Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов



Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

№ 83 (87) апрель 2007 г.

В центре внимания ректората и руководителей структурных подразделений Академии в прошедшем году находились вопросы, связанные с повышением уровня предоставляемых образовательных услуг. Значительные усилия сотрудников были направлены на развитие образовательной и научной деятельности, совершенствование механизма материального стимулирования кадрового состава, создание современной материально-технической базы образовательного процесса.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКАДЕМИИ ЗА 2006 ГОД

Решение поставленных задач обеспечивалось путем проведения целенаправленной работы по формированию необходимого объёма средств из различных источников финансирования, а также постоянного контроля их рационального использования. Плавным документом планирования явился финансовый план, в котором представлены доходы и расходы.

В 2006г. Академия финансировалась из нескольких источников.

В 2006 году работа по привлечению внебюджетных средств велась активнее, чем в 2005 году. Общий рост поступлений от внебюджетных источников в 2006 году составил 29,4 % против 18,3 % в 2005 году.
В прошедшем году наиболее динамично развивающимися направлениями были: платная образовательная деятельность, платные мероприятия с текущим проживанием в гостиничном комплексе, хозрасчетная наука.

Особо следует отметить платную образовательную деятельность, поступления от которой за отчетный период выросли на 45,8% по сравнению с 2005 годом. Доходы от этого вида деятельности в абсолютной величине составили 286,2 млн руб.

В 2006 году наметился значительный позитивный сдвиг в проведении научно-исследовательских и хоздоговорных работ. Их выполнено на сумму 25,6 млн рублей (рост к 2005 г. — 113% ). В этом виде деятельности в первую очередь следует отметить кафедру ак-меологии и психологии профессиональной деятельности, МИГСУ, Управление аспирантуры и докторантуры, кафедру государственного управления и правового обеспечения государственной службы, Институт госзакупок.

Продолжается устойчивая тенденция снижения доли поступлений средств от сдачи в аренду свободных от учебного процесса помещений в общем объёме доходов Академии: в 2004    году доля арендных поступлений составляла 25,6%, в 2005 году -21,5 %, в 2006 году — 19,5 %.

Академические расходы в отчетном году возросли на 18%. Основная часть расходов (57,5%) была направлена на оплату труда сотрудников. Дополнительные выплаты к основной бюджетной зарплате в 2006 г. по сравнению с 2005    г. в целом по Академии увеличились на 24,9 млн руб., или на 15,8%. Для стимулирования деятельности ППС выплачивались дополнительные ежеквартальные премии кафедрам за работу с платным контингентом студентов, аспирантов, соискателей и стажёров. В результате рост дополнительных выплат на кафедрах составил 29,4%.

Из общего объема прибыли, полученной от предпринимательской деятельности в 2005 году, 21,5 млн руб. направлены на дотацию расходов на питание, оплату дополнительных отпусков, выплату материальной помощи, на санаторно-курортное лечение, доплаты за путевки в ЗУОК «Солнечный» и на медицинское обслуживание сотрудников Академии.

В 2007 году перед коллективом стоят серьезные задачи принципиально нового характера. Предстоит значительно расширить номенклатуру предоставляемых услуг, не только образовательных, но и социальных. В связи с переходом на 3-летнее бюджетное планирование появилась возможность достаточно четко оценить перспективы будущего. Сотрудниками финансово-экономических служб проводится большая работа по разработке детального перспективного плана материально-технического и социального развития Академии.

Чтобы решить стоящие перед Академией новые задачи, обеспечить ее успешное функционирование в меняющихся условиях, необходимо придать грядущим переменам и делам не только созидательный, но и динамичный характер. Без сомнения, в Академии имеется такой потенциал. Научно-педагогические кадры и сотрудники с честью справятся с любой задачей.

Таблица 1. Структура текущих доходов в 2006 году.

Общий объем доходов (млн руб) 996,9
Федеральный бюджет 2006г. (млн руб.) 331,9
% от общего объема 33,3
Рост к предшест. году, в % 22,9
Дополнительное финансирование 2006г. (млн руб.) 126,5
% от общего объема 12,7
Рост к предшест. году, в % 17,0
Внебюджетные источники 2006г. (млн руб.) 538,5
% от общего объема 54,0
Рост к предшест. году, в % 36,0

Таблица 2. Структура расходов Академии.

