Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Нельзя жить и работать без ориентиров

Сергей ШОЙГУ — министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)

Сергей Кужугетович! Кем Вы себя ощущаете: политическим Министром, высокопоставленным чиновником, всероссийским спасателем?

— Уж точно не бюрократом, ни тем более великим и мудрым государственным деятелем.

— И все же…

— Вряд ли я оправдаю чьи-то надежды, отвечая на Ваш вопрос (задумался)… учеником.

— Странно!

— Почему же? Просто я считаю, что нельзя жить и работать спонтанно -без ориентиров, без своего героя, если хотите. Мне кажется, что у каждого руководителя должен быть идеал, на который он стремился бы быть похожим.

— Зачем это нужно?

— Зачем? Да потому что в самом стремлении приобщиться к опыту значимых для тебя людей как раз и происходит шлифовка характера. Идет учеба. Не будет этого — можно заканчивать карьеру.

Как только ты перестаешь учиться, тебя тут же накрывает волна равнодушия и всезнайства, а тут уже недалеко и до «последней инстанции». Именно поэтому важно осознавать себя учеником. Не хотелось бы, конечно, выглядеть в глазах читателей эдаким простодушным, великовозрастным школяром, но учение довольно-таки важная часть моей жизни. Меня, например, удивляют люди, которые все знают, обо всем судят.

— Назовите, пожалуйста, имя Вашего учителя.

— На разных этапах это были разные люди. Пожалуй, самое большое влияние на меня оказал Петр Фадеевич Ломако. Величайший Министр нашей страны. Он был назначен еще в сороковые годы и проработал в должности Министра до 1996. Интересная судьба. Важные дела.

Наша справка.

Петр Ломако родился в семье крестьянина-батрака в 1904 году. Трудовую деятельность начал курьером в районном комитете партии. В 21 год стал коммунистом. После окончания в 1932 году Московского института цветных металлов и золота работал бригадиром, мастером, старшим мастером, главным инженером завода «Красный выборжец» в Ленинграде.

Его направляют директором Кольчугинского завода по обработке цветных металлов в Ивановскую область и в 1939 году переводят на работу в Наркомат цветных металлов СССР.

В 1940 году Ломако был назначен народным комиссаром цветной металлургии страны. В должности руководителя этого министерства проработал 46 лет, за исключением четырехлетнего периода его деятельности в Госплане СССР и короткого отрезка времени работы в ЦК партии.

Министерство цветной металлургии преобразовывали четыре раза, но всегда его главой оставался Ломако.

Петр Фадеевич был настоящим бойцом за интересы государства. В 30-е годы он объединял мелкие рудники, обогатительные фабрики и заводы. В 40-е годы обеспечивал медь для авиационных моторов и никель для танковой брони. Затем восстанавливал электростанции.

Работал много. Себя не щадил. Как депутат Верховного Совета СССР вел обширную переписку с избирателями. Отвечал на письма обстоятельно.

Любимыми книгами называл роман Серафимовича «Железный поток» и лермонтовскую «Тамань». После смерти П.Ф.Ломако остались его записи. Говорят, что он мечтал издать мемуары с рабочим названием «Из руды и труда».

— Власть стала сегодня зоной особого притяжения. За одну чиновничью должность ожесточенно борются десятки претендентов. В этот круговорот вовлекаются сотни тысяч простых граждан. Профессия госслужащего стала едва ли не популярнее традиционно почитаемых, таких, как космонавт или врач. Каким Вы себе представляете современного человека власти?

— Мне кажется, что любому идущему во власть должен быть присущ высочайший патриотизм. Убежден — для нашей страны это именно так. Я не согласен с теми, кто говорит, что государственный чиновник — это наемный работник. С одной стороны, вроде бы так: тебя приглашают на работу, предлагают условия контракта. Но тот, кто думает, что его главная обязанность служить боссу, а не государству, — тот не может быть на госслужбе. Здесь непозволительно, как мне кажется, заботиться и о собственном рейтинге, самому себе определять цену. Если ты во власти — ты чиновник. Если ты чиновник — значит патриот. Одно вытекает из другого. Если для тебя важнее, сколько ты стоишь, -иди в частную фирму, работай на хозяина и на интересы его дела. Я так думаю.

