Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Коммуникационный менеджмент в управлении экономическими системами

Тамара ОРЛОВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры общего и специального менеджмента РАГС

Знания и возможность их применения являются новым источником власти. Однако коммуникация, став относительно самостоятельным видом деятельности, в России пока недооценивается. Кроме рекламы, ни один вид коммуникации до сих пор не рассматривается в качестве фактора экономического развития.

Экономика XXI века превращается в систему, функционирующую на основе коммуникации. Под коммуникацией в своем диссертационном исследовании я понимаю обмен информацией*, знаниями**, интеллектуальной собственностью.

Успешное развитие любой экономической системы определяют информация и знания. Характерным признаком современного производства является то, что информация и знания воплощены в большинстве создаваемых благ. Наконец, знания и возможность их применения стали новым источником власти. Таким образом, в условиях современного производства. обеспечения его эффективности и нового качественного роста в постоянно меняющейся внешней среде коммуникация между людьми и организациями превращается в стратегический ресурс управления.

Эти выводы вытекают также из виртуального развития крупных корпораций, размывающего контуры хозяйствующих субъектов. Корпорации, используя различные формы, каналы, инструменты. технологии коммуникации, вместе с потребителями участвуют в создании и усовершенствовании потребительских ценностей.

Коммуникация является важнейшим элементом системы управления знаниями, связующим звеном в структуре интеллектуального капитала. Поскольку экономические системы не могут развиваться без воспроизводства всех видов интеллектуального капитала, без обновления образовательного, культурного и научного потенциала, коммуникативный фактор в развитии экономических систем становится условием экономического прогресса и внутренним элементом устойчивого экономического роста.

В процессе специализации управленческого труда коммуникация выделилась в относительно самостоятельный вид деятельности. который в России пока недооценивается. На мой взгляд, коммуникация может объединить два разнонаправленных вектора в развитии национальной экономики: количественный рост за счет конъюнктурных факторов и качественный рост основных воспроизводственных процессов. Эффективное управление коммуникацией может стать важнейшим ресурсом развития экономики России, основой для независимого, с опорой на собственные силы и ценности, экономического развития нашей страны.

Надо заметить, что в мировой и отечественной литературе наиболее глубоко исследованы проблемы теории, истории, психологии, социологии коммуникации. В России большая часть работ по теории коммуникации посвящена преимущественно паблик рилейшнз -PR. При этом экономические аспекты по разным причинам оказываются на втором плане. Кроме рекламы, ни один вид коммуникации до сих пор не рассматривался в качестве фактора экономического развития. Неуделено должного внимания коммуникации как фактору конкурентоспособности. Практически не изучены вопросы управления коммуникацией на региональном уровне. Все это привело к необходимости разработки специального теоретического подхода к управлению коммуникацией.

Цель моей диссертации состоит в разработке основ концепции коммуникационного менеджмента. Достижение указанной цели потребовало решить следующие задачи:

а) раскрыть сущность коммуникационного менеджмента в системе взаимодействия экономических субъектов:

б) выявить тенденции развития системы коммуникации в экономических системах различной природы;

в) выявить экономически обусловленную характеристику коммуникации;

г) разработать новое сочетание технологий и инструментов, позволяющее повысить социальную и экономическую эффективность коммуникационного менеджмента.

Предполагаемые новые научные результаты также связаны с разработкой основ концепции коммуникационного менеджмента и состоят в следующем.

Раскрывая сущность коммуникационного менеджмента как фактора повышения эффективности управления экономическими системами, целесообразно подчеркнуть двуединую природу коммуникационного менеджмента.

С одной стороны, коммуникационный менеджмент есть составляющая часть теории управления экономическими системами. Он изучает взаимодействие и взаимосвязь во времени и пространстве элементов, которые формируют и эффективно используют все виды капитала экономических систем, а также познает закономерности обмена информацией. знаниями и интеллектуальной собственностью в процессе формирования и развития экономической системы.

С другой стороны, коммуникационный менеджмент рассматривается как самостоятельная профессиональная деятельность производителя, посредника и потребителя (субъектов и объектов экономической системы) по реализации коммуникационной стратегии, сформированной в соответствии с мотивами, установками, интересами, отношениями и конкретными целями каждого.

