Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Собственник в электроэнергетике: государство, инвесторы, акционеры?

Петр СИНЮТИН — кандидат технических наук, начальник отдела ЗАО «ЦДР ФОРЭМ»

Андрей МАРГОЛИН — доктор экономических наук, профессор кафедры теории и практики государственного регулирования рыночной экономики РАГС

Процесс реформирования электроэнергетического комплекса сопровождается острой полемикой по поводу идеологии и темпов его проведения. И это вполне закономерно, поскольку отрасль непосредственно влияет на обеспечение экономической безопасности страны.

Между тем, в ходе дискуссий о путях развития электроэнергетики неоправданно мало внимания уделяется проблеме формирования ее эффективных собственников. А ведь от этого зависит успешное решение ключевых задач отрасли на ближайшие десять-пятнадцать лет.

За этот период предстоит не только модернизировать действующие генерирующие мощности, но и построить новые — в объеме (в среднем) 10 тыс.МВт. в год с ежегодными инвестициями порядка 10 млрд.$, включая сетевое строительство. Задача и масштабная, и трудно решаемая, так как, с одной стороны, приведенные цифры соответствуют умеренному прогнозу роста электропотребления в стране, а, с другой стороны, реальные инвестиции и объемы ввода новых объектов последних лет на порядок меньше.

Вторая по важности задача — это сохранение единой энергосистемы России, что эквивалентно экономии 7-8млрд.$ на капитальном строительстве и приобретении топлива. Под единой энергосистемой будем понимать совокупность региональных энергосистем, связанных в параллельную работу единой сетью высоковольтных передач напряжением 220 кВ и выше, и единой иерархической инфраструктурой диспетчерского и технологического управления.

Подлежит изменению структура топливного баланса электроэнергетического комплекса. Надо перейти от товарной пропорции топливного баланса газ-нефтепродукты-уголь в соотношении 62%-26%-12% к пропорции 45%-30%-25%, изменив ценовую пропорцию (в той же последовательности) от 0,7-4,0-1,0 к 1,6-1,7-1,0, что приблизит нас к европейским стандартам.

Требуется демонополизация потенциально конкурентных сфер производственного цикла (генерация, сбыт), создание правовых, технологических основ и элементов инфраструктуры конкурентного рынка электроснабжения в стране.

Четыре названные выше задачи под силу решить только эффективным собственникам. Под «эффективным собственником» в электроэнергетике будем понимать субъект присвоения экономических ресурсов и благ, прямо или опосредованно обеспечивающий расширенное воспроизводство выработки электрической и тепловой энергии, услуг по её транспортировке, энергосбытовых и других услуг, характерных для рынка электроснабжения.

Какова же сейчас структура собственности в электроэнергетическом комплексе? Основу отрасли составляет РАО «ЕЭС России», 52,55% акционерного капитала которого закреплено в федеральной собственности, 33,6% (по состоянию на 1.01.1999) принадлежало иностранным юридическим лицам, 8,26% — российским юридическим лицам, 5,59% — физическим лицам. На правах собственности Обществу принадлежат акции 194-х дочерних и зависимых акционерных обществ электроэнергетического комплекса. Вот как схематично выглядит закрепление акций в собственности РАО «ЕЭС России».

Пакет акций, принадлежащих РАО «ЕЭС России» на правах собственности Наименование акционерных обществ Количество акционерных обществ

100% АО-энерго 10
100% АО-электростанции 10
От 49 до 100% АО-энерго 53
От 51 до 100% АО-электростанции 16
Менее 51% АО-электростанции 6
От 20 до 49% АО-энерго 9
Менее 20% АО-энерго 1
От 80 до 100% АО научно-исследовательские и проектно-изыскательские институты 59
100% АО по оперативно-диспетчерскому управлению 1
100% АО по строительству и обслуживанию энергокомплекса 29

Кроме того, в собственности Общества находятся: 7 электростанций, переданных в аренду; 3 электростанции — филиала Общества; системообразующие сети напряжением 330 кВт и выше; инфраструктура диспетчерского и противоаварийного управления (общесистемные средства измерения, телемеханика, режимная и противоаварийная автоматика и связь).

