Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Профессия — государственный служащий

Начатая в 1-ом номере журнала «ГС» (2005 г.) новая рубрика привлекла внимание читателя: редакция получила немало вопросов, связанных со вступившим в силу 1 февраля с.г.

Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Наиболее часто повторяющиеся вопросы из нашей почты мы попросили прокомментировать начальника департамента по вопросам реформирования и развития государственной службы Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы А.С. Карпенко.

Профессия — государственный служащий

ГС: Анастасия Степановна, после вступления в силу с 1 февраля 2005 года Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к нам стали поступать обращения читателей по самым разным вопросам, касающимся практики его применения. На основе закона уже издан ряд указов Президента Российской Федерации, готовятся следующие. Как и когда в полной мере заработает закон?

— Закон, как Вы заметили, уже действует, а значит, он уже должен исполняться. Порядок его вступления в силу предусматривает, что лишь отдельные положения закона будут применяться по мере издания соответствующих нормативных правовых актов. Так, по ряду первоочередных вопросов, касающихся проведения конкурса, аттестации, заключения служебного контракта, уже приняты указы Президента Российской Федерации. Хотелось бы обратить внимание на то, что они вступили в силу одновременно с самим законом о гражданской службе.

Положения закона, касающиеся должностных окладов и окладов за классный чин, вступят в силу одновременно с указом Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих, который в настоящее время разрабатывается, а для гражданских служащих субъектов Российской Федерации — должен быть определен законами и иными нормативными правовыми актами на данном уровне. Еще пример. Норма о передаче в доверительное управление приносящих доход ценных бумаг, акций (долей участия в уставных капиталах организаций) гражданского служащего вступит в силу после определения организации, уполномоченной государством осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами.

ГС: Какие в настоящее время подзаконные акты являются приоритетными, т.е. принятие которых планируется в ближайшее время?

— Прежде всего, это указы Президента Российской Федерации о реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, о кадровом резерве на государственной гражданской службе, о денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, о договоре на подготовку государственного гражданского служащего, об органе управления государственной службой и ряд других. Кроме того, сейчас готовятся и должны быть приняты постановления Правительства Российской Федерации, которыми будут утверждены порядок и условия предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный рабочий день; порядок и условия получения федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилой площади; государственный заказ на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих и др.

Не перечисляя названий всех документов, замечу, что сроки их принятия предусмотрены планом, который утвержден межведомственной рабочей группой по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления. Уже к следующему году должна быть завершена разработка большинства актов подзаконного регулирования. Хотя, как Вы понимаете, здесь оказывают влияние не только факторы формально юридического или технического свойства: необходимо финансовое обеспечение многих вопросов. Принятие этих документов обязательно должно быть синхронизировано с бюджетными возможностями в текущем году и в последующие годы.

ГС: В законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не установлен порядок присвоения классных чинов служащим, замещающим должности на определенный срок. Как решен этот вопрос?

— Порядок присвоения классных чинов для всех федеральных государственных гражданских служащих установлен Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим». Этот порядок распространяется на все категории должностей гражданской службы.

ГС: Каким будет порядок присвоения классных чинов государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, замещающим должности гражданской службы высшей и главной групп?

— Классные чины государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации, замещающим должности гражданской службы высшей и главной групп, будут присваиваться в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Соотношение классных чинов федеральной гражданской службы и классных чинов гражданской службы субъектов Российской Федерации будет установлено указом Президента Российской Федерации.

ГС: А что будет с классными чинами, которые имеют государственные служащие судов общей юрисдикции?

— Это зависит от того, к какому виду государственной службы будет отнесена их служебная деятельность. Сейчас рассматриваются обоснованные предложения о включении ряда должностей перечисленных служащих в разрабатываемый реестр должностей федеральной государственной гражданской службы. Пока же те квалификационные разряды, которые ранее были присвоены федеральным государственным служащим судов общей юрисдикции, считаются соответствующими классным чинам государственных гражданских служащих Российской Федерации, согласно таблице соответствия, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 113 от 01.02.05.

ГС: В статье 53 Закона, где говорится о дополнительных государственных гарантиях гражданских служащих, есть пункт 5, в котором указаны «иные государственные гарантии», т.е. предполагается открытый их перечень. Может ли субъект Российской Федерации за счет своего бюджета установить дополнительные гарантии?

— Безусловно, применение этой нормы позволяет реализовать дополнительные возможности в каждом конкретном субъекте Российской Федерации с учетом сложившейся социально-экономической ситуации. Но поскольку это бюджетная тема, то требуется и соответствующий уровень нормативного регулирования.

ГС: Много вопросов вызывает должностной регламент, в соответствии с которым будет осуществляться деятельность гражданских служащих. В частности, не приведет ли включение в должностной регламент перечня вопросов, по которым гражданский служащий вправе самостоятельно принимать управленческие решения, к возможному пересмотру штатного расписания государственных органов и сокращению численности госслужащих?

— Прежде всего отмечу, что должностной регламент призван повысить эффективность исполнения государственным гражданским служащим должностных обязанностей, обеспечить его права, определить ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, а также, что немаловажно, способствовать дебюрократизации государственного аппарата, предотвращению злоупотреблений и коррупции.

