Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Во благо человека

Анастасия ГУСЕВА — доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС

Всероссийская научно-практическая конференция «Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике (РАГС, 28 февраля — 2 марта 2001) — событие поистине знаменательное. Это первая встреча ведущих отечественных специалистов в области прикладной психологии, на которой обсуждались психотехнологии изучения и оценки личности, кадрового менеджмента, развития личностного и профессионального ресурса, использование коммуникативных средств воздействия в управлении, Public Relations, в политической рекламе и избирательных кампаниях. Участники конференции ознакомились с новейшими российскими и зарубежными разработками по акмеологии, практической и экспериментальной психологии, обменялись накопленным опытом. Получили поддержку инновационные проекты, отечественные «ноу-хау», в ходе дискуссий были выявлены перспективные направления и школы. Само название конференции подчеркивает важную роль, которую психотехнологии призваны сыграть в деятельности государственной службы, в частности, в подготовке кадров, решении организационных и идеологических проблем, возникающих в этой сфере.

Как современные психотехнологии используются в образовании (в том числе в обучении госслужащих), бизнесе, политике? Какие направления и методы развиваются сейчас наиболее активно? В чем причина широкого распространения «грязных» технологий? Где учат приемам психотехники? Как отличить истинных профессионалов от шарлатанов? Можно ли сформировать у человека способности к адекватной самооценке и к самопрограммированию психических и психофизических функций? Как, наконец, управлять собой, людьми, ситуациями, а значит испытывать радость и удовольствие от жизни?

Все эти вопросы так или иначе затрагивались на конференции, но прежде чем попытаться ответить на некоторые из них, предпримем краткий экскурс в историю.

Понятие «технология» сложилось еще в эпоху античности. Древние мыслители трактовали «techne» как «искусство», «мастерство», «ремесло» и соответствующие им умения и навыки. Согласно современному толкованию, технология — это «совокупность знаний, сведений о способах производства чего-либо, обучения чему-либо и процессах их сопровождающих, приемах, применяемых в каком-либо деле», а также «научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы». За последнее десятилетие исследователями было предложено более 60 определений технологий, появились «технологии успеха», «технологии карьеры», «технологии имиджа», «технологии консалтинга» и др. Таким образом, в отечественной науке и практике складывается достаточно обширная теоретико-прикладная исследовательская база. Вместе с тем искусственная привязка термина «технология» ко всему, что окружает человека, равно как упрошенная, поверхностная интерпретация без учета специфики изучаемых явлений вносят известную путаницу в понимание содержания, предназначения и возможностей технологии.

Следует отметить, что между понятиями «техника» и «технология» существует функциональная связь, которая определяет диалектическое единство объективного и субъективного в практической деятельности. Термин «техника» применяется для характеристики навыков и приемов, используемых в каком-либо деле или искусстве. Так толкует это слово и В.Даль («искусство, знание, умение, приемы», «приложение их к делу», «сноровка»), и словарь современного русского литературного языка («манера», «приемы», «владение такими приемами», «профессиональная выучка»).

Что касается психотехники, то она зародилась на рубеже XX века, когда индустриальный прогресс обусловил интерес психологии к производственной деятельности. Термин принадлежит Вильяму Штерну (1871-1938) — немецкому психологу и философу, эмигрировавшему в 1933 году в США. (Кстати, он одним из первых применил тесты, ввел понятие «коэффициента интеллектуальности».) Нельзя не упомянуть и американского инженера Фредерика Тейлора (1856-1915), автора системы интенсификации труда для рациональной организации производства. Создание этой системы потребовало знаний о нервно-психическом потенциале работающих и возможностях его эффективного использования. Активное изучение высших психических функций привнесло в понятие «технология» новые значения, связанные с внутренней деятельностью человека, а затем — с процессами воздействия на него, управления личностью, людьми. Предназначение психотехники — развить способности и природные дарования личности, помочь самореализоваться. При этом гуманитарной по своей сути является лишь та психотехнология, которую можно применить к человеку, используя различные психотехники, без вреда для его здоровья и негативных последствий в межличностной, профессиональной и массовой коммуникации.