Создав всемирные коммуникационные сети, человек стал представлять собой нечто большее. Достаточно сказать, что коммуникация изменила сам характер его труда, который приобретает творческий, внутренне свободный характер. Работник свободно отдаст свою рабочую силу в аренду за долю создаваемой ею собственности. А благодаря информационно-коммуникационным технологиям «труд из библейского проклятия все в большей степени превращается в развлечение»1.

Таким образом, можно сделать вывод о миссии коммуникационного менеджмента: формирование и реализация стратегии приращения ценности человека как субъекта хозяйствования через увеличение всех видов капитала экономической системы.

Миссия напрямую связана со стратегией коммуникационного менеджмента, которую можно рассматривать как обеспечение различного рода информацией (данными) цикла «производство-менеджмент-маркетинг». Стратегия, в свою очередь, определяет цель коммуникационного менеджмента — повышение эффективности экономической системы, формирование и использование всех видов ее капитала путем организации коммуникативного пространства. Цель, соответственно, формируют задачи коммуникационного менеджмента: отбор и аккумулирование информации из внешних по отношению к данной экономической системе источников: классификация, трансформация, обеспечение доступности информации: распространение и обмен информацией как внутри системы, так и вне ее: поиск эффективных способов, инструментов и механизмов интегрированной коммуникации: воплощение фирменной коммуникации в продуктах, услугах, документах. базах данных и программном обеспечении: создание. оценка и использование нематериальных активов.

Для того чтобы квалифицированно определить предмет коммуникационного менеджмента, следует обратиться к классической политической экономии, в частности, к одной из ее категорий. которая до последнего времени не рассматривалась применительно к коммуникации. Это категория капитала. Исходя из рассмотрения данной категории, предметом коммуникационного менеджмента является коммуникация. направленная на формирование и использование всех видов капитала экономической системы. В этой связи управление коммуникацией можно определить как умение создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации информации и знаний в стоимость.

Объектом коммуникационного менеджмента является процесс коммуникации (обмена информацией, знаниями, интеллектуальной собственностью), направленной на формирование и использование всех видов капитала экономической системы.

Субъектом коммуникационного менеджмента выступают высшие должностные лица, принимающие стратегические решения по поводу развития организации. Дело в том, что специалисты в области коммуникации могут помочь в технике, технологиях коммуникационного менеджмента. Но идеология должна оставаться за людьми, осуществляющими стратегическое управление.

В диссертационном исследовании применительно к коммуникационному менеджменту рассматриваются классические функции управления — постановка цели, планирование, организация, мотивация, контроль и оценка результатов. Но реализация каждой функции сопряжена с определенной спецификой. Так. например:

— целеполагание увязывается с миссией, стратегическими целями и задачами развития организации:

— планирование — это планирование на базе специальных исследований результата и обратной связи, а не планирование собственно процесса коммуникации:

— организация (и как процесс создания структуры, и как совокупность функций, процессов и различных структур, направленных на практическую реализацию планов) имеет ярко выраженную гетерархическую направленность, в связи с чем в организации складывается особенный наиболее прогрессивный стиль управления — личностно-ориентированный, направленный на освобождение потенциала, корпоративное поведение всех сотрудников, координацию коллективных и индивидуальных усилий;

— мотивация обусловлена коммуникативными установками отправителя сообщения, служит мощным побудительным стимулом для реакции получателя сообщения:

— контроль и оценка результатов отличаются тем, что осуществляются как непосредственно топ менеджментом организации, так и заинтересованными в ее деятельности целевыми аудиториями, в том числе средствами массовой информации.

Специфика коммуникационного менеджмента отражена также в ряде специализированных функций:

интегрирующей — обусловлена использованием новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активностью и творчеством:

информационной — обусловлена знанием закономерностей информационного обмена, который совершается для достижения какой-то практической цели, решения какой-то проблемы:

контактоустанавливающей — от ее реализации зависит успех коммуникативного замысла, поэтому требуется доскональное знание целевой аудитории:

самопрезентации — реализуется при создании имиджа, репутации, которые в свою очередь могут и не соответствовать статусу и коммуникативной роли:

ритуальной — используется в методах работы с персоналом (корпоративные празднества. награждения, чествования по поводу и т.д.), а также осуществляется при официальных церемониях:

образовательной — исследующей коммуникативные навыки целевых аудиторий, реализующей на практике новые идеи, распространяющей достижения в области современной коммуникации.

Раскрытие социально-экономических предпосылок становления коммуникационного менеджмента в России я также отношу к новым научным результатам, полученным в ходе исследования. И в этой связи остановлюсь на четырех моментах.

