Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Социально-экологические проблемы северного региона России

Матвей ТЯПТИРГЯНОВ — кандидат биологических наук, директор Департамента биологических ресурсов Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия)

Исследователей продолжают волновать вопросы устойчивого развития северного региона России в контексте сохранения традиционного природопользования, характерного для арктических народов.

В статье делается попытка раскрыть проблемы формирования самого механизма управления устойчивым развитием региона на основе создания особо охраняемых территорий. включающих сохранение биологического и культурного разнообразия как основы ресурсосберегающего хозяйства населения севера, обосновываются необходимость и пути развития международного сотрудничества в создании целостной системы жизнеобеспечения циркумполярной этнокультуры и населения северных территорий.

Арктика, северные территории — средоточие важнейших глобальных проблем современности, в первую очередь минерально-сырьевой и топливно-энергетической. И если первостепенным фактором развития стран и регионов мира в третьем тысячелетии будет ресурсообеспеченность, то без ресурсов Арктики и Севера мировая экономика немыслима. Арктика и Север — это уникальные месторождения углеводородного сырья, алмазов, золота, никеля, вольфрама, меди. Это огромные запасы рыбы и морепродуктов. Северный Ледовитый океан и его прибрежные территории -это громадный нефтегазоносный регион. Трудно переоценить ресурсное изобилие северных территорий США. Канады, Норвегии, Дании, Финляндии. Исландии, Швеции, России1.

Арктика и Север играют приоритетную роль в сохранении глобального климата, биогеохимического равновесия планеты. Северный Ледовитый океан и воздушный бассейн над ним -уникальное коммуникационное пространство, способное связать практически все экономически наиболее развитые и динамичные регионы Земли. Природные объекты Арктики и Севера уникальны и привлекательны эстетически. Они составляют огромный потенциал для развития научного, познавательного, экстремального и массового туризма. Просторы циркумполярных территорий — великая рекреационная страна будущего.

Растительный и животный мир Арктики и Севера своеобразен, научно интересен, биологически ценен в планетарном масштабе. Жизнь биотопов в жестких северных условиях протекает на пределе возможного. В процессе эволюции растения и животные здесь выработали оптимум жизнедеятельности для экстремальных климатических условий. Это уникальное качество северной биоты высокоценно для селекции, генетики, молекулярной биологии (это в полной мере относится и к флоре и фауне Якутии).

Россия — в основном северное государство. К районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в России полностью или частично отнесены 6 республик, 11 областей и 8 автономных округов. Территории, отнесенные к северным, занимают 64, 4% от общей площади России2.

Территория Якутии — составной части Арктики, Севера — занимает площадь более 3, 1 миллионов квадратных километров. что составляет 18, 2% территории России или 28, 2% территории российского Севера, и обладает огромными запасами возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов.

Несмотря на богатое видовое разнообразие флоры и фауны, экосистемы республики, сформированные на многолетнемерзлых грунтах, находятся в состоянии неустойчивого равновесия, и любое его нарушение может привести к деградации природных компонентов и биоты -вплоть до исчезновения видов3.

Традиционное северное природопользование в своем первозданном виде основывалось на использовании биологической продуктивности природы, и благополучие северных народов в полной мере зависело от качества природной среды. Технический прогресс и интенсивные темпы освоения природных ресурсов республики, к сожалению, оказали отрицательное воздействие на состояние природных экосистем. В части районов Якутии «лунные ландшафты» и «зияющие на теле Земли раны» — карьеры добычи алмазов, терриконы отработанной породы, техногенные пустыни после отработки россыпных месторождений золота стали примером негативных последствий изъятия недровых ресурсов. Все нарушенные земли нуждаются в рекультивации, требующей значительных финансовых затрат. Промывка золотосодержащих «песков» несет в водотоки взвешенные вещества, взрывные работы вызывают загрязнение атмосферного воздуха, образуются техногенные геохимические аномалии в различных природных средах — все это оказывает резко отрицательное воздействие на флору и фауну регионов разработки месторождений полезных ископаемых.

Неоднократно отмечалось и воздействие на биоту проведенных в «союзные» времена на территории республики подземных ядерных взрывов, два из которых были аварийными — с выбросом радиоактивных веществ в атмосферу вблизи населенных пунктов. Длительное время значительная часть территории республики служила приемником вторых ступеней ракет, загрязненных высокотоксичным топливом — диметилгидразином.

