Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

России — идеология государственного патриотизма

Кафедра внешнеполитической деятельности России осуществляет подготовку государственных служащих федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, служащих муниципальных органов управления, а также государственных служащих стран СНГ, занимающихся вопросами международных связей, по специальности «Государственное и муниципальное управление» со специализацией «Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России».

В аспирантуре и докторантуре кафедры ведется подготовка аспирантов и докторантов по специальности «Политические проблемы международных отношений и глобального развития (политические и юридические науки) и история международных отношений».

Руководство кафедры:

Заведующий кафедрой — доктор исторических наук, профессор Вячеслав Александрович Михайлов;

заместитель заведующего кафедрой — доктор исторических наук, профессор Людмила Олеговна Терновая.

Профессорско-преподавательский состав:

Юрий Николаевич Гаврилов — доктор исторических наук, профессор;

Владимир Никитович Дахин — доктор исторических наук, профессор;

Сергей Алексеевич Проскурин — доктор политических наук, профессор;

Регина Анатольевна Явчуновская — доктор политических наук, профессор;

Владимир Леонидович Лобер — доктор политических наук, профессор;

Валерий Степанович Буянов — доктор философских наук;

Юрий Владимирович Никуличев — доцент, кандидат социологических наук;

Ольга Дмитриевна Абрамова — доцент, кандидат экономических наук.

Учебно-методический кабинет:

— Наталья Александровна Тамарчина — заведующая;

— Ирина Николаевна Сергеева — ведущий специалист.

Учебная работа

Учебная работа кафедры осуществляется по следующим основным направлениям: национальные интересы России и проблемы их реализации на международной арене (включая институциональные и кадровые аспекты); международные связи субъектов Российской Федерации; интеграционные процессы на постсоветском пространстве; тенденции мирового развития; проблемы управления глобальными, региональными и субрегиональными процессами в деятельности международных организаций; зарубежный опыт общественного развития, государственного и муниципального управления, кадровой политики и проблемы его адаптации в условиях России; технологии международного политического и делового общения.

Слушателям, получающим второе высшее образование, на кафедре читается курс «Геополитика» с дифференциацией его содержания для специалистов в области государственного и муниципального управления, юриспруденции, экономики. Предусмотрены также специальные учебные курсы.

По проблематике кафедры ежегодно специализируются более 20 слушателей и 10 аспирантов всех форм обучения. Выпускники работают в Администрации Президента, федеральных и региональных органах государственной власти, учебных и научных заведениях, коммерческих структурах.

Научно-исследовательская деятельность

Ученые кафедры принимали участие в исследовательских и научных проектах по программе «TACIS» Европейского Союза, посвященных проблемам кадрового менеджмента, изучению опыта государственной и муниципальной службы за рубежом, а также в Программе Фонда Сороса «Обновление гуманитарного образования в России».

Учеными кафедры по заказу Министерства труда и социального развития был реализован оригинальный научный проект «Зарубежный опыт общественного развития, государственного управления и кадровой политики и проблемы его адаптации в условиях России». Для Минтруда разработана научная программа «Кадровая политика федерального, регионального и муниципального уровней: отечественный и зарубежный опыт».

Материалы научно-практического семинара «Глобализация и региональная конкурентоспособность: теория и политика», семинара по проблемам доверия в международных отношениях пользуются большим спросом у специалистов.

Издательская деятельность

Учебные и исследовательские проекты кафедры широко используются в учебном процессе Академии и ее филиалах, других высших учебных заведениях, в практической работе государственных органов власти, различных предприятий и организаций России и государств СНГ.

Коллективом кафедры подготовлены и изданы следующие учебные пособия:
•Марчук Н.И. и др. Субъекты Российской Федерации в международных связях. 4.1.- М.: РАГС, 1997. — 5,7 п.л.;
•Вознесенская Л.О., Марчук Н.И. Основы международного делового общения. — М.: РАГС, 1997. — 6,8п.л.;
•Проскурин С.А. Теоретические основы внешнеполитической стратегии России. — М.: ТГУ, 1997. — 8,0 п.л.
•Зарубежный опыт управления: подготовка кадров государственной службы. Проблемы России. — М.: РАГС, 1998. -10,0 п.л.
•Проскурин С.А. Социальная безопасность. В 2-х частях. — М.: ТОДЖИ, 1998.-34 п.л.
•Реформирование России и современный мир. Вып.1. — М.: РАГС, 1998.- 10.0. п.л.
•Реформирование России и современный мир. — М.: РАГС, 1999. — 10,0 п.л.
•Зарубежный опыт государственного управления. — М.: РАГС, 1999. — 10,0 п.л.