— Разве мало примеров, когда патриоты и государственники проваливали дело?

— А вот тут как раз важен профессионализм. Знаете, что-то было стоящее в прежней системе подготовки руководящих кадров. Ведь была создана неплохая отечественная школа управления. Жаль, что ее полностью разрушили, дали ей негативное прозвище «номенклатура». Видимо, решили, что у нас за каждым углом прячутся, словно в естественном резерве, высоколобые самородки. Никаких забот — дали самородку высокую должность, и тот начал трудиться на благо всех. Не получилось! На самом деле, подготовка руководителей — это большая и нелегкая работа.

Повторяю: в прежней системе отбора руководящих кадров не все было так уж дурно, как иногда это сегодня представляют. Вспомним: стартовые условия и возможности были у большинства одинаковы. Но если кто-то себя рано проявлял в деле — к нему начинали присматриваться, исподволь изучать, двигать по карьерной лестнице. Посмотрите на министров союзного и республиканского уровней. Это же были асы своего дела.

Конечно, время сейчас другое. Быстрее, с меньшими издержками можно пройти этапы профессионального становления. Для этого есть все условия: и Академия госслужбы, и всевозможные курсы повышения квалификации. Тем не менее, на руководящие посты в государстве нужен отбор ответственных профессионалов, а не приток «любимчиков партии». Хороший человек — не профессия.

— За время работы Министром Вы много раз организовывали работу по ликвидации последствий в зонах землетрясений, ураганов, наводнений. Как ведут себя в подобных ситуациях местные руководители, пострадавшие?

— Чрезвычайная ситуация заставляет действовать быстро и наверняка. Не остается времени на то, чтобы изменить или исправить ошибочное решение, нельзя верить клятвам и обещаниям. Оперативно и эффективно реагируют только опытные руководители. Но, к сожалению, чаще всего мы сталкиваемся с низким уровнем подготовки местных властей к управлению в кризисах.. Таких больше всего среди выборного сословия. Иногда думаешь: если сам не способен находить выход из сложных обстоятельств, учиться приемам управления, нашел бы тогда профессионала, поручил бы ему ответственный участок — так ведь и это не умеют.

— Не здесь ли, кстати, кроется причина ленской трагедии?

— Именно здесь. Ленек, что уже ясно из названия города, стоит на Лене. Большой порт. Отсюда осуществляется весь завоз продовольствия и материалов в Северные районы страны. За три дня до прошлогоднего наводнения мы предупредили о возможной беде, попросили: «Примите меры». Что делает грамотный руководитель, получив такой прогноз? Прежде всего устанавливает контроль за подъемом воды, как только она достигает критической метки, отключает трансформаторы, эвакуирует людей, скот, перевозит в безопасные места запасы продовольствия. Ничего подобного здесь не было предпринято. Наоборот, с 30 апреля по 15 мая 2000 г. местная администрация объявила выходные дни. В результате случилось непоправимое: из-за наводнения тогда погибло 11 человек.

Неделю назад мы вернулись из Ленска, на который вновь обрушилось стихийное бедствие. На этот раз руководство города прислушалось к прогнозам МЧС. Всем было ясно, что наводнения не избежать, хотя даже ученые не смогли предвидеть столь сильных его масштабов. Тем не менее местная власть сделала все, чтобы не допустить человеческих жертв. Но материальный ущерб все-таки огромен.

— Сняли мэра за ошибки прошлого года или каким-то образом наказали его?

— Нет, работает.

— Как же так?

— А он избран на эту должность.

