Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Леонардо да Винчи — художник и инженер

Гурген ГРИГОРЯН — генеральный директор Политехнического музея, академик Российской инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор, доктор технических наук

130 лет центр Москвы, у Ильинских ворот, украшает внушительных размеров, величественное здание. построенное в русско-византийском стиле. Это Политехнический музей.

Задуманный в шестидесятые годы XIX века как научный, образовательный и просветительный центр России, Политехнический сегодня — единственный музей такого профиля в России, один из старейших и крупнейших в Европе.

У истоков Политехнического музея стояло Императорское общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ИОЛЕАиЭ) при Московском университете, которое объединяло многих видных ученых и профессоров московских учебных заведений. Движимые высокими стремлениями содействовать реформированию России, развитию отечественной науки, ученые, объединившиеся в Общество, «изыскивали все средства, могущие влиять полезным образом на массы и направлять их к сочувствию и пониманию тех целей, которые преследуются обществом» (Известия ИОЛЕАиЭ. T.XV. — М., 1874). Профессора Московского университета во главе с Г.Е.Щуровским и А.П.Богдановым сплотили вокруг идеи создания общеобразовательного музея общественных деятелей, представителей высших учебных заведений. Московского городского управления, земства. промышленности и высшей администрации.

С историей музея связаны имена сотен российских деятелей науки и техники. Активную творческую работу в его стенах вели замечательные ученые, такие, как А.Г.Столетов, П, П.Петров, П.Н.Яблочков, Н.Е.Жуковский, К.А.Тимирязев, Н.А.Умов, С.А.Чаплыгин, В.В.Морковников, Ф.А.Цандер, Ф.А.Бредихин, П.Н.Лебедев, А.С.Попов. Именно в Политехническом музее проходили научную апробацию многие технические идеи (радиосвязь, телевидение, телефония. электрическое освещение, техника летательных аппаратов, космические путешествия), обсуждались фундаментальные проблемы науки и общества. Здесь впервые были продемонстрированы возможности использования электрического освещения («электрические вечера» А.Г.Столетова, лампа П.Н.Яблочкова), фонографа Эдисона, телефонов Белла и Голубицкого.

В революционные годы музей стал центром общественно-политической жизни страны. В Большой аудитории Политехнического проходили политические схватки между большевиками, меньшевиками и эсерами в ноябре 1917 года, когда формировались органы военно-революционного комитета Москвы. Уже на первом этапе жизни Политехнического сложились лучшие традиции музея, которые были развиты и приумножены преемниками-продолжателями.

В советское время музей продолжает творческую работу по всестороннему образованию широких слоев общества, адаптируется в новых условиях и постепенно осваивает выставочную деятельность по научно-технической тематике. Так, например, в 1925 году была организована первая Всесоюзная выставка по радиотехнике, а в 1927 году — первая светотехническая выставка.

В годы «развитого социализма» Политехнический музей стал «культпросветовским» учреждением, откликаясь на «исторические решения» и «постановления». Однако в это же время музей, имеющий большое количество выставочных образцов, действующих макетов, демонстрационных установок, продолжает и активную просветительскую работу. С лекциями выступали видные ученые страны — академики А.Н.Бах, С.И.Вавилов, Н.Д.Зелинский, И.А.Каблуков, А.Е.Ферсман, И.И.Артоболевский, Н.Г.Басов. А.И.Берг, А.А.Воронов, А.Ю.Ишлинский, Г.И.Флеров и др., которые привлекали не только научную, но и молодежную аудиторию, школьников.

В середине 80-х годов новые политические события заставили по-новому осмыслить роль и задачи музея. Нужно было сохранить все лучшее, что накоплено за предыдущие периоды, и предложить новую, обращенную в будущее концепцию музея. Такая концепция была разработана коллективом музея, одобрена научной общественностью и поддержана правительством СССР в виде соответствующего постановления, принятого в декабре 1988 года.

Отличительной чертой такой концепции стало признание Политехнического головным музеем истории науки и техники, научно-методическим центром музееведения в этой проблемной области. Такой подход предусматривает трактовку науки и техники прежде всего с позиций гуманизма. Указом Президента Российской Федерации Политехнический музей в 1991 году объявлен особо ценным объектом национального наследия народов России.

