Учебно-методический центр

по аттестации научно-педагогических работников ВУЗов

Главная | Философия | Обществоведение | Книги | Учебники | Методики | История | Религия | Цели и задачи

Пространство, время, экономика

Юрий АЛЕКСЕЕВ — доктор экономических наук, профессор РАГС

ИННОВАЦИОННАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ МАГИСТРАТУРЫ

Одним из направлений общественных реформ является постановка магистерской формы высшего профессионального образования. Возрастает интерес органов федерального и регионального управления, а также местной власти к специалистам новой формации; бизнес заинтересован в подготовке будущих работников именно в магистратуре. Студенты магистратуры сознательно выбирают свою будущую специальность, некоторые сами оплачивают обучение. Мотивация, связанная с получением диплома как такового, переориентируется на овладение современными знаниями и навыками, являющимися своего рода гарантией достойного материального обеспечения, соответствующих условий труда и карьерного продвижения.

Особые надежды педагогического сообщества связаны также с тем, что магистратура сможет восполнить пробелы в работе нынешних вузов, особенно не экономического профиля и коммерческих. Значительная часть их выпускников не имеет необходимых знаний и жизненного опыта, не умеет работать с фундаментальной литературой, документами и другими материалами, раскрывающими современные проблемы экономики и менеджмента. На первоначальном этапе возможна организация соответствующих пилотных проектов -спецкурсов в ряде вузов, имеющих для этого подготовленных преподавателей, магистратуру и материальноучебное оснащение.

ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ЭКОНОМИКА КАК УЧЕБНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Магистерская форма обучения распространяется, в частности, на постановку первоначально специализации, а в последующем и специальности «Пространственная экономика». Ее цели, задачи и содержание обусловлены формирующейся территориальной социально-экономической архитектурой мировой экономики, пространства СНГ, нашей страны в целом, субъектов Российской Федерации, а также городов и агломераций.

Российское руководство принимает меры для укрепления экономического пространства. Курс на образование государствами СНГ пространственной системы с рынком более чем в 300 млн потребителей будет играть главную роль в международной политике и экономике.

Важным этапом на пути к единому экономическому пространству стало заключение Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана, что позволяет экономить немалые ресурсы при продвижении грузов между странами.

Категории «пространство» и «время» являются исходными элементами в системе понятий и определений учебной специализации.

Сформировались необходимые и достаточные основания для введения в научный оборот и учебный процесс категории «пространство — время», которая является лейтмотивом в современном подходе к анализу и оценкам эволюции, а также пространственной экономики и соответствующей практики.

Интерес к пространственной проблематике в экономической истории и менеджменте возник давно и постоянно проявляется, хотя и с различной степенью остроты, масштабности, модальности и т. п. В нашей стране к середине 1980-х гг. функционировало более пятидесяти институтов, в которых преобладала региональная проблематика исследований, была налажена подготовка специалистов, созданы исследовательские учреждения. И поныне центрами научных исследований по данной проблематике являются Совет по изучению производительных сил, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Группы ученых и специалистов работают в Новосибирском академгородке, Хабаровске, Якутске, Екатеринбурге и других городах страны. Эти разработки послужили основой экономической стратегии развития производительных сил, а их рациональное пространственное размещение было ядром практической политики государства.

О новом этапе в развитии свидетельствует создание журнала «Пространственная экономика», появление разделов «Пространственная организация экономики» в ряде учебников. Раздел о формировании новой модели пространственного развития российской экономики содержится в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации 17 ноября 2008 года.

Тем не менее научная и образовательная проблематика пространственной экономики в целом пока является уделом узкого круга специалистов, о ней нет достаточной, структурированной и доступной информации, имеющаяся же посвящена главным образом текущим вопросам, интерпретация которых в СМИ политизирована и не позволяет создать целостное и достоверное представление о происходящем.