Основу энергетики субъектов Российской Федерации составляют региональные АО-энерго, контрольные или блокирующие пакеты акций которых, как показано в таблице 1, принадлежат РАО «ЕЭС России». В структуре акционерного капитала АО-энерго также присутствует доля иностранных и российских юридических и физических лиц.

В некоторых регионах (Московская область) до 40% полезно отпускаемой электроэнергии проходит через коммунальные энергоснабжающие организации, сетевое хозяйство которых принадлежит муниципалитетам. Доля муниципальных организаций в теплоснабжении территорий существенно выше — до 80% во многих регионах (Владимирская, Липецкая области). До 10% полезного отпуска электроэнергии приходится на блок-станции, принадлежащие крупным потребителям электроэнергии, в структуре собственности которых государство может быть не представлено совсем (АМО «ЗиЛ», АО «Магнитогорский металлургический комбинат» и др.).

Итак, в электроэнергетическом комплексе России представлено три типа собственников:
1.государство, в лице федеральных, региональных или муниципальных органов исполнительной власти;
2.российские и иностранные юридические лица;
3.домохозяйства, в лице физических лиц — акционеров электроэнергетических предприятий.

Каковы же их основные функции?

Государство

От него зависит:

а) расширенное воспроизводство принадлежащей собственности в объеме, необходимом для обеспечения общесистемной надежности функционирования объектов электроэнергетического комплекса и их устойчивого развития;

б) снижение ресурсоемкости функционирования комплекса;

в) формирование оптимального для общества топливного баланса выработки электрической и тепловой энергии, обеспечивающего в долговременной перспективе энергетическую независимость и экономическую безопасность страны.

Принципиально важная особенность уполномоченных органов государственного управления заключается в совмещении ими функций собственника и регулятора хозяйственной деятельности, а именно:

— в создании условий для обеспечения потребителей электроэнергией в объемах, соответствующих их платежеспособному спросу, и по конкурентным ценам;

— в обеспечении не дискриминационного доступа субъектов рынка к услугам принадлежащей государству сетевой, диспетчерской и генерирующей инфраструктуры. Важность именно этой функции требует отдельного пояснения. В настоящее время возможность для потребителя свободного выбора поставщика электрической энергии ограничена ГК РФ, постановившего, что договор энергоснабжения заключается на границе балансовой принадлежности электрических сетей потребителя и энергоснабжающей организации. Соответственно потребитель не может купить более дешевую электроэнергию у поставщика в другом регионе, заплатив региональной энергосистеме лишь за транспорт электроэнергии. По нашему мнению, это и есть основной законодательный вопрос, препятствующий возникновению конкуренции на рынке электроэнергии.

— в управлении процессом перераспределения собственности в электроэнергетике сообразно интересам общества;

— в формировании законодательной базы, обеспечивающей легитимность преобразований энергетического комплекса.

Предприниматели

Их главная цель — максимизация стоимости принадлежащего им бизнеса.

Домохозяйства

Здесь ставка сделана на увеличение личных доходов от владения и использования собственности либо за счет получения дивидендов, либо за счет перепродажи акций на рынке ценных бумаг по более высокой цене. При совмещении владельца акций и наемного работника в одном лице увеличение доходов может быть достигнуто и путем более высокой оплаты труда.

Насколько эффективней выполняют, собственники присущие им функции?

Государство

О низком уровне ввода новых мощностей, не обеспечивающем полноценной реновации оборудования и отстающем от темпов роста энергопотребления, мы уже сказали выше. Другой болезненный вопрос — качество и эффективность использования имущества предприятий электроэнергетики, находящихся в федеральной собственности. Так, фактическое годовое число часов использования установленной мощности у ряда электростанций меньше проектных значений (6300 часов) в два и более раза. А такие электростанции, как Троицкая или Приморская ГРЭС, зачастую несут нагрузку в объеме 10-30% от установленной мощности. Это происходит из-за невозможности приобретения топлива в полном объеме (из-за межгосударственных проблем в поставке Экибастузского угля в первом случае и убыточности АО «Дальэнерго» — во втором), а также низкой эксплуатационной надежности основного оборудования.