— А люди как себя тогда повели?

— В Приморье я как-то сказал главе районной администрации: «Ваше счастье, что вы живете не в Швейцарии». И пояснил, что решись каждый из четырех тысяч жителей этого городка подать иск в суд, оценив личный ущерб хотя бы в тысячу рублей, глава администрации без штанов остался бы и никогда больше не помышлял о победе на выборах.

Мы придем к тому, чтобы такие чиновники тоже почувствовали свою ответственность. Должны прийти к этому. Власть, ведь она проявляется не только в личных самоощущениях. Ответственность перед законом — вот главное в ней. И руководство, и рядовые граждане должны понимать, что неэффективное управление высвечивает опасные белые пятна и для начальника, и для всех остальных.

Думаю, люди скоро поймут, что обращение к закону намного эффективнее, чем лежание на рельсах.

— Случилась катастрофа. Что, на Ваш взгляд, труднее всего: найти ее причины или ликвидировать последствия, оказать помощь, наладить нормальную жизнь или определить степень вины и наказать виновных?

— Сложнее всего определить меру ответственности. Приведу такой пример. В Читинской области из года в год затапливало одни и те же территории, а главный архитектор города выделял земли под строительство дачных и садовых участков именно в этой зоне. Можно ли привлечь главного архитектора к ответственности? К сожалению, нет. В области накануне была проведена большая работа по привлечению людей к дачному строительству. Земли там действительно в изобилии. Люди откликнулись. Но, как это у нас часто бывает, местное начальство где-то что-то недодумало. Люди сооружали на участках какие-то постройки, страховали их, и когда случалось наводнение, им выплачивались страховые суммы. Многие тогда неплохо на этом заработали, покуда не появились более опытные страховые компании.

К сожалению, в нашем обществе отсутствует достаточная правовая культура, которая передается из поколения в поколение. Сегодня уже много делается в области правового образования. Но это пока первые шаги. Мы не только не знаем своих законов, но и не умеем воспользоваться ими в случае необходимости. С 1992 года в стране идут выборы глав субъектов Федерации, города, районов. Процесс формирования правовых механизмов шел с большим опозданием, что не могло не сказаться на обострении политической ситуации в некоторых регионах. Кроме того, наши граждане пока не владеют необходимыми знаниями, чтобы сформулировать свою позицию относительно ответственности правительственных чиновников, губернаторов, мэров, законодателей. Существует традиционно ложное понимание ответственности как подчиненности вышестоящей должности или одной какой-то идеологии. А посмотрите на ответственность некоторых СМИ в публикациях о деятельности власти? Острое, но сиюминутное событие используется для демонстрации собственного или корпоративного взгляда, чаще всего дилетантского. Конечно, мне могут возразить: каждый выживает по-своему. Но вы беседуете со мной, и я говорю Вам о том, что приемлемо и что неприемлемо лично для меня. Сейчас началась поэтапная работа по укреплению вертикали власти. Это — серьезный инструмент. Мне кажется, что многие уже начали испытывать на себе его воздействие.

— Хотел бы вернуть Вас к истории Приморского кризиса. Осталось ощущение какой-то недоговоренности, недосказанности…

— Я бы с этим выводом не согласился. О событиях в Приморье практически все сказано и показано. Другое дело, что не прозвучала оценка главной причины кризиса — управления этим обширным и стратегически важным районом. Совершенно очевидно, что важнейший документ для региона — топливный баланс — не отражал и не учитывал реальной ситуации. По нему трудно было определить, куда, кому, сколько, за счет каких средств и в какой последовательности следует направлять топливо и другие ресурсы.

По сути дела мы столкнулись с кризисом многолетнего бездарного чиновничьего труда. Ведь не инженер электростанции и не экономист какой-то организации в ответе за это, а наделенные особыми полномочиями люди. И когда говорят о прошлых ошибках, то следует понимать, что это были ошибки все тех же чиновников Приморья.

