Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Поиск оптимальных форм по руководству органами внутренних дел и государственной безопасности России (1802-2002 гг.)

(Статья первая)

Александр КОКУРИН — сотрудник Государственного архива Российской Федерации

Юрий МОРУКОВ — сотрудник МВД Российской Федерации

8 сентября 1802 года Александр I подписал Манифест об учреждении в России министерств и Комитета министров. Первоначально было создано восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Мотив создания министерств был указан в Манифесте: «…разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для успешнейшего течения поручить оныя ведению избранных министров». Уже 25 октября 1802 года Александр 1 писал: «Дела приобрели более ясности и методы, и я знаю тотчас, с кого взыскать, если что-нибудь не так, как следует». О Министерстве внутренних дел (МВД) в Манифесте было записано так: «Должность министра внутренних дел обязывает его печись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве империи».

За 115 лет своего существования (с 1802 по октябрь 1917 года) в МВД Российской империи входили такие разнообразные учреждения, как: Главное управление почт и телеграфов. Главное управление мануфактур. Особенная канцелярия Министерства полиции и Министерства внутренних дел, Департамент полиции исполнительной, Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, Медицинский департамент, Центральный комитет иностранной цензуры, Департамент духовных дел иностранных исповеданий, Земский отдел, Статистический совет, Главное управление по делам печати, Техническо-строительный комитет, Ветеринарный комитет, Переселенческое управление, Управление по делам о воинской повинности, Канцелярия министра по делам дворянства, Совет по делам местного хозяйства, Особое делопроизводство МВД по выборам в Государственную думу, Департамент полиции и некоторые другие1.

За 115 лет своего существования МВД возглавляли 37 министров, один из них (В.П.Кочубей) — дважды: в 1802-1807 годах и в 1819-1823 годах, а более десяти министров возглавляли МВД всего несколько месяцев (А.Г.Булыгин, П.Н.Дурново. Г.Е.Львов и другие), причем восемь из этих министров-краткосрочников возглавляли МВД в 1915-1917 годах. Дольше всех в должности министра внутренних дел Российской империи проработали: Л.А.Перовский — 12 лет (в 1841-1852 гг.), А.Е.Тимашев — 11 лет (в 1868-1878 гг.) и П.А.Валуев — 8 лет (в 1861-1868 гг.). В 1906-1911 годах МВД возглавлял П.А.Столыпин.

Из учреждений, которые будут нас интересовать, назовем также Главное тюремное управление, которое в 1879-1895 годах находилось в составе МВД, а в 1895-1917 годах — в составе Министерства юстиции. В апреле 1917 года Главное тюремное управление (ГТУ) было переименовано в Главное управление местами заключения (ГУМЗ).

С августа 1880 по март 1917 года в составе МВД Российской империи находился Департамент полиции (в 1880-1883 гг. -Департамент государственной полиции), который являлся высшим органом государственной полиции Российской империи (политического сыска). Предшественником Департамента полиции МВД было Третье отделение собственной Его Императорского Величества канцелярии. которое функционировало в 1826-1880 годах.

После Октябрьской революции 1917 года в России были организованы и действовали Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) и Всероссийская комиссия по борьбе с контрреволюцией. спекуляцией и саботажем (ВЧК). После образования в январе 1918 года РСФСР обе эти организации стали называться: НКВД РСФСР и ВЧК при Совете народных комиссаров (СНК) РСФСР.

Попробуем проследить естественно-исторический процесс рождения нового государственного аппарата из старого, переходные формы от второго к первому, а также сделать какие-то выводы. извлечь практические уроки. Оговоримся, что историю органов внутренних дел мы прослеживаем с момента образования МВД в 1802 году, а историю органов государственной или политической полиции (органов государственной безопасности) — с 1826 года, когда было образовано Третье отделение. Причем нас интересуют не частные вопросы деятельности этих организаций, а их преемственность и общие тенденции развития.