Свою «лепту» в ухудшение состояния экосистем внесло экстенсивное сельское хозяйство, представленное овощеводством, скотоводством, непродуманное строительство при освоении территорий, а также стихийные и антропогенные лесные пожары.

В настоящее время экосистемы республики и экологическая ситуация в се пределах характеризуются крайне контрастными показателями состояния среды: от весьма хорошего и удовлетворительного на незатронутых антропогенезом территориях до напряженного и критического на урбанизированных и подверженных воздействию горнодобывающей промышленности. Как и на других северных территориях, на экосистемах Якутии наиболее ярко отразились все отрицательные последствия непродуманно интенсивного промышленного освоения в советские годы. Эти отрицательные последствия — экологические, нравственные, социальные — составляют негативный банк данных в сознании общества.

Неадаптивность северной социальной среды, культуры к чуждой технической цивилизации с ее утилитарной психологией временщика привела к нарушению уклада жизни коренных малочисленных северных народов, хищническое природопользование — к фронтальному сокращению биологических ресурсов, значительному загрязнению природной среды, утрате менталитета и активности населения, возрождение которых — основная нерешенная проблема современного общества, ставшая, пожалуй, одной из основных проблем охраны природы.

Якутия — одна их немногих территорий мира. где на значительных площадях сохранились нетронутые человеком «дикие» природные ландшафты с их богатейшим для северных широт биологическим разнообразием. Предотвращение их разрушения, сохранение якутской девственной природы — неотрывной составляющей природы Арктики и Севера — стало одним из основных приоритетов первой государственной экологической политики республики на переходный период.

Альтернативой интенсивному разрушению природных экосистем, единственно действенной мерой сохранения биоразнообразия флоры и фауны могла стать только развитая системная сеть охраняемых государством природных комплексов. В соответствии с Указом Президента Республики Саха (Якутия) N 837 от 16 августа 1994 года к 2000 году статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) должен был быть придан не менее 20% территории республики. Организация республиканской системы ООПТЫтык Кэрэ Сирдэр стала одним из основных приоритетов государственной экологической политики, разработанной в республике в 1995 году.

Первоочередной задачей при создании системы охраняемых территорий стала разработка нормативно-правовой базы организации и функционирования ООПТ. Возник вопрос: какой режим охраны должен быть установлен на этих огромных по площади северных пространствах? Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» регламентирует запрет на все виды деятельности на территориях государственных заповедников, за исключением научной. В Якутии же, где испокон веков сложился уклад традиционного природопользования для северных якутов и русских старожилов и более 200 кочевых родовых общин коренных малочисленных народов Севера — эвенов, эвенков, чукчей, юкагиров, живущих среди дикой природы, занимаются охотой, рыбной ловлей, оленеводством и имеют свои древние природосберегающие традиции, строгое заповедывание территорий оказалось неприемлемо. Организация заповедников, запрет на природопользование создали бы массу проблем для наших народов, хозяйствующих в экстремальных природных и сложных бытовых условиях, вызвали бы возникновение очагов социальной напряженности на территориях традиционного природопользования. Необходимо было найти такой режим охраны и такие формы ООПТ, которые были бы оптимальны для сохранения не только дикой природы, но и среды обитания и уклада жизни коренных жителей Якутии.

Многие поколения коренных северян, для которых Арктика, ее суровая природа были колыбелью, отразили свой опыт природопользования, опыт адаптации к северным широтам в своих обычаях и верованиях. Этим опытом нельзя было пренебречь, как и не учесть того, что корни основной религии народа Саха исходили из древней ветви восточной философии — тангрианства (тенгрианства), одухотворяющего и обожествляющего Природу-мать — единый живой организм, перед которым у народа была своя высшая нравственная ответственность, который чтили и которому поклонялись. Именно благодаря уважительному, бережному отношению к матери-Природе человек выжил на Севере, сохранил среду обитания. Экологический опыт северных народов передавался из поколения в поколение как норма поведения, как высший нравственный закон, завещанный предками. Якуты, эвенки, юкагиры верили, что поступиться завещанным, взять у природы больше, чем нужно, нанести ей социально-экономический вред означало большой грех, за который человек мог быть наказан, лишен добычи, пищи. крова, самой жизни высшим божеством (у якутов — Тагара); в случае нанесения непоправимого вреда природе высшие силы могли уничтожить весь род нарушителя.