До сегодняшнего дня не сформирован полноценный общероссийский рынок электроэнергии, позволяющий эффективно работающим электростанциям безусловно и в ликвидной форме возмещать понесенные затраты и стимулирующий снижение себестоимости выработки электрической энергии. В результате, как на оптовом (Черепетская ГРЭС), так и на региональных (АО Мосэнерго, АО Челяб-энерго) рынках продолжают работать электростанции, себестоимость производства которых в 1,5-2 раза выше средней. Для исключения подобного состояния дел и необходима конкуренция производителей электрической энергии. Это будет способствовать увеличению на рынке доли поставщиков с низкой себестоимостью.

Развивать конкуренцию можно по эволюционному сценарию. Это предполагает приватизацию наименее эффективных генерирующих мощностей. Стратегическим инвесторам предоставляются гарантии рынка сбыта электроэнергии при условии снижения себестоимости ее выработки и формирования конкурентного ценового предложения.

Не просто обстоят дела и со снижением ресурсе- и энергоемкости. Последние годы потери в сетях единой энергосистемы ежегодно прирастают на 0.5%. Темп роста коммерческих потерь на потребительском рынке ещё выше. Хищения электроэнергии для многих потребителей превратились в рутинную процедуру.

Очень медленно идет внедрение перспективных парогазовых технологий комбинированной выработки электроэнергии и тепла, обеспечивающих повышение К.П.Д. на 20-25%. Первый промышленный блок, мощностью 450 МВт поставлен под нагрузку на Северо-Западной ТЭЦ (Санкт-Петербург) только лишь в декабре прошлого года.

Ситуация на рынке энергоснабжения обостряется частичной потерей рынков теплоснабжения в крупных городах. Из-за этого крупные ТЭЦ вынуждены работать вместо проектного теплофикационного в конденсационном режиме, увеличивая удельные расходы топлива.

Вопрос оптимизации топливного баланса поставлен остро и находится под контролем как ФЭК РФ, так и РАО «ЕЭС России». Решение его стоит денег и потребует достаточно много времени (до десяти лет). В этой связи уместно констатировать, что преимущества «газовой паузы» не были использованы энергетиками и государством для создания необходимого задела в применении новых технологий подготовки и сжигания угля.

Государство (как основного собственника электроэнергетического комплекса) легко подвергнуть разносторонней критике. Но это вовсе не означает, что оно не может быть эффективным собственником, и следует искать такового только среди предпринимателей и домохозяйств.

Наоборот. Принадлежность государству АЭС и крупных ГЭС, и ГРЭС диктуется соображениями обеспечения экономической безопасности, что особенно актуально для России с учетом ее специфического экономико-географического положения. Один только резкоконтинентальный климат накладывает на уполномоченные органы государственного управления дополнительную ответственность за энергоснабжение населения и жизнеобеспечивающих объектов народного хозяйства, которая не может быть переложена на частный сектор экономики. Сохранение в государственной собственности этих объектов создаст условия для равноправной конкуренции других субъектов рынка: избыточных АО-энерго, крупных ТЭЦ, ГРЭС, работающих на угле, газе, мазуте. Появление на рынке конкурентных (в том числе частных) генерирующих и энергосбытовых компаний будет способствовать как снижению цен на их продукцию и услуги, так и повышению сервиса обслуживания потребителей, который в нашей электроэнергетике остается на уровне 60-х годов.

