сельскохозяйственных организаций работают в этой должности менее трех лет. По некоторым субъектам России этот показатель существенно превышает среднероссийский уровень. Таким руководителям могу посоветовать активно заняться пополнением знаний, соответствующих требованиям времени.

В этих условиях особую значимость приобретает работа с резервом руководящих кадров. Работу по его формированию мы считаем одной из приоритетных. В настоящее время практически во всех регионах кадровый резерв в основном сформирован, его общая численность составляет почти 12 тысяч человек, или 42 процента от общей численности руководителей хозяйств. К сожалению, еще не везде созданы центры оценки персонала, позволяющие отбирать в резерв специалистов с потенциальными возможностями быть руководителем хозяйства. Не в полной мере решен вопрос о специальной управленческой подготовке резервистов: лишь каждый пятый из них прошел обучение по программе «Менеджер сельскохозяйственного производства». Именно этим мы объясняем пока слабую конкурентоспособность резервистов при выборе руководителей хозяйств: на место сменившихся руководителей избрано лишь 24 процента из числа резервистов.

Положительный опыт подготовки резерва руководителей хозяйств накоплен в Ставропольском, Краснодарском краях и Иркутской области, где за последние годы был принят ряд постановлений по вопросам подготовки резерва руководящих кадров, назначения и увольнения руководителей хозяйств. При этом из бюджетов субъектов было выделено дополнительное финансирование как учебного процесса, так и материального обеспечения слушателей, недостаток которого во многих регионах является серьезным сдерживающим фактором в деле организации подготовки резерва руководителей.

В системе Минсельхоза России сложилась, на мой взгляд, система подготовки молодых специалистов. В сложных экономических условиях перехода к рыночным отношениям нам удалось сохранить сектор аграрного образования.

Подготовку специалистов со средним профессиональным образованием ведут 285 средних специальных учебных заведений, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. В них работают более 15 тысяч высококвалифицированных преподавателей, около 1, 5 тысяч мастеров производственного обучения. Обучаются более 260 тысяч студентов, в том числе свыше 180 тысяч по очной форме.

За последние пять лет введена подготовка по 39 новым специальностям. Возрос прием по всем формам обучения с 74 до 90 тысяч человек. Выпуск -с 64 до 65 тысяч специалистов. Приоритет при приеме на обучение отдается жителям сельской местности.

Содержание обучения, как правило, корректируется с учетом потребностей АПК. Организована подготовка фермеров, менеджеров, коммерсантов, юристов. Прием только по этим специальностям составляет 16 тысяч человек, или 22 процента числа зачисленных.

Создано 92 колледжа — образовательных учреждений нового типа, которые используют трехступенчатую систему обучения и готовят рабочих массовых профессий, специалистов с базовым средним профессиональным и повышенным уровнем образования.

Подготовку специалистов с высшим образованием для организаций АПК и педагогических кадров для образовательных учреждений начального и среднего сельскохозяйственного образования осуществляют 59 высших учебных заведений. В них работают более 23 тысяч преподавателей, среди которых 56 процентов имеют ученые степени и звания, 10 процентов — докторов наук, профессоров. Количество обучающихся постоянно растет и в настоящее время составляет около 380 тысяч человек, в том числе 226 тысяч по очной форме.

Прием в вузы за счет средств федерального бюджета за последние пять лет не изменился и составляет около 53 тысяч человек. Однако с учетом приема на платное обучение общий прием постоянно растет. В 2001 году он составил почти 95 тысяч человек, в том числе 57 тысяч человек по очной форме обучения. Выпуск специалистов за последние пять лет возрос более чем на 15 тысяч человек и в 2001 году составил свыше 50 тысяч специалистов, в том числе 31 тысячу по очной форме обучения.

С целью обеспечения равных возможностей при поступлении в вузы для сельской молодежи организован целевой прием по договорам с органами управления АПК. В 2001 году на этой основе в вузы зачислено около 37 процентов студентов, более 60 процентов первокурсников являются выпускниками сельских школ. Постоянно растет количество студентов, обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки. В 2001 году более 30 процентов первокурсников подписали трехсторонние договора (студент-вуз-работодатель).

Структура подготовки специалистов с высшим образованием постоянно корректируется. Организуется обучение по новым для АПК специальностям, изменяются программы дисциплин в соответствии с требованиями производства. За последние годы в вузах введена подготовка по 22 новым специальностям, доля приема на которые составляет около 17 процентов.

Известно, что далеко не все выпускники вузов, техникумов и колледжей идут работать в аграрный сектор, и отрасль иногда критикуют за это. Могу отметить, что сегодня одного работающего на селе обслуживают 6-7 человек, работающих в других примыкающих производствах (технический сервис, переработка сельскохозяйственной продукции и т.д.). Кстати, в США это соотношение составляет 1:10.

Сегодня сельскохозяйственные вузы и ссузы готовят специалистов по 79 и 48 специальностям соответственно, которые в значительной мере востребованы в целом на предприятиях агропромышленного комплекса. А закреплению кадров на селе помогает контрактно-целевая форма обучения. На этой основе непосредственно для работы на селе в вузах обучается около 30 процентов студентов и в ссузах -почти 20 процентов.