1) Коммуникация является фактором создания добавленной стоимости. Стоимость, создаваемая коммуникацией, является основой экономического роста даже при отсутствии крупных хозяйственных достижений. Общеизвестно, что для оценки результатов деятельности организации сегодня уже недостаточно одних лишь финансовых показателей. На первый план выходят так называемые нематериальные активы, создаваемые с помощью коммуникации. К ним относятся: репутация компании, ее прозрачность. деловые связи, способность создавать альянсы, а также торговые марки, бренды, патенты и авторские права, квалифицированные кадры и талантливые сотрудники.

Например, по оценке консультантов Pricewaterhouse Coopers2, непрозрачность только для России оборачивается десятью миллиардами долларов недополученных прямых инвестиций в год. По индексу непрозрачности наша страна находится в группе мировых аутсайдеров. Увеличение прозрачности и улучшение корпоративного управления повысят суммарную капитализацию российских компаний примерно вдвое — на 54 миллиарда долларов. Таким образом, из-за неучтенной коммуникационной составляющей бизнеса РАО «ЕЭС» недооценено на 9, 2 миллиарда долларов США, «Газпром» — на 8, 2 млрд. «ЛУКОЙЛ» — на 6, 5 млрд. «Норильский никель» -на 5, 6 млрд. долларов.

Если финансовые оценки отражают результаты работы организации за определенный период, то нефинансовые, зависящие от восприятия компании внешним миром, позволяют сопоставить их с ожиданиями клиентов и достижениями конкурентов. Кроме того, неденежные показатели более тесно связаны с выбором долгосрочной стратегии организации.

2) Коммуникация является фактором конкурентоспособности. Достаточно обратиться к такому важнейшему нематериальному активу, как бренд, стоимость которого, как известно, может в десятки раз превышать балансовую стоимость компании. Многочисленные исследования показывают, что российские национальные бренды, представленные на отечественном рынке, не являются ведущими. (Если в США около 50% продукции, потребляемой американцами, производится под национальными брендами, то российские можно пересчитать по пальцам.) Перспективы развития российских национальных брендов напрямую связаны с их способностью конкурировать с глобальными брендами транснациональных корпораций по четырем основным направлениям: финансовые ресурсы: поддержка стандартов качества; стратегия в области маркетинговых коммуникаций: высокий уровень контрафакции (дизайн, полиграфия, мониторинг региональных рынков).

Источником конкурентного преимущества в ряде крупнейших российских корпораций (ЮКОС, РАО «Газпром», ЛУКОЙЛ, Альфа-банк и др.) становится другой нематериальный актив — корпоративная культура как совокупность организационных, управленческих, технологических, информационных и неформальных межличностных отношений, которая достигается при определенном уровне развития коммуникации. Лидеры российского бизнеса стремятся стать организациями этической направленности, организациями. поведение которых можно предсказывать. Вера в порядочность таких организаций позволяет устанавливать с ними долгосрочные и доверительные отношения, много эффективнее использовать ресурсы, не опасаясь рисков, порождаемых недобросовестностью контрагентов.

3) Необходимость управлять коммуникацией возникла в связи с развитием о России рынка информационных технологий. По оценкам Brunswick UBS Warburg, объем российского рынка информационных технологий в 2001 году превысил отметку в $3 млрд. (российские компании и учреждения потратили средств на внедрение информационных систем примерно на 25% больше, чем в 2000 году). Основными заказчиками на рынке ИТ стали государственные учреждения (40-45% от общего объема рынка), крупные компании (45-50%) и средний бизнес (5-15%).

С управлением коммуникацией непосредственным образом связаны информационные технологии: управления взаимоотношениями с клиентами (CRM); управления цепочками поставщиков (SRM); интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений; ситуационного управления; корпоративные технологии совместной работы. Сегодня рынок ИТ, несмотря на то что задачи, связанные с внедрением информационных технологий, пока сумели решить лишь 5-10% российских предприятий, развивается быстрее, чем другие отрасли российской экономики. И перспективы у этого рынка огромны. Знаковым явлением стало принятие государственной программы «Электронная Россия».