19 ноября 1825 года умер Александр 1, а 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание, известное под названием «восстание декабристов». Это восстание и послужило непосредственным поводом к реформированию органов по борьбе с внешними и внутренними врагами государства. В представленном на имя Николая 1 в январе 1826 года генерал-адъютантом А.Х.Бенкендорфом проекте об устройстве высшей политики было записано, что «события 14 декабря и страшный заговор, подготовлявший уже более 10 лет эти события, вполне доказывают ничтожество нашей полиции и необходимость организовать новую полицейскую власть по обдуманному плану, приведенному как можно быстрее в исполнение». В основу проекта Бенкендорфа была положена централизация всей полицейской власти, а также создание такой организации, которую бы «боялись и уважали». Большое значение придавалось моральным качествам чиновников полиции безопасности. для которых «чины, кресты и благодарность служат лучшим поощрением, нежели денежные награды». Первоначально предполагалось организовать новое Министерство полиции, но Николай 1 решил все вопросы политической полиции сосредоточить в своей собственной канцелярии и 3 июля 1826 года подписал Указ об учреждении Третьего отделения с.Е.И.В.к. во главе с А.Х. Бенкендорфом.

У Третьего отделения были следующие функции:
• «… — все распоряжения и известия по всем вообще случаям высшей полиции;
• наблюдение за существующими в государстве разными сектами и расколами;
• известия об открытиях по фальшивым ассигнациям, монетам, штемпелям, документам и т.п.. коих разыскание и дальнейшее производство остается в зависимости министерств финансов и внутренних дел;
• сведения подробные о всех людях, под надзором полиции состоящих, равно и все по сему предмету распоряжения;
• высылка и размещение людей подозрительных и вредных;
• заведывание (наблюдательное и хозяйственное) всех мест заточения, в кои заключаются государственные преступники;
• все постановления и распоряжения об иностранцах, в России проживающих, в предел государства прибывающих и из оного выезжающих;
• ведомости о всех без исключения происшествиях;
• статистические сведения, до полиции относящиеся».

Функции Третьего отделения. почти полностью совпадали с функциями бывшей Особенной канцелярии МВД, которую тогда же передали в состав этого отделения. Новыми функциями были функции политического надзора и сбор информации о происшествиях на территории всей империи. Новыми были также функции цензуры печатных изданий и контроль за деятельностью центральных и местных органов власти. В качестве реальной силы в подчинение Третьего отделения вскоре были переданы органы и воинские подразделения корпуса жандармов. Главный начальник Третьего отделения был также и шефом корпуса жандармов.

Лицо Третьего отделения представляли такие фигуры, как А.Х.Бенкендорф, который был первым Главным начальником Третьего отделения, а также начальник штаба корпуса жандармов и управляющий Третьим отделением Л.В.Дубельт, о котором А.И.Герцен писал, что «Дубельт -лицо оригинальное, он, наверное, умнее всего Третьего и всех трех отделений собственной канцелярии». Вот что писал Дубельт о службе в полиции: «Обязанности полиции состоят в защите лиц и собственности: в наблюдении за спокойствием и безопасностью всех и каждого: в предупреждении всяких вредных поступков и в наблюдении за строгим исполнением законов: в принятии всех возможных мер для блага общественного: в защите бедных, вдов и сирот и в неусыпном преследовании всякого рода преступников. Пусть мне докажут, что такого рода служба не заслуживает уважения и признательности граждан»2.

К 1880 году в России в результате все возраставшего революционного движения, а также участившихся террористических актов, направленных против царя и высокопоставленных лиц, создалась такая ситуация, когда все государственное устройство требовало коренных реформ снизу доверху. Поводом для реформирования органов политической полиции послужил террористический взрыв 5 февраля 1880 года в царской столовой Зимнего дворца в Петербурге. В результате взрыва Александр II не пострадал, но 9 февраля 1880 года царь подписал Указ о создании Верховной распорядительной комиссии (ВРК) во главе с генералом от инфантерии М.Т.Лорис-Меликовым. Для того чтобы положить «…предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок», на ВРК была возложена борьба с революционным движением.

