Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Использование современных информационных технологий в управлении городом

Игорь БЕЗРУКАВНИКОВ — мэр г.Астрахани, кандидат политических наук

Для исполнительных органов местного самоуправления вопрос эффективности использования информационных технологий в управлении городом является одним из самых актуальных. Постоянно изменяющиеся социально-экономические условия, возрастающие требования к управленческой культуре обязывают муниципальных служащих активно применять в своей работе новые информационные технологии и оптимизировать уже имеющиеся, исходя из технических и финансовых возможностей органа власти. Для эффективности обмена информацией сотрудники администрации осуществляют интеграцию информационных ресурсов в рамках единой муниципальной информационной системы. Работа в этой области ведется по четырем городским подсистемам — таким, как население, хозяйствующие субъекты, жилой фонд и инженерные коммуникации, городские земли. Мы хотим увеличить скорость обработки и передачи материала; свести к минимуму потери и искажения информации; обеспечить возможность хранения и оперативного возврата к отработанной информации; достичь возможности оптимизации диалога с населением и коллегами в любой точке планеты посредством Интернет — ресурсов.

Одним из направлений работы по связям с общественностью является работа с обращениями граждан, которые поступают по телефонной «горячей линии» и при непосредственном посещении администрации. Процесс фиксации обращений автоматизирован: используется программа «Обращение граждан», которая предназначена для ввода, регистрации и анализа документов, контроля исполнения работ, а также для автоматизации отправления ответов обращающимся. Одной из составных частей данной базы является информация о выполнении наказов избирателей.

Как известно, сейчас создаются межгородские информационные службы и сети. Примерами такого сотрудничества могут служить проекты Союза российских городов, Конгресса муниципальных образований РФ; Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Международная Ассамблея столиц и крупных городов стран СНГ. В последнем проекте «Электронный портал» Астрахань принимает активное участие.

«Электронный портал» представляет собой межгородскую информационно-аналитическую систему в сети Интернет, обеспечивающую взаимодействие городов-участников МАГ и доступ к их информационным ресурсам. Структура проекта состоит из двух частей. Первая представляет собой каталог Интернет-ресурсов, содержащих тематическую информацию, необходимую в работе городских администраций, муниципальных служащих и представителей бизнеса, а также подбор тематической информации по различным аспектам концепции. Предполагается включение ряда приложений для коммерческого использования. Вторая часть — внутренний корпоративный портал городских администраций, участников проекта.

Наряду с тем что «Электронный портал» служит средством информационного взаимодействия администраций городов, это еще и крупный информационный ресурс, включающий в себя «первоисточники» по всей России и странам СНГ. Он используется для мониторинга и анализа финансово-хозяйственной деятельности в рамках межрегионального сотрудничества, что помогает выявлять тенденции экономического развития и принимать правильные решения при заключении договоров между городами за счет большей «прозрачности» межрегиональных отношений. Расширение функциональности «Электронного портала» позволит создать «ситуационный центр», предоставляющий мощные средства аналитики и прогнозирования развития межрегионального сотрудничества России и стран СНГ.

Системы информационной поддержки принятия решений должны сегодня иметь данные, четко привязанные к пространственно-временной шкале. Город принципиально неуправляем по частям (по отраслям и отдельным территориям), здесь необходим комплексный подход. Поэтому центральное место в вопросе применения информационных технологий в процессе управления муниципалитетом занимает градостроительный и земельный кадастр.

Создавая муниципальную геоинформационную систему (ГИС), мы хотим добиться следующих целей:
•сформировать единую информационную инфраструктуру города;
•упорядочить источники основных видов информации с определением их юридического статуса;
•создать общегородскую телекоммуникационную среду для обмена информацией с выходом в глобальные сети передачи информации областного, российского и международного значения.

Мы знаем, что российские города уже получают значительную пользу от использования ГИС, которую применяют для обследования земель, управления землепользованием и ресурсами, замены существующих бумажных записей, для учёта состояния собственности (недвижимости) и дорожных магистралей, на командных пунктах управления центров по мониторингу и в службах быстрого реагирования.

Одним из ключевых правил организации информационной работы местного исполнительного органа власти служит его информационная открытость, тем более, что она является элементом государственной информационной политики. Не случайно, в законодательстве РФ наиболее четко закреплена именно эта сторона деятельности органов власти в информационной сфере. В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» органы местного самоуправления создают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций.

Условием широкого вовлечения граждан в осуществление местного самоуправления является эффективная политическая коммуникация, предполагающая учет мнений и точек зрения, взаимный обмен информацией о предлагаемых путях и методах решения проблем между субъектами общественной деятельности: общественными и общественно-политическими организациями и движениями, депутатским корпусом, органами местного самоуправления.