К своему 130-летию Политехнический пришел, развивая деятельность в качестве научного, просветительного, образовательного и культурно-досугового центра, посвященного проблемам техники, ее истории и роли в современном мире. Музей включает в себя богатейшую историко-техническую коллекцию, насчитывающую в настоящее время более 160 тысяч предметов вещевого, документального, печатного и изобразительного фондов, отраженную в 65 экспозиционных залах, в которых выставлены тысячи экспонатов, -памятники науки и техники, действующие макеты и модели, исторические документы, ретроспективно представляющие практически все области научно-технической деятельности человека; политехническую библиотеку с уникальным собранием и многопрофильный научный лекторий.

Политехнический музей систематически обновляет свои экспозиции, стремясь представить создание техники как творческий процесс, развиваемый человечеством в целом и конкретными творцами в каждом случае, переосмысливает свое собрание как овеществленную летопись истории техники, судеб ученых и инженеров. Учитывая возрастающий интерес публики к прошлому страны, музей развернул ряд новых экспозиций, повествующих об отечественных ученых, изобретателях и предпринимателях, внесших свой вклад в развитие инженерного дела в России. С творчеством ученых-металлургов П.П.Аносова и Д.К.Чернова, механиков-изобретателей Е. и М. Черепановых, с деятельностью нескольких поколений Демидовых, основоположников отечественной вычислительной техники и др. можно сегодня познакомиться в соответствующих залах музея.

За последние годы на обозрение публики был представлен ряд новых интереснейших экспозиций: «Шахтерские лампы», «От пара к газу», «Кристаллы, созданные природой и человеком», наиболее представительная часть уникальной коллекции «Машины с «живым мотором» или велосюжеты» и др. Неизменный интерес посетителей разного возраста вызывают художественные композиции-аллегории: «В мире измерений», «Робот-человек или человек-робот», «Человек и информационно-компьютерная революция», «Человек и Космос», «Оптика», «Химия», «Горное дело» и другие.

Они компактно разместились на площадках второго и третьего этажей прекрасной парадной лестницы музея и служат своеобразным ключом к сокровищнице знаний, раскрываемой в последующих залах.

Политехнический музей развивает научную деятельность, направленную на реконструкцию и сохранение прошлого: истории инженерных и конструкторских школ, инженерного образования, того, что является сегодня национальным достоянием и относится к приоритетам мировой культуры. Основой этой деятельности является уникальное фондовое собрание Политехнического музея.

В фондах Политехнического музея сегодня свыше 150 фундаментальных коллекций, большая часть которых имеет национальное значение. Среди них коллекция микроскопов — одна из лучших в мире (включая «анатомический кабинет» немецкого анатома И.Н.Либеркюна; первый в мире ахроматический микроскоп конструкции Ф.У.Эпинуса, ученого Петербургской академии наук; мемориальные микроскопы, принадлежавшие Н.И.Пирогову, К. М. Бэру и др. ученым). Коллекция «Источники света» начала свое формирование в первые годы существования музея и сегодня насчитывает более 500 предметов. В их числе: «электрическое освещение» П.Н.Яблочкова (коллекция углей); электрические лампы А.Н.Лодыгина, А.М.Хотинского: дуговая лампа В.Н.Чиколева; лампы накаливания В.Нернста и Т. А.Эдисона и др. Коллекция стальных пишущих перьев насчитывает более 8 тысяч предметов, позволяет проследить историю развития этого средства письма, историю его производства на протяжении почти 100 лет ведущими фирмами мира. Уникальная коллекция «Музыкальные и занимательные автоматы с программным управлением» представляет предметную область, в которой сочетаются техника и искусство. В предметах коллекции, относящихся к XVIII — началу XX веков, находит отражение общая история музыкальных и занимательных автоматов непромышленного назначения, развитие их производства в России и мире. Обширная тематическая коллекция «Время и его измерения» включает солнечные, водяные, песочные, огненные часы, хронометры и эталоны времени, электрические часы и электрочасовые системы, приборы для измерения времени общего и научного значения. В коллекции собраны часы российских мастеров и умельцев Ф.Т.Скородумова, Ф.Карася, братьев Бронниковых и др.

В музейном собрании, помимо упомянутых, достойное место занимают коллекции: «Автомобили», «Телефоны», «Телеграфные аппараты», «Электрические машины», «Синтетические каучуки», «Фотоаппараты и принадлежности к ним», «Радиоприемники», «Телевизионные приемники» и многие другие.