Комиссия должна была выработать систему мер. которые могли бы нормализовать положение в стране и успокоить общество. Фактически ВРК подчинялись все власти и все министры царского правительства. Лорис-Меликов предложил царю объединить все полицейские силы России для борьбы с крамолой. Александр II согласился с этим предложением и 3 марта 1880 года подписал указ о временном подчинении Третьего отделения с. Е. И. В. канцелярии Верховной распорядительной комиссии (ВРК). К этому времени Третье отделение явно не справлялось с возложенными на него обязанностями по борьбе с революционным движением. К тому же за более чем полувековую деятельность Третье отделение превратилось в одиозную организацию, которая, как и весь государственный механизм, требовала реформирования.

26 июля 1880 года Лорис-Меликов представил на имя царя доклад о работе ВРК, в котором было сделано предложение о ликвидации ВРК как органа временного и исключительного, создав одновременно в МВД организацию, объединяющую как политическую, так и общую полицию. Указом от 6 августа 1880 года в составе МВД был организован Департамент полиции с одновременным упразднением Третьего отделения, которое передавало свои функции новому учреждению. Указом от 15 ноября 1880 года на Департамент государственной полиции было возложено руководство как политической, так и общей полицией. До 1883 года новое подразделение МВД называлось Департаментом государственной полиции, а с 1883 до марта 1917 года — Департаментом полиции.

Задачами Департамента полиции были:
• предупреждение и пресечение преступлений и охранение общественной безопасности и порядка;
• ведение дел о государственных преступлениях;
• организация и наблюдение за деятельностью полицейских учреждений;
• охранение государственных границ и пограничных сообщений;
• выдача паспортов русским подданным и видов на жительство в России иностранцам, высылка иностранцев из России;
• наблюдение за всеми видами культурно-просветительской деятельности и утверждение уставов различных обществ.

Первоначально Департамент полиции состоял из 3-х структурных подразделений (делопроизводств). В дальнейшем число делопроизводств выросло до 10. Кроме того, в состав Департамента входили вспомогательные подразделения: казначейская часть, архив, хозяйственная комиссия, библиотека, экзекуторская часть и другие.

Так, к примеру, 1 -ое делопроизводство (распорядительное) занималось делами личного состава Департамента, перепиской о продвижении по службе, наградами, финансами Департамента, перепиской с иностранными государствами о выдаче русских подданных, задержанных за границей, о нарушении государственной границы и т.п.;

2-е делопроизводство (законодательное) занималось вопросами организации полицейских учреждений во всех местностях империи, штатами этих учреждений, разработкой законопроектов по вопросам деятельности МВД, наблюдением за точным исполнением законов на местах, разработкой законопроектов по вопросам урегулирования отношений между рабочими и фабрикантами, наблюдением за питейными заведениями, перевозкой пороха и взрывчатых веществ, утверждением уставов общественных организаций, собраний, клубов;

3-е делопроизводство (секретное) занималось наблюдением за неблагонадежными элементами в России и за границей, их перепиской, связями, наблюдением за партиями, организациями, за распространением нелегальной литературы, контролировало деятельность внутренней и заграничной агентуры, занималось охраной царя и высокопоставленных лиц; в ведение 3-го делопроизводства перешла библиотека революционных изданий, ранее находившаяся в Третьем отделении;

4-е делопроизводство (судебное) было образовано в 1883 году и ведало производством дел по Особому совещанию при министре внутренних дел, занималось надзором над производством дознаний по делам о государственных преступлениях и по делам о политической неблагонадежности.

Остальные делопроизводства были организованы на базе первых 3-х делопроизводств в более поздние годы3.

