Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Формы и опыт международных связей регионов России

Ольга ПЛОТНИКОВА — ректор Сибирского института международных отношений и регионоведения, кандидат исторических наук, профессор

Анализ международных связей субъектов Российской Федерации позволяет выделить несколько основных форм сотрудничества. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Прямые партнерские отношения. Это отношения, которые устанавливают те или иные регионы государств с зарубежными партнерами напрямую через подписание соглашений о сотрудничестве. Партнерские связи устанавливаются с учетом специфики регионов, их географического положения, экономических интересов. Например, Новосибирская область, занимающая особое геополитическое положение — она находится в центре Евразии и России, — заинтересована в сотрудничестве со странами ближнего и дальнего зарубежья. Прямые партнерские связи налажены с Германией, Китаем, странами Центральной Азии [1]. Сложились устойчивые прямые партнерские отношения между субъектами Сибирского федерального округа и Белоруссией, Узбекистаном, Таджикистаном, Казахстаном, Монголией и Китаем. Сегодня на субъекты этого округа приходится около 70″ внешнеторгового оборота между Россией и Монголией. Особенно высока доля Сибири в российском экспорте — около 80″; существенна она и в импорте — свыше 30″. Товарная номенклатура сибирского экспорта в Монголию насчитывает порядка 2,5 тыс. наименований. Свыше 55″ экспорта обеспечивают нефтепродукты.

Представительства регионов в зарубежных странах. Имеется в виду любой механизм, устанавливающий официальные отношения между субъектами международного права и некоторыми «региональными сообществами», о чем достигнута договоренность между их высшими властными органами [2].

Исходя из прямых партнерских отношений, установленных между Новосибирском и Германией, Новосибирская область открыла в 1993 г. Информационно-экономический центр во Франкфурте-на-Майне, а в 1994 г. — бюро Представительства немецкой экономики в Новосибирске. Аналогичный интерес Германия проявляет к Омской, Томской областям и Алтайскому краю, а указанные регионы — к Германии. Это связано с тем, что исторически на территориях перечисленных субъектов РФ проживают много немцев.

Активно работают представительства Читинской, Кемеровской, Иркутской областей и республики Бурятия, торговые дома Иркутска и Бурятии в Монголии.

Внешняя торговля. Как форма международных связей регионов внешняя торговля зависит от внешнеэкономической политики государств (ВЭП) 1, основной составляющей которой является внешнеторговая политика2 (включая экспортную и импортную) [3, с.136]. Исходя из ВЭП государства представляют право своим регионам осуществлять внешнеэкономические связи, в том числе и внешнеторговые. На Сибирь приходится до 60″ экспортного производства России. Западная Сибирь дает почти 100″ российского вывоза газа, около 90″ нефти и 60″ каменного угля. Восточно-Сибирский регион обеспечивает 85″ экспортных поставок алюминия, 70″ меди, 50″ никеля [4].

Следующей формой международных связей регионов является международное инвестиционное сотрудничество. Данное направление — одно из приоритетных для регионов.

Под иностранными инвестициями понимаются все виды вложения имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории какого-либо государства в целях получения последующего дохода.

В общей структуре инвестиций выделяются прямые, портфельные и прочие. В целом в мире приток прямых инвестиций в 2000 г. составил свыше 1 трлн долл. [5] В России — 1,76 млрд долл., из которых 53,4″ приходится на прямые инвестиции. Более 80″ последних сконцентрированы в топливной и пищевой промышленности. Место, занимаемое Россией в этом потоке, составляет всего 0,1″ [6], причем 205 млн 364 тыс. руб. инвестиций приходится на Москву, на остальные регионы страны — значительно меньше.

Еще одна форма международных связей регионов — международная производственная кооперация. Речь идет об устойчивом обмене между странами производимой ими продукцией. Продукцией в данном случае являются составные части конечного продукта, которые передаются другим предприятиям.