Наименование расходов 2005 (млн руб.) 2006 (млн руб.) Рост

2006 к 2005, в %

Расходы на оплату труда с начислениями 392,5 515,2 +31,2
Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 31,4 40,3 +28,3
Транспортные услуги 1,5 2,0 +33,3
Оплата услуг связи 15,9 13,3 -16,3
Оплата коммунальных услуг 29,3 33,8 + 15,4
Прочие текущие расходы 92,8 90,4 -2,6
Трансферты населению 6,2 6,2
Приобретение оборудования и капитальное строительство 86,4 86,6
Капитальный ремонт 111,1 117,9 +6,1
ИТОГО 767,1 905,7 +18,0

В.И. Плакся — первый проректор РАГС

 

Кафедра истории российской государственности РАГС: вчера, сегодня, завтра

Кафедра отмечает свой 60-летний юбилей. История кафедры началась в 1946 г., когда была создана Академия общественных наук при ЦК КПСС. В послевоенные годы в органах власти ощущалась острая нехватка квалифицированных кадров. По решению ЦК ВКП(б) от 2 августа 1946 г. создавалось новое высшее учебное заведение — Академия общественных наук.
Большое внимание в подготовке теоретических работников уделялось историческому образованию. В составе Академии было создано несколько исторических кафедр: истории СССР, всеобщей истории, истории ВКП(б), истории русской и западноевропейской философии. В Академию были приглашены на работу ведущие ученые: академики Е.С.Варга, В.П.Потемкин, С.Д.Сказкин, член-корреспондент АН СССР Л.А.Леонтьев, доктора наук П.Н.Поспелов, П.Н.Федосеев, Г.Ф.Александров.

Но и на этом фоне кафедра истории СССР выделялась своим поистине звездным составом. Ее возглавил академик Б.Д.Греков, директор Института истории АН СССР, профессорами кафедры стали сотрудники этого института академик И.И.Минц, члены-корреспонденты С.В. Бахрушин и А.М.Панкратова, доктора исторических наук А.Л.Сидоров, М.В.Нечкина, Н.М. Дружинин. При подборе преподавателей приоритет отдавался профессиионализму, а не партийности. Греков, Бахрушин, Нечкина и Дружинин были беспартийными.

Академия общественных наук была особым учебным заведением. Сюда принимались члены ВКП(б) в возрасте до 40 лет с законченным высшим образованием, проявившие способности к научной работе, имевшие опыт преподавательской, научно-литературной и лекторско-пропагандистской работы. Аспиранты обеспечивались высокой стипендией (1800 рублей в месяц), льготами в снабжении продуктами и промтоварами, а также медицинским обслуживанием. Хорошая стипендия и привилегии давали возможность аспирантам в трудные послевоенные годы не тратить время на дополнительные приработки, а полностью сосредоточиться на учебе и написании диссертации.

Учебный план был чрезвычайно насыщенным. В работе с аспирантами Академии кафедра опиралась на традиции университетского образования и опыт Института истории АН СССР. При кафедре был создан кабинет истории СССР с книжным фондом в 2,5 тыс., который в основном обеспечивал подготовку аспирантов к сдаче кандидатского минимума по специальности.

Первый набор на кафедру составил 30, второй -18 человек. Большинство аспирантов кафедры непосредственно перед поступлением работали в партийных, комсомольских и советских органах. Это давало основания для направления их в Академию.

Уже в первый учебный год, 1946/47, на кафедре было защищено 10 диссертаций, на следующий год — 31.

После смерти Сталина встал вопрос о существенной перестройке работы Академии общественных наук. Комиссия ЦК предлагала сократить набор со 100 до 60-70 чел. и упразднить несколько кафедр, в том числе кафедры истории СССР и всеобщей истории. В результате кафедру истории СССР удалось отстоять, а кафедра всеобщей истории была объединена с кафедрой международных отношений. В последующие годы вопрос о закрытии кафедры истории СССР поднимался неоднократно. Но всякий раз руководство кафедры и Академии отстаивало необходимость ее сохранения.