Учебно-методическое обеспечение

Для методического обеспечения учебного процесса выпущены следующие учебно-методические материалы:

Вознесенская Л.О., Дорошева Е.Ю. Теория и практика международных отношений. — М.: РАГС, 1998. -1,4п.л.

Терновая Л.О., Дорошева Е.Ю. Политическая глобалистика и регионалистика. — М.: РАГС, 1998. — 3,0 п.л.

Терновая Л.О., Дорошева Е.Ю., Мельникова А.А. Сценарии XXI века. М.:РАГС, 1999.-4,2п.л.

Предложения на коммерческой основе

Кафедра, в соответствии с общими сроками и утвержденным в РАГС порядком, осуществляет набор слушателей и аспирантов на коммерческой основе. Для коммерческих и иных негосударственных структур может быть прочитан, на платной основе, курс «Основы международного делового общения» и другие курсы, разработанные кафедрой.

Ученые кафедры, на платной основе, в рамках разрабатываемых кафедрой научных и учебных проблем, могут подготовить информационно-аналитические материалы, научно-аналитические доклады, учебные пособия и учебно-методические материалы для платных учебных заведений.

Телефоны кафедры (095) 436-96-12; 436-94-12; 436-07-33

Вячеслав Михайлов:
«России — идеология государственного патриотизма»
Вячеслав Михайлов
КТО ЕСТЬ КТО

Родился 13 апреля 1938 года в городе Дубовка Волгоградской области.

Трудовую деятельность начал с 17 лет строгальщиком Краснолучского машзавода в Луганской области. После окончания в 1961 году Львовского государственного университета им. И.Франко работал учителем, завучем в средних школах Целиноградской и Львовской областей.

С 1969 года В.А.Михайлов — на партийной работе. Был заместителем заведующего орг.отделом, государственно-правовым отделом, заведующим подотделом национальных отношений ЦК КПСС, заведующим отделом национальной политики ЦК КПСС.

В течение трех лет В.А.Михайлов консультировал журнал «Я и мир», работал профессором кафедры политологии Московского института международных отношений.

С 1993 года его приглашают на работу в Министерство по делам национальностей РФ.

Теперь экс-Министр российского Правительства и бывший первый заместитель Секретаря Совета Безопасности РФ В.А.Михайлов возглавляет кафедру внешнеполитической деятельности Академии.

Вячеслав Александрович, Вы много лет посвятили государственной службе, занимали высокие посты в правительстве, в частности, должность Министра по делам национальностей Российской Федерации, и вдруг полностью ушли в науку. Согласитесь, не так уж много у нас чиновников-ученых, почему Вы выбрали именно такой путь?

— Да, я, собственно, никогда с наукой и не расставался. Проблема национальных, федеративных отношений является моей спутницей почти 40 лет. Еще в 1966 году по совету своего учителя профессора истории Афанасия Степановича Зашкильняка, я выбрал тему диссертации, связанную с национальной проблематикой. С тех пор не прекращал заниматься научной работой в этой области. Кафедру внешней политики я возглавил в 1998 году, когда был первым заместителем Секретаря Совета Безопасности. Переход на постоянную научную работу -естественный и закономерный для меня этап. Закончив службу в правительственных органах, я мог, как мне кажется, наиболее эффективно использовать свои знания и свой практический опыт только в науке, с которой никогда не порывал и не изменял своим научным интересам.

— Ваша государственная служба пришлась на переломный период. Буквально на ваших глазах произошел распад СССР. Хотелось бы услышать мнение «изнутри», взгляд, так сказать, из «недр» государственной власти. Неужели ничего нельзя было сделать для сохранения Советского Союза?