Большую роль в реализации этой задачи играет управление по связям с общественностью администрации города. Это новая структура, созданная по итогам последних выборов в органы местного самоуправления, занимается разработкой стратегии общественного развития, ее методологии, идеологии, основанных на принципе взаимодополняемости. Использование в этом процессе технологии социального партнерства как одного из возможных управленческих инструментов социальной политики направлено на устойчивое социально-экономическое развитие города. Установление партнерских отношений с общественно-политическими и общественно-гражданскими формированиями позволит муниципальной власти не только успешно решать электоральные проблемы, но и способствовать снижению социальной напряженности, уменьшению финансовых затрат за счет участия общественных организаций в оказании населению различного типа социальных услуг и использования ресурсов благотворительной и волонтерской деятельности.

Одним из важных направлений информационной политики администрации является взаимодействие с органами территориального общественного самоуправления и сотрудничество с некоммерческими организациями. Тем самым создаются предпосылки для формирования общественно-гражданской базы поддержки местного самоуправления.

При мэре города действует около 20 общественных структур (советов, коллегий, комиссий), через которые осуществляется взаимодействие со значительной частью негосударственных объединений. Оправдали себя такие формы сотрудничества органов власти и общественного сектора, как договоры, соглашения, «круглые столы», конференции, совместные программы и мероприятия, а также поддержка властными структурами программ общественных организации и проводимых ими мероприятий.

В условиях демократии важно научиться управлять информацией и правильно расставлять акценты, не закрывая доступ к «невыгодным» сведениям и не манипулируя СМИ. Информирование населения о деятельности муниципальных органов власти в России находится в стадии становления. Пока эта функция местных властей в законодательстве только декларируется как обязанность, но механизмы предоставления информации еще не определены. Предстоит разработать и утвердить перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны предаваться гласности. Подобные меры позволили бы свести к минимуму манипулирование информацией о деятельности муниципальных структур, исключили бы возможность вольной интерпретации полученных сведений сотрудниками СМИ и в то же время сделали бы реальным право каждого гражданина контролировать работу муниципальных органов управления.

Прилагаются усилия по эффективному использованию Интернет-ресурсов. У органов местного самоуправления Астрахани есть свой сайт, обновление которого входит в обязанности информационно-аналитического отдела администрации. На страницах сайта еженедельно размещается информация, представленная всеми структурными подразделениями и городским Советом, а также тематическая информация о крупных мероприятиях, проводимых администрацией города, например, о Международной научно-практической конференции «Великий Волжский путь», о Дне города.

Согласно анализу опубликованной в астраханской прессе и электронных СМИ информации о деятельности местных органов самоуправления и дайджестов местной прессы, составленных специалистами информационно-аналитического отдела администрации города, формируются еженедельные, квартальные, полугодовые и годовые отчеты, которые предоставляются мэру и его замам. На основе выявленных проблем и критических замечаний организуется диалог руководства администрации с населением города. Нам необходима обратная связь, мы должны «держать руку на пульсе». Следует также отметить, что информация представляет собой и историческую ценность. Материалы, собранные в базы данных, включены в номенклатуру дел и по истечению нормативных сроков будут переданы на хранение в Государственный архив Астраханской области.

Важнейшим инструментом обратной связи с населением являются социологические исследования. Основными направлениями исследований являются: социологический мониторинг «Отношение граждан к деятельности городской администрации»; социологические опросы целевых групп для решения конкретных проблем (например, опрос подростков об организации летнего отдыха на школьных площадках и в досуговых центрах); социологические опросы для изучения различных общественных явлений (например, эффективности воздействия политической информации на граждан через местные СМИ).

Жизнеспособность муниципальной власти в решающей степени зависит от уровня подготовки кадров муниципальных служащих, их умения использовать современные информационные технические средства, автоматизированные системы управления. Большая работа со специалистами администрации по овладению современными компьютерными технологиями проводится в учебных заведениях: АГТУ, АГПУ, других вузах, где осуществляется подготовка кадров муниципального управления: РАГСе, региональных академиях государственной службы (в Астрахани — это филиал Волгоградской академии государственной службы).

Информационно-технологические нововведения в муниципальном управлении связаны с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических и многих других факторов. Все это требует комплексного подхода, качественного изменения как системы работы с информацией, так и функциональной и организационной структур управления, состава и структуры всей управленческой деятельности, характера построения управленческих отношений. Мы отслеживаем новые направления в информационной сфере и применяем их в своей ежедневной работе.

Уверен, что обмен опытом специалистов администрации, представителей СМИ и общественно-политических организаций с учеными одного из ведущих вузов страны позволит разработать концепцию информационной политики города, наметить пути решения проблем управления и информационного взаимодействия общественных и муниципальных структур, а также направления дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 3:34 пп