Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Проблемы формирования российского рынка труда в условиях глобализации хозяйственных процессов

Вступив в XXI век, ведущие страны Запада делают ставку на развитие человека, его трудового потенциала.

Именно вложения в людские ресурсы обеспечивают конкурентоспособность стран на мировых рынках.

Проблемы формирования российского рынка труда в условиях глобализации хозяйственных процессов

Михаил ВЫШЕГОРОДЦЕВ — кандидат экономических наук, заместитель председателя Московской городской думы

Процесс глобализации вносит в сферу труда свои коррективы: в рамках открытой экономики оказывается все большее давление на традиционные отрасли хозяйства, внутри которых приходится сокращать экономическую активность и высвобождать рабочую силу. При этом заполнение новых рабочих мест зависит от качества и квалификации работников, которые присутствуют на рынках труда. Воздействие глобальной конкуренции заставляет как государство, так и частные компании конкурировать за человека, его знания и умения. Формы такой конкурентной борьбы разнообразны: поощрение и ограничение потоков мигрантов, всевозможные преференции и социальные гарантии, развитие системы образования и подготовка кадров с привлечением людских ресурсов из других стран и т.д.

В Российской Федерации, которая постепенно втягивается в новый виток процесса глобализации, становление рынка труда, его атрибутов, отработка мер государственной политики и теоретической концепции самого рынка труда происходят одновременно. Сложность ситуации предопределяется и тем, что до сих пор нет единства как в научной среде, так и среди практических работников по таким фундаментальным вопросам, как собственно содержание понятия «рынок труда». Остается открытой тема о роли государственных институтов, реализующих меры по противодействию безработице, регулированию миграции, обучению рабочей силы и ее социальной защите.

Государственная политика на рынке труда может быть эффективна, если проводимые в ее рамках действия разработаны в соответствии с целями социального развития, трансформированы в конкретный набор адекватных мер, поддержаны соответствующими ресурсами, привязаны к соответствующим государственным и негосударственным институтам, способным достигать требуемых результатов. Государственные институты рынка труда России, прежде всего служба занятости, с одной стороны, все еще накапливают опыт работы в рыночной экономике. С другой стороны, эти институты вынуждены учитывать влияние мирового экономического пространства, а также «правила игры», созданные международными организациями (например Международная организация труда). Таким образом, государственные институты рынка труда нуждаются в научно-методической поддержке, направленной на повышение эффективности их работы.

Сложность проблемы формирования российского рынка труда связана и с тем, что политика на рынке труда требует значительных расходов на реализацию социальных и демографических программ и проектов. Результаты конкретных социальных усилий, на которые тратятся деньги, вызывают все более пристальное внимание политиков, представителей исполнительной власти, общественности. Необходимо не только обоснование того, какие программы не работают, но и какие меры наиболее предпочтительны с точки зрения затрат на их осуществление, поскольку один и тот же эффект может достигаться разной ценой. По этим причинам возрастает потребность в достоверной и объективной информации о том, как именно используются бюджетные средства, каковы цели реализуемых программ, какие социальные результаты эти программы дают обществу и кто несет ответственность за их реализацию.

Таким образом, проблема формирования концептуальных основ государственной политики на рынке труда для Российской Федерации, встраивающейся в мировое рыночное хозяйство, является фундаментальной, требует как теоретического осмысления, так и методических разработок, на основе которых возможна ее реализация. Главными шагами в разработке концептуальных основ государственной политики на рынке труда, выявлении ее особенных черт в условиях интернационализации и глобализации хозяйственных процессов можно назвать следующие:

— уточнить теоретические и методологические подходы к исследованию рынка труда;

— выявить содержание глобализации как важнейшей тенденции современного развития и определить степень ее влияния на национальную государственную политику рынка труда;

— определить основные направления трансформации мирового рынка труда под воздействием информационной революции и глобализации;

— доказать необходимость усиления государственного управления и контроля над развитием национального рынка труда в условиях глобализации и интернационализации хозяйственных процессов;

— оценить состояние российского рынка труда и определить основные направления его адаптации к условиям обострения глобальной конкуренции;

— на основе оценки миграционной политики определить возможности использования растущей мобильности рабочей силы для пополнения национального трудового потенциала;

— обосновать основные направления государственной миграционной политики на примере мегаполиса;

— сформулировать основные концептуальные подходы государственной политики на рынке труда;

— доказать, что эффективная государственная политика на рынке труда требует принятия долгосрочной стратегии развития социального государства.