На всем протяжении истории кафедры к преподавательской деятельности на ней привлекались ведущие советские историки. В разные годы кафедру возглавляли академики А.М.Панкратова (одновременно она работала главным редактором журнала «Вопросы истории»), М.В.Нечкина (старший научный сотрудник Института истории АН СССР), М.П.Ким (зав.отделом Института истории), член-корреспондент АН СССР П.А.Жилин (зам.главного редактора «Военно-исторического журнала»). В конце 1970 г. было принято решение о сокращении совместителей и увеличении числа штатных сотрудников Академии. В штат кафедры из Института истории перешел Л.С.Гапоненко, который в 1971 г. стал первым штатным руководителем кафедры.

Ежегодно на кафедре обучалось 25-30 аспирантов, в том числе иностранных. Ученые кафедры вели активную научно-исследовательскую работу. Л.С.Гапоненко, И.И.Минц, М.П.Ким, К.В.Гусев являлись членами редколлегий ведущих научных исторических журналов «История СССР» и «Вопросы истории». К.В.Гусев многие годы работал заместителем председателя ВАК СССР и заместителем директора ИМЛ при ЦК КПСС.

Немало выпускников кафедры стали крупными партийными и советскими работниками.

Около сорока выпускников кафедры защитили докторские диссертации и были избраны членами академий наук союзных республик. В разные годы на кафедре истории СССР АОН учились и защищали диссертации: ректор Тартуского университета А.В.Кооп, главный редактор журнала «Вопросы истории КПСС» В.И.Касьяненко, ректор Высшей школы профдвижения Г.В.Шарапов, директор издательства «Мысль» В.И.Погудин, директор Литературного института П.С.Фатеев, директор НИИ культуры РСФСР Т.А.Кудрина, директор издательства «Наука» В.М.Водолагин, заведующие отделами Института российской истории РАН Г.А.Трукан и Ю.Н.Жуков, почетный ректор РГГУ Ю.Н.Афанасьев.

В годы перестройки кафедра активно включилась в обсуждение острых дискуссионных вопросов советской истории и перспектив развития страны. В 1987 г. кафедру возглавил Г.А.Гераси-менко. Был организован методологический семинар «Перестройка и проблемы исторической науки», вводились новые спецкурсы. Кафедра стремилась быстро реагировать на дискуссионные вопросы и исторические проблемы, возникавшие в массовом общественном сознании. В марте 1989 г. кафедра подготовила предложения по совершенствованию работы АОН. Особое внимание обращалось на необходимость улучшения гуманитарной, в частности исторической, подготовки слушателей. Кафедра предлагала отказаться от номенклатурного принципа набора в Академию и перейти на конкурсный, дать возможность общественным организациям, в т.ч. неформальным, ходатайствовать о приеме.

Постановление ЦК КПСС от 7 марта 1991 г. «О реформе высших научных и учебных заведений КПСС» дало старт кардинальной реорганизации АОН. На базе существующих кафедр и подразделений создавались новые институты и центры. В ноябре того же года по распоряжению Президента РСФСР началось создание новых структур для подготовки управленческих кадров. Вместо упраздненной Академии общественных наук была организована Российская академия управления.

6 июня 1994 г. Указом Президента РФ была учреждена Российская академия государственной службы. На нее возлагались функции учебно-методического, научного и информационно-аналитического центра по проблемам государственной службы, а также управления системой подготовки и повышения квалификации госслужащих. Важная роль в реализации этих функций принадлежит кафедре истории российской государственности.

В 1997 г. кафедру истории российской государственности возглавил Р.Г.Пихоя. Продолжая традиции, накопленные за шесть десятилетий, кафедра активно сотрудничает с ведущими научными учреждениями, вузами и архивами Москвы, привлекая к преподавательской работе ведущих специалистов институтов российской и всеобщей истории РАН, ВНИИДАД, исторического факультета МГУ, РГГУ, московских педагогических университетов, РГАНТД, ГАРФ, РГАСПИ.

