Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Архив: средоточие державного разума

Александр БАТЫРЕВ — заместитель председателя Правительства Нижегородской области

Сколько негативных, уничижительных идиом живет в обыденном сознании по отношению к архивной службе: «архивные крысы», «архивная пыль» и т.д. И рядового обывателя можно понять — как правило, ему приходится сталкиваться с архивами по малоприятным поводам: поиск документов, подтверждающих трудовой стаж, восстановление утраченных сведений о различных переменах гражданского состояния…

Между тем, люди, связанные по роду своей деятельности с архивными службами, не могут не сознавать могучей силы исторического опыта, сконцентрированного в прозаических «единицах хранения». Если «застывшая музыка» архитектуры доносит из глубины веков лишь отдельные стороны бытия наших предков, то архивные хранилища вмещают многообразное богатство беспристрастных свидетельств буквально обо всем, что волновало россиян, чем они жили, какие интересы ими двигали, как складывались отношения граждан с государственной властью и многое другое.

Здесь сконцентрирована историческая память народа о великих свершениях, трагических событиях, о повседневных буднях. Память, служащая делу созидания и составляющая основу национальной идеи Российского государства. Архивы -надежная гарантия того, что память народа останется живой, свободной от мифов и идеологических наслоений. Воплощенная в архивных документах, она хранит положительный и отрицательный опыт деяний предшественников. Этот опыт, естественно, нельзя слепо копировать, а вот учитывать его в работе, прогнозируя возможные последствия, просто необходимо.

Вот лишь несколько примеров тех «граблей», на которые мы наступали не единожды, т.к. не удосужились ознакомиться с историческим опытом.

Современное реформирование экономики, быстрое создание рыночных институтов только на первый взгляд многим кажутся откровением. Архивные документы сохранили исторический опыт не только положительный, но и отрицательный, изучать который совершенно необходимо. Например, акционирование и приватизация государственных предприятий тяжелой индустрии проводились еще в период правления Александра II. В это время на волне всеобщей либерализации многие крупные казенные заводы военного ведомства перешли в частные руки. При этом предполагалось, что частные владельцы заводов на основе конкуренции и в погоне за прибылью будут развивать производство, содействовать дальнейшему подъему промышленности. Но «новые русские» второй половины XIX века активно занялись распродажей оборудования и в итоге развалили производство окончательно. Понадобилось срочное жесткое вмешательство государства, которое вновь взяло оборонные заводы в казну и обеспечило их реконструкцию, сделав производство конкурентоспособным.

Еще один пример из той же эпохи. Либеральный государь и его окружение провозгласили политику отмены таможенных барьеров на пути иностранных товаров, наивно полагая, что конкуренция заставит отечественного товаропроизводителя увеличить выпуск и улучшить качество своей продукции. Получилось совсем не так: российские предприниматели были буквально сметены с рынка потоком дешевых товаров из-за рубежа. С 1880-х годов пришлось вводить новые таможенные пошлины, чтобы поддержать отечественную промышленность и дать ей инвестиции для развития. Оценивая итоги либерализации экономики, выдающийся ученый Д.И.Менделеев с негодованием отмечал, что двадцать лет было потеряно впустую. Читаешь хранящиеся в архивах аналитические записки и обзоры по этому вопросу, и не верится, что написаны они были более века назад. Остается лишь посетовать, что эта информация не была принята в расчет при обсуждении путей реформирования нашей экономики.

Сегодня приходит понимание того факта, что архивы — это важнейшая часть информационных ресурсов Нижегородской области. Это отражение реального значения информации в жизни общества и государства. Архивные документы становятся информационным продуктом, потребляемым весьма активно и способным приносить ощутимую коммерческую выгоду. Нашим землякам хорошо известны прекрасные книги с использованием архивных материалов: фотоальбомы М.П.Дмитриева и А.О.Карелина, издания по истории нижегородских промышленных предприятий. Видимо, можно прогнозировать интерес и к экономической стороне содержания документов прошлых лет. Пример — производство кирпича в Нижегородском Поволжье. Без дорогостоящих изыскательских работ через архивные документы легко выяснить, где, на каком сырье традиционно велось производство в прошлом столетии? Или вопросы землепользования: сохранившиеся карты и планы позволяют проследить, как и почему использовался ранее тот или иной земельный участок. А проектные документы, поступившие в совсем еще молодой Государственный архив специальной документации Нижегородской области, будут сохранять экономическую актуальность еще не один десяток лет.
На снимке: «Установление орденов кавалерских российских» Павла I 1797 года, хранящееся в архиве Нижнего Новгорода.
В этих условиях со всей остротой встают вопросы контроля над использованием архивных материалов. Такой контроль необходим, чтобы не допустить утечки информации о государственной тайне, тайне личной жизни и безопасности граждан. Возможности юридического регулирования этого вопроса дает принятый в 1996 году «Закон об Архивном фонде Нижегородской области». Дальнейшее совершенствование нормативно-правовых документов позволит грамотно решать возникающие проблемы собственности и авторского права на архивную информацию, разграничения полномочий и предметов ведения между архивными органами разного уровня.