Пространственная экономика как учебная специализация должным образом еще не конституирована, не обеспечена, в частности, соответствующей системой теоретических положений, литературы и методик. Попытки «подстроить» ее под реалии, в том числе посредством издания УМК, в ряде случаев носят «косметический» характер и не затрагивают существа дела.

В последующем, на наш взгляд, интерес к пространственной экономике будет возрастать под влиянием глобализации и регионализации, реконструкции экономического пространства нашей страны, неравномерности распределения по территории России новых факторов экономического и социального прогресса и эффективности их использования, а также в связи с обострением конкурентных отношений.

Методологическими и методическими предпосылками модернизации научных исследований и учебной работы является и углубляющееся разночтение базовых категорий, в частности таких, как «регион», «региональная экономика», «региональная политика».

Предлагаемая специализация имеет ряд отличий, которые с известной долей условности можно отнести к числу инновационных. Она нацелена на интенсивное формирование и развитие у студентов пространственного мышления, т. е. высшей формы познания сущности, методов и технологий территориальной социальноэкономической организации, которые не могут быть восприняты непосредственно из практики. Исходным принято положение, согласно которому образ мышления является результатом системных образовательных мер, а также одним из основных стимулов самообразования специалистов в течение последующих десятилетий. Немаловажно и признание возрастающей ценности пространства как уникального ресурса развития.

Формирование пространственного мышления предусматривает осуществление следующих образовательных действий:

1)    ориентацию на углубленное познание фундаментальных общественно-экономических основ, прежде всего объективных законов и современных закономерностей территориальной организации общественных систем, взаимосвязи национальных законодательств, механизмов организации и самоорганизации;

2)    обобщение опыта использования новых возможностей для социального прогресса, возникающих в связи с реорганизацией экономического пространства в России, преимуществ и выгод, порождаемых разнообразием регионов в системе целостного пространства страны, ареалов ближнего и дальнего зарубежья;

3)    овладение методами научного противостояния идеям создания на территории России ряда государств, а также стратегическим установкам: «мораль вместо права», «эффективность вместо суверенитета» и др., которые все активнее внедряются в общественное сознание как в нашей стране, так и за рубежом;

4)    приобщение студентов к современной культуре владения категориальным аппаратом, инструментами экономического и организационного анализа, мониторинга, прогнозирования пространственных процессов;

5)    обогащение знаний студентов теоретическими представлениями об отдаленных и среднесрочных последствиях формирования «ядер» экономического роста и соответствующих рынков в регионах Юго-Восточной Азии, Европе и государствах исламского мира, в сферу влияния которых объективно вовлекаются регионы и промышленные комплексы России. Результаты международной конференции в Копенгагене по проблемам экологии (2009 г.), представляется, следует рассматривать как начало фазы более активного противостояния большой группы государств эгоизму развитых стран европейского и североамериканского континентов со всеми вытекающими из этого последствиями.

По мере наполнения категории «региональная экономика» современными материалами и сведениями следует ожидать дальнейшего обострения противоречий между содержанием и формулами самих понятий и определений.

Несомненно, что со временем новая сущность изучаемых процессов приобретет и соответствующую форму учебной работы, постановку новой специализации, но естественный ход событий займет много времени и сопряжен со значительными потерями в области подготовки кадров. Поэтому экспериментальная постановка в магистратуре учебного курса «Пространственная экономика» по специальности «Государственное и муниципальное управление» может с немалой пользой заменить или существенно дополнить проблематику дисциплины «Региональная экономика и управление».

ПРЕДМЕТ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Первоначальным этапом модернизации (или постановки нового) учебного курса является всестороннее обоснование его предмета. Однако остается распространенным «назывное» определение предметов исследования и познания. В научных и учебных изданиях нередко содержатся указания, что предметом рассмотрения являются экономические и управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования и развития регионов, предприятий и подобных им систем. Такая формулировка настолько широка, что не позволяет оттенить конкретику работы, оснастить ее соответствующим инструментарием, что затрудняет исследования и получение достоверных результатов.