Действительно, должностной регламент государственного служащего будет включать в себя также перечень самостоятельно принимаемых гражданским служащим решений, а также сроки рассмотрения и процедуры принятия решений в зависимости от функциональных особенностей замещаемой должности и сферы ведения государственного органа. С учетом положений должностного регламента будет проводиться конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы или на включение в кадровый резерв для замещения должности в порядке служебного роста, а также оценка деятельности государственных служащих.

Институт должностных регламентов является новым для государственной службы и требует глубокого научного анализа и методического обеспечения. Увязывать же вопросы оптимизации численности государственных служащих и введения должностных регламентов, на мой взгляд, не совсем корректно.

ГС: Каковы особенности содержания служебного контракта, что нового в его юридическом содержании?

— В Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» реализована идея о публично-правовом характере отношений, которые возникают между гражданином и государством. В этом смысле заключение служебного контракта означает, что государственный гражданский служащий — это не обычный наемный работник. По своему содержанию служебный контракт содержит ряд существенных условий, которые имеют свою специфику, свойственную исключительно публично-правовому статусу государственного гражданского служащего.

Указом Президента Российской Федерации от 16 февраля 2005 года № 159 утверждена примерная форма служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы.

Для замещения отдельных должностей гражданской службы, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством, с гражданским служащим может заключаться срочный служебный контракт от одного года до пяти лет.

Хотела бы обратить внимание на то, что служебный контракт является документом долговременного свойства, поэтому, на наш взгляд, нецелесообразно включать в него меры оперативного регулирования служебных отношений. По сути дела, служебный контракт должен заключаться на весь период профессиональной карьеры гражданского служащего и корректироваться с учетом изменения его служебного статуса. Меры оперативного регулирования служебных отношений могут быть реализованы через механизмы правил внутреннего распорядка и другие документы, касающиеся широкого круга государственных служащих. Поэтому здесь нужно подойти очень продуманно, оставляя для представителя нанимателя возможности для оперативного управления персоналом.

Трудовое законодательство будет использоваться на основе субсидиарности по отношению к законодательству о государственной гражданской службе, т.е. все, что не урегулировано Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», будет регулироваться нормами трудового права. Например, вопросы общей продолжительности рабочего времени, нерабочие праздничные и общие выходные дни, вопросы охраны труда и другие определяются Трудовым кодексом Российской Федерации.

ГС: Какие изменения намечаются в системе оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих по сравнению с Законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 1995 года? Каким образом будет определяться эффективность и результативность деятельности отдельного руководителя, органа исполнительной власти?

— В статье 50 Закона о гражданской службе эта тема решена и структура денежного содержания гражданского служащего четко прописана.

Вместе с тем по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда будет производиться в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности. Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности будут утверждены указом Президента Российской Федерации. В настоящее время такой указ разрабатывается. Хочу добавить, что программа реформирования государственной службы предусматривает и обновление законодательства по вопросам пенсионного обеспечения государственных служащих. Запланирована разработка федерального закона о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и членов их семей.

ГС: Закон содержит ряд принципиально важных норм, касающихся подготовки и дополнительного профессионального образования государственных служащих, привлечения на государственную службу молодых, квалифицированных кадров. Каким видится механизм реализации этих положений?

— Для привлечения на государственную службу выпускников высших и средних специальных учебных заведений предусмотрена возможность заключения договора на обучение между представителем нанимателя, образовательным учреждением и студентом с последующим обязательством прохождения последним государственной службы. Планируется, что отбор студентов будет проводиться на конкурсной основе.

Закон содержит также ряд новелл, касающихся обучения действующих государственных служащих, применение которых позволит нормативно закрепить основания для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку, установить прямую зависимость карьерного развития кадров с результатами получения ими дополнительного профессионального образования, ввести единый для государственных органов всех ветвей власти порядок планирования и размещения государственного заказа на дополнительное профессиональное образование государственных служащих.

ГС: Анастасия Степановна! Как, на Ваш взгляд, можно повысить престиж профессии государственного служащего?

— К сожалению, но, как говорится, это факт — в сознании многих поколений россиян господствует миф о негативной роли чиновничества. Поэтому не удивительно, что до сих пор сохраняется консерватизм и настороженность в отношении к госслужбе, работе органов государственного управления. В этих условиях многие изменения в развитии государственной службы не находят должной поддержки и понимания.

Вот почему основной целью реформы государственной службы и является повышение эффективности государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, повышение доверия граждан Российской Федерации к органам государственной власти, в том числе и за счет улучшения качества оказываемых населению указанными органами государственных услуг. Если удастся добиться таких перемен в системе государственной службы, безусловно, произойдут изменения и по отношению к государственным служащим. Успех реформы и престиж государственной службы в значительной мере зависят от профессионализма людей, работающих в органах государственной власти всех уровней.

ГС: В следующем номере мы продолжим отвечать на вопросы читателей, касающиеся практики применения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Напоминаем наш электронный адрес: mgs@ur.rags.ru

Written by admin

Март 10th, 2017 | 3:37 пп