Не является предметом дискуссий и объективная необходимость сохранения в государственной собственности тех объектов энергетического хозяйства, которые по своему экономическому содержанию являются естественными монополиями. К ним есть все основания отнести услуги по транспортировке электрической энергии по магистральным электрическим сетям 330-750 кВт, объединяющим энергосистемы в ЕЭС России. То же самое мы можем сказать и об услугах по диспетчеризации и ведению режимов ЕЭС Центральным Диспетчерским Управлением и его региональными филиалами.

Следовательно, существуют объективные условия для сохранения в государственной собственности целого ряда системообразующих электроэнергетических объектов. По нашей оценке, доля государства в указанных структурах должна находиться в пределах 75-100%. Если необходимость такого распределения затрагивает интересы миноритарных акционеров, должна применяться специально разработанная и утвержденная в статусе Федерального Закона компенсационная процедура, обеспечивающая возмещение последним рыночной стоимости отчуждаемых акций. Схема возмещения может предусматривать как прямые выплаты из бюджета, так и обмен отчуждаемых акций на акции других компаний, принадлежащих государству.

Следует также отметить, что рентабельность бизнеса с себестоимостью электроэнергии 2-5 коп./кВт.ч (ГЭС), при средней цене электроэнергии на оптовом рынке — 30 коп./кВт.ч, а на розничном — 60 коп./кВт.ч не вызывает никаких сомнений. В приватизации генерирующих мощностей с подобным уровнем эффективности нет никакой необходимости. Эксплуатируя такие объекты, государство само может выполнять функции успешного предпринимателя на рынке электроэнергии.

Что же касается реализации государством функции эффективного собственника, то, с одной стороны, здесь могут применяться такие же механизмы, как и в бизнесе (например, обеспечение эффективного менеджмента). С другой стороны, необходимо составление научно-обоснованных государственных программ, их утверждение, а затем жесткий мониторинг выполнения, при соблюдении принципов материальной заинтересованности как топ-менеджеров энергопредприятий, так и всего остального персонала.

Предприниматели

В сегодняшней электроэнергетике можно выделить два типа предпринимателей:

а) портфельные инвесторы, долговременные цели которых весьма опосредованно связаны с экономическими и технологическими успехами предприятий отрасли, а больше ориентированы на поддержание ликвидности принадлежащих им акций и высокой конъюнктуры на фондовых рынках;

б) стратегические инвесторы предприниматели, реально инвестирующие в конкретные предприятия отрасли. В этом типе предпринимателей для нашего анализа принципиально важно выделить два подтипа: Первый подтип назовем структурным стратегическим инвестором и будем относить к нему крупные корпоративные структуры с уже сложившимся основным бизнесом, приобретающие доли в существующих крупных предприятиях электроэнергетики. Целью подобных приобретений, как правило, является вхождение в совет директоров и использование ресурсов электростанций для повышения эффективности основного бизнеса. Типичный представитель этого подтипа — АО «Русский алюминий», обладающее акциями ряда федеральных электростанций и АО-энерго.

Второй подтип назовем первичным стратегическим инвестором. Главным критерием отнесения к данному подтипу определим инвестирование в строительство новых генерирующих мощностей как инфраструктуры их основного бизнеса. Именно этот подтип стратегического инвестора (в дальнейшем будем называть его «первичным») и должен составить основу слоя будущих эффективных негосударственных собственников. К сожалению имеющаяся у авторов информация позволяет привести в качестве примеров «первичных» инвесторов только ЗАО «Газпромэнерго», инвестирующее средства РАО «Газпром» в строительство генерирующих мощностей, да еще несколько совсем небольших проектов по организации автономного энергоснабжения новостроек крупных городов на основе газопоршневых и газотурбинных установок. Существуют ли объективные условия для изменения ситуации с «первичными инвесторами»? Мнение авторов — да, существуют. Население страны накопило финансовые ресурсы, объем которых соизмерим с потребностями программы модернизации электроэнергетического комплекса России. Банковский сектор при наличии соответствующих гарантий и технико-экономических обоснований тоже способен предоставить синдицированные кредиты под крупные инвестиционные проекты.

