Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Интегрированные политические коммуникации формирующегося социального государства в России

Вадим КУЗНЕЦОВ — кандидат политических наук, заведующий отделом Института социальных исследований МГСУ

Автор исследования показывает, что нынешние политические коммуникативные связи в Российской Федерации не отвечают современным требованиям. В этой связи автор приходит к выводу о постепенном переходе от традиционных политических коммуникативных связей к созданию новой системы -интегрированных политических коммуникаций.

Значение интегрированных политических коммуникаций для социальной жизни общества сравнимо со значением кровообращения для человека, ведь речь идет о процессах передачи, обмена социально-политической информацией и принятия решений, которые структурируют взаимоотношения социального государства и гражданского общества.

В развитии собственно идей социальной государственности можно выделить две основные тенденции. В англо-американском варианте разрабатывалась модель регулирующего государства, которая была сформулирована В.Вильсоном. Суть ее в том, что государство минимизирует антагонизм между богатством и бедностью, ограждая человека от гибельной конкуренции, сглаживая социальную биполярность. Правительство не вмешивается в экономику, но регулирует имущественное и иное социальное неравенство, предоставляя индивидам примерно одинаковые жизненные шансы и возможности для самореализации.

Содержание регулирующей функции зависит от запросов общества, коррелируется с ними. Англо-американский вариант социальной государственности концентрировался на анализе условий предупреждения поляризованности социума, монополизации прав и свобод какой-либо социальной группой или структурой, на выработке механизмов властного рассредоточения, разграничения государства и гражданского общества. В этом варианте государство сильно своей «слабостью».

Вместе с тем данная концепция не давала четкого ответа на вопрос, каким образом, добиваясь выравнивания условий жизнедеятельности индивидов, не нарушать их права и свободы. Со всей остротой встала проблема пределов вмешательства государства. Корректировка позиции власти быть только «ночным сторожем», наблюдающим за соблюдением «правил игры» политическими силами, способствовала практическому поиску возможных каналов, форм, направлений государственного регулирования.

Другая тенденция в развитии идей социальной государственности относится к континентальной Европе. Здесь государство как политический институт всегда выступало более активным фактором общественной жизни, чем это было в США и Великобритании. Ж.Ж.Руссо одним из первых подверг критике разрыв между государством и гражданским обществом, высказал идею их гармонизации.

Мощным толчком для дальнейшего развития теории и практики социального государства послужили мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война. «Новый курс» президента Ф.Рузвельта в США включил в себя законодательное закрепление права рабочих на коллективный договор и организацию профсоюзов, общегосударственные мероприятия по борьбе с безработицей. помощь фермерам, решительные шаги в направлении социального обеспечения, ликвидации детского труда и сокращения рабочего дня, введения пенсии по старости. Это был американский вариант интенсивного внедрения практики социального государства, на многие десятилетия предопределивший основные направления социальной политики США.

После Второй мировой войны начался качественно новый этап — возведение социального государства в конституционный принцип впервые было зафиксировано в ст. 20 Конституции ФРГ 1949 г., провозгласившей Германию «демократическим и социальным федеративным государством». Согласно ст. 1 Конституции Пятой республики от 1958 г., «Франция является неделимой, светской, социальной, демократической республикой». В несколько иных терминах положение о социальном государстве закреплено в Конституции Италии 1948 г. В соответствии со ст. 2, «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека — как частного лица, так и как члена общественных объединений, в которых проявляется его личность, и требует выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности»*.

В последующие годы практика конституционного закрепления статуса социального государства получила дальнейшее распространение. В 1978 г., после свержения диктаторского режима и установления демократии Испания провозгласила себя правовым демократическим социальным государством, а Португалия в 1975 г. — суверенной республикой, ставящей своей целью построение свободного, справедливого и солидарного общества. Обязанности государства в области обеспечения благосостояния и социальных прав граждан установлены Конституцией Швеции 1974 г.

Становление социального государства в современной России сопряжено с большими трудностями. Реформирование экономики не привело к разделению собственности и власти. средний класс, гражданское общество находятся в процессе формирования, политические свободы не стали средством обеспечения экономической свободы. Стремительно развиваются процессы люмпенизации. Асоциальные слои продуцируют асоциальную мораль, тиражируют ее не только в своей среде, но и распространяют на общество в целом. Государство не выполняет в полной мере основные функции обеспечения безопасности граждан, их экономического благосостояния, прав и свобод, не служит надежным барьером на пути криминальных структур. Налицо регресс многих социально-гражданских ценностей, деформация социальных отношений.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации сказано, что наше государство является государством социальным. Однако данные конституционные установления скорее остаются перспективными целями, чем конкретными реалиями. И здесь проблема не столько в отсутствии социальной политики в России, сколько в том, что она осуществляется в условиях реформирования общества и экономики. Социальная политика переходного периода отражает обострение борьбы за перемены в социальном положении граждан, за их доступ к политической власти, улучшение уровня жизни и социальной защищенности, условий труда и т.д. Исход этой борьбы зависит от соотношения политических сил в каждый конкретный период.

В сегодняшней России не просто видоизменяется модель социальной политики или идет поиск наиболее адекватных способов ее проведения, а предпринимается попытка кардинальной смены одной крайней модели социального государства на другую, то есть резкий переход от максимально огосударствленной, перераспределительной к полностью либерализованной, индивидуализированной социальной политике.

Сегодня можно констатировать резкое обострение противоречия между тенденцией к сокращению объемов непосредственной государственной социальной помощи и предельным увеличением спроса на нее со стороны населения, что неудивительно в условиях слабости негосударственных институтов социальной поддержки и обеспечения.