Департамент полиции подчинялся товарищу министра внутренних дел, ведавшему полицией. Возглавлял Департамент полиции директор, назначаемый приказом министра внутренних дел. Руководство Отдельным корпусом жандармов было возложено на товарища министра внутренних дел, который был одновременно и командиром этого корпуса. Шефом жандармов был сам министр внутренних дел.

С 1880 по февраль 1917 года сменилось 20 директоров Департамента полиции. Дольше всех (около 10 лет) Департамент полиции возглавлял П.Н.Дурново (с 1884 до 1893 года). Восемь директоров этого Департамента возглавляли его меньше года, причем четверо из них возглавляли Департамент полиции в 1915-1917 годах.

Вместо упраздненного 3 марта 1917 года Департамента полиции было создано Временное управление по делам общественной полиции, переименованное 15 июня 1917 года в Главное управление по делам милиции и по обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Тогда же было объявлено о ликвидации политического розыска. Структура Главного управления по делам милиции МВД Временного правительства с марта по октябрь 1917 года была следующей: общий, административный, законодательный, ликвидационный. осведомительный отделы, а также вспомогательные подразделения.

После перехода власти в стране от Временного правительства к Совету народных комиссаров, образованному на 2 Всероссийском съезде Советов 25 октября (7 ноября) 1917 года, вместо старых министерств были образованы народные комиссариаты (наркоматы) во главе с народными комиссарами. В числе первых народных комиссариатов был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) Российской Советской Республики, а 7 декабря (20 декабря) 1917 года была организована Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем (ВЧК) при Совете народных комиссаров (СНК) Российской Советской Республики. После образования в январе 1918 года РСФСР обе эти организации стали именоваться: НКВД РСФСР и ВЧК при СНК РСФСР. Первым народным комиссаром внутренних дел был утвержден А.И.Рыков, Председателем ВЧК -Ф.Э.Дзержинский.

Посмотрим, какие функции достались вновь организованным НКВД и ВЧК от старого государственного аппарата России. Пропуская организационный период, возьмем Положение о НКВД РСФСР мая 1922 года. На основании возложенных на НКВД задач структура наркомата была следующей:
• Центральное административное управление (ЦАУ). Наблюдало за работой местных органов власти (советов), осуществляло проведение в жизнь декрета об отделении церкви от государства. ведало приемом и выходом из российского гражданства, изменением волостных границ, а также записью актов гражданского состояния;
• Главное управление милиции (ГУМ);
• Главное управление мест заключения (ГУМЗ);
• Центральное управление по эвакуации населения (Центроэвак). Управление эвакопунктами и организация обмена пленными и беженцами, перевозка и учет всех перебрасываемых контингентов, их санитарное обслуживание и материальное снабжение;
• Главное управление коммунальным хозяйством (ГУКХ). Ведало учетом и распределением жилых помещений, наблюдало за проведением декрета о муниципализации жилищных владений, руководило предприятиями общего пользования местного значения (трамвай, водопровод, канализация, ассенизация, бани, прачечные, парикмахерские, похоронное дело и т.п.), ведало благоустройством и эксплуатацией городской земли, ведало пожарной охраной.

Одной из основных функций организованной в декабре 1917 года ВЧК была борьба с контрреволюцией. т.е. с противниками советской власти. Первоначально структура ВЧК была довольно простой и состояла из отделов: иногороднего, контрреволюционного, спекулятивного и преступлений по должности, а также вспомогательных отделов.

28 октября 1918 года Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) утвердил Положение о всероссийских и местных чрезвычайных комиссиях, где. в частности, было записано следующее: ВЧК является центральным органом, объединяющим деятельность местных ЧК и планомерно проводящим в жизнь непосредственную борьбу с контрреволюцией. спекуляцией и преступлениями по должности на всей территории РСФСР; ВЧК является органом Совета народных комиссаров и работает в тесном контакте с НКВД и Наркоматом. юстиции; члены ВЧК назначаются Совнаркомом; Председатель ВЧК является членом коллегии НКВД; НКВД и НКЮст делегируют своих представителей в ВЧК; смета ВЧК утверждается СНК; ВЧК и все местные ЧК имеют право на организацию при себе особых вооруженных отрядов; все отряды ВЧК и местных ЧК находятся под контролем и на учете Революционного совета Республики (РВСР)4.