Важная форма интеграционной кооперации — совместные предприятия, когда объединяется капитал нескольких участников реализации отдельных, взаимно согласованных целей. В Новосибирской области создано более 150 совместных с китайскими участниками предприятий, уставной капитал которых составляет около 2 млрд руб.

Международное научно-техническое сотрудничество. Это сотрудничество в области науки, техники и технологии. Оно охватывает международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, и международные технические и технологические связи, которые осуществляются на основе региональных программ в области науки и техники, а также межрегиональных соглашений.

Такое сотрудничество осуществляет Сибирское отделение РАН со многими академиями мира, в том числе с Национальной академией наук Республики Казахстан.

Сотрудничество в области образования — форма международных связей регионов, которая тесно связана с другой формой — подготовкой кадров. Так, Томская область готовит кадры для Киргизии. Около 200 студентов из этой страны получают образование в томских вузах. Осуществляется активный обмен учащимися, студентами и аспирантами, проводятся совместные научно-исследовательские работы и экспедиции между аймаками Монголии и республиками Алтай, Бурятия, Тыва, Алтайским краем, Кемеровской и Иркутской областями. Этому способствовало подписание Меморандума между указанными регионами России и аймаками Монголии.

Одним из важных направлений вузовского сотрудничества является программа обмена студентами и преподавателями по линии германской службы академических обменов ДААД. В 2003 г. в Новосибирске открылось отделение «Альянс Франсез», которое занимается расширением связей в области образования между субъектами Сибирского федерального округа и Францией [4].

Международные связи регионов в области культуры. Регионы Сибири имеют большой опыт в развитии и укреплении культурных связей. Сопредельные приграничные районы России и Казахстана, такие как Новосибирская область, Алтайский край, Республика Алтай (со стороны России) и Восточно-Казахстанская и Павлодарская области (со стороны Казахстана), регулярно обмениваются коллективами художественной самодеятельности и спортивными делегациями.

Следующей формой международного сотрудничества регионов можно назвать деятельность на основе соглашений, заключаемых с иностранными партнерами. Соглашения, подписанные между регионами и государствами или их регионами, могут иметь целью взаимное представление услуг между участниками соглашения. Субъекты РФ, входящие в Сибирский федеральный округ, заключили 195 международных соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Интересной формой сотрудничества является участие регионов в международных организациях и конференциях. Большой опыт подобного сотрудничества имеет Европа, где созданы общеевропейские, европейские региональные и субрегиональные организации. Их основная цель — защита интересов местных и региональных властей на общеевропейском уровне в сферах, затрагивающих компетенцию таких организаций. К последним можно отнести Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ), который является одним из основных подразделений Совета Европы. Активное участие в деятельности КМРВЕ принимают субъекты РФ, в том числе входящие в Сибирский федеральный округ.

Одна из важнейших форм международных связей регионов — встречи глав регионов государств. На них обсуждаются принципиальные вопросы и программы сотрудничества регионов разных стран. Эффективность этой формы можно подтвердить на примере деятельности субъектов Сибирского федерального округа. В ноябре 2001 г. состоялась встреча глав сибирских регионов и монгольских аймаков. На встрече, в которой принимали участие заместитель Председателя Правительства РФ, руководители Российско-монгольской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, послы России и Монголии, представители заинтересованных министерств и ведомств, а также деловых кругов обеих сторон, обсуждались вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества [7].