Помимо традиционных признаков (пропорциональное и комплексное развитие, последовательность фаз экономической динамики, сочетание различных видов социально-экономической организации территорий и т.п.), предмет пространственной экономики характеризует следующие общественно-экономические явления:

■    различия в уровнях социально-экономического и общественно-политического развития, что как явление культуры в ряде случаев является самостоятельной ценностью;

■    неравномерность развития территорий государств и континентов (в том числе разновременность прохождения определенных исторических этапов, их продолжительность, различная интенсивность и т.п.), из-за чего проистекающее в одном регионе за столетия в другом может происходить за десятилетия;

■    тенденция «нивелирования», сглаживания социально-экономических различий между континентами, странами и их регионами;

■    нарастающая общность законов социального и экономического развития, формирующаяся в процессе расширяющегося взаимодействия;

■    систематическое укрепление внутренней связанности и расширение внешнеэкономической деятельности, что во многих случаях имеет высший, государственно-политический приоритет.

Основными результатами усвоения магистрантами учебных материалов первой части программы могут быть обретение навыков научного синтеза различных сведений, в совокупности раскрывающих сущность, формы, этапы становления и развития пространственной экономики; научное представление о социальных силах, векторах и механизмах ее организации; абстрагирование от всего второстепенного и малозначимого и концентрация внимания на современных причинноследственных связях и отношениях, что гарантирует работу в дальнейшем.

Квалифицированное выделение предмета пространственной экономики позволяет избежать ошибок при выполнении курсовых и дипломных проектов, магистерских, а также кандидатских и докторских диссертаций, обоснованно ставить цели и задачи исследований, а впоследствии грамотно формулировать научные результаты, органически из них вытекающие. При проведении лекций, семинаров и собеседований следование вышеприведенным ориентирам помогает раскрывать глубинные социально-экономические процессы в их пространственном измерении.

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Теоретическая общность пространственной и региональной экономики обусловлена тем, что они имеют двойственное объективное начало: «экономику» (буквально: искусство управления домашним хозяйством, получение необходимых результатов, относительно больших, чем произведенные при этом затраты) и социально-экономическое содержание категории «территория».

Всевозрастающая практическая общность заключается в их нацеленности на решение задач наилучшего использования территории в условиях глобализации, нарастания экологических ограничений, массового осознания последствий исчезновения ряда элементов традиционной ресурсной базы жизнедеятельности и т. п.

Приоритетами в развитии как региональной, так и пространственной экономики становятся: качество жизни, современная постановка образования и охраны здоровья населения; развитие науки; мощность, доступность и надежность коммуникаций; создание условий для раскрытия творческих возможностей людей; состояние природной среды; развитие новых технологических укладов и др.

С позиций исторической ретроспективы, теории общественного разделения труда, специализации и других научных концепций региональная экономика характеризует этап становления и развития пространственной экономики.

Целями научных исследований и предметом учебных занятий по курсу «Региональная экономика и управление» во второй половине XX века были факторы и закономерности размещения производительных сил, эффективность экономического районирования, методы централизованного планирования территориального развития и другие, т.е. проблемы, имеющие ключевое значение с точки зрения «внутренней» экономической организации страны. Основное внимание уделялось целостности экономического пространства стран как гаранта их безопасности и самодостаточности в широком смысле слова.Региональная экономика с точки зрения мирохозяйственной определяет положение страны в системе планетарной организации. «Сырьевой придаток», «мировой финансовый центр» и т. п. — это характеристики государств, их хозяйственных систем, базирующихся на использовании глобальных политико-экономических оценок.