К концу 1921 года, т.е. к концу своей деятельности, структура ВЧК была следующей: Секретно-оперативное управление (СОУ), Экономическое управление (ЭКУ), Управление войск ВЧК, Административно-организационное управление (АОУ), Управление делами (УД), а также отделы: транспортный, специальный и снабжения и еще следчасть и спецотделение. СОУ состояло из отделов: секретного, особого, оперативного, информационного (ИНФО) и иностранного (ИНО). Спецотдел занимался шифросвязью и секретным делопроизводством, спецотделение занималось охраной руководителей партии и правительства. Войска ВЧК среди прочих задач выполняли задачу по охране границ РСФСР.

Для координации деятельности органов НКВД и ВЧК с марта 1919 года по август 1923 года Ф.Э.Дзержинский одновременно занимал должность Председателя ВЧК-ГПУ и наркома внутренних дел РСФСР. Члены Коллегии НКВД РСФСР М.Я.Лацис. П.С.Уншлихт. Г.П.Бокий были также членами ВЧК. У НКВД и ВЧК был единый финансовый отдел (ФПНО). заведующим-начальником которого в 1921-1930 годах был Л.П.Берензон, который, кстати. не был членом РКП(б)-ВКП(б), хотя проработал в органах ВЧК-ОГПУ-НКВД до 1946 года и был уволен с должности начальника Центрального финансового отдела (ЦФО) НКВД СССР в звании генерал-майора интендантской службы (конечно, такие сотрудники, как Берензон или беспартийный начальник Главного управления лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) НКВД-МВД СССР генерал-лейтенант инженерно-технической службы Н.А.Френкель были исключением из правила, когда чекисты на руководящих должностях были, в основном, членами партии коммунистов).

В связи с окончанием гражданской войны и переходом к новой экономической политике возникла необходимость «подвергнуть ВЧК реформе» в сторону ограничения ее функций, сужения прав и увеличения революционной законности. Ограничение функций ВЧК состояло в оставлении за органами ВЧК политических преступлений, шпионажа, бандитизма, охраны дорог и грузов, а также политической охраны границ РСФСР и борьбы с контрабандой. Сужение прав ВЧК предполагало передачу части судебных функций ВЧК в Наркомат юстиции, которому подчинялись суды. На Наркомюст также возлагался контроль за законностью действий реорганизованного ВЧК (прокурорский надзор). Был также поставлен вопрос об изменении названия организации. Из органа временного и чрезвычайного, действующего по законам военного времени, ВЧК нужно было реформировать в орган постоянный. действующий по законам мирного времени.

28 декабря 1921 года IX Всероссийский съезд Советов принял следующую резолюцию о ВЧК: «Съезд Советов отмечает героическую работу, выполненную органами Всероссийской чрезвычайной комиссии в самые острые моменты гражданской войны, и громадные заслуги, оказанные ею делу укрепления и охраны завоеваний Октябрьской революции от внутренних и внешних покушений.

Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти вовне и внутри позволяет сузить круг деятельности Чрезвычайной комиссии и ее органов, возложив борьбу с нарушением законов советских республик на судебные органы.

Исходя из этого Съезд Советов поручает Президиуму Всероссийского Центрального исполнительного комитета в кратчайший срок пересмотреть Положение о Всероссийской чрезвычайной комиссии и ее органах в направлении их реорганизации, сужения их компетенции и усиления начал революционной законности».