Еще одна форма международных связей регионов — включение представителей регионов в состав общегосударственных делегаций на переговорах с зарубежными странами. Эта форма сотрудничества была заложена в разработанную стратегию экономического развития Сибири, утвержденную Правительством России в 2000 г. [7] За прошедшее время округ посетили, провели переговоры и заключили соглашения видные государственные деятели и послы ФРГ, Бельгии, США, Италии, Монголии, Швейцарии, Словении, Франции, Великобритании, Японии, КНР, Канады, Республики Корея, КНДР и других стран. Состоялись встречи с делегациями послов стран АСЕАН, деловых кругов Японии, с президентом Республики Польша А. Квасьневским, Казахстана — Н. Назарбаевым, Киргизии — А. Акаевым. В округе побывали премьер—министр Японии Ё. Мори и Монголии — Н. Энхбаяр, председатель Всекитайского собрания народных представителей Ли Пен, председатель Государственного комитета обороны КНДР Ким Чен Ир [8, с.267]. Переговоры способствовали созданию условий для расширения взаимовыгодного экономического, научного и культурного сотрудничества, а также формированию благоприятного инвестиционного климата, доверия и взаимопонимания в отношениях с иностранными представителями.

Ярким показателем повышения роли регионов в международных связях являются рабочие встречи Президента России с главами зарубежных государств на территориях субъектов РФ. В 2002 г. состоялась встреча В.В. Путина с премьер—министром Японии Ё. Мори в Иркутске. Во встрече принимали участие руководители некоторых сибирских регионов [7].

Весьма результативной формой международного сотрудничества регионов является проведение выставок, благодаря чему можно найти партнеров по бизнесу, показать свои достижения, увидеть, что нового разработано в других странах. В 2002 г. с большим успехом прошла выставка разработок СО РАН в столице провинции Китая — Ляонин, в городе Шеньяне. На крупнейшей в мире Ганноверской промышленной ярмарке последние 10 лет ежегодно формируются информационные стенды Новосибирской, Томской областей, Ассоциации «Сибирское соглашение». Участие в них позволило привлечь в сибирские регионы современные технологии.

Заметным событием стал визит в Германию делегации Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», посетившей Мюнхен, Берлин и Ганновер, Всемирную выставку «ЭКСПО—2000». На выставке прошли «Дни Сибири», которые вызывали серьезный интерес германских деловых кругов [8, с.276].

Не менее интересной формой международных связей регионов является презентация регионов страны за рубежом. Пример действенности данной формы — презентации в Италии Красноярского края и Новосибирской области [7]. По результатам презентаций в Милане был подписан Меморандум о сотрудничестве Новосибирской области и области Ломбардия [9]. В июне 2003 г. состоялась презентация Сибирского федерального округа в Риме, в ходе которой были установлены деловые контакты с Союзом промышленников и предпринимателей области Кампания. Подписан Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между деловыми кругами области Кампания и Сибирским федеральным округом [10].

Субъекты Сибирского федерального округа приобретают опыт осуществления международных связей, изучение, обобщение и распространение которого принесет пользу регионам и государствам.

Литература

1. Плотникова О.В. Новосибирск в системе международных отношений. Перспективы развития // Сибирский международный. 2001. № 3. С.14-17.

2. Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. А.Г. Гранберга М., 2001. С.20.

3. Экономика внешних связей России / Под ред. А.С. Булатова М., 1995.

4. Текущий архив Представительства МИД РФ в СФО (г. Новосибирск). 2004 г.

5. Российский статистический ежегодник. / Стат. сб. Госкомстата России. М., 1999. С.543.

6. Регионы России: социально-экономические показатели. М., 2003. С.31.

7. Текущий архив Представительства МИД РФ в СФО (г. Новосибирск). 2002 г.

8. Драчевский Л.В. Международные и внешнеэкономические связи Сибирских регионов: опыт становления и развития // Дипломатический вестник. 2003.

9. Текущий архив Администрации Новосибирской области. Управление международными и межрегиональными связями. 2002 г.

10. Текущий архив Представительства МИД Российской Федерации в Сибирском федеральном округе (г. Новосибирск). 2003 г.


1 Внешнеэкономическая политика – это целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда [3, с.130].

2 Внешнеторговая политика – это регулирование государством экспортных и импортных операций [3, с.136].

Written by admin

Март 10th, 2017 | 3:38 пп