Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Психология медиареальности

Геннадий ВЫЧУБ — кандидат исторических наук, доцент факультета журналистики Московского университета

Проблемы медиапсихологии. Сборник. М.: РИП-холдинг, 2002.

Современное информационное состояние российского общества вызывает немало вопросов у его исследователей. Ответы поступают разные, в зависимости от идеологии (в широком смысле этого слова) спрашивающих. Но преимущественным является поиск должного, что очень напоминает об исследовательской практике советского периода. Правда, теперь анализ исходит по преимуществу из иных схем. Но это все равно мало помогает понять, в каком, если перефразировать известного политического деятеля недавнего прошлого, информационном обществе мы живем.

Кстати, практика «постановщиков» современной российской журналистики весьма далека от этих траченных либеральной молью теоретических схем. Как отмечает один из авторов рецензируемого сборника, доктор филологических наук Е.И.Пронин, в последнее десятилетие «на развалинах теоретических концепций тотальной пропаганды… были предприняты попытки экспериментального моделирования в области массовых коммуникаций» (с. 15). Попытки удачные, в смысле эффективности «методологии расширения продаж» (Норберт Винер), что же в плане социальном, то. как отмечает ученый, за эти годы «отлично смоделированные газеты, журналы, теле- и радиопрограммы развернули информационную гражданскую войну, нанося невосполнимый ущерб важнейшим государственным программам и самой общественной нравственности» (с. 16).

Отсюда присутствующий в сборнике естественный вывод и одновременно посыл в деле исследования массовых коммуникаций: необходима «чистая, в полной мере, абстрактная методология описания» (с. 16). Она нужна не только самим ученым, но и практикам СМИ, поскольку вне такой методологии, при опоре на любого типа и характера «партийность» любой практический успех опасен по социальным последствиям.

Работы, составляющие данный сборник и являющиеся результатом обсуждений и дискуссий на прошедшей в 2001 -м году традиционной Международной научно-практической конференции в МГУ (секция «Медиапсихология»), сосредоточены на проблеме психологической компоненты в структуре и функционировании массовой коммуникации. Актуальность этой проблемы связана не только с малой изученностью ее в теории, но и с ошеломляющими (и мало понятными с точки зрения традиционных методик) эффектами от психологических результатов современной мировой журналистской практики (благодаря которым, например, такая неоднозначная в традиционном понимании личность. как принцесса Диана, становится в нынешнем массовом сознании святой, а неизвестные никому в стране российские «медведи» за полгода превращаются в парламентскую партию номер один).

Проблемы медиапсихологии

В сборнике представлен разнообразный спектр психологических тем в журналистике. Интересна статья доктора психологических наук, члена-корреспондента РАН В.Ф.Петренко «Психосемантика ментальности: коммуникативный аспект» (с. 19-30). Ее автор рассматривает вопросы практического использования экспериментальной психосемантики для определения характера и результативности информационного взаимодействия коммуникатора и реципиента, количественного и качественного исследования «изменения картины мира субъекта под влиянием печатного слова, видеокадра…» (с.30). Психологический портрет потребителя интернет-информации представлен в работе Н.В.Чудовой, М.А.Евлампиевой, Н.А.Рахимовой (с. 117-131). Очень актуальна и. я бы сказал. сверхпрактична статья С.Э.Некляева, посвященная современным информационно-психологическим технологиям, применяемым в новейших военных конфликтах локального характера (с. 132-144). Использование экспертных оценок для определения образа телеведущих в глазах аудитории рассмотрено в работе А.В.Шарикова. С.Г.Давыдова, О.Г.Ивашкиной (с.38-60).