23 января 1922 года на заседании Политбюро ЦК РКП(б) наркому юстиции РСФСР Д.И.Курскому и заместителю Председателя ВЧК П.С.Уншлихту было дано поручение в недельный срок разработать проект постановления об упразднении ВЧК на основании следующих директив:

— ВЧК упразднить;

— все дела о преступлениях, направленных против советского строя или представляющих нарушения законов РСФСР, разрешаются в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами по принадлежности;

— в составе НКВД создать Государственное политическое управление, действующее на основании особого положения под председательством народного комиссара внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя;

— ГПУ НКВД поручается:

а) борьба со шпионажем, бандитизмом и подавление открытых контрреволюционных выступлений;

б) охрана железнодорожных и водных путей и следующих по ним грузов;

в) политическая охрана границ Республики, борьба с контрабандой;

— для выполнения возложенных на ГПУ заданий в распоряжении ГПУ находятся войска ГПУ;

— кроме перечисленных дел, СНК и ВЦИК могут давать ГПУ специальные поручения;

— принять особым постановлением:

а) центр деятельности ГПУ должен быть сосредоточен в постановке дела осведомления, внутренней информации и изучения всех контрреволюционных и антисоветских деяний во всех областях;

б) сохранить максимально боевой аппарат ВЧК с таким расчетом, чтобы при обострении гражданской войны он мог бы быть быстро и решительно развернут;

в) за Наркомюстом сохраняется право контроля за законностью действий ГПУ;

г) ввиду перехода карательных функций, бывших в распоряжении ВЧК, в суды, усилить всемерно судебный аппарат введением в состав судей лиц, выдвигаемых ВЧК.

6 февраля 1922 года Президиум ВЦИК принял декрет «Об упразднении Всероссийской чрезвычайной комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов». Приказом ВЧК N 64 от 9 февраля 1922 года было объявлено о реорганизации ВЧК в ГПУ при НКВД РСФСР. Этим же приказом полномочные представители (ПП) ВЧК были реорганизованы в ПП ГПУ, а Губчека — в губотделы ГПУ. Реорганизацию было предписано закончить к 1 марта 1922 года5.

В декабре 1921 года Председатель СНК РСФСР В.И.Ленин писал: «Чем больше мы входим в условия, которые являются условиями прочной и твердой власти, чем дальше идет развитие гражданского оборота, тем настоятельнее необходимо выдвинуть твердый лозунг осуществления большей революционной законности, и тем уже становится сфера учреждения, которое ответным ударом отвечает на всякий удар заговорщиков». И наоборот, «при обострении гражданской войны он (аппарат ВЧК) мог бы быть быстро и решительно развернут». Дальнейшая история органов ГПУ-ОГПУ-НКВД дает немало примеров применения этой формулы в жизни.

Сразу же после реорганизации ВЧК в ГПУ при НКВД РСФСР в феврале 1922 года структура ГПУ ничем не отличалась от структуры бывшей ВЧК, но уже к концу 1922 года структура ГПУ при НКВД РСФСР приобрела следующий вид: СОУ включало в себя следующие отделы: секретный, особый, контрразведывательный, транспортный, иностранный, восточный, оперативный, информационный, центральной регистратуры, политконтроля (особый отдел был разделен на два самостоятельных отдела: ОО и КРО, на базе отделения ОО был организован самостоятельный восточный отдел (ВО), а на базе отделения оперода был организован самостоятельный отдел центральной регистратуры (ОЦР) (учеты и архив).

В состав ГПУ также входили: Экономическое управление. Административно-организационное управление. Штаб войск ГПУ (начальник КРО возглавлял по совместительству Штаб отдельного пограничного корпуса), спецотдел (шифровальный), юридический отдел, а также вспомогательные службы.