Кафедра ведет подготовку кандидатов и докторов наук в аспирантуре и докторантуре. За последние десять лет на кафедре была введена новая специализация «Государственное управление и идеологические процессы» в рамках специальности «Государственное и муниципальное управление», а также организована подготовка по новым специальностям: «История» и «Документоведение и документационное обеспечение управления».

Кроме того, кафедра принимает участие в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров государственных служащих по всем формам обучения и обеспечивает повышение квалификации по целому ряду программ.

За 2000-2006 годы учеными, аспирантами, докторантами и соискателями кафедры подготовлены и изданы учебники, учебные пособия, коллективные монографии и сборники статей: История государственного управления в России. Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2002; Проблемы отечественной истории. Сб. научных статей. Вып. 6-9. М. Изд-во РАГС, 2000-2006; История государственного управления в России. Хрестоматия. М.: Изд-во РАГС, 2003; Отечественная история. Учебник. М.: Изд-во РАГС, 2005; История и философия отечественной исторической науки. Учебное пособие М.: Изд-во РАГС, 2006; АВТОВАЗ между прошлым и будущим. История Волжского автомобильного завода. 1966-2005. М.: Изд-во РАГС, 2006; Государственность России: идеи, люди, символы. М.: Изд-во РАГС, 2007.

В преддверии Международного дня интеллектуальной собственности О сотрудничестве Роспатента и РАГС.

Сотрудничество наших организаций началось с подписания Соглашения, которое было заключено между Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и Российской академией государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Цель Соглашения — сотрудничество в области развития интеллектуальной собственности, повышение уровня подготовки государственных служащих, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Академии в сфере интеллектуальной собственности, распространение знаний в области интеллектуальной собственности в регионах России, а также совместная организация конференций и дискуссий по актуальным вопросам в сфере интеллектуальной собственности.

Соглашение было подписано Б.П. Симоновым — руководителем Роспатента и В.К. Егоровым — президентом-ректором РАГС.

Соглашение носит базовый характер и предполагает возможное внесение дальнейших дополнений, а также заключение дополнительных соглашений и договоров, что даст возможность предположить дальнейшее развитие более тесного сотрудничества наших организаций.

В рамках Соглашения в преддверии Международного дня интеллектуальной собственности перед слушателями РАГС выступил руководитель Роспатента Б.П.Симонов.

Касаясь вопросов интеллектуальной собственности, нельзя обойти вниманием такое событие, как празднование Международного дня интеллектуальной собственности, который отмечается во всём мире 26 апреля.

Генеральная ассамблея Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) на своем заседании в сентябре 2000 года приняла решение об учреждении этого праздника. Международный день интеллектуальной собственности предоставляет возможность подчеркнуть значение инноваций в повседневной жизни человека и совершенствовании общества. Патенты, товарные знаки, авторское право и смежные права как результат творчества и знаний являются мощными инструментами содействия экономическому и культурному развитию.

Наибольшее распространение этот праздник получил, конечно, в странах-участницах ВОИС. ВОИС и ее государства-члены ежегодно отмечают Международный день интеллектуальной собственности, проводя приуроченные к этой дате встречи, мероприятия и кампании. Их цель — добиться лучшего понимания широкой публикой того, что реально представляет собой интеллектуальная собственность, и показать, каким образом система интеллектуальной собственности способствует не только развитию музыки, искусства и индустрии развлечений, но и созданию товаров и инновационных технологий, которые определяют лицо окружающего мира.

В ежегодном послании Генерального директора Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) Камила Идриса по случаю Международного дня интеллектуальной собственности, отмечающегося в 2007 г., говорится о том, что этот год пройдёт под девизом — поощрение творчества.

Для многих людей связь между интеллектуальной собственностью и творчеством совсем не очевидна. Слово «творчество» ассоциируется с миром художников и музыкантов, поэтов и мыслителей.

Поощрение творчества — признание и вознаграждение творческих и инновационных талантов, на которых строится существование нашего мира и наше будущее, — этим целям служит интеллектуальная собственность. Этими целями руководствуется в своей работе ВОИС.