4) В свою очередь, новые задачи коммуникации способствуют развитию информационных технологий. Производителям, работающим в высококонкурентных рыночных секторах, приходится прикладывать все больше усилий, чтобы удержать клиента. По статистике, уменьшение оттока клиентов к конкурентам на 5% в год приводит к росту доходов на 25-55% (в зависимости от отрасли). Понятие «выгодный клиент» влияет на выбор стратегических приоритетов и, соответственно, на выбор концепции автоматизации. Если прежние концепции были ориентированы на оптимизацию внутренней производственно-хозяйственной деятельности организации, то теперь все чаще с помощью информационных технологий стараются привязать клиента к организации, чтобы полнее использовать его покупательские возможности. В частности, в этом состоит задача технологии управления взаимоотношениями с клиентами — CRM (Customer Relationship Management). Один из компонентов CRM — коммуникационный — ориентирован на непосредственное взаимодействие производителя с потребителем, осуществляемое различными способами. В их числе персональные контакты, обычная и электронная почта. телефон, факс, онлайновые каталоги и т.п. Они объединяют и синхронизируют сведения, полученные в результате многоканального общения с клиентом, базирующегося на технологиях порталов.

В диссертационном исследовании сделана попытка выработать критерии оценки эффективности коммуникационного менеджмента. Общим критерием такой оценки можно считать степень экономического развития экономической системы и динамику этого развития.

Если более дифференцированно подойти к вопросу, то в качестве конечных критериев оценки эффективности коммуникационного менеджмента коммерческих организаций выступают: а) величина и динамика капитализации фирм и рынка: б) стоимость нематериальных активов фирмы (в соотношении с материальными); в) снижение трансакционных издержек; г) рост доходов от рекламы. Промежуточными критериями могут выступать: а) уровень информированности и доверия целевых аудиторий организации, определяемый соответствующими исследованиями и показателями; б) положительный имидж компании; в) поведение и оценка компании в ситуации кризиса.

Для территории конечные критерии оценки эффективности коммуникационного менеджмента выглядят следующим образом: а) рост инвестиционной привлекательности региона за счет улучшения имиджа и репутации. эффективное использование инвестиций; б) использование конкурентных преимуществ региона для создания новых рабочих мест, развития сферы торговли и услуг, роста благосостояния жителей территории; в) создание/поддержание положительного имиджа территории. Промежуточными критериями оценки эффективности коммуникационного менеджмента в данном случае могут служить создание и эффективное функционирование регионального/городского делового центра, а также реализация на базе делового центра социально ориентированных проектов (к примеру, создание Академии валеологии для жителей Севера — в г.Салехарде, Академии Деда Мороза — в г.Великий Устюг и т.д.).

В ходе диссертационного исследования я также пришла к выводу. что использование коммуникативного ресурса в управлении экономическими системами характеризуется эффектом сетевого взаимодействия.

Эффект сетевого взаимодействия порождает возрастающую полезность коммуникативного ресурса и его возрастающую предельную производительность. Чем больше участников коммуникационного процесса, тем больше ценность каждого контакта. Чем больше коммуникационных контактов, тем больше полезность и, соответственно, экономический эффект от каждого отдельного контакта. Возникает своего рода положительная обратная связь, когда все участники коммуникации заинтересованы в расширении этой сети и получают прирост эффекта от такого расширения.

Кроме того, эффект сетевого взаимодействия выражается в использовании выработанных коммуникацией стандартов. Допустим, выгоды от использования английского языка как нематериального актива компании возрастают именно потому, что этим языком пользуются контрагенты, клиенты, инвесторы и множество других людей, входящих в круг интересов компании. А заниматься созданием, поддержанием и защитой репутации выгодно потому, что это оборачивается ростом капитализации. К примеру, за 2000-2001 гг. ЮКОС потратил на формирование репутации около 300 млн. долларов, в результате чего капитализация компании возросла на 7 млрд. долларов. Отдача инвестиций — 27 долларов на один вложенный.

К стандартам коммуникации, выраженным через управление, можно отнести связь производителей брендов со своими потребителями. Каждый потребитель брендированного товара заранее убежден, что качество продукции безупречно: что дизайн служит отражением корпоративной мудрости изготовителей этой продукции: что обладание этими изделиями повышает общественный статус потребителя, переводя его на более высокий социальный уровень.

Управление коммуникацией сопряжено также с внешним эффектом (экстерналией), который также проявляется в сетях. Заботясь о своей репутации, о прозрачности своего бизнеса, совершенствуя бренд и т.п., собственники и менеджмент компании обеспечивают себе таким образом стабильный инвестиционный климат, приток квалифицированных кадров, завоевывают расположение потенциальных потребителей.

