Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Органы власти и профсоюзы: пути взаимодействия

Валерий ВАСИЛЬЕВ — кандидат юридических наук, доцент Челябинского института (филиала) УрАГС, заслуженный юрист РФ

Профсоюзы имеют право на жизнедеятельность, если они защищают трудовые права и интересы членов профсоюзов. Это вытекает из ст. 370 Трудового кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона «О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности» от 12 января 1996 г. Конституционное, трудовое законодательство дает возможность выделить наиболее важные права человека, которые могут быть значительно полнее реализованы при объединении работников в профсоюзы. Они проявляются в сфере труда, в социальных сферах, в области гражданских и политических прав [1].

Профсоюзы независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В соответствии со статьей 5 названного закона запрещается вмешательство этих органов и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь ограничение их прав.

Профсоюзы способны осуществлять защиту от государственных органов, когда речь идет о нарушении прав общественных объединений или членов профсоюзов. Формы влияния на государственные институты предусмотрены, помимо федерального закона о профсоюзах, федеральными законами РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г., «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. и др. Так, ст. 11 федерального закона о профсоюзах предусматривает следующее:

1. Проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций).

2. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Примером реализации сказанного может служить разработка Трудового кодекса РФ, осуществлявшаяся с участием российских объединений профсоюзов.

С другой стороны, можно говорить о том, что государство влияет на деятельность профсоюзов. Во-первых, оно определяет пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов с учетом интересов работников, общества. Законы, наделяющие профсоюзы определенным комплексом прав, порождены государством.

Во-вторых, в тех случаях, когда профсоюзные объединения становятся юридическими лицами, они должны пройти государственную регистрацию. Регистрация — не разрешение, а признание правоспособности образованного объединения (ассоциации), наделение его правами юридического лица [2].

Органы юстиции не вправе контролировать деятельность профсоюзов, отказывать им в регистрации. Но если при регистрации в уставах объединений (ассоциаций), о которых идет речь, выявлены положения, противоречащие законодательству, они вправе предложить устранить выявленные недостатки либо сделать представление в органы прокуратуры на предмет принесения протеста на уставы (положения) профобъединений.

Кроме того, заключая трехсторонние соглашения, общественные объединения, наряду с другими сторонами (в том числе с органами исполнительной власти), принимают на себя обязательства по их выполнению.

Вопросы представительства в сфере социального партнерства регулируются международным законодательством. Принятая в 1981 г. Конвенция МОТ «О содействии коллективным переговорам» содержит механизм социального партнерства на различных уровнях — федеральном, отраслевом, региональном. Это усматривается из ст. 7 Конвенции, предусматривающей, что меры, принимаемые государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных договоров, являются предметом предварительных консультаций, а также соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся. Опыт социального партнерства в Челябинской области показал, что, несмотря на экономические трудности, удалось добиться решения ряда ключевых вопросов в социальной сфере.

В Региональном соглашении между правительством Челябинской области, региональным объединением работодателей «ПРОМАСС» и областной Федерацией профсоюзов содержатся обязательства сторон, предусматривающие:

* предотвращение массового высвобождения работников, разработку мер по уменьшению численности работников, подлежащих увольнению (приостановке найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.);

* содействие высвобождаемым работникам предприятий — банкротов в трудоустройстве на вновь образуемых предприятиях на базе имущества ликвидируемых предприятий при сохранении их профильности.

В соответствии с Соглашением работодатели приняли на себя обязательство осуществлять целевую подготовку молодых специалистов (рабочих) непосредственно на рабочих местах, в учреждениях начального, среднего и профессионального высшего образования на условиях договоров, заключаемых работниками и работодателями.

В условиях нестабильности на рынке труда, притока в области иностранных рабочих такая работа крайне необходима.

Следует отметить, что состав общественных отношений, регулируемых трудовым правом, включает и такие отношения, которые не получили прямого урегулирования в законодательстве Российской Федерации о труде, хотя они существуют в реальной жизни. К ним относятся, например, отношения по социальному (социально-бытовому) обслуживанию, регулируемые в масштабе отдельных отраслей и организаций коллективными договорами и соглашениями, а в международном — нормативными актами ООН и МОТ, а также актами региональных международных организаций, в частности Совета Европы и СНГ. Экономические реалии настоящего времени настоятельно требуют усиления социальной ориентации рыночной экономики за счет увеличения вложений в «человеческий капитал» — в развитие образования, здравоохранения, жилищно-бытовое строительство и т.п. В этом случае в процесс труда будут активно включаться образованные и высококвалифицированные работники, которые, имея необходимые социально-бытовые условия и ведя здоровый образ жизни, способны резко ускорить развитие российской экономики [3].

Заслуживает обсуждения вопрос об урегулировании разногласий, которые возникают между сторонами партнерства в ходе переговорных процессов. Помимо использования правовых средств, предусмотренных статьями 398-418 Трудового кодекса РФ, используются и другие меры — общественное воздействие, посредничество и др. Так, в Свердловской области практикуется проведение областных профсоюзных собраний, которые принимают решения с оценкой работы органов исполнительной власти, объединений работодателей по выполнению требований профсоюзов. В Челябинской области складывается практика обращения за консультациями, экспертными заключениями к известным ученым, специалистам. Документы такого характера использовались Федерацией профсоюзов в обоснование своей позиции в диалоге с администрацией Челябинска о снижении тарифов на коммунальные услуги, в ходе подготовки предложений правительству области по вопросу об управлении здравницами и т.д.

