Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Открытый мир

Вячеслав РОМАНОВ — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой организации социальных систем и антикризисного управления РАГС

Существует утверждение, что «акме» человека.-индивида достигается к 40 годам его жизни и дальше идет угасание его физических и (с некоторым отставанием) психо-социальных возможностей. Бернард Ливехуд, соглашаясь с этим утверждением в отношении физических параметров, указывает на процесс продолжения развития психо-социальной составляющей практически до конца жизни индивида. Правда, трактует он это как понятие «отдача» — в процессе передачи накопленных индивидом знаний и опыта. Чаще всего так оно и есть. Однако если бы это было только так, то роль людей старших возрастов сводилась бы в основном к «пропаганде» прошлого.

Мысль профессора Владимира Сергеевича Егорова не только не оказалась скованной накопленными знаниями и не только не ограничилась их передачей, но совершает мощный прорыв в будущее. «Философия открытого мира» — книга, которую он опубликовал в преддверии своего семидесятилетнего юбилея, это продолжение его становления как философа новой генерации, проявившего себя таковым уже в предшествовавших названной книге трех фундаментальных трудах — «Философский реализм» (1994), «Рационализм и синергизм» (1997) и «Социальный реализм» (1999).

Философия в ее традиционном представлении источника «вечных истин» претерпевает сегодня кризис. Обсуждая эту же проблему, В.С.Егоров пишет: «Представляется лишенной смысла претензия некоторых философов на вневременной характер философских истин, о чем свидетельствует утверждение, что «в философии… по существу нет прогресса». И далее: «… истины, кажущиеся вечными, завтра с новых позиций освоения человеком Мира, могут оказаться и оказываются преходящими, их место занимают новые, которым также уготовлена судьба их предшественниц».

Новая мировоззренческая позиция, на которой стоит автор, формируется в контексте научной революции, вызвавшей коренное изменение в представлении о мире и месте в нем человека. Эту революцию В.С.Егоров связывает с теорией самоорганизации (синергетикой), которая, оперируя категориями открытости, эмерджентности (внезапности, неожиданности появления), необратимости, закладывает основы нового видения мира в его безначальности и бесконечности. Эта позиция вселяет в нас оптимизм: мир открыт для его познания и своей бесконечностью предоставляет человеку неизмеримые возможности эволюционного развития его разума.

Однако философия открытого мира — это не просто философская интерпретация синергетики. В.С.Егоров в своих трудах последовательно ищет тот источник космологической открытости, который порождает и поддерживает всеобщую самоорганизацию. В поисках этого источника автор отказывается от традиционного рассмотрения «основного вопроса философии» с позиции материалистического или идеалистического монизма, а также дуалистического и взаимопроизводного отношения этих сущностей.

Исходное основание этого отказа — исчерпанность классического рационализма как мировоззренческого субъективизма. Рационализм, по утверждению автора, -это философия закрытости, ориентированная на представление о суверенности и активности человека по отношению к природе, которая рассматривается как косное материальное образование и является объектом познания, преобразования и, в конечном итоге, покорения человеком (субъектом). Субъектно-объектная трактовка отношений человека и природы является производным моносущностного представления о мире как раз и навсегда упорядоченной системе систем, порядок в которой обеспечивается неизменными законами. Познание этих законов и вооружает человека силой, якобы покоряющей природу. В определении субстанции упорядочения мира истории философии известны два конкурирующих мировоззренческих подхода — мономатериалистический и моноидеалистический. Сегодня ни первый, ни второй подходы не могут претендовать на доминирование в формировании мировоззрения, поскольку и тот и другой исходят из концепции замкнутости, закрытости, завершенности, что современной наукой не подтверждается.

Прорыв этой мировоззренческой замкнутости философия открытого мира производит по трем основным линиям. Первая линия прорыва — это новый взгляд на категорию идеального. Укоренившееся представление идеального как производного материи и есть корневая основа мировоззренческого субъективизма, выражающего примат материального во всех проявлениях мира, в том числе в жизнеустройстве человека. Всесторонне обосновывая несостоятельность мономатериалистического представления природы, В.С.Егоров определяет идеальное как самостоятельную природную субстанцию (сущность), равноположенную с материальным. В этом понимании идеальное обретает объективное значение и выводит миропроявление из рамок субъективного представления о мире.

