Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Дальняя окраина земли…

Людмила ТЕРНОВАЯ — доктор исторических наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой внешнеполитической деятельности РАГС при Президенте РФ.

Сборник «Ненецкий край: Сквозь вьюги лет» Очерки. Статьи. Документы Ред.-сост. В.Ф.Толкачёв. Архангельск: Поморский государственный университет им. М.В.Ломоносова, 2000. 615 с.: ил.

Мифопоэтическая притягательность мира Лукоморья сохранялась и в последующие века, но притягательность эта содержала вместе с тем и эсхатологические мотивы, порождаемые ощущением жизни на пределе суши и моря, дня и ночи, самой жизни и смерти. Такая чёткая разделённость мира, парность и различие опорных представлений отразила особый уклад жизни коренных народов этого края, непростые способы ведения северного хозяйства, в котором море было полем, а тундра — пастбищем.

Многие народы измеряли время течением воды: капли воды становились каплями времени. Но здесь, на Севере, время выбрало другие следы — гурии — знаки из камней, оставленные для какой-либо приметы. Они до сих пор не только напоминают о прошлом, но и, разбросанные по побережью и островам, продолжают служить ориентирами для мореходов. С годами стали появляться приметы времени — города и дороги. Но пока не появился такой ожидаемый знак, как нефтяные вышки.

Эти знаки должны отметить наступление нового времени. Авторы сборника называют его Временем Добычи, потому что резерв новых открытий в регионе очень велик, так как разведана только половина запасов углеводородного сырья. Огромные перспективы раскрывают результаты геологоразведки шельфа Баренцева и Карского морей. С началом их освоения, несомненно, будет прирастать богатство российского Севера.

Но могут ли сосуществовать на одной земле, в одном краю традиционное оленеводство и нефтегазодобывающая промышленность? Промыслы коренных народов Севера сберегли окружающую среду, а начало освоения природных ресурсов стало разрушительным и для неё, и для самих исконных жителей северных регионов. Пока мы узнали только экологическую цену «чёрного золота», хотя у него есть и цена этнологическая. Коренной представитель северного мира, лишённый возможности строить свой особый дом и жить в нём, теряет ощущение собственного микрокосма, передаваемого из поколения в поколение с помощью строительства этого дома. А, значит, человек утрачивает и внутренне присущую ему связь с макрокосмом, ибо родной дом воплощает для него легенду о сотворении мира. Оторванный от промысла, традиционно также связывающего его с этим большим миром, теряет себя самого, свою этническую идентичность. Пусть сначала потери кажутся не столь существенными, но уже в недалёком будущем они могут стать невосполнимыми.

Речь идёт, конечно же, не только о северных народах. Поэтому в Кари — Ока в Бразилии в 1992 году была подписана Декларация коренных народов. Неоднократно в ней повторяется магическая фраза: «Мы, коренные народы, идём в будущее по следам наших предков». Где оставлены, где сохранились эти следы? «Следы наших предков запечатлены на земле наших предков», — отвечает Декларация. Наследник — не тот, кто затаптывает эти следы, а тот, кто умеет, не уничтожив, их правильно прочесть.

Экологические бедствия XX века не обошли и земли Ненецкого округа: интенсивные испытания ядерного оружия на Новой Земле; многолетний аварийный выброс с Кумжинской буровой газоконденсата в Коровинскую губу; аварии на Усинском нефтепроводе, отравляющие тундровые реки… Но современный опыт хозяйственной деятельности показывает, что возможно возвращение к жизни погибающих участков тундры, сохранение верхнего слоя вечномёрзлых грунтов, что можно вести промышленную деятельность, не нарушая маршруты миграции оленей и диких животных.

Но боль земли всё равно останется, как следы от островов архипелага ГУЛАГ, затерянные на этой северной земле. К древним гуриям прибавилась памятная пирамида с фамилиями заключённых, убитых во время бунта на участке «Мыс Белый» в 1934 году. А 1 мая того же года в посёлке Варнек состоялся первый слёт ударников Вайгачской экспедиции… И в сборнике цитируется праздничный приказ начальника экспедиции. Это тоже следы истории, следы на земле и в памяти, отражающие разные оценки одновременных событий.

Во многих частях нашей страны остались и страшные следы Второй мировой войны. Есть они и на Севере. Об одном событии того времени в рубрике «Время в поэтической строке» рассказано Владимиром Солоухиным. В 1943 году жители Нарьян-Мара, собрав деньги, купили и вручили истребитель ЯК-7-Б Герою Советского Союза Алексею Тарасову, который успешно воевал на нём в северном небе, а после войны вернул украшенную двенадцатью звёздами — по числу сбитых вражеских самолётов — боевую машину нарьян-марцам. Её установили в центре столицы округа.

Когда закончилась война, домой вернулись не только люди. Как утверждают архивные источники, вернулись и те уцелевшие быки-олени, которые преодолели в декабре 1941 — январе 1942 годов труднейший переход из Малоземельской тундры на Карельский фронт. В условиях заполярного бездорожья оленье-лыжные батальоны были незаменимы. И разве это не особый след Времени?

И таких следов, уже прочтённых и ещё не найденных, на Севере немало. Они притягивают к себе следопытов. Некоторые из них пытаются не просто понять, но и реконструировать прошлое. Российско-украинская историко-географическая экспедиция «Ушкуйники» («Выход к морю Студёному»), прошедшая под девизом «Соединим века, берега и народы», стала составной частью программы «Колумбы российские» и посвящалась 500-летию древней столицы Печорского края — городу Пустозерску. Пройдя древним водно-волоковым путём более 1700 километров, участники экспедиции, замкнув круг времени, завершили маршрут установкой памятного креста рядом с тем местом, где за триста десять лет до этого были казнены вожди русского старообрядчества, в том числе, протопоп Аввакум. Напутствуя своих товарищей перед казнью, Аввакум произнёс: «Ну, братие, не убойтесь смерти, а убойтесь грехов своих!» Как духовное послание из прошлого оно звучит нам напутствием хранить следы прошедших веков бережным к природе отношением.

Мудрый политик, много сделавший для соединения берегов и народов, Франклин Рузвельт, которому принадлежит выражение «Объединённые Нации», назвал книги «путеводными огнями цивилизации». Сейчас стали появляться издания, посвящённые различным частям бескрайней российской земли. И это не может не радовать. Чем больше будет таких книг, тем больше путеводных огней российской цивилизации будут освещать её следы в прошлом и, главное, — её дорогу в будущее.

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 3:25 пп