Закономерен вопрос: кто и каким образом овладевает приемами психотехники, где этому учат?

Прежде всего нужно сказать, что психотехники интегрируют в себе весь комплекс знаний о человеке и потому, наряду с пониманием глубинных психологических явлений, психотехнических явлений, психотехнолог должен разбираться в педагогике, медицине, акмеологии, социологии, геронтологии, в управлении, конфликтологии и т.д. Как правило, к данной категории профессионалов относятся те, кто сам добывал эти знания и развивал свои способности в различных психологических школах прикладной направленности, посещал тренинги, осваивал конкретные приемы. Таких специалистов немного, их, по сути дела, нигде не готовят. Обучения на краткосрочных курсах недостаточно, необходимы, на мой взгляд, специальные программы во всех гуманитарных вузах, где преподают психологию.

Кроме профессионализма и широкой научной эрудиции, психотехнолог должен обладать психологическим чутьем и проницательностью. В совокупности это, может быть, и есть талант, особый дар, природная предрасположенность к работе с людьми.

Специальное образование, разумеется, важно, но не только как строчка диплома, а как реальное знание психологии, человека, причем апробированное на практике и закрепленное личным опытом. Спецприем — это реализация конкретного навыка, умения, однако на спецэффектах долго не продержишься. Задача психотехнологии — помочь человеку адаптироваться в любой среде, используя собственный ресурс личностных и профессиональных возможностей, развивать альтернативное мышление и формировать поисковое поведение.

В последние годы приобрели мощный импульс и стали бурно развиваться такие разделы психологии, как нейро-лингвистическое программирование (НЛП), так называемый эриксоновский гипноз и психолингвистика. К практическим разработкам, методам и техникам данных направлений обращаются не только психотерапевты, но и специалисты в области рекламы, маркетинга, политического консультирования, избирательных технологий. При этом не секрет, что современные психотехнологии — мощное по психологическому воздействию средство манипуляции личностью и ее сознанием. Среди «пиарщиков» даже бытует выражение: «Дайте мне Адольфа Гитлера, и я сделаю вам Иисуса Христа».

Откровенное использование психотехник НЛП продемонстрировал, например, телематериал, вышедший за неделю до последних выборов в Госдуму. Как только не изголялся «автор» над одним из кандидатов — измерял его вес и рост, сравнивал с мельчайшими предметами и т.д. В НЛП эта техника называется «изменением субмодальностей», когда отношение к объекту меняется через изменение описания его образа, связанных с ним звуков и ощущений. В данном случае ведущий именно это и пытался сделать, уменьшая визуальную модальность (рост), кинетическую (вес) и усиливая аудиальную (звук при сморкании).

Еще один прием, практикуемый на ТВ, — метод мягкого эриксоновского гипноза. Все очень просто: во время передачи повторяются самые простые, самые банальные фразы, которые подбираются таким образом, что их содержание кажется очевидным, не подлежащим сомнению. Банальности настраивают телезрителя на согласие, и поэтому неожиданные выводы, следующие за «вовлекающими» фразами, воспринимаются легко и естественно, без сопротивления. Отнюдь не обоснованные, не очевидные заключения ведущего «съедаются» за счет накопленного согласия. Подобный прием — типичный для любого гипнотизера или опытного специалиста по ведению переговоров.

Кстати, колдуны, шаманы, цыганки также применяют психотехники (хотя их никто этому специально не учил), включая в коммуникацию глубинные процессы подсознания. Маги, колдуны — это иллюзионисты, они ничего не объясняют, они самореализуются. По силе воздействия их психотехники, где много мистики, обрядов, ритуалов, безусловно, эффективны, но сам человек в этом процессе не участвует, он просто объект, пассивно воспринимающий это воздействие. Цыганки же от природы наделены хорошей наблюдательностью и проницательностью, а опыт общения с людьми сформировал у них «профессиональное» чутье. Но в основе всех этих коммуникативных трюков — манипуляции, обман.