В Положении о ГПУ, утвержденном Президиумом ВЦИК 16 марта 1922 года, говорилось, в частности, следующее: «Государственное политическое управление (ГПУ) состоит при НКВД: Председателем ГПУ является народный комиссар внутренних дел или назначаемый СНК его заместитель: при Председателе ГПУ состоит Коллегия, члены которой утверждаются СНК: все штатные сотрудники ГПУ и его местных органов считаются на военной службе и в отношении всех прав, обязанностей и преимуществ приравниваются к служащим военного ведомства: смета ГПУ утверждается СНК: в непосредственном распоряжении ГПУ состоят особые войска: ГПУ делегирует своего представителя с правом решающего голоса в пленум Верховного Трибунала ВЦИК, в состав же отдельных коллегий Верховного Трибунала входят представители соответствующих частей ГПУ.

Задачами ГПУ являются:
• предупреждение и подавление открытых контрреволюционных выступлений, как политических, так и экономических;
• борьба со всякого рода бандитскими и вооруженными восстаниями, раскрытие контрреволюционных организации и лиц, деятельность которых направлена к подрыву хозяйственных органов Республики;
• охрана государственных тайн и борьба со шпионажем во всех видах его проявления (осведомительным, вредительным, политическим, военным и экономическим);
• охрана ж.д. и водных путей сообщения, борьба с хищениями грузов и преступлениями, направленными к разрушению транспорта или понижению его провозоспособности;
• политическая охрана границ РСФСР и борьба с экономической и политической контрабандой и незаконным переходом границ;
• выполнение специальных заданий ВЦИК и СНК по охране революционного порядка.

Средствами к осуществлению возложенных на ГПУ задач являются:
• осведомление, розыск, наблюдение, арест, выемка, обыск, дознание, предварительное следствие и регистрация;
• собирание и сообщение подлежащим государственным учреждениям всех сведений, интересующих их с точки зрения борьбы с контрреволюцией, как в области политической, так и экономической;
• агентурное наблюдение за преступными или подозрительными лицами, группами и организациями на территории РСФСР и за кордоном;
• выдача разрешений на выезд за границу и въезд в РСФСР иностранных и русских граждан;
• высылка из пределов РСФСР неблагонамеренных иностранных граждан;
• просмотр почтово-телеграфной и иной корреспонденции, как внутренней, так и заграничной;
• производство в целях розыска с соблюдением правил и порядка, установленных постановлением ВЦИК от 6 февраля 1922 года, арестов, обысков, выемок, истребования справок, сведений и выписок из деловых бумаг (отчетов и докладов);
• подавление при помощи войск ГПУ вооруженных контрреволюционных и бандитских выступлений;
• производство дознаний и направления дел о раскрытых преступных деяниях для слушания в судебные органы;
• регистрация уличенных и заподозренных в преступных деяниях лиц и их дел: регистрация неблагонадежного административного и руководящего персонала государственных учреждений, промышленных предприятий, командного и административно-хозяйственного состава Красной Армии;
• статистическая и политическая разработка данных регистраций;
• регистрация и суммировка ненормальных явлений жизни РСФСР в целях выявления их причин и последствий.

Народный комиссариат юстиции осуществляет общий надзор над законностью действий ГПУ и его местных органов».

Отметим интересную деталь: 24 мая 1922 года Председатель ВЦИК М.И.Калинин и Председатель СНК РСФСР В.И.Ленин утвердили Положение о НКВД РСФСР, где ничего не было сказано о ГПУ, хотя в это время ГПУ уже состояло при НКВД, а Председателем ГПУ являлся нарком внутренних дел РСФСР. Отметим также, что на основании положений о НКВД и о ГПУ, при наркоме и при Председателе этих учреждений должны были состоять коллегии. Действительно, постановлением СНК РСФСР от 4 июля 1922 года членами коллегии ГПУ при НКВД РСФСР были утверждены: Ф.Э.Дзержинский, И.С.Уншлихт, В.Р.Менжинский, Г.Г.Ягода. Ф.Д.Медведь. Г.И.Бокий, С.А.Мессинг. Я.Х.Петерс и В.Н.Манцев. Членами коллегии НКВД РСФСР в это же время были: Ф.Э.Дзержинский, М.Ф.Владимирский, А.Г.Белобородов, Г.М.Леплевский, Г.А.Пискарев, А.М.Орехов и С.К.Попов. Обе коллегии работали самостоятельно и независимо друг от друга. В обеих коллегиях состоял только нарком внутренних дел и Председатель ГПУ Ф.Э.Дзержинский.