Пространственная экономика проявляет свои специфические черты, природа которых обусловлена, с одной стороны, фундаментальными законами экономии, а с другой — спецификой пространственной организации производительных сил на территориях стран и континентов. При этом обменные процессы для характеристики пространственной экономики являются основными. Их масштабы стремительно возрастают, а противоречивое единство усиливается. Достаточно сказать, что при производстве товаров и услуг, их обмене, распределении и потреблении 17 развитых стран осуществляют более 90% всех трансакций, т. е. взаимодействий экономических агентов (фирм, потребителей, органов государственного управления и др.).

Содержание учебной дисциплины «Пространственная экономика» составляют преимущественно внешние взаимоотношения страны, ее регионов, связанные с целенаправленным использованием масштабных территориальных образований, в том числе имеющих статус мировых, континентальных и межгосударственных, практика которых опирается главным образом на философию и критерии рынка, а также право и нормы договоренностей на континентах.

«Сухой остаток» изучения материалов данного раздела включает положения, нацеливающие студентов магистратуры на углубленное изучение социально-экономических процессов в макрорегионах первоочередного развития, на пространстве циркумполярного бассейна, в существующих и проектируемых мегаполисах, кластерах, зонах свободной экономической деятельности и «точках роста», ареалах и центрах нового экономического освоения, территориях активного международного сотрудничества и др.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

Глубинными основаниями методологии пространственного анализа служат положения обществоведения, прежде всего философии, истории, социальных и организационных теорий, понимаемые не как набор догм, доктрин и т. п., а как способы проникновения в сущность скрытых от прямого наблюдения процессов в природе, обществе, самом познании и мышлении.

Учений (теорий), раскрывающих закономерности развития пространственной экономики, немало. Их можно классифицировать по различным основаниям: содержанию, времени зарождения, месту возникновения, странам и континентам наилучшего практического использования, приоритетам в исследованиях, месту в научном комплексе стран и др.

Основной импульс их разработок исходил и исходит от необходимости рационального использования территориального фактора (источника) экономического и социального развития.

Как направление теоретической мысли, пространственная экономика опирается на фундаментальные экономические, социальные, организационные и др. законы и специфические формы их проявления, действия и использования.

Однако научные познания о пространстве, Земле и землях, расстояниях и других основных составляющих учения о территории многими учеными игнорировались, вследствие чего соответствующие учения до конца XIX века развивались главным образом как теории «точечной» экономики, по оценке Ж.-Ф. Тиссэ, буквально на «булавочной головке». Парадокс заключается в том, что пространство и поныне практически отсутствует в экономической теории, но было и остается фундаментальным понятием естественных наук.

С позиций пространства предстоит переосмыслить природу и формы проявления ряда базовых экономических законов:

■    «эффекта масштаба», раскрывающего взаимосвязи между величиной используемых ресурсов и получаемых результатов от включения ресурсов пространства в экономический оборот;

■    монопольных цен, регулирующих перераспределение (посредством ценообразования) мирового богатства в пользу стран (и регионов), эффективно использующих свое особое (административно-институциональное или ресурсно-отраслевое) положение и присваивающих соответствующие формы ренты;

■    неравномерности экономического развития пространства, которое раскрывает первопричины возникновения различий в развитии стран, а также темпы происходящих в них изменений;

■    средней прибыли, инициирующей «перетекание» создаваемой стоимости в территории, где сосредоточены капиталоемкие отрасли производства и существует возможность максимизировать прибыль;

■    стоимости, объективно регулирующей обменные процессы и воспроизводство в целом.

Основными результатами изучения материалов раздела могут стать:

■    уяснение, что изменения ареалов пространственной экономики вызываются действием объективных и потому неумолимых законов, которые лишь в массе случайностей проявляют свою сущность;

■    обогащение научной аргументацией положения, что усиление взаимодействия стран имеет своим следствием радикальную модификацию пространственных форм проявления объективных законов и механизмов их использования;

■    развитие представлений о функциях современного государства, его участии в экономике других стран, расширении экономического пространства, поддержании отечественного бизнеса и т. п.

Written by admin

Январь 10th, 2017 | 3:25 пп