В сборнике вообще широко представлены работы, анализирующие психологическую составляющую конкретной журналистской работы. С этой точки зрения весьма интересны исследования Л.В.Трубицыной, Н.В.Брушлинской, А.А.Долныковой. Они не только подтверждают наличие негативного психологического поля, в которое те или иные СМИ по конкретным поводам «втягивают» свою аудиторию, но и указывают на возможность в силу этого негативных социальных действий со стороны аудитории. При этом исследователи ставят перед собой вопрос: на чем основываются журналисты, что заставляет их наносить травмирующий удар по обществу, фактически пропагандировать модели агрессивно-жестокого поведения. Так. Л.В.Трубицына считает, что дело в тех целях, которые ставят (или не ставят) перед собой журналисты, в ущербности их представлений о социально-психологических задачах журналистского текста (с. 36). Н.В.Брушлинская, рассматривающая освещение в СМИ криминального насилия в семье, считает, что «деструктивный стиль подачи информации отражает, по-видимому. личностные особенности реакции журналистов на фрустрирующие социально-значимые события» (с.82), есть результат своеобразной профессиональной деформации личности криминального репортера.

Высказанные суждения имеют, как говорится, место, но объясняют причины подобного поведения конкретного коммуникатора на уровне индивидуального сознания. Между тем следует помнить и о распространенных ныне моделях эффективного информационного поведения (направления — прибыль, власть, самоутверждение, наслаждение и пр.), которые функционируют в обществе в целом. Они же сознательно-бессознательно выражаются в психологическом состоянии отдельных групп в обществе, в том числе и групп коммуникаторов. Конечным результатом в психологическом плане часто становится, как очень точно отмечает Е.И.Пронин, «необратимая зомбированность» самих журналистов, их неспособность выйти за пределы заданной им и усвоенной до уровня бессознательного подчинения («зомби») модели информационного поведения.

Актуальное прочтение теоретических проблем нового и весьма перспективного направления исследований в области массовых коммуникаций — медиапсихологии -представлено в сборнике работой Е.Е.Прониной «Категории медиапсихологии» (с. 145-155). Здесь стоит выделить несколько утверждений исследователя. Во-первых, определение предмета нового научного направления — «массовая коммуникация как процесс спонтанной самоорганизации и саморегуляции коллективного сознания, как механизм поддержания коллективного гомеостаза» (с. 147). Это позволяет исследователю изящно «закрыть» ряд вопросов, до сих пор терзающих покой ученых, но сводящихся по сути к одному: что первичнее — яйцо или курица (суверенно или зависимо сознание личности от СМИ, журналистика манипулирует коллективным сознанием или наоборот и пр.).

Нагляднее всего, по мнению автора статьи, феномен самоорганизации проявляется сегодня в такой новой коммуникации, как Интернет, где происходит стирание различий в позиционировании коммуникатор — реципиент, возникают крайне интересные новшества в психотехнике восприятия, мышления и поведения участников коммуникативного процесса.

Но, как известно, за все надо платить. Свобода современного информационного творчества, включенность в этот процесс практически всех общественных групп, игровая раскрепощенность участников процесса, неподконтрольность новых коммуникаций внешнему управлению, высокая психологическая эффективность — все это возбуждает чувство вседозволенности, удовлетворение которому одни скромно ищут в порносайтах Интернета, а другие — в серьезных информационных играх, решающих в частных (зачастую корыстных) интересах судьбы государств, деформирующих ментальность этносов, мобилизуя для достижения подобных целей психологическую энергию коллективных участников коммуникативного процесса.

Именно поэтому, по мнению Е.Е.Прониной. в центр внимания общества и СМИ сегодня выдвигается проблема информационной безопасности (в данном случае, в психологическом плане) и коммуникативной открытости. В связи с этим автор демонстрирует нам факторы «информационной патологии» в освещении опасных для психического здоровья нации тем и противостоящие им факторы, снижающие эту опасность.

Таким образом, напрашивается вывод: психологическое состояние и журналистики, и общества может рассматриваться только в единстве и взаимодействии их, при абсолютном равенстве сторон коммуникативного процесса, их прав и обязанностей. Но с пониманием абсолютного первенства такого фактора, как необходимость обеспечить психологическое здоровье общества, его будущее.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:24 пп