Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Казахстанская модель реформирования государственной службы

Заутбек ТУРИСБЕКОВ — председатель Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы

В ноябре 2001 г. в столице Казахстана Астане состоялась Международная научно-практическая конференция «Государственная служба в суверенном Казахстане: опыт, задачи и перспективы», посвященная 10-летию независимости Республики Казахстан.

Конференция прошла в юбилейный год — 10 лет назад Казахстан стал независимым государством. За это время под руководством Президента страны Н.А.Назарбаева осуществлены значительные преобразования в различных сферах общественной жизни, направленные на построение основ демократического, социального и правового государства.

В работе Конференции приняли участие представители Администрации Президента, канцелярии Премьер-министра, палат парламента, руководители кадровых служб государственных органов, аппаратов акимов регионов, начальники территориальных управлений Агентства Республики Казахстан, руководители дисциплинарных советов областей, директора региональных центров обучения, преподаватели и слушатели. Академии государственной службы при Президенте Республики Казахстан.

Среди зарубежных участников — представители Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации; Национальный институт государственного администрирования Королевства Испании; Региональный офис ПРООН по странам Европы и СНГ; Школа государственного управления Латвии; Академия управления при Президенте Республики Беларусь; Главное управление государственной службы Украины; Украинская академия государственного управления при Президенте Украины; Академия управления при Президенте Кыргызской Республики.

В рамках Конференции работали следующие секции:
1.Совершенствование системы государственной службы.
2.Этика и имидж государственной службы.
3.Обучение государственных служащих.
4.Социальное и правовое обеспечение государственных служащих.
5.Региональные аспекты государственной службы.
6.Менеджмент на государственной службе.
7.Государственное управление: перспективы развития.

18 сентября 1998 г., впервые на всем постсоветском пространстве, в Казахстане Указом Президента страны Н.А. Назарбаева был образован уполномоченный орган, непосредственно подчиненный и подотчетный главе государства — Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы, призванный осуществлять единую государственную политику в этой сфере. Таким образом, исходя из задач, поставленных в стратегии «Казахстан 2030», реформа государственной службы получила институциональное оформление.

Благодаря политической воле главы государства и наличию уполномоченного органа в довольно сжатые сроки был принят новый Закон «О государственной службе» и 20 подзаконных актов, регламентирующих отношения на государственной службе. Эта большая работа проведена под руководством первого председателя Агентства А.Байменова.

Один из признаков казахстанской модели — конкурсный отбор при приеме и продвижении по службе. Если раньше главную роль играли анкетные данные, а нередко — знакомства, то сейчас гласные, открытые конкурсы стали заметным явлением в общественной жизни. Теперь наши граждане знают, какие и в каком государственном органе имеются вакансии, какова заработная плата госслужащих.

За 1999-2001 гг. около 20 тысяч госслужащих пришли в госаппарат по конкурсу. Активное участие в конкурсах принимают женщины, их доля в общем количестве госслужащих составляет 54,5%, или 34829 человек. По состоянию на 1 декабря 2001 г. в Республике Казахстан насчитывалось 63860 государственных служащих.

Подавляющее большинство госслужащих — 72,6% — имеют высшее образование, среднее профессиональное — 23,6%, среднее — 3,7%, имеют ученые степени — 1,4%.

Что касается национального состава, то на государственной службе Казахстана трудятся представители свыше 45 национальностей.

Нашими подходами в вопросах реформы государственной службы интересуются как страны СНГ (Россия. Беларусь, Украина, Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан и др.так и другие страны. Ширятся и развиваются международные контакты с министерствами по делам госслужбы и обучающими центрами Франции, Испании, России, США, Великобритании, Японии.

В ближайшей перспективе в Астане планируется создание Евразийского центра обучения госслужащих, что позволит не только получать информацию о мировых тенденциях в госслужбе, обучать высших должностных лиц из Казахстана и стран СНГ, но и готовить преподавателей для региональных центров.

В 2000 — 2001 гг. для госслужащих центральных органов в Астане были организованы языковые курсы по изучению французского и немецкого языков. Занятия вели зарубежные преподаватели.

По данным Министерства образования, около 3 тыс. казахстанцев обучаются за рубежом. Для привлечения данных лиц на госслужбу мы предлагаем приравнять их к выпускникам государственных программ обучения за рубежом и зачислять в кадровый резерв Агентства.

В целях обеспечения мониторинга и повышения эффективности обучения госслужащих за рубежом Агентством разработаны, утверждены и зарегистрированы в Министерстве юстиции «Правила направления государственных служащих на подготовку, переподготовку и повышение квалификации за рубеж». В соответствии с международной практикой «Правила» предписывают государственным органам производить отбор госслужащих и направлять их за рубеж на повышение квалификации гласно, на конкурсной основе и с учетом личных заслуг кандидатов. При этом каждая кандидатура, рекомендованная госорганом к обучению за рубежом, должна пройти процедуру согласования в Агентстве.

В рамках Меморандума о сотрудничестве между нашим Агентством и Испанским агентством по международному сотрудничеству в сентябре 2001 г. испанскими специалистами были проведены семинары, по результатам которых 10 казахстанских госслужащих прошли стажировку в Испании.