С другой стороны, в городах все острее встает проблема ТЭЦ. Многие ТЭЦ, являющиеся зачастую единственным источником энергоснабжения в небольших городах России, построены 30-40 лет назад, выработали проектный ресурс основного оборудования, имеют низкие К.П.Д. и несовершенны в экологическом отношении. В крупных городах (Москва, Челябинск) наряду с современными работают ТЭЦ, себестоимость выработки на которых в два и более раза превышает среднюю по региону. Именно эти объекты должны в ближайшее время стать приложением инициативы и капитала «первичных» инвесторов. Государственным и муниципальным органам есть чем заинтересовать последних. ТЭЦ как правило расположены в центрах тепловых и электрических нагрузок и имеют, следовательно, гарантированные рынки сбыта. В сочетании с налоговыми льготами, которые государство может предоставить инвестору в первые годы эксплуатации электростанции, получаем достаточно высокую степень привлекательности инвестирования в «проблемные» энергообъекты. Вопрос вовлечения «первичных» инвесторов в электроэнергетику стратегически важен для государства ещё и потому, что возникновение негосударственных собственников серьезных энергообъектов создаст условия для постепенного, эволюционного перехода к конкуренции производителей электрической и тепловой энергии на региональном уровне.

Вышеизложенное дает нам основания считать необходимым разработку специальной государственной программы привлечения «первичных» инвесторов и проведение приватизации объектов коммунальной и региональной энергетики с процедурой специальных инвестиционных конкурсов.

Домохозяйства

К данному типу собственников относятся физические лица — акционеры электроэнергетических предприятий, не занятые в настоящее время на предприятиях электроэнергетики. Они возникли как в период первичной эмиссии акций (в основном, работники этих же предприятий), так и в результате приобретения акций на вторичном рынке. Их интересы — использование принадлежащих акций как средства для сохранения капитала или использование акций для спекулятивной игры на фондовом рынке.

Имеются еще физические лица -наемные работники электроэнергетических предприятий, одновременно являющиеся их акционерами. Их экономический статус в рассматриваемом контексте близок к наемным работникам, не являющихся акционерами, что, с одной стороны, связано со сравнительно небольшими размерами пакетов принадлежащих им акций, не позволяющих владельцам реально участвовать в управлении предприятиями. С другой стороны — их материальное положение определяется только вознаграждением за работу на предприятии, поскольку реально начисляемые дивиденды остаются незначительными.

Несмотря на ограниченную роль данной категории собственников в принятии стратегических решений в электроэнергетическом комплексе реальное воплощение модели эффективного собственника без учета интересов инвестиционного и управленческого ресурса домохозяйств в РФ будет затруднено.

Выше мы уже отметили существенный инвестиционный потенциал населения, поэтому увеличение числа акционеров — физических лиц, обусловленное эмиссией акций для финансирования строительства и модернизации генерирующих мощностей будет отвечать интересам и общества в целом, и электроэнергетического комплекса.

Что же касается наемных работников, то главной здесь по-прежнему остается проблема преодоления их отчужденности как от самой собственности, так и, что ещё более важно, — от результатов деятельности конкретных предприятий. Причем наиболее остро эта проблема стоит для работников среднего и низшего звена. Прямое регулирование этих процессов со стороны государства проблематично и нецелесообразно. При этом необходимо совершенствовать методы более тонкого, косвенного регулирования.

Мы только обозначили подходы к решению актуальной проблемы государственного регулирования процессов формирования эффективных собственников в электроэнергетике. Но даже такой предварительный анализ доказывает необходимость усиления регулирования этих процессов со стороны государства с целью создания устойчивой, конкурентной на внутреннем и внешних рынках, динамично развивающейся электроэнергетической отрасли.

Формирование института эффективных собственников в электроэнергетическом комплексе страны — одна из важнейших задач государства, требующая своего научно-обоснованного решения в ходе реформирования электроэнергетики.

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 2:51 пп