Эти слова Генерального директора ВОИС подтверждают важность интеллектуальной собственности во всём мире. И в свете этого сотрудничество наших организаций в сфере интеллектуальной собственности обещает быть полезным обеим сторонам. Огромный образовательный опыт РАГС и преподавательские возможности сотрудников системы Роспатента позволят поднять уровень осведомлённости представителей государственных структур и всех заинтересованных граждан в такой важной и современной отрасли знания, как интеллектуальная собственность, а это, в свою очередь, поднимет престиж государственных служащих и, следовательно, в их лице — всего государства.

А. Панченко — референт Федеральной службы по интеллектуальной собственности

Орбита РАГС

15 марта с.г. Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы в Петрозаводске совместно с Петрозаводским государственным университетом провели международную научно-практическую конференцию «Электронное правительство» — информационный ресурс развития системы государственного управления и институтов гражданского общества» при поддержке и участии Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

В рамках работы международного форума, участниками которого были зарубежные гости, представители органов государственной и муниципальной власти РК, региональных высших учебных заведений и северо-запада Российской Федерации, общественных организаций и движений Республики Карелия, обсуждался широкий спектр вопросов, нацеленных на:

—    обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации;

—    активное внедрение новых информационных технологий по формированию эффективной системы обратных связей между структурами власти и управления и институтами гражданского общества;

—    объективное информирование российских граждан о деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления;

—    широкое использование позитивного зарубежного опыта по внедрению «электронного правительства» для развития системы государственного управления и институтов гражданского общества.

Презентация

27 марта в Академии состоялась презентация монографического исследования «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Сравнительный анализ» (автор проекта — Н.Е. Боревская руководители проекта — В.П. Борисенков, Чжу Сяомань).

В обсуждении книги участвовали: Г.А. Балыхин — руководитель Федерального агентства по образованию, В.П.Бо-рисенков — вице-президент Российской академии образования, ответственные работники МИД РФ, Чжан Синь Шэн -заместитель министра образования КНР, официальные лица Посольства КНР, академики РАН В.С. Мясников и М.Л Тйторенко, В.П. Чичканов — проректор по научной работе — директор ИНИИ, ведущие специалисты в области педагогики и образования и др.

Представленный вниманию научной общественности совместный российско-китайский проект является результатом двустороннего Соглашения о сотрудничестве в сфере образования между Российской академией образования и Центральной академией педагогических исследований КНР и посвящен Году России в Китае (2006) и Году Китая в России (2007). Книга представляет собой компаративистское исследование известных российских и китайских ученых, апеллирующее к ключевым проблемам в сфере образования.

В обращении к читателям Г.А. Ба-лыхин отметил, что подобные совместные аналитические разработки не только двигают вперед педагогическую науку и образовательные реформы, но и закладывают прочную базу для лучшего взаимопонимания двух стран, являют образцы сотрудничества в других гуманитарных сферах. Известно, что министр образования КНР Чжоу Цзи в свою очередь также дал высокую оценку проекту, считая, что в этой работе проявилось крайне заинтересованное отношение китайских и российских ученых к проблемам образования и их дружеское взаимное доверие. Проект стал продолжением глубоких историко-культурных связей между Китаем и Россией и гарантирует дальнейшее китайско-российское сотрудничество в изучении проблем образования.

По мнению академика РАО В.П. Борисенкова (руководителя проекта с российской стороны) и д.и.н. Н.Е. Бо-ревской (автора проекта), наиболее сложной в ходе работы над монографией оказалась проблема совместимости методологических позиций как авторов, так и редакторов. В ходе плодотворных творческих дискуссий ученые обеих стран проявили открытость подходов, готовность к взаимопониманию, что позволило избежать «диалога глухих», дало возможность реально услышать и понять друг друга, добиться столь принципиально важной в сравнительных исследованиях согласованности позиций и действий.

Монографическое исследование «Россия-Китай: образовательные реформы на рубеже ХХ-ХХ1 вв. Сравнительный анализ» является не только новаторским в мировой сравнительной педагогике, но и своего рода прорывом с точки зрения диалога культур двух стран, основывающегося на приоритете образования как стратегического фактора, навигатора в пространстве информационной эпохи. О перспективности и результативности этого проекта свидетельствует уже тот факт, что после выхода в свет книги в Китае (в августе 2006 года) при Центральной академии педагогических исследований был создан Центр изучения российской педагогики. Вероятно, подобный центр вскоре появится и в России, его инициаторами и организаторами станут Российская академия образования и Институт Дальнего Востока РАН.