Аналогичный семинар по актуальным проблемам функционирования государственной службы в октябре того же года был организован посольством Франции в Казахстане, после чего несколько сотрудников Агентства прошли стажировку во Франции.

Агентством и его территориальными органами совместно с акимами областей ведется работа по созданию региональной сети центров по обучению государственных служащих. Уже создано 14 центров, которые призваны осуществлять повышение квалификации госслужащих в соответствии с потребностями местных государственных органов.

К достоинствам нашей модели можно смело отнести систему дистанционного тестирования, позволяющую протестировать из Астаны любого гражданина, поступающего на госслужбу.

Агентство завершает внедрение Республиканской информационной системы управления кадрами государственной службы, которая станет эффективным инструментом проведения процедур конкурсного отбора и аттестации, кадрового менеджмента, мониторинга и определения текущего состояния государственной службы.

Одними из приоритетных направлений сейчас являются контроль за соблюдением законодательства о государственной службе и борьба с коррупционными правонарушениями. За 11 месяцев прошлого года проведено более 1900 проверок по вопросам — соблюдения законодательства о государственной службе и о борьбе с коррупцией, выявлено более 11000 нарушений.

Как показывает практика, забастую правонарушения совершаются из-за незнания элементарных норм законодательства. Поэтому необходимо активизировать работу по правовой пропаганде на местах с обязательным привлечением к ней общественности и СМИ. Для обеспечения мобильной связи с общественностью в Агентстве установлены телефон и пейджер доверия, куда может обратиться любой человек, имеющий информацию о коррупционных правонарушениях чиновников.

Особого внимания заслуживают вопросы социального обеспечения и правовой защиты государственных служащих. Необходимо, чтобы каждый видел свою перспективу, знал, что его труд будет справедливо оценен обществом и государством.

Нами было внесено предложение о создании механизма премирования работников не только за счет экономии по фонду оплаты труда, но и по административным расходам. Соответствующий Указ Президента, подписанный 25 марта 2001 г., во-первых, создает дополнительный источник материального стимулирования работников, во-вторых, способствует заинтересованности всех госслужащих в более экономном расходовании средств на административные расходы.

Агентством совместно с проектом ТАСИС «Административная реформа в Казахстане» ведется работа по переходу на новую систему оплаты труда госслужащих, основанную на методе факторно-балльной оценки должностей, широко применяемом на Западе. Проведенный на примере 300 должностей в центральных и территориальных государственных органах пилотный проект позволил проверить верность методологии, определить пути перехода к полной оценке должностей.

С учетом особенностей казахстанской модели государственной службы отобраны следующие факторы: образование и подготовка (знания), опыт (умения и навыки), сложность (комплексность) работы, характер выполняемых функций, контакты, подконтрольность и самостоятельность, особые условия (языковые требования, в том числе: государственный язык, официальный язык, иностранный язык, компьютерные навыки), ответственность по руководству и контролю.

Руководство страны одобрило предложение о проведении эксперимента в Министерстве экономики и торговли и в госорганах Атырауской области. Мы полагаем, что эксперимент по внедрению метода факторно-балльной оценки должностей даст возможность провести функциональный анализ должностей, сократить дублирующие и промежуточные должности и в рамках существующего бюджетного финансирования, не снижая окладов верхних уровней категорий, повысить заработную плату госслужащих нижних и средних категорий.

Необходимо отметить, что казахстанская методология факторно-балльной оценки должностей очень заинтересовала испанских специалистов.

Одна из наших главных проблем — обеспечение жильем госслужащих. 83% в аппаратах министерств и ведомств составляют молодые люди до 30 лет, большинство из них еще не создали семьи. В этой связи было бы целесообразным строить дома по типу малосемейных общежитий, а часть жилья предоставлять в качестве служебного. Агентством в целях социальной защиты госслужащих были внесены предложения в правительство по льготному ипотечному кредитованию. Работа по вопросам обеспечения жильем госслужащих на тех же условиях ведется и с акимами областей. Кроме того, нами внесены предложения по созданию во всех регионах центров по медицинскому обслуживанию государственных служащих, что явится существенным подспорьем для поддержания их здоровья.

В марте 2001 г. создано Республиканское общественное объединение — Ассоциация содействия государственной службе Казахстана. (Примечательно, что аналогичные образования созданы и активно работают в западных странах.) Цели Ассоциации во многом совпадают с нашими взглядами — здесь и содействие справедливому карьерному росту чиновников, установление конструктивного диалога между населением и госорганами, осуществление общественного мониторинга и оценки выполнения законодательства о государственной службе, содействие совершенствованию работы государственного аппарата и предупреждение коррупции.

Уже создано и зарегистрировано 13 филиалов Ассоциации. Мы вправе ожидать, что члены Ассоциации примут активное участие в реформировании государственной службы на демократических началах.

Международные эксперты отмечают, что успех реформы государственной службы в Казахстане стал возможен благодаря целенаправленной политике руководства страны и институциональному оформлению реформы государственной службы.

Для профессионализации госслужбы необходимы два условия — стабильность кадров, что достигается эффективной социальной и правовой защитой, и непрерывное обучение кадров. Все предпосылки для этого созданы, поэтому есть твердая уверенность, что казахстанская государственная служба будет отвечать требованиям, предъявляемым к ней народом Казахстана.

Written by admin

Май 6th, 2017 | 3:01 пп