Восстановление в памяти широких слоев общества дел и творений российских инженеров и ученых — неотъемлемой части сокровищ российской и мировой культуры — является одним из важнейших направлений в деятельности Политехнического музея, который еще в конце 80-х годов приступил к созданию ряда выставок, объединенных общей темой: «Из истории инженерной мысли в России».

Первыми пробными работами в этом направлении стали выставки «Мир инженера-механика В.Г.Шухова» и выставка к 150-летию инженера-металлурга Д.К.Чернова. В этих экспозициях, сравнительно небольших по занимаемой площади и объему экспонатов, был реализован новый для музея подход к освещению инженерной деятельности:

— личность инженера раскрывалась в многообразии черт и увлечений;

— инженерные разработки трактовались в контексте всей творческой деятельности представляемого инженера.

Впоследствии подобные выставки различного масштаба посвящались металлургу П.П.Аносову, физику П.Л.Капице, авиаконструктору И.И.Сикорскому. Каждая из проведенных выставок — это своеобразное исследование условий формирования личности, отношения человека к окружающему миру, проявления в его судьбе национальной самобытности.

2002 год — год 550-летнего юбилея со дня рождения Леонардо да Винчи — гения эпохи Высокого Возрождения. Это юбилейный год и для самого Политехнического музея, которому в декабре 2002 года исполняется 130 лет.

Творческий коллектив Политехнического музея выступил с инициативой в год своего 130-летия осуществить программу, посвященную освоению творческого наследия Леонардо да Винчи. Предложение Политехнического поддержано Министерством культуры Российской Федерации, ЮНЕСКО, Национальным музеем науки и техники «Леонардо да Винчи» (г.Милан. Италия). Институтом истории естествознания и техники РАН, Российским государственным гуманитарным университетом и другими заинтересованными организациями.

Накануне юбилея музея в ноябре 2002 года в Политехническом пройдет Международная научная конференция «Творческое наследие Леонардо да Винчи», посвященная проблемам исследования творчества личности Леонардо да Винчи как общекультурного явления, интерпретации его наследия в контексте современного культурного развития. На конференции предполагается работа секций и «круглых столов» по проблемам:

— научно-технического творчества Леонардо да Винчи;

— художественного наследия Леонардо да Винчи;

— наследия Леонардо да Винчи и образования.

Рассказать полно и достоверно о Леонардо да Винчи не удавалось еще никому. И мы не ставим перед собой такую задачу. Гений Леонардо не расчленим по «отраслям», и на открывающейся в музее выставке «Мир Леонардо» мы хотели бы познакомить посетителей с Леонардо да Винчи, рассказав о нем как о конструкторе и изобретателе, представив в выставочной экспозиции ряд экспонатов из миланского музея: воспроизведения инженерных разработок Леонардо в виде макетов, изготовленных по его чертежам в 1939 году.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями почти все области науки того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как подготовительные наброски к гигантской энциклопедии человеческих знаний.

Страсть к моделированию приводила Леонардо да Винчи к гениальным конструктивным догадкам, намного опережавшим эпоху. Таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих, землеройных и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летательных аппаратов и парашюта.

Леонардо можно считать волшебником: он был способен творить чудеса. Многие поколения ученых пытались проникнуть в секреты и таинства его творчества. И не без успеха, Леонардо сам помог нам в этом, записывая свои наблюдения и размышления и оставив их в наследство людям. Вот в чем главный секрет Леонардо: нужно учиться понимать окружающую природу, понимать и чувствовать цвет и форму облаков и растений, почувствовать реку и ветер, как живые существа. ощутить полет птиц, как движение своего тела, понять и человеческое тело, как произведение архитектора и инженера. Все это значит — почувствовать себя частью природы, понимая ее как целое, чувствуя как свою боль и радость — боль и радость цветов, травы, скал. птиц. животных и. конечно, тонко чувствуя других людей. Но и это еще не все. Эту великую способность чувствовать Леонардо сочетал со способностью рассчитывать, вычислять, переводить язык чувств на язык цифр.

Выставочная экспозиция «Мир Леонардо» как раз и посвящена проблеме человека — художника и мыслителя, который в процессе своего творчества, опираясь на достижения науки и собственного опыта, стремился познать природную суть вещей и явлений.

Коли нашему коллективу удастся воплотить в жизнь задуманное, то мы будем считать, что в честь 130-летия Политехнического музея мы сделаем своеобразный подарок и нашим посетителям, которые получат возможность хоть чуть-чуть соприкоснуться с удивительным и неординарным явлением в истории мировой культуры.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:21 пп