Еще раз хочу сказать, что идти во власть — это значит стать профессиональным чиновником, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Вот почему меня порой удивляет и даже возмущает реакция некоторых политических лидеров на события, подобные приморскому. Сидеть в теплом московском помещении при погашенном свете и при свечах и выражать таким образом протест против действий Правительства в замерзающем Приморье — разве это не фарс, не комедия? Мне не нравится, когда чрезвычайную ситуацию используют в своих карьерных целях недобросовестные политики.

— Каким опасностям подвержена Россия в ближайшие годы?

— Среди глобальных — потепление климата на планете. По нашим прогнозам, примерно, на один градус. Это произойдет в ближайшие 30-50 лет. В чрезвычайную ситуацию попадает около 800 млн.человек. Создается угроза и для российского Севера. Все дома у нас там стоят на сваях, забитых в вечную мерзлоту. Потепление может привести к осадке фундаментов.

Серьезную угрозу представляют техногенные опасности. Мы высказали по этому поводу свое мнение, привели расчеты, графики, таблицы. Речь идет прежде всего о трубо- и нефтепроводном транспорте.

— Создается впечатление, что чиновник Вашего ведомства — фигура не типичная для России. С одной стороны, спасателю приходится рисковать, с другой, — заниматься обычной канцелярской работой, помогать людям, составлять прогнозы. Вы этого хотели, когда создавали МЧС?

— В экстремальных ситуациях риск неизбежен. Но нашим работникам, рискуя, приходится даже на пепелищах создавать новую среду обитания. А ведь это важная задача — обеспечить пострадавших теплом, продовольствием. Приходится и новые коммуникации прокладывать, и строить палаточные городки.

В СССР такой профессии официально не существовало. То есть, люди сами себя называли спасателями, но не был ясен круг их прав и обязанностей. Никто не знал, какую зарплату следует платить, что будет с человеком в случае его инвалидности, с семьей, если спасатель, не дай Бог, погибнет. Пришлось побороться за создание законодательной основы работы Министерства.

Наша справка.

При непосредственном участии Сергея Шойгу и по его инициативе были приняты три важных федеральных закона: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (принят 21 декабря 1994 года), «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (принят 22 августа 1995 года), «О гражданской обороне» (принят 12 февраля 1998г.).

Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года» (принята постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.99 г. № 1098).

На правовой экспертизе в Министерстве юстиции находится закон «Об оказании помощи при стихийных бедствиях». Закон согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и субъектами Российской Федерации.

— Как-то в интервью НТВ Вы сказали, что в системе МЧС не эксплуатируются «Боинги», и что Вы не намерены оснащать ими спасательные службы. С тех пор Ваше мнение не переменилось?

— Нет. Наоборот, мы делаем все, чтобы поддержать российский авиакомплекс.

Наша справка.

МЧС России имеет свои авиаподразделения, в составе которых 11 самолетов (в том числе шесть транспортных Ил-76) и 31 вертолет (основные типы — Ми-8 и Ми-26).

К 2005 году во многих регионах России появятся вертолетные подразделения оперативного реагирования и авиационные комендатуры, обеспечивающие их деятельность. Предполагается, что к этому времени в состав центральной группировки авиации МЧС войдут 33 самолета и вертолета. В Сибири их будет 25, на Северном Кавказе — 6, еще 11 — на Дальнем Востоке. Не исключено также, что уже в конце 2001 года авиаподразделения МЧС получат первые спасательные вертолеты легкого класса Ка-226А и многофункциональные самолеты-амфибии Бе-200ЧС. К их производству уже приступили авиационные заводы в Оренбурге и Иркутске.

— И последнее. Согласились бы Вы стать членом редакционного Совета нашего журнала?

— Спасибо за предложение. Постараюсь, по мере сил и возможностей.

Written by admin

Апрель 8th, 2017 | 2:47 пп