Одна из контактных технологий («технология длинной руки») применяется для изменения программы ролевого поведения, а, между тем, в ее основе лежит всего лишь акт особого рукопожатия. Такая технология была использована во время первой встречи Рональда Рейгана с Михаилом Горбачевым в Женеве. Руку советского Президента Рейган задерживал ровно 32 сек. Этого было достаточно, чтобы партнер по взаимодействию принял нужное решение.

Несколько слов нужно сказать еще об одном из направлений, в котором применяются манипулятивные психотехники -психолингвистике. Это раздел психологии, занимающийся изучением особенностей восприятия вербальной информации.

Воздействие любого текста на человека содержит несколько уровней, в частности, общее эмоциональное впечатление от написанного, которое неосознанно переносится на то, о чем или о ком идет речь. Сегодня психологи-практики успешно решают задачу составления текстов, «правильных» не только с точки зрения содержания, но и в плане «эмоций».

Оказывается, на восприятие текста массовой аудиторией влияет ряд скрытых факторов — эмоциональное впечатление от его звучания, степень нагрузки на различные сенсорные каналы (системы), созвучность выражаемого мироощущения психологическим особенностям читателя, ритмические характеристики текста, уровень его агрессивности, архетипичности, сексуальной нагруженности, звуковая окраска.

Множество экспериментов подтверждают, что фонетическая значимость текста увеличивает вероятность тех или иных суждений и оценок читателя, причем этим процессом можно управлять.

Разработанные в последние пять-шесть лет программные средства позволяют оценить эффективность агитационных материалов и степень их влияния на подсознание; обеспечивать составление текстов с заранее заданными параметрами эмоционального воздействия, а также документов, содержащих элементы скрытого внушения; дают возможность для бесконтактного изучения психологических особенностей людей по их статьям, письмам, выступлениям.

Очевидно, что владение перечисленными выше приемами современных психотехнологий является мощным инструментом воздействия как на человека, так и на массы. От того, в чьих руках он окажется и в каких целях будет использоваться, зависит и то, каков будет результат.

К сожалению, сегодня нет четких правовых норм, ограничивающих манипулятивное использование приемов из арсенала психотехнологий в политической пропаганде и коммерческой рекламе. Можно ли изменить ситуацию — вопрос, который поднимался и на конференции.

Рассмотрим теперь некоторые аспекты применения психотехнологий в образовании. Прежде всего отметим, что в Москве активно предлагают свои услуги по программам краткосрочного бизнес-обучения более 40 компаний, 17 — проводят тренинги личностного роста, 10 некоммерческих структур занимаются вопросами духовного самосовершенствования личности. Однако остаются проблемы качества предлагаемых услуг, удовлетворенности процессом и результатом обучения, возможностью применения полученных знаний в профессиональной деятельности.

Вот что показал, например, анализ самооценок слушателей, поступающих в РАГС. Реализовать свои способности удается на 3/4 — 10%, на 2/3 — 18%, на 1/3 -6%ина1/4-3%опрошенных. Большинство (78%) в данной выборке составили лица от 30 до 50 лет. Это непростое время для обучения, которое приходится на так называемый кризис «середины жизни»: постановка и реализация новых жизненных целей, профессиональный рост, общественное признание. Между тем, только каждый четвертый готов рискнуть что-либо изменить в своей жизни, не говоря уже о том, чтобы измениться самому. Для 2/3 характерна мотивация избегания неудач.

Возможно, причиной тому физиологические и психоэмоциональные состояния, связанные «с синдромом профессионального сгорания» и др. Лишь немногим более 30% слушателей считают себя абсолютно здоровыми, 20% — отмечают синдром хронической усталости.