Постановлением Президиума ВЦИК от 28 мая 1922 года было утверждено Положение о прокурорском надзоре, где, в частности, было записано, что «в целях осуществления надзора за соблюдением законов и в интересах правильной постановки борьбы с преступностью» в составе Наркомата юстиции учреждается Государственная прокуратура, на которую возлагается:
•осуществление надзора от имени государства за законностью действий органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
•непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов Государственного политического управления;
•поддержание обвинения на суде;
•наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Во главе прокуратуры в качестве прокурора Республики стоит народный комиссар юстиции. В непосредственном заведывании прокурора Республики находится входящий в состав Народного комиссариата юстиции отдел прокуратуры.

Положение о прокурорском надзоре было введено в действие с 1 августа 1922 года.

Отметим, что при обсуждении вопроса о прокурорском надзоре было высказано мнение, что «отдать ЧК под надзор НКЮсту -сильного под надзор слабого — не выйдет ничего реального», но шаги в направлении укрепления законности были сделаны.

В результате реформирования органов ЧК в 1922 году их статус был понижен: ВЧК находилась при СНК РСФСР, а ГПУ при НКВД РСФСР. В 1922 году было также проведено общее сокращение государственного аппарата, причем существенное. Так, к примеру, если по штатам НКВД РСФСР в начале 1921 года числилось около 3000 человек, то через год числилось всего 800 человек (без ГПУ и милиции). Если по штатам ВЧК в 1921 году числилось 143000 человек (вместе с периферийными органами), то в 1922 году осталось всего 105000 человек. В милиции в 1921 году было 380 000 человек по штатам, а в 1922 году осталось только 160000 человек. И наоборот, если в органах юстиции в 1921 году по штатам числилось 67000 человек, то в 1922 году -82000 человек, т.е. был несколько усилен суд, а также появились органы прокуратуры.

Таким образом, можно сказать, что в течение 1922 года была проведена реформа ВЧК в сторону ограничения ее функций, сужения прав и увеличения революционной законности. Говоря о работе государственного аппарата в конце 1922 года. В.И.Ленин отмечал, что аппарат из рук вон плох и «…он у нас, в сущности, унаследован от старого режима, ибо переделать его в такой срок, особенно при войне, при голоде и т.п., было совершенно невозможно… достаточно, что мы за пять лет создали новый тип государства… и это при условии враждебной международной обстановки, и теперь с наступлением мира и обеспечением минимальной потребности от голода вся работа должна быть направлена на улучшение аппарата».

Образование 30 декабря 1922 года Союза Советских Социалистических Республик (СССР) создало новую обстановку, когда на повестку дня встал вопрос создания союзных и союзно-республиканских органов власти и органов управления. Для руководства органами ГПУ на всей территории СССР в 1923 году было образовано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при СНК СССР. НКВД СССР был образован только в 1934 году.

(продолжение следует)

1 Более подробно см.: «Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917 гг.». Т.2. СП-б., 2001.
2 Более подробно см.: Ореховский И.В. «Самодержавие против революционной России. 1826-1880гг.».М.. 1982.
3 Более подробно см.: Перегудова З.И. «Политический сыск России. 1880-1917 гг.». М.. 2000.
4 Более подробно см.: «Из истории ВЧК. 1917-1921 гг.». Сборник документов. М., 1958.
5 Более подробно см.: Софинов П.Г. «Очерки истории ВЧК. 1917-1922 гг.» М.. 1960.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:26 пп