— Да, я работал в ЦК КПСС заместителем заведующего. Отделом, потом заведующим отделом по делам национальной политики и федеративных отношений, когда произошли события в Нагорном Карабахе. Довелось принимать непосредственное участие в урегулировании конфликтов во многих горячих точках. Был период борьбы за выживание СССР, и корень проблемы лежал в системе управления нашего государства. Подчеркиваю -именно в управлении. Совершенно очевидно, что сбои в жизни СССР начались значительно раньше, чем принято считать. Ведь еще в 1990 г. М.С.Горбачев и мысли не допускал, что Советский Союз может распасться. Но этот процесс начался гораздо раньше. Именно ученые подняли вопрос о необходимости реформирования федеративных отношений. Они видели, что механизм федерации не работал, особенно в поле правового регулирования этих отношений. СССР считался федерацией (так декларировала Конституция), а по существу был унитарным государством, с жесткой централизованной системой управления. Система скреплялась, как стержнем, централизованным руководством Коммунистической партии, поэтому, естественно, когда сама партия распалась на федеративные компартии, когда она потеряла свою связующую стержневую роль, рассыпался и Советский Союз, ведь других механизмов управления федерацией просто не существовало. С точки зрения управления распад СССР совершенно понятен. Варианты крушения модели унитарного государства описали еще за 1000 лет до нашей эры великие философы. Ведь наука управления очень древняя. Китайская поговорка гласит: «Не закапывай старый колодец, пока не выкопал новый». Если перевести ее на язык управления, то можно сказать так: пока не создан новый механизм управления, нельзя рушить старый, потому что машина развалится. Аристотель по этому поводу говорил: «Лучше жить при дурном законе, но который воспринимается гражданами, чем ввести новый закон, который граждане все равно выполнять не будут». К сожалению, историческим опытом науки управления руководство страной пренебрегло. Вовремя механизмы управления федерацией (как она была задумана при образовании СССР) не были обновлены. Как работавший тогда в ЦК КПСС, могу сказать, что было множество сигналов с мест, в частности, из Прибалтики, из научно-исследовательских институтов, городских и областных партийных комитетов. В «низах» видели эту проблему. Даже В.В.Щербицкий,1 на что уж консерватор, еще в 1988 г. предлагал принять закон о федерации, прописать в новом законе весь механизм ее деятельности. В Конституции было записано право выхода республик из состава СССР, а механизма такого не существовало. Прибалтика, кстати, в то время не ставила вопрос так жестко о выходе из СССР. Речь шла об экономической самостоятельности, собственном республиканском хозрасчете, о внедрении новых отношений в систему управления государственных служб этих республик. Поэтому я не согласен с утверждением, что распад СССР был неизбежен и закономерен. Это не соответствует действительности. Еще раз подчеркиваю, это был кризис управления, и выработка нового пути, своевременное реформирование управления федерацией, безболезненная замена старого механизма новым могли бы многое изменить. Конечно, это требовало определенного интеллектуального уровня управленцев. К сожалению, государственное управление было подменено борьбой за власть.

— Сейчас кафедра, которой Вы заведуете, называется кафедрой внешнеполитической деятельности России. Недавно Вы вышли с предложением к Президенту-ректору Академии о переименовании ее в кафедру геополитики. С чем это связано и повлечет ли это серьезную переориентацию кафедры, изменение ее роли в системе РАГС?