Поиск общих подходов к формированию социального государства в России актуализируют и наметившиеся тенденции углубления мировых социально-экономических противоречий. Первая тенденция связана с бесконтрольным расселением человека по планете, неуправляемой рождаемостью, неравенством в обществе, недоеданием, ростом социальной несправедливости, безработицы. Вторая — с интернационализацией «мировой экономики», созданием «нового мирового порядка» и т.д.

По оценкам специалистов, экономический смысл глобализации включает в себя четыре стратегических принципа: обеспечение производства развитых государств иностранным сырьем: закрепление на иностранных рынках сбыта путем создания там своих филиалов: рационализация производства за счет его перемещения в страны, где издержки производства меньше, чем на национальной территории: ориентация на «технофинансовую» стратегию, состоящую в использовании зарубежных инвестиций для создания таких форм закрепления на иностранных рынках, как организация субподрядных предприятий, поиск прибылей на международных финансовых рынках, включая участие в спекулятивных операциях.

Сегодня на повестке дня стоит вопрос о разработке нового подхода к строительству российского социального государства, стратегической целью деятельности которого должно стать последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижение социального неравенства, сохранение культурных ценностей, восстановление роли страны в мировом сообществе.

Формирование такого государства невозможно без создания современной политической коммуникационной системы. базирующейся на сочетании высоких информационно-технических средств и интегрированных политических коммуникаций. Как свидетельствует наша недавняя история, отсутствие эффективных и взаимосвязанных политических коммуникационных связей может привести к высокой социальной напряженности, конфликтности, непредсказуемости событий.

В настоящее время политические коммуникации в Российской Федерации расчленены и носят фрагментарный характер. Между тем без решения вопроса об их эффективном интегрировании во все сферы общественной жизни строительство социального государства нового типа будет проблематичным.

Известны три основных способа коммуникации: через неформальные контакты, общественно-политические организации, средства массовой информации. К ним можно отнести и особые коммуникативные ситуации или действия, относящиеся к выборам, референдумам и пр. В политической коммуникации обычно имеют дело с написанным или произносимым словом, но она может происходить и при помощи любого знака, символа и сигнала, посредством которого передается смысл. Следовательно, к политической коммуникации надо отнести и самые разнообразные символические акты, например, сожжение повестки о призыве в армию, участие в выборах, политическое убийство или отправление каравана судов в плавание по всему свету. В значительной своей части политическая коммуникация составляет сферу компетенции специализированных учреждений и институтов: средств массовой коммуникации, правительственных информационных агентств или политических партий. Тем не менее она обнаруживается во всякой обстановке социального общения — от бесед с глазу на глаз до обсуждения в палатах национального законодательного органа.

Социальная парадигма в области политической коммуникации должна основываться на таких принципах, как приоритетность качеств и ценностей данной социальной сферы, равные права и широкие возможности для приобщения к информации вследствие утверждения справедливости, демократии и широких прав граждан, близость к культуре нации, этнической общности или религиозного большинства, учет моральных норм и требований сообщества.

Уже сегодня в наиболее развитых странах Западной Европы и США процесс объединения политических коммуникаций в социальном управлении приобретает все более целенаправленный характер, переходя на новый уровень — создание интегрированных политических коммуникаций. Комплексный коммуникативный поиск, создание, возрастание, смысловая трансформация и контроль управленческих решений занимают все большее место в деятельности государственных властных структур. Интегрированные политические коммуникации становятся связующими процессами в едином механизме социального управления.

За последние годы в Российской Федерации сделаны определенные шаги, направленные на повышение эффективности отдельных элементов политических коммуникаций, в частности, электронных и печатных средств массовой информации. В целом же в этой области по-прежнему доминируют консервативные тенденции и одностороннее функционирование социального управления. В основном действуют прямые связи от федерального центра к гражданам России, в рамках которых формирование социальных отношений осуществляется сверху вниз, только за счет принятия законов, указов и распоряжений. В результате большинство граждан России находятся в неведении о состоянии дел в социальной сфере и, главное, не видят будущих перспектив. Все это ведет к росту негативных настроений внутри общества.

Необходимо пересмотреть устоявшиеся политические коммуникационные связи и создать новую систему коммуникационного социального управления. Суть ее должна заключаться в том, что за счет передачи и обмена сообщениями между различными социальными группами устанавливаются контакты, позволяющие принимать участие в выработке и реализации социальной политики. В свою очередь, целенаправленные контакты между представителями социальных слоев, которые обмениваются разнообразными сведениями, знаниями и сообщениями, соединяют разные уровни социального управления и дают возможность органам власти выполнять свои руководящие функции в социальной системе.

В процессе реализации своих функций система интегрированных политических коммуникаций социального государства будет оказывать тройственное влияние на социальные процессы. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться традиционные формы общественной жизни. Причем в силу устойчивости ценностных ориентаций в сознании людей такая возможность сохраняется даже в случае изменения внешних обстоятельств. Во-вторых, система политических коммуникации способна порождать новые, нетрадиционные формы общественной жизни. В-третьих, она может комбинировать элементы прежней, традиционной, общественной жизни и новой. на основе которой внедряются изменения и дополнения в социальную среду.

В рамках взаимоотношений социального государства и общественной системы могут возникать разногласия и противоречия. Они должны преодолеваться путем эффективной деятельности интегрированных политических коммуникаций, которые призваны осуществлять обмен социально-политической информацией, анализ возникших ситуаций, доведение до общественности политических решений. Самое главное в деятельности интегрированных политических коммуникаций — предупреждать развитие социальных конфликтов и стремиться к достижению компромиссов.

* Конституции государств Европейского Союза. М., 1997. С. 187. 665, 423.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:08 пп