Концепция объективного идеального. однако, не означает постулирование дуалистического мировоззренческого подхода. В книге подчеркивается равноположенность материального и идеального, проявляющаяся не в противопоставлении и не во взаимопроизводимости этих теперь уже двух сущностей в природном процессе, а в их единстве, взаимодополнительности, синергийном взаимопроникновении, лежащими в основе механизма всеобщей самоорганизации. Положение о равноположенности и синергии идеального и материального — второй шаг автора в преодолении мировоззренческого субъективизма.

Третьей базисной составляющей философии открытого мира является выход на объективность информации как содержания мировых процессов, не сводимого ни к материальному, ни к идеальному как природным сущностям общего уровня, а представляющего собой самостоятельную, причем более глубокую природную сущность. Информация, как утверждает автор, распространяется мгновенно, она вездесущна. Ее сущность — в организационном воздействии на природные и общественные процессы как без посредства человека, так и при появлении человека как управляющего устройства природы.

Определение сущностного ни материального, ни идеального значения информации приводит к мысли о наличии в мире и других субстанций, пока не познанных нами, то есть о множестве сущностей в мире. Но уже означенный автором выход за пределы материалистической моносущности и дуализма открывает в философии новый вектор формирования стержневой основы миропонимания с позиции открытости и самого мира, и человека, его разума как производных ни материи, ни идеи в их отдельности, а синергии многих сущностей. В этом и усматривается базисное основание философии открытого мира.

Сформулированный В.С.Егоровым на этой основе синергийно-информационный мировоззренческий подход предполагает существенное его влияние на формирование в контексте постнеклассической науки представления о феномене человека, его природе и общественном жизнеустройстве. Свое видение этой связи автор раскрывает достаточно подробно, с заключительным выходом на конкретику современных социальных процессов в мировом сообществе и в России.

Распространенное в настоящее время абстрактное представление о человеке как микрокосме философия открытого мира наполняет природным содержанием. В этом отношении автор идет дальше известного положения Ильи Пригожина о вступлении человека в новый диалог с природой. По В.С.Егорову, человек — не надприродное образование и не равноположен природе, он является ее творением и остается в ней ее организационной составляющей, ее функцией. Путь к разгадке тайны жизни и человека как высшей ее формы не может не лежать через восприятие многосущности и открытости мира. Классическое линейное представление об эволюции материи, ее движении от простых форм до сложноорганизованных, какой является Homo sapiens, не только не проясняет истоков человечества, но стало сегодня тупиковым в их познании.

С позиции философии открытого мира, человек представляется продуктом синергийного сопряжения в каком-то фокусе (точке полифуркации) материи, идеального, информации и других, пока не известных нам субстанций, вне которых, тем более над ними, жизнь человеческую представить невозможно. Отсюда — не диалоговое, а непосредственное (органическое) единство человека и природы с обусловленным этим единством характером их отношений, когда, например, наносимый человеком природе ущерб откликается его собственной болью. Вводимое автором понятие «информационный человек» — это не только утверждение информационной сущности человека, означающее прорыв за пределы традиционного телесно-духовного представления о человеке. Это, по большому счету, принципиально новое представление об эволюции человека как вида, об информационной природе эволюции его разума, прямо связанного с неограниченностью познания открытого мира. Познавательная потребность, познавательная способность, познавательная активность, познавательная деятельность — вот алгоритм информационной функции человека как органа самопознания природы.

Такое понимание человека вносит существенные коррективы и в представление об обществе, которое, по В.С.Егорову, представляет собой не агрегат людей, сущностью каждого из которых является совокупность общественных отношений, а самого человека в его связях и взаимодействиях с себе подобными. В первом случае исходным является общество, во втором — человек. Другими словами, не общество формирует человека, а человек, реализующий функцию природы, являющийся сложнейшим проявлением природного идеального, а также аккумулятором и транслятором природной информации, образует среду своей жизнедеятельности, именуемую обществом.

Здесь затронуты только узловые положения книги В.С.Егорова. Уверен, что работа над ней никого не оставит равнодушным и принесет пользу не только философам. Конечно, найдутся и строгие оппоненты, особенно из числа тех, кому нелегко расстаться с канонами классического рационализма.Но для большинства ищущих и думающих этот труд несомненно станет своеобразным окном в открытый мир.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:04 пп