Несмотря на официальное принятие православия, наши северные народы и народ саха сохраняли свою богатую традиционную культуру, обычаи, обряды — отголоски религии предков, в которой Добро было единственной творческой созидательной силой, а Зло считалось способным только к разрушению. Нарушение религиозных заповедей при этом было одновременно нарушением принятых нравственных норм, утверждавших неукоснительность исполнения обычаев предков. В религии якутов, эвенов, эвенков не было противопоставления материи и духа. Каждый предмет, который материалисты считают неодушевленным, имел душу (иччи). Многие обычаи предков сохранились до наших дней. например, почитание священных для народа объектов природы, запреты на нарушение покоя священных мест — Ытык Сир. Места, почитаемые народом, имеющие статус священности. — отдельные озера, горы, массивы леса, . аласы, уникальные природные объекты — подлежали особой охране. Виды исчезающих животных, птиц, которые нуждались в охране, становились тотемами, запрещенными к добыче, объявлялись священными. Коренные северяне, кочующие по тайге и тундре, часто сознавая и свое бессилие перед суровыми условиями Севера, и уязвимость природы, сохранили обычаи предков до наших дней.

Анализ международного и российского опыта создания ООПТ, изучение традиций рационального природопользования северных народов мира и народов, населяющих республику, их верований, обычаев, основ тангрианской религии, бытовавшей ранее у якутов, содействовали принятию решений о режиме охраны природных комплексов и разработке Закона «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)». Закон этот не противоречит федеральному, а дополняет его, так как разработан на основании одной из его статей (статья 2, позволяющая субъектам Российской Федерации создавать «иные формы» ООПТ) и, наряду с действующими ныне республиканскими законами «Об охране природы» и «Об административной ответственности за экологические правонарушения», был принят Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Закон утвердил новые формы ООПТ и — впервые в России — их местные наименования: Аан Айылгылар (национальные природные парки), Эркээйи Сирдэр (ресурсные резерваты), Улуу Туолбэлэр (охраняемые ландшафты), Айылга Мэнэлэрэ (памятники природы).

Уважение к обычаям предков и традициям коренных народов со стороны государства, сохранение традиций природопользования при создании республиканской системы ООПТ Ытык Кэрэ Сирдэр нашли большую поддержку и понимание у населения Якутии. По инициативе населения возникли новые формы охраняемых территорий: детские экологические и природные парки на основе детского самоуправления. в столице республики создается ландшафтно-этнографический парк. Два объекта — федеральный государственный природный заповедник «Усть-Ленский» и республиканский национальный природный парк «Ленские Столбы» номинируются сегодня в Список Памятников Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, в Республике Саха (Якутия) под особой охраной государства находится более 1 /4 части всей ее площади (28.2% — огромная территория, превышающая 900 тысяч квадратных километров. представленная уникальными или типичными арктическими и субарктическими экосистемами с их ценнейшим биологическим разнообразием).

Обустройство особо охраняемых природных территорий, их развитие, превращение в центры экологического туризма, базы экологического просвещения населения республики — вот первейшая задача на ближайшие годы и перспективу. Это означает, что в республике предстоит огромная работа по созданию материально-технической базы национальных природных парков и ресурсных резерватов, подготовке высокопрофессиональных кадров, способных управлять охраняемыми территориями и создавать инфраструктуру для развития туризма.

Кроме того, в ближайшей перспективе планируется пионерная разработка основ устойчивого природопользования на этноэкологических территориях (зонах традиционного природопользования), а значит, изучение и учет всех плюсов и минусов международного опыта, опыта циркумполярных государств.

В сохранении биологического разнообразия флоры и фауны Якутии особо охраняемые природные территории играют первейшую роль. Но основную угрозу биоразнообразию представляет хозяйственное освоение земель именно вне ООПТ. Понимание этого факта привело к разработке и утверждению государственной республиканской Программы сохранения биоразнообразия4.

Основными механизмами реализации Программы стали: объявление моратория на отстрел копытных видов фауны на большей части улусов республики: создание питомников редких и исчезающих видов животных и птиц для их искусственного разведения и последующего расселения; создание питомников лекарственных растений; зарыбление озер в целях восстановления подорванных промыслом ресурсов ценных промысловых рыб.

Ничто не наносит природе большего ущерба, чем человеческое невежество. Именно поэтому в Республике Саха разработана Программа непрерывного превентивного образования, просвещения и воспитания населения, в которой наряду со многими направлениями экопросветительской деятельности огромное внимание уделяется активной работе со средствами массовой информации, созданию постоянно действующих теле- и радиопередач, постоянных рубрик природоохранной тематики в республиканской периодической печати. Возрождение духовности, воспитание у детей, молодежи, взрослого населения высокой экологической культуры, чувства гражданской ответственности за здоровье окружающей среды, сохранение родной природы — первоочередная задача среди приоритетов природоохранной политики.