Исследования социально-экономических отношений по поводу формирования и функционирования мирового рынка труда, как совокупности национальных рынков в условиях глобализации хозяйственных процессов, требуют учета проверенных практикой теоретических положений, касающихся таких вопросов, как: всеобщий характер интернационализации производства, прогрессивная роль в этом процессе технологического обмена, международная производственная специализация и кооперирование, неадекватное влияние международного разделения труда и международной конкуренции на экономическое развитие разных стран.

При этом необходимо дать характеристику содержания категории «рынок труда», которая включает:

во-первых, специфическую экономическую форму обмена, которая опосредует через систему товарно-денежных отношений включение работника в процесс труда и формирует систему экономических отношений по поводу этого включения;

во-вторых, отношения, опосредующие размещение работника в системе общественного разделения труда, обеспечивающие пространственное распределение рабочей силы;

в-третьих, систему социально-экономических отношений между работником и работодателем на всех стадиях воспроизводства рабочей силы (формирования, обмена, распределения и непосредственного использования в сфере труда).

С позиций системного анализа требует изучения противоречивое единство процессов, определяющих глобализацию: с одной стороны, происходит формирование транснационального разделения труда, интенсификация научно-технического прогресса и оптимальное размещение и использование производственных ресурсов в условиях открытости национальных экономик, которые создают дополнительный импульс социально-экономического и технологического развития странам, включенным в мировое разделение труда; с другой стороны, усиление глобальной взаимозависимости и неравномерности развития участников международных экономических отношений приводит к росту конкуренции, нестабильности и социальным конфликтам.

Теперь всем стало ясно, насколько в условиях глобализации хозяйственных процессов происходит усложнение социально-экономических функций государства, связанное с необходимостью адаптации национальных рыночных институтов к интернациональному экономическому пространству (международные соглашения, конвенции международных организаций, конъюнктура мировых рынков, международные стандарты и т.д.).

формирующийся рынок труда России не сбалансирован и испытывает ряд деформаций (во-первых, заработная плата не выполняет своих функций; во-вторых, «двухуровневость» трудовых отношений в виде формальной и нерегистрируемой занятости, в-третьих, «девальвация» коллективных соглашений и договоров; в-четвертых, отсутствие института социальной ответственности государства и бизнеса; в-пятых, высокая депопуляция населения), которые блокируют экономическую политику государства и исключают в обозримой перспективе возможность выхода национальной экономики на траекторию устойчивого развития.

Выбор конкретных вариантов модернизации национальной экономики России в условиях глобализации хозяйственных процессов тормозится проблемой мигрантов, требующей взвешенной государственной «неизоляционистской» миграционной политики, согласованной с политикой на рынке труда, реалиями мобильности населения, общепринятыми нормами международного права, экономическими и политическими интересами страны, подкрепленной политикой активной социальной адаптации мигрантов.

Требуется проработка основополагающих принципов городских целевых программ экономического и социального развития по привлечению квалифицированной рабочей силы на рынок труда (комплексная городская целевая программа борьбы с преступностью, регулирования миграции, социальной защиты жителей; профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних; целевая программа реабилитации инвалидов и т.д.).

Резервом «прорыва» в формировании трудового потенциала России является концепция социального партнерства государства и работодателей, основанная на механизме социальной ответственности каждого субъекта рынка за формирование трудового потенциала, благосостояние и трудоустройство граждан. Формирование социального государства — залог успешной реализации целостной концепции дальнейшего совершенствования политики на рынке труда, реализуемой государственной службой занятости и учитывающей реалии глобализации.

Представляется, что концепция должна включать: предложения по сохранению глубокой интеграции ее ключевых функций; комплексное реформирование системы пособий по безработице; введение внутренних индикаторов оценки эффективности программ и услуг, переход от традиционной оценки деятельности через выполнение планов расходов к оценке работы через результат для клиента, конечную эффективность расходов, соответствие поставленным целям, влияние на целевые группы.

Итогом реализации названной концепции может стать построение цивилизованного рынка труда, способного решить задачи не только простого, но и расширенного воспроизводства национального хозяйства, что вызывает необходимость крупномасштабной институциональной реформы, результатом которой должно стать построение социального государства, провозглашенного Конституцией России.

Written by admin

Март 10th, 2017 | 3:43 пп