У нас учатся Герои России

Почему Вы решили продолжить свое образование именно в Российской академии государственной службы при Президенте РФ на кафедре акмеологии и психологии образовательной деятельности?

В силу специфики моей работы я должен вовремя увидеть и спрогнозировать психическое состояние сотрудников бойцовских подразделений, при подборе на работу взять таких людей, которые будут работать эффективно, выполнять задачи, поставленные Президентом Российской Федерации — предотвращать акты терроризма и при этом избегать потерь среди личного состава. Как раз знание психологии (психологии личности, психологии коллектива, психологии своего врага) и будет помогать прогнозировать развивающиеся события и предугадывать те действия, которые могут осуществить бойцы. Хочу отметить, что бойцы подразделения -это люди неординарные, поэтому нужно подготовить их так, чтобы они действовали смело, решительно, чтобы после проведения спецопераций с риском для жизни минимизировать состояние стресса. Научить людей самим справляться со своим психологическим состоянием. Научить их психической саморегуляции при проведении боевых операций и при этом оставаться нормальными гражданами, мужьями, сыновьями, отцами.

Слушатели Академии пришли сюда учиться из различных ведомств и учреждений. Здесь и военные, и сотрудники МВД, Налоговой полиции, предприниматели, госслужащие, представители Аппарата Президента РФ. У всех одна цель — получить высшее академическое образование и работать на благо России, на укрепление России, выполнять президентские программы. Мы лучше узнаем друг друга в Академии и в результате сотрудничаем эффективнее.

Что касается военных, то есть определенный возраст, при котором они уходят на пенсию. Это 45-50 лет, и в принципе в этом возрасте человек еще может сделать для Родины много полезного. Имея второе высшее академическое образование, можно приложить свои усилия в различных отраслях народного хозяйства и на государственной службе в определенных управленческих аппаратах, воспитывать подрастающее поколение, которое должно быть намного умнее нас. Вообще, человек должен постоянно развиваться, работать над собой. Вместе с нами будут развиваться и те люди, которые находятся рядом. Мы уже прошли эту дорогу, и своих детей и подчиненных будем направлять по этому же пути, чтобы они повышали свое акме, свой образовательный, интеллектуальный уровень.

Доступно ли доступное жилье?

Российская академия государственной службы при Президенте РФ совместно с Национальной ассамблеей специалистов в области труда и социальной политики (НАСТиС) и филиалом зарегистрированного Союза«Фонд имени Фридриха Эберта» (Германия) в Российской Федерации 28 марта провели Международный симпозиум «Жилищно-коммунальный комплекс страны и национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»»- анализ развития и реализации, проблемы действия»».
Открывая симпозиум, первый проректор РАГС В.И.Плакся обратил внимание на тот факт, что сегодня в России наблюдается очевидное противоречие: с одной стороны, растет потребность в доступном и комфортном жилье, с другой — заработная плата значительно отстает от темпов роста цен на жилье.

В работе симпозиума приняли активное участие ученые, представители власти, профсоюзов, бизнеса, эксперты и специалисты. Были обсуждены такие вопросы, как функции ЖКХ и особенности его функционирования; тенденции его текущего развития; механизмы реформирования ЖКХ, в том числе на уровне муниципальных образований; рыночная модель управления в муниципальном образовании и пути формирования инфраструктуры рынка ЖКХ.

Заведующий кафедрой труда и социальной политики Н. А. Волгин, приветствуя участников симпозиума, отметил, что актуальность темы мероприятия не вызывает сомнения. Жилищно-коммунальное хозяйство — составная часть государственной социальной политики, тесно связанная с уровнем заработной платы и доходами населения.