Нередко возникают вопросы о соотношении договоров и соглашений различных уровней, обязательности договоренностей, закрепленных в вышестоящем правовом документе для низовых звеньев. Закон «О коллективных договорах и соглашениях» не содержит исчерпывающего ответа на этот вопрос. В нем указано, что в случаях, когда на работника распространяется действие различных соглашений, действуют наиболее благоприятные для работников условия соглашений (ст. 22).

Правильнее было бы исходить из того, что в договоренности, достигнутые на более высоком уровне, могут быть внесены «дополнения» на нижестоящем уровне, если они не ухудшают положение работников. Целесообразно внесение соответствующих изменений в Закон «О коллективных договорах и соглашениях». Аналогичные нормы содержатся в законодательстве других стран, например, во Франции [4].

В ряде случаев органы исполнительной власти в регионах с учетом положительных результатов реализации ранее принятых соглашений принимают постановления, содержащие меры по реализации действующих договоренностей.

Например, правительство Челябинской области 20 мая 2004 г. приняло Постановление «О взаимодействии между правительством Челябинской области и Федерацией профсоюзов Челябинской области в сфере социального партнерства». В нем отмечена необходимость коллективных договоров и соглашений в организациях всех форм собственности, отраслевых тарифных соглашений — во всех отраслях экономики области, территориальных соглашений в городах и районах. Кроме того, главам муниципальных образований, руководителям организаций рекомендовано обеспечить создание надлежащих условий для осуществления уставной деятельности профсоюзных организаций.

Заслуживает внимания вопрос об особенностях взаимодействия объединений работников с органами представительной власти. До недавнего времени профсоюзы зарубежных стран использовали теорию «чистого тред-юнионизма». Профсоюзы не хотели связывать себя участием в политической борьбе, а предпочитали внешнее воздействие на законотворческий процесс. В последние годы положение изменилось. Профсоюзы ряда стран, в том числе Восточной Европы, проводят в парламент своих представителей [5]. Профсоюзные лидеры при взаимодействии с парламентом стремятся добиться принятия таких законов, которые способствовали или обеспечивали бы гарантии трудовых и социально-экономических прав трудящихся.

Как показывает практика взаимодействия профсоюзов с органами представительной власти в Уральском регионе, общественные объединения используют как внешнее воздействие на процесс законотворчества, так и внутреннее, то есть через своих представителей-депутатов.

С учетом отставания нормотворчества в области трудовых отношений сегодня не приходится говорить о необходимости участия профсоюзов в законотворческой деятельности. В Свердловской и Челябинской областях по инициативе и при участии областных федераций профсоюзов Законодательными собраниями были приняты законы, позволившие значительно повысить уровень социальной защищенности работников. Речь идет об областных законах о социальном партнерстве, правах профсоюзов, охране труда и др. Такая практика получила широкое распространение в ряде других регионов.

Одной из форм взаимодействия профсоюзов с представительными органами власти является направление обращений профсоюзных объединений и организаций по наиболее актуальным вопросам. Речь в них может идти как об отдельных направлениях в развитии экономики, так и об экономической политике в целом, осуществляемой в масштабах страны либо региона, о проектах кодексов, законов и других документов юридического характера, затрагивающих социально-трудовые права членов профсоюзов. Обращения могут быть адресованы индивидуально каждому депутату либо органу законодательной власти. Их правовой основой являются положения статей 33, 45, 46 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».

В соответствии со ст. 33 Основного Закона Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Названная статья получила свое развитие в уставах субъектов Федерации, органов самоуправления. Так, в ст. 51 Устава муниципального образования «Редвинский район» Свердловской области закреплено:

«…Группы граждан (не менее 200 человек) имеют право на нормотворческую инициативу по предметам ведения района. Проекты нормативных правовых актов по вопросам местного значения подлежат обязательному рассмотрению в течение трех месяцев с момента их официального внесения в Думу на открытом заседании с участием представителей инициаторов правотворческой инициативы» [6].

В условиях развития рыночных отношений актуальным является развитие многоплановости института представительства. Это способствует усилению защитной функции общественных объединений, повышению уровня социальной защищенности работников.

Литература

1. Крылов К.Д. Законодательство России о профессиональных союзах. М., 1996. С.114-118.

2. Гриценко Н.Н., Снигирева И.Ю., Шалаев С.А. Закон РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с постатейными комментариями. М., 1996. С.38-43.

3. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003. С.12-13.

4. Можаев В.Е. Противоборство и сотрудничество. М., 1994. С.115.

5. Гайнулина Ф.И. Парламентская и внепарламентская деятельность профсоюзов. Республика Татарстан. М., 1997. С.8-9.

6. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997. С.287.

Written by admin

Март 10th, 2017 | 3:38 пп