Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Социальная работа в системе управления

Развитие российской экономики постепенно приобретает социально ориентированную направленность.

Отечественной системе управления необходима методология социальной работы. Социальная работа приобретает облик обязательного элемента в практике менеджмента. В связи с этим необходимо новое направление функционирования российского менеджмента социальной работы — решение экономической задачи по повышению эффективности человеческого капитала в обществе.

Социальная работа в системе управления

Александр ЗАРЕЦКИЙ — доктор экономических наук, профессор Сыктывкарского государственного университета

Хотя вся система управляющего воздействия в России на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также на предприятиях, учреждениях и фирмах латентно носит прежний административно-командный стиль советской жизни, ростки иной системы отношений в обществе уже пробивают себе дорогу. Россияне с интересом и одновременно с большим скепсисом наблюдают невиданное ранее: Президент России ежегодно общается с народом по телевидению в прямом эфире. При этом он подчеркивает важность и нужность отдельного гражданина для общества, вникает в сущность его проблем и обещает моральную и материальную поддержку. Наблюдая такую систему президентской работы, многие региональные и муниципальные руководители берут ее себе на вооружение. Кроме того, руководители успешных предприятий, фирм и организаций начинают гуманизировать свою управленческую деятельность: совершенствуют систему условий труда отдельного работника и коллектива в целом, вникают в социальные нужды работников, уделяют внимание проблемам досуга сотрудников.

Умные, прозорливые руководители, которые хотят повысить эффективность и качество производимых товаров и услуг на своих предприятиях и составить конкуренцию зарубежным аналогам, понимают, что без социальной работы в стране, регионе, муниципалитете или предприятии этой проблемы не решить. Без такой работы немыслима эффективная менеджерская практика на любом уровне.

Основоположника менеджмента Ф. Тейлора оппоненты часто упрекают за его «дегуманизированную» систему отношений, которые «отец научного менеджмента» внедрял в производство. Со времени активизации, а затем спада массового производства в начале XX в. идеи Тейлора часто высмеивались, особенно его отношение к работникам как к роботам, которые не думают и способны лишь выполнять тщательно предписанные им задачи, разделенные до уровня бесконечной малости. Безусловно, как первопроходец Тейлор грешил излишним рационализмом. При этом нужно учитывать фазу интенсивного развития «машинной эры», в которой зарождался научный менеджмент. Эйфория в развитии энергии машин конца XIX — начала XX вв. затмила роль «человеческого фактора». Тем не менее Тейлор отмечал в своих работах: «Обязанностью людей, которые в организации занимаются менеджментом, становится … изучение характера, природы и показателей работы каждого работника с точки зрения отыскания ее ограничений, но, что более важно, — возможностей для его развития».

Развитие работника — ключевой фактор современного менеджмента. А развитие, в свою очередь, осуществляется через использование различных форм и методов социальной работы внутри общества или отдельной организации. Не случайно социальная работа заняла прочное место в общественно-политической жизни России сразу после объявления курса на рыночные преобразования в экономике. Некоторое смущение вызывают намерения ряда ученых и специалистов придать социальной работе только одну доминирующую функцию, суть которой, по их мнению, должна состоять в том, чтобы оказывать социальную помощь и поддержку лишь экономически неактивным членам общества — инвалидам, престарелым и т.д. Очевидно, что это значительно сужает роль социальной работы в обществе и не способствует ее природному потенциалу.

Минобразования и науки РФ утвержден стандарт на подготовку специалистов социальной работы. К сожалению, этот стандарт стараниями его составителей также сужает спектр теоретико-методологической базы специалиста социальной работы и ориентирует его преимущественно на работу с пожилыми людьми и инвалидами. Стандарт утвержден в 2000 г., времени прошло немного, и есть возможность в ходе дискуссий внести в него необходимые коррективы. В соответствии с Конституцией РФ социальная политика в стране должна ориентировать развитие общества в таких двух направлениях:

1. Поддержка необходимого социально-трудового потенциала экономически активного населения.

2. Социальная помощь гражданам, которые в связи с возрастом и болезнями не могут участвовать в социально-трудовых отношениях.

Специалисты социальной работы и должны быть основными проводниками такой социальной политики.