Руководитель филиала фонда имени Эберта Маттес Бубе сообщил, что фонд возник после Второй мировой войны по инициативе социал-демократов и профсоюзов и активно занимается вопросами как жилищного сектора в целом, так и жилищным строительством. Задача заключается в поиске баланса интересов между государством всеобщего благоденствия и рыночной экономикой на основе двух принципов. Во-первых, необходимо создать стимулы для активного участия в жилищном комплексе частных предприятий. Во-вторых, основная масса населения должна обладать достаточными доходами для покупки или снятия жилья и его оплаты. А при отсутствии необходимых средств должна оказываться поддержка со стороны государства. По мнению доктора Бубе, жилищный комплекс нельзя отдавать только на откуп частного предпринимательства. Государство также должно играть активную роль.

Г.Хованская — депутат Государственной думы, дав позитивную оценку национальному проекту по жилью, отметила отсутствие в нем блока по капитальному ремонту и модернизации ЖКХ. Нет также программы по ликвидации аварийного жилья, которое уменьшается в год только на два процента. В настоящее время, по ее мнению, на первое место вышла проблема крыши над головой. Однако большинство регионов подняли плату как за жилье, так и за коммунальные услуги, которую целесообразно снизить с 22% до 15%.

Директор научных программ Независимого института социальной политики Л.Овчарова свое выступление посвятила проблеме доступности жилья для населения. 17% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума, 28% могут накопить деньги на жилье за 30 лет, 50% — за 20 лет, и только 5-7% могут свободно инвестировать доходы в жилье.

Заместитель руководителя департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Н.Федосе-ев на симпозиуме высказал мнение, что доступное жилье можно обеспечить только за счет:

— развитого рынка жилья, ориентированного на широкий круг потребителей;
—    предоставления социального жилья малоимущим;

—    создания рынка наемного жилья, который в России до 1918 г. через доходные дома обеспечивал 40% потребностей населения и которого сейчас нет.

Координатор программ Субрегионального бюро Международной организации труда для стран Восточной Европы и Центральной Азии Р.Калинченко отметила, что МОТ напрямую жильем не занимается, но оказывает содействие через реализацию программ сотрудничества, в которых важное значение имеют вопросы доходов, занятости, охраны труда, социальной обеспеченности.

Профессор РАГС Б.Ракитский отметил, что национальный проект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России» не ставит задачу в полном объеме решить жилищную проблему. Реализация проекта втянула общественность во все проблемы ЖКХ, обнажила их, что само по себе значимо.

Профессор РАГС В.Левашов высказал необходимость разработки научной теории жилищного вопроса. По его мнению, работодатель не идет на дополнительные издержки труда наемного работника. Деньги на жилье, считает он, должны быть взяты из издержек производства. Для этого необходимо увеличить зарплату в три раза, а покупательную способность — в 15 раз.

В 2006 г. в стране введено 600 тыс. квартир и индивидуальных домов площадью 50 млн квадратных метров. По статистике, на человека приходится 20 кв. метров. Ввод жилья на душу населения составляет 0,3м. Для сравнения — ввод жилья в Китае составляет один квадратный метр на человека, или
в три с лишним раза больше, чем в России.

Реализация национального проекта выявила не только недостатки жилищной политики, но и побудила людей к инициативе развития малоэтажного строительства, совершенствованию технологии строительства, снижению затрат на производство.

Особую заботу в реализации права на жилье государство, бизнес и общество должны оказывать молодой семье как залогу устойчивой демографической ситуации в стране.

Двадцатая статья Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жизнь. Гарантия права на жизнь является главной предпосылкой для реализации всех остальных прав: на свободу и личную неприкосновенность; на труд; на отдых; на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование и другие жизненно важные права. Однако жизнь человека без реализации конституционного права на жилище, закрепленного в сороковой статье Конституции, малопривлекательна. С отчего дома для ребенка начинается малая родина. Дом или квартира для семьи или отдельного человека значат очень и очень многое. Именно здесь, в родительском доме закладывается и реализуется сама жизнь человека.

Задача социального государства, каким является Российская Федерация, на данном этапе видится в объединении всех здоровых сил, заинтересованных в реализации права человека на жилище.

А.А.Зотиков — доцент кафедры труда и социальной политики РАГС

Written by admin

Февраль 11th, 2017 | 3:11 пп