У мужчин ухудшение здоровья начинается в возрасте 50 лет, у женщин эта проблема становится актуальной после 40, а в 45 — обостряется до критического уровня. За 10-15 лет напряженной работы психоэмоциональная сфера человека изнашивается так, что напоминает 3-4 перенесенных инфаркта, накапливаются паталогические отклонения от нормы, организм «расплачивается» за сверхинтенсивный труд «болезнями века».

Среди психологических факторов, снижающих эффективность деятельности, можно выделить информационные и психологические перегрузки; сверхнормативное эмоциональное и интеллектуальное напряжение; негативные функциональные психические состояния (тревожность, боязнь неудач, неудовлетворенность и пр.).

Примечательно, что, по признанию опрошенных, у них в большей степени сформированы навыки самопознания, нежели саморазвития и самореализации. (Многие знают, что расстраиваться нельзя, а как этого избежать, не знают).

Применение психотехнологий в образовательном процессе позволяет реализовать три подхода:
•Индивидуально-дифференцированный (к каждому слушателю);
•Консультативно-развивающий;
•Коррекционно-технологический.

В ходе обучения продуктивным способам поведения решаются следующие задачи:
1.Профессиональная адаптация к тем реалиям жизни и деятельности, которые не зависят от субъекта по объективным причинам. На этом уровне надо не только удержаться и выжить, но и максимально использовать все возможности для самоутверждения.
2.Овладение конкретными технологиями оперативной адаптации на более высоких ступенях социокультурной и профессиональной иерархии. (Повышение социального или профессионального статуса -всегда стрессовая ситуация для субъекта.) Цель этого уровня — научиться использовать социально-профессиональные сценарии и условия их реализации. В противном случае неизбежно возвращение на прежние позиции.
3.Осознание реальных ценностей всех важных для человека событий, построение его жизненной стратегии.

Надо развивать здоровое честолюбие, стремление к получению удовлетворения от преодоления препятствий и осуществления поставленных целей. Человеку свойственно от природы желание быть лучше, а не хуже, чем другие, это нормальная потребность, но нужно сделать так, чтобы она не угасала. Профессиональный психотехнолог призван помочь обрести веру в собственные возможности, наладить откровенный диалог со своим внутренним «я», сформировать умение смотреть на себя со стороны, узнать свои сильные и слабые качества.

В сегодняшнем «горшке жизни» выживает и вырывается вперед тот, кто умеет создать себе опору для прыжка в счастливую жизнь. И здесь нужно не только хорошо «работать лапками», как лягушка из детской сказки, а главное, — не погибнуть от надрыва, а испытать радость и удовольствие от жизни. В менее выгодном положении находятся борцы за выживание, чем те, кто изначально обладает потенциалом постоянного благополучия. Еще более сложная задача — придать собственным возможностям «конкурентный вес», превратить их в востребованный продукт. И какой бы многогранной ни была формула успеха, на вершине в конечном итоге оказывается тот, кто умеет управлять собой, людьми, ситуациями.

Современные психотехнологии позволяют развить потенциальные способности, профессиональные умения и навыки, успешно реализовать их в жизни и деятельности, но они же могут стать и разрушительной силой. Данное обстоятельство делает весьма актуальным вопрос о профессиональной и социальной ответственности психотехнологов, что предполагает соблюдение ими нравственных и экологических норм, неукоснительное следование принципу «не навреди». В нашей истории уже были примеры, когда специалисты в области психиатрии использовались для обслуживания политических амбиций.

Психотехники и технологии не должны применяться во вред человеку. Их предназначение — обеспечить контроль и необходимую коррекцию психических процессов и состояний, поведения, мотивов, побуждений, совершенствовать духовность, поддерживать социальное и нравственное здоровье, развивать «энергию духа», приумножать моральную силу человека. Таково единодушное мнение участников Всероссийской научно-практической конференции «Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике».

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 2:58 пп