Суть этой формы обучения состоит в том, что между студентом, работодателем и образовательным учреждением заключается договор со взаимными обязательствами сторон. В частности, работодатель обязуется к моменту завершения обучения создать для молодого специалиста необходимые жилищно-бытовые и другие условия, выплачивать определенного уровня заработную плату, устанавливает меры материальной поддержки и социальной защиты для того, чтобы специалист закрепился на производстве, работал активно. творчески и эффективно.

Большие надежды на улучшение жизни сельских тружеников, закрепление на селе молодежи, в том числе выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, мы возлагаем на Федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2010 года». Она разработана Минсельхозом России совместно с заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти и в мае текущего года одобрена на заседании Правительства Российской Федерации.

Ведется также работа по профессиональной переподготовке и повышению квалификации специалистов. Она осуществляется в 76 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования, 30 вузах, 140 средних специальных учебных заведениях. Активное включение многих высших и средних образовательных учреждений в работу по переподготовке и повышению квалификации кадров для АПК свидетельствует о важности и востребованности данного вида образовательных услуг.

Ежегодно повышают свой профессиональный уровень свыше 120 тысяч человек, или около 20 процентов общей численности руководящих работников и специалистов, занятых в агропромышленном производстве. Но этого сегодня недостаточно. Надо более активно включаться в эту работу и средним специальным, и высшим учебным заведениям.

При этом основное внимание должно уделяться изучению вопросов рыночной экономики. В частности, проблемам реформирования сельскохозяйственных предприятий, кооперации, менеджмента, маркетинга, земельной реформы, имущественных отношений. Сейчас особое значение приобретают знания по правовому обеспечению АПК, налогообложению, бизнес-планированию и кредитованию. Необходимо усилить внимание обучению кадров современным ресурсосберегающим и экологически безопасным технологиям. В учебных планах должно предусматриваться также изучение вопросов совершенствования коммерческой, инновационной и внешнеэкономической деятельности, функционирования оптовых продовольственных рынков, информационно-консультационной службы и др.

К сожалению, пока еще недостаточно готовится менеджеров, антикризисных управляющих, юристов, коммерсантов, консультантов. Испытываем нужду в организаторах сельскохозяйственных кооперативов, аграрных отраслевых союзов, специалистах по персоналу, финансам и кредиту, бухгалтерскому учету и аудиту и другим востребованным жизнью направлениям.

Исходя из этого руководители учебных заведений дополнительного, среднего и высшего профессионального образования совместно с кадровыми службами территориальных органов управления АПК должны обеспечить систематическую переподготовку и повышение квалификации руководителей и специалистов всех уровней по важнейшим инновационным направлениям функционирования агропромышленного комплекса в современных условиях.

К сожалению, проблем в системе аграрного образования немало. Пожалуй, одна из самых сложных — это медленное обновление учебно-материально-технической базы. В образовательных учреждениях практически отсутствуют учебная литература и технические средства для использования новых технологий обучения, в том числе дистанционного. Не может не вызывать беспокойства недостаточное обеспечение учебного процесса методическими материалами, учебными пособиями.

В последнее время в повестку дня очень остро встают вопросы снижения уровня жизни работников образовательных учреждений. Их слабая социальная защищенность приводит к большому выбытию из системы высококвалифицированных ученых-преподавателей. Среди этой категории работников растет удельный вес лиц пожилого возраста.

Многое предстоит сделать преподавательским коллективам вузов и средних специальных учебных заведении по повышению уровня образования. Речь идет о реализации более высоких требований, предъявляемых обществом и сельскохозяйственной отраслью к личности и уровню профессиональной компетентности выпускников аграрных образовательных учреждений.

В этом плане особое внимание предстоит уделить более активному применению в аграрном образовании современных образовательных и информационных технологий. Они должны быть ориентированы на подготовку соответствующего учебно-методического материала на электронных носителях, помещенного в электронную библиотеку, а также на мотивацию преподавателей и студентов к использованию высоких информационных технологий. Важно также организовать систему переподготовки профессорско-педагогических кадров для работы по новым информационным технологиям, иметь высококвалифицированных специалистов для обслуживания и совершенствования федеральных и отраслевых информационных центров дистанционного образования.

В современных условиях на первый план выдвигается задача интеграции аграрного образования в мировую образовательную систему. Это предусматривает развитие международного сотрудничества в области аграрного образования, совершенствование программ и учебных планов с учетом мирового опыта. Нужны учебные пособия и учебники по проблемам мировой экономики, новым информационным технологиям и системам устойчивого развития сельской местности. Предстоит техническое переоснащение образовательного процесса с одновременным применением новых технологий. Следует более широко использовать стажировки и обучение российских студентов и аспирантов за рубежом, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в зарубежных вузах и на сельскохозяйственных предприятиях в странах с развитым агропромышленным производством. Жизнь настоятельно требует более усиленно развивать в аграрном образовании практическое обучение и переподготовку российских фермеров, специалистов в сфере агробизнеса, маркетинга, менеджмента, современных технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, сервисного обслуживания.

По инициативе Минсельхоза России с участием региональных органов управления АПК и аграрных образовательных учреждений было подготовлено и в феврале 2000 года принято Постановление Правительства Российской Федерации «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса». Реализация этого постановления в комплексе с работой по социальному переустройству села, улучшению условий и оплаты сельскохозяйственного труда, повышению его престижности позволит существенно повысить уровень обеспеченности сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, улучшить их качественный и возрастной состав.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:30 пп