— Академия государственной службы — это учебное заведение властной вертикали. Здесь собраны наиболее авторитетные ученые, которые должны помогать Президенту в решении вопросов управления через теоретическую подготовку государственных служащих. Нынешнее название кафедры несколько сужает ее задачи, так как внешняя политика — лишь один аспект деятельности России. Мы должны оценивать мировые глобальные проблемы и понимать смысл внешней политики и международных отношений в общепланетарном масштабе, понимать место и роль России в этом процессе. Задача кафедры — готовить слушателей так , чтобы они не просто знали контуры внешней политики России, а понимали суть мировых процессов, которые происходят сегодня. Да, действительно, вначале речь шла о введении в наименование кафедры термина «геополитика». Но при обсуждении на кафедре мы пришли к выводу, что такое название сужает цели и задачи кафедры. Ведь геополитика — это составная часть мировой политики. Она берет свое начало из географической политики, которая была всегда достаточно развита в России. Одними из ее разработчиков и пионеров были Татищев и Ломоносов; кстати, первый учебник в мире по географической политике был написан в России. Но, несмотря на столетние традиции в геополитике, понятие мировой политики все-таки шире, и мы на кафедре считаем, что лучшим названием было бы: «Кафедра мировой политики и международных отношений». Да, конечно, это приведет к расширению наших возможностей, к некоторой переориентации кафедры. Но одновременно привлечет слушателей и аспирантов нового поколения, которое хочет ориентироваться в мировой политике как глобальном процессе. В работе кафедры есть два приоритета: изучение роли и места России в мировой политике с точки зрения исторического процесса и анализ современных тенденций. Мы намерены уделить большее внимание изучению и анализу отношений России со странами Ближнего Зарубежья, в том числе странами Балтии. В Эстонии, Латвии и Литве, например, проживает более миллиона русских. Это проблема гигантского масштаба, и геополитические интересы России в этом регионе по-прежнему очень велики и важны. Подготовка специалистов, глубоко знающих проблемы стран СНГ и Балтии, становится первоочередной задачей, и Академия здесь должна проявить инициативу (этой проблеме все еще не уделяется должного внимания) и сориентировать слушателей в этой области. Кафедра уже сейчас делает крен в эту сторону: увеличено количество часов, введена специализация по странам СНГ. Мы думаем, что разработаем новую сетку часов и надеемся приглашать слушателей из республик СНГ, из республик Балтии, в том числе и в наши региональные центры. Например, ученые Эстонии и Латвии уже активно сотрудничают с учебными и научными заведениями Северо-Западного региона. В вопросах истории дипломатии вообще и дипломатических отношений России, в частности, есть немало поучительных моментов. Например, сейчас очень актуален вопрос возрождения рычагов «горчаковской»2 дипломатии. Ведь после поражения в Крымской войне (1853-1856) Россия оказалась на задворках мировой истории. Суть «горчаковской» дипломатии состояла в том, что, играя не столько на противоречиях, а главным образом на нюансах европейской дипломатии, на особенностях психологии и истории взаимоотношений Англии, Франции, Италии, Пруссии, Австрии, без единого выстрела, без какого-либо жесткого прессинга, в течение нескольких лет Россия оказалась свободна от всех унизительных договоров и вновь вошла в ряд ведущих Европейских держав. Эта дипломатия глубокого знания и понимания истории, психологии наций в настоящее время способствовала бы укреплению безопасности России и решению стратегических задач. Сегодняшняя внешнеполитическая деятельность Президента напоминает возрождение принципов и методов «горчаковской» дипломатии. Должен сказать, что активным проводником этих методов был и Е.М.Примаков. Вот оживление этой работы и возможность переименования в Кафедру мировой политики и международных отношений сделало бы возможным приглашение известных дипломатов для чтения лекций нашим слушателям. Это должно привлечь внимание к нам и МИДа, и МГИМО, и соответствующих учебных заведений из бывших республик СССР.

— Вячеслав Александрович, а кто сегодня Ваши слушатели?

— Наши слушатели — это представители разных министерств и ведомств: Министерства по делам федерации и национальностей, Министерства по чрезвычайным ситуациям, сотрудники Федеральной службы безопасности, Миграционной службы, представители администрации Президента, аппарата Государственной Думы, Совета федераций, а также из регионов — Читинской области, Северного Кавказа, Поволжья, Камчатки, Приморского края, Калининграда. Как видите, много слушателей из проблемных регионов.

— Есть ли в Вашей работе на кафедре что-то такое, что Вас особенно беспокоит?