В Республике Саха разработан ряд инвестиционных природоохранных проектов, касающихся организации особо охраняемых территорий, развития экологического туризма, устойчивого природопользования. Некоторые из этих проектов успешно реализуются, другие «ждут своего часа» и своего партнера и могут быть перспективными для потенциального сотрудничества с зарубежными инвесторами. Ведь основная и главная задача мирового сообщества сегодня — это глобальное сотрудничество, объединение усилий всех стран и пародов в создании особо охраняемых природных территорий как биосферных резерватов дикой природы, банков ее генофонда в тех регионах Планеты, где это пока еще можно осуществить, всемерная поддержка стран и государств, создающих «экологические коридоры», системы и сети ООПТ.

Сохранение нетронутой «дикой природы» Арктики и Севера, сохранение природных экосистем в зонах традиционного природопользования путем сбалансированного использования природных ресурсов, ограничение антропогенных нагрузок в зависимости от экологической емкости северных экосистем — вот единственно правильное направление на пути устойчивого развития циркумполярных государств. Сегодня, наряду с созданием систем особо охраняемых природных территорий, в циркумполярных регионах должны быть разработаны и планомерно реализованы научно обоснованные стратегии управления природными ресурсами и, в первую очередь, минерально-сырьевыми ресурсами.

Особенно это актуально для России, в том числе, для нашей республики как субъекта Российской Федерации с ее неустойчивой экономикой: именно ресурсный потенциал, его эффективное использование станут одной из предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику,

Система государственного управления ресурсами, регулирования их использования должна включать в себя наряду с подсистемами правового обеспечения, финансово-кредитной поддержки, страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий и «подсистемы научного обеспечения, экологического и экономического образования и повышения квалификации. Рациональное ресурсопотребление и ресурсосбережение — проблема комплексная и многоплановая»5.

Целесообразно на мировом уровне согласованно выделить Арктику, Север, как зону особого режима развития, всесторонне благоприятствовать ей в целях перехода на модель устойчивого развития.

Устойчивая Арктика — важнейшая несущая конструкция устойчивого Мира в XXI столетии6. Северные этносы, этнокультуры, развиваясь в обстановке сложных природно-климатических условий Арктики и Севера, веками формировались на основе понимания полной зависимости жизни человека от природы. Северные народы мира создали особую цивилизацию, направленную на сохранение природы путем гармонии с ней. Длительное пребывание северных народов на стадии патриархально-родового строя определило «экологичный» подход к природе. Этноэкологические нормы северной цивилизации, нормы поведения каждого ее индивидуума, общины, этноса, независимо от географического размещения и языковых различий, формировались на основе исторического опыта и определялись гармонией северного природопользования с законами и возможностями окружающей среды.

Несмотря на отсутствие государственных форм управления природопользованием, многовековой опыт северных народов устанавливал нормы использования ресурсов природы с помощью верований, обычаев, традиций, в форме религиозных запретов, табуирования, культов, обрядов. «С незапамятных времен существовали так называемые «святые шаманские места», которые были ничем иным, как заповедниками в современном понимании»7.

Экологические традиции жителей Севера, независимо от географической расселенности, веками складывались на принципе приспособленности их родов к суровым, экстремальным для жизни природным условиям, определившим сходность обычаев и подходов к природопользованию. Все северные этнокультуры характеризуются одинаковыми «приспособительными механизмами» к географической среде. В зависимости от географических зон менялись только род занятий людей, методы и средства добычи и использования биологических ресурсов, орудия труда. Для Якутии, например, при принципиальной общности традиций, обычаев и обрядов различных коренных народов — якутов, эвенов, эвенков, юкагиров и др. — существуют отличия только в методах и способах охоты и рыболовства в зависимости от географической природной зональности северных территорий, «таежная» или «тундровая» форма оленеводства, охоты, рыболовства.

Аналогичные явления характерны и для индейцев Северной Америки, эскимосов, для других северных народов. Каждый северянин, считавший себя «дитем природы», а природу — «своим жилищем», не истреблял напрасно животных. Якуты, эвены, эвенки, юкагиры, «алгонские и атапаскские племена севера Канады и внутренней части Аляски умело сохраняли естественный баланс в природе»8. Особенности хозяйственно-бытового уклада жизни на Севере, общность мировосприятия, норм поведения создали в циркумполярном пространстве уникальную культуру северных народов, для которых Природа всегда являлась первоосновой существования, источником жизнеобеспечения.