Любой менеджер не может не использовать в своей служебной деятельности различные социальные технологии, так как в противном случае он не сможет добиться необходимого экономического эффекта. Экономическая наука в последней четверти XX в. пополнилась таким важнейшим показателем, как уровень развития «человеческого капитала». Исследования показывают, что только этот вид капитала позволил развитым странам мира иметь высокий экономический потенциал. Россия по уровню развития человеческого капитала занимала в 2003 г. 57 место в мире, что явно недостаточно для решения важнейших экономических проблем в стране.

Априори существует тесная взаимосвязь между уровнем развития социальной работы в обществе и эффективностью человеческого капитала. Для понимания сущности этого взаимодействия в системе управления необходимо обозначить функции социальной работы в обществе как управляющей подсистемы. Всего можно выделить пять функций.

1. Научно-исследовательская. Она заключается в поиске и обосновании новых форм и методов управления системой социальной поддержки общества и индивида (например, в настоящее время в системе органов федеральной и региональной власти изучаются все аспекты, связанные с заменой льгот на денежную компенсацию).

2. Контрольная. В системе управления необходим постоянный мониторинг наличия элементов социальной работы в принимаемых решениях.

3. Прогностическая. Речь идет о выявлении наиболее вероятных путей улучшения управленческой деятельности в системе социальной работы.

4. Просветительская. В системе управления необходимо постоянное распространение знаний о способах и формах социальной поддержки населения через различные образовательные системы.

5. Подготовительная. Разработка и внедрение новых управленческих социальных технологий.

Таким образом, социальная работа входит в структуру любой управленческой системы. Необходимо выявлять элементы этой работы и эффективно использовать в менеджерской практике.

Как известно, менеджмент (в отличие от просто управления) предполагает управление именно рыночными организациями, нацеленными на получение прибыли. Задача менеджмента — развивать экономические отношения в обществе.

Социальная работа состоит в социальной поддержке населения для его социализации в нормальную рыночную экономику. Менеджмент социальной работы призван стимулировать этот процесс. Социальная работа в условиях рыночной экономики предполагает следующие направления:

1. Сохранение человеческого капитала.

2. Воспроизводство человеческого капитала.

3. Развитие и повышение эффективности человеческого капитала.

4. Социальная защита человеческого капитала.

К сожалению, нарождающийся менеджмент социальной работы в России в значительной степени ориентирован на социальное иждивенчество, что, конечно, является наследием социальной политики, проводившейся в СССР.

Всю сознательную жизнь человек должен ощущать свою экономическую состоятельность в обществе:

* ребенок — размышлять о своем экономическом применении, экономической нужности обществу с 10-12 лет;

* человек в работоспособном возрасте — стремиться к экономической активности, самообеспечению, самоактуализации;

* пожилые люди стараниями менеджмента социальной работы тоже должны быть экономически ориентированы: необходимо развивать специальные технологии по передаче ими своего житейского и профессионального опыта более молодому поколению с использованием радио, телевидения, печати и т.п. Это повышает социальную значимость прожитой жизни, что способствует хорошему эмоциональному состоянию и сохраняет физическое здоровье;

* молодые семьи необходимо держать под пристальным контролем менеджмента социальной работы: оказывать помощь в выборе профессиональных занятий, способствующих нормальной экономической жизни;

* особые социальные технологии экономического характера следует использовать применительно к лицам, вернувшимся из мест заключения и специальных колоний (подбор профессиональных занятий с учетом особенностей характера человека и его психологической устойчивости);

* граждан-инвалидов надо вовлекать в экономическую жизнь.

В последние 10 лет в России наметилась устойчивая тенденция к повышению смертности среди наиболее экономически активной части населения в возрасте от 25 до 45 лет. В развитых странах мира эта категория граждан составляет не менее 25% от общего числа населения и обеспечивает создание основной доли внутреннего валового продукта (ВВП). По данным Всероссийской переписи населения (2002 г.), в России соответствующий показатель составляет около 23%. Нужны учет молодых людей такого возраста в учреждениях социальной работы регионов и муниципалитетов и планомерная социально-технологическая деятельность по их активному вовлечению в экономическую жизнь общества.

Written by admin

Март 10th, 2017 | 3:44 пп