— Есть проблема, про которую часто забывают, — это проблема воспитания. Что я имею в виду, когда говорю о проблеме воспитания? Это прежде всего подготовка государственных людей -патриотов, в самом высоком смысле этого слова. Сегодня РАГС — это Академия, которая должна вести преподавание таким образом, чтобы ее выпускники четко представляли, что они слуги государства, вне зависимости от партийной принадлежности, национальности или вероисповедания. Они призваны защищать на своем посту интересы России. Так делается во всем мире. Государственный служащий -это прежде всего патриот своего Отечества. И не кто иной, как кафедра истории российской государственности, кафедра национальных и федеративных отношений и кафедра мировой политики и международных отношений должны исходить из понимания, что величие нашей державы — не миф. Тут надо всегда помнить уроки Бисмарка. Не скажу дословно, но смысл следующий: если даже тебе кажется, что ты победил Россию, то это еще не значит, что ты ее покорил. Пока там остается ее стержень — русский народ -эта держава непобедима. В Германии Бисмарка это понимали. Гитлер не хотел это принять. Он не понимал, что Россия, как ковер, может свернуться, но, когда начнет разворачиваться, то накроет своего врага. Сегодня те американские политические деятели, которые с уверенностью помещают Россию где-то между «банановыми» республиками, тоже не учитывают этой особенности России. Но для того, чтобы такое чувство воспитать, надо работать, надо искать те инструментарии, те механизмы, в том числе и в истории нашей дипломатии, которые бы способствовали этому. Вот эта функция патриотического воспитания государственных служащих — формирование идеологии государственного патриотизма, в принципе, должна быть функцией всей Академии и, повторяю, нашей кафедры и кафедры истории, прежде всего.

— РАГС как высшее учебное заведение для государственных служащих и как академический институт должна помогать правительству в решении узловых проблем управления государством, в т.ч. укреплении российской государственности. Какие из последних разработок кафедры Вы считаете наиболее интересными?

— Связь Академии с государственным управлением как раз в том и заключается, что она должна быть мозговым центром правительства и администрации Президента и самого Президента по выработке соответствующих мягких, гибких механизмов, чтобы избегать болезненных изменений и упреждать возможные конфликты. Профессор нашей кафедры В.Н.Дахин подготовил записку по вопросу укрепления вертикали власти, основываясь на мировом опыте федерализма. Эта работа была передана в администрацию Президента и получила положительный отклик. Речь идет о нюансах, которые нужно учитывать. Когда мы говорим о наших федеральных округах и о вертикали власти, то речь идет не вообще о вертикали власти, а о конституционной вертикали исполнительной власти. Она связана, прежде всего, с приведением в соответствие всех законов субъектов Федерации с Конституцией РФ и с федеральными законами. Но и не только это. Речь идет и о расширении горизонтальных связей. Не может одно Министерство по делам федерации заниматься вопросами федерализма без увязки с решением политических, экономических и финансовых вопросов. Создан Государственный Совет. Но он пока в поиске своего лица. Центральным направлением его деятельности могла бы стать проблема федеративных отношений. И, естественно, в таком случае в Государственный Совет должны входить не только губернаторы и президенты республик, но и министры, представители судебной власти, депутаты Федерального Собрания. Выработкой идеологии федерализма должен как раз и заниматься Госсовет. Если это произойдет, то трения вокруг Государственного Совета будут сняты.

— Ваше мнение по поводу сегодняшней проблемы Чечни. Что говорит Ваш без малого сорокалетний опыт в проблемах национальной политики?

— Проблема Чечни не является проблемой только Чечни, это проблема всего Кавказа. Здесь уместна аналогия с медициной. Нельзя лечить заболевание одного органа, не затрагивая других, не мобилизуя силы всего организма. В данном случае такой организм — весь Кавказ. И проблема какой-то его части — это проблема всего Кавказа, всех республик и других государственных образований на его территории. У нас же была и остается практика «точечных» решений. Вспомните конфликт вокруг Нагорного Карабаха, потом Абхазии — и опять локальное, местное решение проблемы. Не учитывается периферия горячей точки. Идея Большого Кавказа как региона, охватывающего Россию, Азербайджан, Армению и Грузию, пока трудно реализуется, но ее претворение в жизнь крайне необходимо. Если это не сделаем мы, то об этом позаботятся другие. Англия, США и Турция уже пытаются это сделать, но без России. Я бы сказал, что Кавказ — это экзамен по российской государственности.

Беседу вела Ольга Чернышева

1 Щербицкий В.В. (1918-1990) — член Политбюро ЦК КПСС в 1971-1989 гг., член Президиума Верховного Совета СССР в 1972-1989 гг.
2 Горчаков Александр Михайлович, светлейший князь, в 1856-1882 гг. Министр иностранных дел. В 1871 г. добился отмены ограничительных статей Парижского мирного договора 1856 года; обеспечил нейтралитет европейских держав в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 2:55 пп