Внешний сетевой эффект особенно заметен при решении экономических задач неэкономическими методами — речь идет об этических кодексах, кодексах корпоративного управления, о востребованности организационных ценностей компании, а также о других неэкономических способах влияния на поведение экономических субъектов.

Задачи коммуникационного менеджмента требуют нового сочетания технологий и инструментов, позволяющих содержательно реформировать управление коммуникацией экономической системы, используя интегрированный подход.

Коммуникационный менеджмент опирается на следующие технологии и инструменты:
• связи с общественностью (public relations);
• связи с акционерами, инвесторами и партнерами (investor relations);
• брендинг;
• формирование имиджа и управление репутацией;
• связи со средствами массовой информации (media relations);
• программу продвижения региона (promotion plan).

Синергетический эффект от использования технологий и инструментов коммуникационного менеджмента состоит в достижении эффективного конечного результата функционирования экономической системы. В любом случае все коммуникативные функции должны достичь такой степени унификации, чтобы организация (отрасль, предприятие, регион и т.д.) «говорила в один голос». Это может служить еще одним аргументом в пользу интегрированной коммуникации (integrated communication) как основы коммуникационного менеджмента. Кроме того, связи с общественностью, со средствами массовой информации и другие технологии и инструменты коммуникационного менеджмента предлагается рассматривать как часть системы коммуникации. Такой подход поможет разрешить и другое существующее заблуждение — рассмотрение коммуникативной функции организации только в связи с маркетингом и маркетинговой стратегией.

Социально-экономические задачи территории (формирование конкурентных преимуществ, привлечение инвестиций и т.д.) эффективно может решать коммуникационная программа продвижения региона, разработка которой впервые предложена автором. Программа включает в себя следующие принципиальные позиции:

а) информационные и коммуникационные возможности региона являются основным средством достижения социально-экономических результатов;

б) при разработке стратегии развития региона широко используется маркетинговый подход, а также технологии и инструменты коммуникационного менеджмента.

Программа продвижения региона (promotion plan) является частью стратегического плана социально-экономического развития и рассматривается в качестве одного из действенных механизмов управления развитием региона.

В диссертации, которая представлена к защите, обоснована необходимость разработки и реализации специальных программ обучения коммуникационному менеджменту в России, а также предложены формы обучения.

Проблему коммуникации как обмена информацией, знаниями и интеллектуальной собственностью поставила практика. На этом фоне постепенно формируется интерес ученых к проблемам управления коммуникацией.

Введение дисциплины «Коммуникационный менеджмент» в российских вузах (вузовская форма обучения) обусловлено потребностью отечественного бизнеса, а также государственного управления в теоретической подготовке высококвалифицированных управленческих кадров.

Как показывает мой преподавательский опыт, крайне необходимым является освоение основ коммуникационного менеджмента в последипломном образовании. Послевузовская форма подготовки (система второго высшего образования: курсы переподготовки и повышения квалификации работников сферы управления, органов самоуправления, народного хозяйства и предпринимательских структур) поможет переосмыслить многие традиционные представления и методы управления коммуникацией, связанные преимущественно с рекламой и public relations. Корпоративная форма обучения должна ориентироваться на двустороннюю модель фирменной коммуникации, в основе которой лежит креативное и стратегическое мышление, формировать практические навыки и умения в области коммуникационного менеджмента.

Разработка новой учебной дисциплины и создание нового учебного курса, носящего интегративный характер и не имеющего аналогов в действующей системе образования, позволит выделить научно-методические особенности и организационные проблемы преподавания этого курса.

…Качество капитала экономической системы определяется условиями его производства. И управление коммуникацией (коммуникационный менеджмент), суть которого заключается во взаимодействии и взаимосвязи во времени и пространстве элементов, формирующих и эффективно использующих все виды капитала экономических систем, может найти свое место в национальной концепции реформирования и обновления России — концепции, направленной на радикальное улучшение условий жизни россиян во всех звеньях постиндустриальной цивилизации.

* Под информацией в рамках исследования рассматривается послание в документальной, видео- или аудиоформах, отражающее совокупность разных фактов (данных).

** Под знанием в данном контексте рассматриваются: а) набор из полученных ранее опыта, ценностей, контекстной информации, экспертных оценок, который инкорпорирует новый опыт в информацию; б) способность к инновациям, расположенность к самостоятельной творческой деятельности.

1 Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. М.: ИНФРА-М, 2000. С.21.
2 Компания, 30 апреля 2001 г., С. 10.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:17 пп