Перемены, происходящие в российском обществе с начала 1990-х годов, привели к принятию законов о реабилитации жертв политических репрессий, о ветеранах войны и труда, узниках фашистских концлагерей. Благодаря архивистам тысячи наших земляков получили справки, позволившие им восстановить честь и достоинство, узнать о судьбе близких родственников. На решение этой же задачи было направлено создание в 1998 году Государственного архива социальной защиты граждан, документы которого позволяют восстановить трудовой стаж работников ныне ликвидированных предприятий.

Сегодня все общественно-значимые мероприятия, проводимые областной администрацией, другими органами власти и самоуправления, сопровождаются документальными выставками и публикациями. В активе архивной службы — участие в губернаторской программе «Нижегородские поселения», в проведении «Дней Нижегородской области» в других регионах России, в странах Ближнего и Дальнего зарубежья, экспозиции к знаменательным датам и событиям в истории народа. Формы этой работы продолжают расширяться.

Наконец, необходимо подчеркнуть еще одну функцию архивной службы, которой, к сожалению, не уделяется достаточно внимания.

Подобно гербу и флагу, архивы — это символ нашей государственности. Хранящиеся здесь уникальные и особо ценные документы — не просто информация о людях и событиях, это священные реликвии нашей области. Таково хранящееся здесь «Дело об утверждении гербов Нижегородского наместничества», где приведены утвержденные императрицей Екатериной II изображения гербов Нижнего Новгорода и уездных городов губернии. Таковы: «Переписка Петра I и епископа Питирима», указы об учреждении Нижегородской губернии и области, постановления о придании ряду населенных пунктов статуса городов и многое другое.

Сегодня архивный фонд области составляет свыше 4 миллионов единиц хранения: с 1507 года по сегодняшнее время. Возложенные на архивную службу задачи — комплектование, хранение и использование документов в политических, юридических, социальных, исторических и иных целях — с момента создания предопределили ее включение в систему государственных институтов. Еще в XIV веке архив стал одним из символов государственности великого княжества Нижегородского. Не случайно при вхождении княжества в состав Московской Руси нижегородские князья обязывались отдать ее правителям все грамоты и ярлыки прежних лет, тем самым признавая свою зависимость от Москвы.

Забота о сохранении «архивов прежних лет» звучала в императорских указах Петра Великого и Екатерины II: великие реформаторы предписывали непременно строить при губернских правлениях каменные здания для казны и архивов, назначать архивариусами людей «трезвого поведения…».

Стремление привлечь к архивному делу научную общественность и любителей отечественной старины вызвало издание Указа императора Александра III об архивных комиссиях, в соответствии с которым в 1887 году была учреждена Нижегородская губернская ученая архивная комиссия (НГУАК), призванная пополнять, хранить и публиковать документальное наследие края. Примечательно, что НГУАК, созданная в период безвременья и упадка общественной жизни, объединила лучших представителей нижегородской интеллигенции и столичных ученых; «непременным председателем» комиссии, то есть руководителем по должности, был сам губернатор. За тридцать лет работы деятели НГУАК собрали тысячи архивных дел, опубликовали десятки томов документальных исследований, статей, справочников. Так что закономерным стало преобразование в 1918 году групп энтузиастов и сотрудников разрозненных ведомственных хранилищ в Единую государственную архивную службу с общим органом управления и разветвленной структурой архивов.

Традиционные функции архивов в последнее время оказывают все большее воздействие на формирование не только научно-исторических взглядов, но и на процесс организации управленческой деятельности, на социальную политику в регионе, на воспитание молодого поколения нижегородцев. Отрадно, что все большее количество наших госслужащих осознает, что лишь глубокое, объективное и конкретное знание истории отечественной государственности, многовекового опыта организации управления в России создает условия для достижения успехов не только в государственно-правовом строительстве, но и в непосредственной реализации многообразных функций властных органов всех уровней.

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 3:20 пп