Хозяйственные и культурные контакты этносов, взаимопроникновение этнических идеологий содействовали формированию этой циркумполярной этнокультуры. Одним из самых ярких проявлений самобытной культуры этносов Арктики и Севера -части мирового культурного наследия человечества — является именно их рациональное, стремящееся к равновесному, традиционное хозяйство или природопользование. Циркумполярная этнокультура характеризуется единством духовной сущности северных народов, единством этнического самосознания, общностью идей. интересов, устремлений. глубоким знанием законов природы и уважительным, бережным отношением к ней.

Является ли сегодня традиционное хозяйство народов Севера «отсталым»? Можно ли говорить об «отсталости» сложившегося в циркумполярных регионах особого типа связей между сообществом коренных народов и природой? Традиционные формы природопользования коренных малочисленных народов обычно рассматриваются как хрупкие реликтовые социально-экологические системы, нуждающиеся в бережном отношении со стороны общества и поддержке государства9. Вместе с тем, существующие попытки обоснования необходимости интеграции традиционных культур малочисленных северных этносов в доминирующее общество далеки от объективности и носят скорее политический, чем научный характер. И в прошлом, и сегодня традиционное природопользование является основой жизнедеятельности северных народов, необходимым условием их существования. Если не сохранится традиционное природопользование. исчезнут и северные народы, а вместе с ними исчезнет и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества.

Сохранение традиционного уклада жизни коренных народов Севера и Арктики необходимо рассматривать как один из аспектов актуальной проблемы — поисков альтернативы «западной» модели общественного развития, как частный случай решения глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития человечества в целом. Духовный мир народов Севера и Арктики остается для большинства представителей других цивилизаций загадочным и неизведанным.В современных условиях угрозы разрушения среды обитания в результате необдуманного изъятия ресурсов утрата своих традиций ведет коренных жителей Севера во многих арктических странах к утрате менталитета, смысла существования, алкоголизму, бездуховному существованию. Вдохнуть северным народам веру и надежду на будущее, помочь обрести смысл жизни, укрепиться в духе, в личностном восприятии мира -задача планетарного масштаба.

Сохранение среды обитания коренных северных народов, государственная охрана территорий традиционного природопользования — вот наряду с сохранением биологического разнообразия задача циркумполярных государств сегодня. В различных регионах Арктики и Севера сохранить территории традиционного природопользования возможно в виде особо охраняемых региональных форм при родных территориях, с особым режимом охраны и введением норм устойчивого использования природных ресурсов на основе этноэкологических традиций аборигенных народов.

Создание региональных систем особо охраняемых природных территорий, в которых наряду с существующими ныне формами ООПТ статус особо охраняемых будет придан этноэкологическим зонам (зонам традиционного природопользования), интеграция этих систем в единую глобальную циркумполярную систему — условие устойчивого развития Севера и Арктики.

1 Николаев М.Е. Арктика в системе ценностей Планеты // Ресурсы регионов России. М.: ВНТИЦ, 1999.
2 Агранат Г.Д. Возможности и реальности освоения Севера: Глобальные уроки // Итоги науки и техники. Теоретические и общие вопросы географии. М.: ВИНИТИ. 1992. Т. 10. С. 190.
3 Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды Республики Саха (Якутия) в 1998 году. Якутск. 1999. С.315.
4 Николаев М.К. Живая природа Арктики и Севера: проблемы сохранения (региональный аспект). М.: ООО «ИПТК «ЛОГОС» ВОС», 2000. С.63.
5 Путин B.B. Во всех развитых государствах в наибольшей степени регулируется именно природопользование// Экос. Охрана окружающей среды. М.: 2000. N 1. Тем важнее для ее решения объединение усилий мирового сообщества.
6 Николаев М.Е.Арктика. XXI век. М.: Изд. «Арина», 1999. С. 149.
7 Поисеев И.И. Устойчивое развитие Севера: эколого-экономический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1999. С.280.
8 Дагбаева Н.Ж.Тулохонов А.К. Роль экологических традиций коренных народов Сибири и Северной Америки в системе экологического воспитания // Тезисы докладов первой международной конференции «Знание на службу нуждам Севера». — Якутск: АСФ. 1996. С. 118.
9 Клоков К.Б. Традиционное природопользование народов Севера: концепция сохранения и развития // Этнографические и этноэкологические исследования. Санкт-Петербург. 1997.Вып.5.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:17 пп