Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

На «Юго-Западной» — вся Россия

На протяжении нескольких лет мониторинг развития кадров управления в Российской академии государственной службы при Президенте РФ ведет кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности под руководством профессора Анатолия Деркача.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что год от года состав обучающихся в нашей Академии качественно меняется.

Работа высшей школы — сезонная: вступительные экзамены для абитуриентов, семестры для студентов и слушателей, вручение дипломов выпускникам. А затем все опять повторяется…

Скоро и в РАГС пора приема новых слушателей. Как и многие другие вузы, Академия стремится отобрать на обучение лучших из лучших — тех, кто занимает на государственной службе высокие должности, кто с успехом выдерживает вступительные испытания. Правда, и общая ситуация в стране влияет на состав абитуриентов и слушателей: состояние экономики, уровень политической стабильности, социальные предпочтения и установки людей — например, то, насколько высок престиж образования.

Оценка интеллектуальных, деловых, личных качеств абитуриентов и слушателей является для РАГС универсальным показателем развития всей системы государственной службы России. Бисмарк в свое время говорил: «Покажите мне сводки военкоматов с данными о состоянии здоровья новобранцев, и я буду знать, как чувствует себя общество!».

Ученые кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности, проведя диагностику, пришли к выводу, что абитуриентов 2001 года в Академию привели на обучение во многом другие причины, нежели их предшественников: подавляющее большинство поступающих были ориентированы на повышение своего профессионализма в системе государственной службы, видели в обучении возможность своего дальнейшего развития, углубления знаний, приобретения навыков. А ведь раньше значительное количество подававших документы на конкурс в РАГС руководствовались прежде всего тем, что это нужно для должностного роста, а не только для личного обогащения.

Так как Академия ведет послевузовское обучение, то для ее преподавателей важно, каким было базовое образование абитуриентов. В прошлом году эти показатели выглядели так: 73% получили свое высшее образование на очных отделениях вузов (это вообще является, по наблюдениям ученых, отличительной чертой современного поколения управленцев), причем среди них много тех, кто получил «красные дипломы». Значительно выросло по сравнению с 1998 -1999 годами количество тех, кто закончил среднюю школу только с отличными оценками. 13% абитуриентов 2001 года получили ранее два и более высших образования, 6% имели ученую степень или окончили аспирантуру.

Правда, значительное их количество в свое время получило техническую (30%) или военную (18%) специальность, среди поступавших было также 16% экономистов и 11% юристов. Собственно гуманитарное образование имели всего 9% абитуриентов.

Такой уровень подготовки поступающих и характер их базового образования предъявляют повышенные требования к преподавателям РАГС, они показывают, что те, кто занят на государственной службе, нуждаются не только в обновлении своего теоретического и практического багажа, но и в приобретении ранее недополученных знаний — прежде всего знаний об обществе, социальных процессах, а также управленческих навыков. Нужно сказать, что эти особенности учитываются и в учебных планах, и в работе профессоров РАГС.

Исследования акмеологов под руководством профессора А.Деркача показали, что должностное положение абитуриентов 2001 года было очень высоким: 55% поступавших отнесли себя к руководителям. Правда, в сравнении с предыдущими годами здесь есть некоторое снижение: меньше стало руководителей больших коллективов и, напротив, увеличилось количество лиц, занимавших «вторые» позиции. В этом, видимо, есть и положительная тенденция: обучение в Академии демократизируется благодаря тому, что слушателями становятся не только те, кто имеет высокие должности, но и те, кто выдерживает вступительный экзамен.

Кроме того, результаты опросов свидетельствуют, что обновленной стала и сама государственная служба: среди абитуриентов было лишь около 3% тех государственных служащих, чей стаж превышал 25 лет, и 38% тех, кто был занят в аппарате менее пяти лет.

Однако повод для беспокойства у Академии все же есть. Как показали опросы, в среде государственных служащих растет количество несамостоятельных, мало инициативных, не склонных к неординарным решениям людей. Большинство респондентов в ходе ответов на вопросы ученых показали, что привыкли заниматься только задачами, «спущенными» им начальством. Так, всего 14% абитуриентов назвали эффективным того руководителя, который решает поставленную задачу исходя из собственного видения проблемы. Наличие и реализацию какой-то своей идеи посчитали важным условием управления только 2% абитуриентов 2001 года, тогда как в 2000 году эту точку зрения разделяли более 11%. Так что у Академии накануне нового набора есть свои ожидания.

Поступавшие в прошлом году государственные служащие многое в своей жизни связывали с обучением в РАГС. 56% были уверены, что наш диплом существенно поможет им в продвижении по служебной лестнице.

На протяжении последнего времени исследования фиксировали неуклонный рост количества женщин среди абитуриентов. В прошлом году из подавших документы в РАГС почти каждой третьей была женщина, тогда как в 2000 году их среди поступавших было 26%. Между тем это характеризует государственную службу России в целом: являясь по преимуществу сферой занятости женщин (более 70% служащих -женщины), госслужба редко дает им реальный жизненный шанс прорваться в «первый ряд» управления, занять высшие руководящие должности. И контингент поступающих в полной мере отражает эти социальные «перекосы»: женщины, несмотря на то что год от года их в наших аудиториях становится больше, все равно в абсолютном меньшинстве по сравнению с карьерными служащими — мужчинами.

Итак, в прошлом году нашим «средним» абитуриентом был женатый мужчина-горожанин примерно 36 лет (он стал моложе по сравнению с предшественниками, которым на протяжении 90-х годов было под сорок), большую часть жизни он провел на государственной службе, причем в последние три года карьера отличалась определенной стабильностью — ему не приходилось менять места работы. Он в меру прагматик. В семье он был либо старшим, либо единственным ребенком, что и сформировало его личность. А вот собственные дети были далеко не у всех абитуриентов набора 2001 года: каждый четвертый опрошенный был бездетен.

Менее трети абитуриентов свою первую ответственную должность получили, когда им еще не было 25 лет. Это говорит о том, что в системе государственной службы регенерированы отношения определенного недоверия к молодым, подающим надежды сотрудникам; управление в стране в руках сорока-пятидесятилетних. Может быть, именно поэтому большинство из поступавших в РАГС полагали, что их способности не реализованы полностью, они верили, что смогут в процессе обучения получить то, чего ранее им не доставало для жизненного успеха.

Академия с нетерпением ждет нового набора, зная, что вместе с пополнением в аудитории придут новые вопросы и проблемы и в ходе обучения у профессоров и преподавателей опять появится настоятельная необходимость актуализировать лекции и практические занятия.

И вновь будет возникать это удивительное чувство, что здесь, на «Юго-Западной» — вся Россия…

Публикация подготовлена на основе материалов кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:30 пп